Законы и принципы эстетического воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы и принципы эстетического воспитания.



Эстетическое воспитание является еще одним основным компонентом цели образования и образовательной системы, обобщая развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов учащихся. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование профессиональных U и N. Первая группа проблем решает вопросы интеграции в эстетические ценности, а вторая - активное вовлечение в эстетическую деятельность.

Объединение задач:

- формирование эстетических знаний;

- воспитание эстетической культуры;

- овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

- формирование эстетического отношения к реальности;

- развитие эстетических чувств;

- знакомство человека с прекрасным в жизни, на природе, в работе;

- развитие необходимости строить жизнь и деятельность по законам красоты;

- формирование эстетического идеала;

- формирование желания быть красивым во всем: в мыслях, поступках, движениях, действиях, внешности.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого ученика в создании красоты своими руками; практические занятия по живописи, музыке, хореографии, участие в творческих объединениях, коллективах, студиях и т. д. (ИП Подлясы, 2000).

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Что подразумевается под законами образования? Эта концепция подразумевает устойчивые, повторяющиеся и значимые связи в образовательном процессе, реализация которых позволяет добиться эффективных результатов в развитии и становлении личности.

1. Характер образования на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами общества, что, безусловно, является его существенной закономерностью.

2. Необходимо указать еще одну важную закономерность: единство целей, содержания и методов обучения.

3. Неотделимое единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе, что также следует учитывать из законов образования.

4. Воспитание человека происходит только в процессе его включения в деятельность. Следовательно, ST Шацкий и А.С. Макаренко справедливо определил воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности студентов.

5. Образование - это стимулирование активности сформированной личности в организованной деятельности.

Основной причиной человеческой деятельности являются внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он испытывает в различных жизненных обстоятельствах и которые мотивируют его работать и работать над собой.

Искусство воспитания в этом случае заключается в том, что учитель может создавать педагогические ситуации, чтобы вызвать у учащихся такие внутренние противоречия и тем самым стимулировать их активность в различных видах деятельности. Исходя из опыта этих внутренних противоречий, человек формирует потребности, мотивы и установки, стимулы для его активной работы.

Только развивая потребность-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), можно стимулировать ее деятельность и добиться надлежащего воспитательного эффекта.

6. В процессе обучения необходимо проявлять человечность и уважение к личности в сочетании с высокими требованиями. Психологическая основа этого паттерна заключается в том, что характер отношений между учителем и образованным человеком вызывает у последних определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и напрямую влияет на его деятельность и развитие. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократией, носят гуманный характер, воспитательное влияние учителя, как правило, вызовет у учащихся положительную реакцию и стимулирует их деятельность.

В тех же случаях, когда отношения между учителем и учеником несут печать негатива, авторитаризма, образовательное влияние учителя вызовет у последнего отрицательный опыт и не будет иметь положительного образовательного эффекта.

7. В процессе обучения необходимо раскрыть перед студентами перспективы их роста, помочь им добиться успеха. Если эти цели и намерения реализованы, человек испытывает внутреннее удовлетворение, радость успеха. В тех случаях, когда поставленные цели не реализованы, она испытывает внутреннее беспокойство, разочарование и психическое напряжение. Нетрудно понять, что повторение таких неудач парализует деятельность человека, и он перестает работать над собой, теряет всякую активность. Например, ученик, который отстал в школе, вообще перестает учиться.

ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Эстетическое воспитание реализуется на основе принципов, выработанных на протяжении многих лет отечественной педагогикой. Эстетическое воспитание, его методы и средства, формы должны способствовать формированию социально активной и гармонично развитой личности, обладающей не только зачатками эстетических суждений и чувств, но и демонстрирующими высокий уровень эстетической культуры. Существует несколько групп принципов эстетического воспитания.

Принцип эстетики в жизни ученика и эстетическая организация коллектива. Способность создавать красоту в повседневной жизни не появляется сама собой. Ее нужно воспитывать с раннего возраста. Вот почему само детство должно быть красивым: яркие и привлекательные игрушки; удобная, чистая, элегантная одежда; эстетическая среда - предметы интерьера, школа, двор, этикет и порядок в школе. Доброжелательные отношения учителя и учеников, детей друг с другом. Все это вместе формирует важнейший фактор образования - эстетическую образовательную среду.

Принцип постоянства и универсальности эстетического воспитания. Эстетическое воспитание и искусство должны затрагивать студентов в любом возрасте и во всех сферах жизни. Эстетическое воспитание должно охватывать каждого - талантливого и обыденного, способного и неспособного, оно направлено на воспитание зрителя, слушателя, читателя.

Принцип единства эстетического и нравственного воспитания.

Принцип комплексного взаимодействия и влияния разных видов искусства. Все виды искусства имеют тенденцию взаимодействовать и иметь единый образный характер. Чем больше органов чувств вовлечены в восприятие произведения искусства, тем глубже они оставляют след и впечатление. Живопись и музыка, музыка и поэзия, музыка и скульптура, литература и живопись, танец и музыка - все эти комбинации обогащают и углубляют друг друга, образуя целостное художественное восприятие.

Принцип творческого дилетантизма. Каждый человек стремится к самоутверждению, и лучший способ сделать это - художественное творчество.

Принцип преемственности культурных элементов. Раскрывается связь современного искусства и эстетической культуры людей с лучшими традициями прошлых лет и передовыми теориями современности в вопросах эстетического воспитания.

Принцип науки. Предполагается анализ достигнутого, опора на перспективу, оснащение студентов научными знаниями, соответствующими уровню развития современного искусства. Принцип предусматривает программное и систематическое приобретение знаний, навыков и умений, а также предполагает эстетическое воспитание, основанное на соответствующем возрасту учащихся методах, содержании и формах обучения и воспитания.

Принцип единства развития творческого потенциала и обучения. Обеспечивает тесную связь между формированием самостоятельного художественного творчества и обучением. В процессе обучения формируется творческий потенциал, в то же время обучение становится эффективным благодаря применению творческих навыков. Основным путем эстетического развития является формирование самостоятельной художественной деятельности.

Все принципы взаимосвязаны и предопределяют построение и направление педагогического процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.005 с.)