Общая организационно – экономическая характеристика оао «маз» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая организационно – экономическая характеристика оао «маз»



 

 

ОАО «Минский автомобильный завод» - управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ" - белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. Адрес:  город Минск, улица Социалистическая 2, 220021.

Минский автомобильный завод, являясь государственным предприятием, самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

ОАО «МАЗ» является коммерческой организацией, подконтрольной Министерству промышленности. Организационно-правовая форма - Открытое Акционерное Общество. Имеет статус юридического лица. Действует на условиях хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в национальной и другой валюте, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Республики Беларусь, штампы, товарные знаки, фирменный бланк и иные реквизиты, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права[8, с.20].

Организационная структура управления предприятием представлена в приложении А.

 Возглавляет управление  генеральный директор, который осуществляет общее руководство деятельности холдинга, пользуется правом распоряжения имуществом и средствами предприятия, заключает договора, выдает доверенности, открывает в банках счета, утверждает штатное расписание, издает приказы и дает указания, а так же вместе с главными специалистами определяет стратегию деятельности и основные направления развития предприятия. Генеральному директору подчиняются заместители: директор по финансам, директор по производству, директор по сбыту и маркетингу, директор по экономике, директор по внешнеэкономическим связям, директор по качеству, технический директор, директор по закупкам.

Финансовый директор занимается управлением финансовыми потоками и рисками, финансовым планированием и отчетностью на ОАО «МАЗ», определяет финансовую политику предприятия, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению его финансовой устойчивости. Финансовому директору подчиняются: финансовое управление и управление бухгалтерского учета и отчетности.

Директор по производству обеспечивает бесперебойную работу производственных циклов и качество выпускаемой продукции, занимается формированием планов на материалы, управляет производством, определяет производственную и техническую политику предприятия, управляет процессами разработки и совершенствования производственных технологий, определяет организационную структуру и необходимую численность производственных служб. Директору по производству подчиняются: механосборочное, прессово-кузовной, литейное, автосборочное, кузнечное производства.

Директор по сбыту и маркетингу занимается руководством: разработок стратегических маркетинговых и сбытовых планов предприятия, рекламных компаний и программ продвижения товаров и услуг, разработкой ценовой политики предприятия, подготовкой и заключением договоров. Ему подчиняются: управление маркетинга и отдел сбыта.

Директор по экономике осуществляет: руководство работой по экономическому планированию предприятия, по составлению среднесрочных и долгосрочных планов финансовой и коммерческой деятельности, проведение комплексного экономического анализа всех видов деятельности предприятия и разработку мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений. Ему подчиняется: планово-экономическое управление и управление организации труда и заработной платы.

Директор по внешнеэкономическим связям занимается: разработкой и реализацией государственной политике в области внешнеэкономических связей, управлением экспортным и импортным потенциалом предприятия, руководством поиска выхода предприятия на новые рынки, организация и обеспечение коммерческого инновационного сотрудничества и других внешнеэкономических связей с иностранными партнерами. Ему подчиняются: управление по экспорту и управление по импорту.

Директор по качеству обеспечивает: предотвращение выпуска продукции, несоответствующей нормативно-технической документации и стандартов качества, планирование качества выпускаемой продукции и программ повышения качества, подготовку и проведением всех видов испытаний осваиваемых и выпускаемых изделий. Ему подчиняются: управление контроля качества и управление системы качества.

Технический директор контролирует: стабильность производственного процесса, сроки проведения ремонта оборудования, обеспечение беспрерывной слаженной работы по созданию проектов реконструкции и строительству.

Директор по закупкам занимается обеспечением максимальной конкурентоспособности цен и условий на приобретаемую продукцию, организацией закупками по всему ассортименту, устанавливает размер и объемы закупок, принимает участие в ценообразовании. Ему подчиняются: управление снабжения металлом, управление материальным снабжение [2, с. 27].

История завода начинается с 9 августа 1944 года, когда Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве автосборочного завода в городе Минске. В октябре 1947 года на заводе были собраны первые пять МАЗов. С 1948 года было организовано серийное производство автомобилей. Завод стал одним из ведущих производителей большегрузных дизельных автомобилей с ежегодным выпуском 25 тыс. машин.  В ноябре 1958 года на МАЗе собраны первые образцы автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503, которые пришли на смену автомобилям семейства МАЗ-200. Сентябрь 1970 года был началом производства модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976 года с главного конвейера сошел первый самосвал МАЗ-5549 из нового семейства автомобилей МАЗ-5335. В 1981 году на главном конвейере собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422. 14 апреля 1989 года был выпущен миллионный грузовой автомобиль. Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов для городских и междугородних перевозок по лицензии немецкой фирмы "Неоплан".

В 2012 году создан и зарегистрирован в белорусском государственном реестре холдинг «БЕЛАВТОМАЗ», в состав которого входят 11 предприятий с управляющей компанией ОАО "Минский автомобильный завод"[24].

Состав холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» представлен в таблице 2.1

 

Таблица 2.1- Состав компании холдинга «БЕЛАВТОМАЗ»

Название предприятия Вид деятельности Место расположения
1 2 3
ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» Производство агрегатов и узлов Барановичи
ОАО «Осиповичский завод автомобильных агрегатов» Выпуск деталей и узлов Осиповичи
ОАО «Кузнечный завод тяжелых штамповок» Производство паковок и штамповок Жодино

Продолжение таблицы 2.1

1 2 3
ОАО «Дзержинский экспериментально-механический завод» Резка, очистка и обработка металла Дзержинск
ОАО «Клецкий мехзавод» Выпуск жгутовых изделий, металлоконструкций Клецк
ООО «МАЗ-Купава» Производство автофургонов, прицепов, рефрижераторов и спецтехники Минск  
Унитарное предприятие «АгроМАЗ»); Производство продукции растениеводство, молока. Аг. Любошаны
ОАО «Брестмаш» Выпуск технологического оборудования и запасных частей Брест
ОАО «ВолМет» Производство замочных изделий Волковыск
ОАО «Гродненский механический завод» Производство автомобилей и других моторных транспортных средств   Гродно
ОАО «ТАиМ» Запасные части, коммунальная техника и навесное оборудование Бобруйск

Источник: [24].

 

Минский автомобильный завод включает в себя все виды действующих производств, свойственных современным, крупным машиностроительным предприятиям среди которых: заготовительное, литейное, кузнечнопрессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, производство пластических материалов и РТИ, окрасочное, сборочное, инструментально-штамповое. Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.

На основную выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество. Завод является одним из крупнейших производителей автомобильной техники в мире. Производит широкую гамму авто техники более 500 моделей и модификаций.

Линейка выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи, бортовые, средне тоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и установок. Колесные формулы вышеперечисленной авто техники представлены вариантами: 4х2, 4х4, 6х4, 6х6. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники, более пятидесяти модификаций автобусов. Завод в массовом производстве освоил шесть поколений тяжелых грузовиков. До настоящего времени завод производит и прицепной состав. Это позволяет разрабатывать и производить тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили — с прицепами.

 Прицепная техника: МАЗ-837300-3012, МАЗ-837810-014, МАЗ-837810-020, 042, 052, 1012, МАЗ-856102-010, МАЗ-938660-051, МАЗ-93866-1011, МАЗ-870100-3010, МДП, МАЗ-870110-3010, МАЗ-892500-1015, 1016, МАЗ-892600-017, МАЗ-950600-020, МАЗ -937900, МАЗ-998500, МАЗ-975830-3012[5].

В настоящее время ОАО «МАЗ» серийно выпускает широкий модельный ряд пассажирской техники – городские, пригородные, междугородние, туристические автобусы от малого до особо большого класса (длиной от 8 до 18м, вместительностью от 24 до 175 чел.)[11, с. 15].

Выпускаемая на ОАО «МАЗ» пассажирская техника условно разделена на два поколения. Первое (автобусы МАЗ 103, МАЗ 105, МАЗ 107, МАЗ 152) – техника, разработанная в 1993-2004гг. в период организации и становления автобусного производства и завоевания первых позиций на рынках сбыта. С 2004г., с целью соответствия ужесточающимся техническим регламентам и изменяющимся тенденциям рынка, на ОАО «МАЗ» начались работы по разработке более современных автобусов второго поколения.

Вся пассажирская техника МАЗ изготавливается в соответствии с отечественными и международными техническими регламентами и требованиями (Правила ЕЭК ООН, СТБ, РСТ), проходит обязательную сертификацию в странах предполагаемой реализации, оснащается двигателями, отвечающими экологическим стандартам «Евро-4», «Евро-5», «Евро-6».

Товарная стратегия по пассажирской технике МАЗ включает комплекс мероприятий по оптимизации модельного ряда, исследованию и доработке существующего продукта, созданию новых моделей пассажирской техники МАЗ[11, с.15].

Количество произведенной техники в период 2015 – 2019 гг., покажем в таблице 2.2

 

 

Таблица 2.2 - Производство продукции ОАО «МАЗ» в период с 2015 по 2019 гг.

Наименование

года

2015 2016 2017 2018 2019
1 2 3 4 5 6
Автомобили 15950 11360 9844 6212 5626
Прицепная техника 4822 3618 2844 2622 2464
Автобусы 1901 1780 1673 1615 1451

Источник:[27, с.10].

 

Согласно данным приведенным в таблице, наблюдается постепенное уменьшение производства всего ассортимента продукции.

 Основной причиной снижения выпуска отдельных видов продукции МАЗ является ужесточение экологических требований, вводимых Техническим Регламентом. В связи с этим не представляется возможным реализация продукции экологических классов Евро -2, -3, -4 на основные рынки сбыта по линии УПГТ. С целью сохранения объемов реализации автомобильной техники МАЗ заказчикам предлагается продукция более высоких экологических классов Евро-5,-6.

Продукция МАЗ реализуется в 50 странах мира. Сборочные предприятия МАЗ работают в Литве, Египте, Иране, Вьетнаме. Экспорт автомобилей составляет 95% от общего объема производства. Основными рынками сбыта грузовых автомобилей производства Минского автозавода МАЗ за пределы Беларуси являются Россия и страны СНГ, где основным конкурентом белорусского предприятия выступает ОАО «КАМАЗ», производящий продукцию того же класса. На долю России и СНГ приходится порядка 80% экспорта техники МАЗ, стран дальнего зарубежья – 20% (Рисунок 2.1).

Учитывая особенности работы на рынках арабского региона (Сирия, Ирак, Иран, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.), где серьезную конкуренцию продукции МАЗ составляют бывшие в употреблении машины европейских производителей, специалисты объединения четко отслеживают уровень цен, предлагаемых конкурентами, и оперативно реагируют на любой запрос. Такая политика позволила вернуться после 12-летнего перерыва на рынок Чили. Уже подписан контракт на поставку 25 грузовиков.

На рынках стран Латинской Америки барьером для поставки техники МАЗ являются высокие таможенные пошлины на ввоз машин (47% против 22% в странах ЕС). В этой связи большие поставки в Латинскую Америку возможны только при организации сборочного производства на месте[22].

Структуру рынков сбыта продукции ОАО «МАЗ» в процентном соотношении отобразим на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 - Структура рынков сбыта продукции ОАО «МАЗ»

Источник: Составлено автором по [22].

 

Как видим на рисунке помимо традиционных внешних рынков сбыта, Минский автомобильный завод расширяет географию поставок, укрепляя свои позиции на рынках стран ЕС, Дальнего Зарубежья, Африки и Латинской Америки. Количество реализованной техники МАЗ в 2019 году покажем в виде таблицы.

Регион

Страна

Шт.

Тыс. $

1

2

3

4

Страны Персидского залива

Итого по региону

207

10 069

Иран

57

2 578

ОАЭ

80

4 230

Саудовская Аравия

20

1 092

Сирия

50

2 097

Европейский регион

Итого по региону

59

5 423

 

Латвия

1

55

Литва

1

15

Польша

16

1 548

Сербия

15

1 005

Эстония

26

2 792

Латинская Америка

Итого по региону

107

7 482

Венесуэла

103

6 895

Куба

4

587

Африка

Итого по региону

65

4 201

Египет

18

722

Алжир

5

316

Гвинея

4

223

Гана

1

65

Ливия

26

1 956

Таблица 2.3 – Количество реализованной на рынках ближнего и дальнего зарубежья техники МАЗ за 2019 год

Источник: Составлено автором по [26, с. 15].

Анализ структуры реализации техники ОАО «МАЗ» (рисунок 2.1), определяет основными рынками дальнего зарубежья страны Персидского залива и Латинской Америки. Доля реализации на рынках этих регионов в структуре продаж предприятия за 2019г. составила почти 84 %.

Рынок грузовой авто техники Африканского региона преодолевает последствия внутреннего противостояния сил действующей власти с аппозиционными формированиями. За 2019 г. поставлено 65 ед. авто техники, что составляет 78,1% к аналогичному периоду прошлого года. Доля рынка Африканского региона  в структуре продаж предприятия увеличилась с 4,3% за 2018г. до 5 % в 2019г.

В настоящее время наблюдается снижение темпов роста ВПП основных стран – потребителей авто техники МАЗ, что приводит к падению объемов и рентабельности грузоперевозок. Другим важнейшим фактором, влияющим на спрос, является политическая нестабильность в ряде регионов сбыта.

В связи с проведением протекционистской политики мировых государств, защищающих интересы национальных производителей, отражающейся в установлении барьеров для стран-импортеров путем введения высоких таможенных пошлин и ограничением или полным запретом на ввоз продукции, организация сборочных производств является наиболее перспективным, позволяющая закрепиться на рынке на долгосрочной перспективе [36].

- Венесуэла.

Организация работы сборочного завода «MAZ VEN» по выпуску 5000 ед. грузовой авто техники в год.

- Вьетнам.

Сборка пробной партии машинокомплектов прицепов, поставленной в 2017 году. Увеличение объема поставляемых машинокомплектов и расширение номенклатуры модельного ряда с последующей реализацией как во Вьетнаме, так и соседние государства Лаос и Камбоджа.

- Азербайджан.

Расширение номенклатуры, поставляемых машинокомплектов, полноприводной и прицепной техники для сборочного производства. Организация сборки прицепной и пассажирской техники. 

- Турция.

Развитие сборочного производства авто техники МАЗ.

- Литва.

Возобновление сборки авто техники МАЗ удовлетворяющей требованиям Евро-5.

- Сербия.

Расширение номенклатурного ряда пассажирской автотехники с газовыми двигателями.

Минский автомобильный завод работает на рынках с высокой плотностью конкурентной среды. Проведенные специалистами завода исследования показали, что на рынке необходимо соблюдать ценовую стратегию - «следования за ценами рынка» [36].

В своей ценовой политике предприятие соблюдает порог отклонения цены в 35-40 % от западных аналогов, несоблюдение которого чревато потерей объемов реализации в ближайшей перспективе. Такую рыночную стратегию можно назвать – «сохранение паритета». Особенно важно проведение такой ценовой политики в связи с предполагаемым массивным выходом на наши рынки коммерческой автомобильной техники китайского производства. Внутренний рынок Союзного государства нуждается в мерах проведения жесткой таможенной политики по отношению к бывшим в эксплуатации импортным автомобилям.

Ценовая стратегия на внешних рынках значительно не отличается от проводимой на рынке России за одним существенным отличием. На некоторые рынки выход возможен только через организацию на их территории сборочных производств. В этом случае ценовая стратегия может быть построена на принципе «разумной рыночной цены».

Ценовые стратегии, используемые при реализации грузовых автомобилей, абсолютно применимы для прицепной техники и автобусов.

Стратегическая цель ОАО «МАЗ» – стать лидером по продажам и техническому сервису грузовой техники на основных рынках сбыта на основе обеспечения максимально эффективных и сбалансированных поставок автотехники потребителям и оказания комплекса высококвалифицированных услуг по обеспечению ее эффективной эксплуатации и поддержания в исправном состоянии в течение всего срока службы.

 Достижение указанной цели реализуется решением следующих задач:

- максимальное приближение продукции МАЗ к конечному потребителю;

- обеспечение качественного сервисного обслуживания автотехники МАЗ непосредственно в регионе эксплуатации в минимальные сроки.

На внутреннем рынке завод реализует продукцию непосредственно конечным потребителям. Продвижение конечным потребителям осуществляется через рекламу в СМИ, PR-акциях, через участие в тендерах, семинарах и прочее [20].

Технико-экономические показатели работы ОАО «Минский автомобильный завод» представлены в таблице 2.4

Таблица 2.4 - Технико-экономические показатели ОАО «МАЗ» за период 2017 – 2019 гг.

Показатели финансово - экономической деятельности

2017год

2018год

2019год

Темп роста, %

2018 к 2017 2019 к 2018
Выручка от реализации без НДС, тыс. руб. 967 1 289 1 303 133,2 101
Себестоимость, тыс. руб. 869 1 140 1 133 131 99,3
Прибыль от реализации, тыс. руб. 33 30 45 90,9 150
Объем товарной (валовой) продукции в текущих ценах, тыс. руб. 104 149 169 143,2 113,4
Производительность труда, тыс. руб. 5,9 9,1 10,8 154,2 118,6
Среднесписочная численность за последний месяц отчетного периода, чел. 17539 16268 15599 92,7 95,8
Средняя заработная плата за последний месяц отчетного периода, руб. 998 1113 1264 111,5 113,5
Рентабельность реализованной продукции, % 3,7 2,6 3,9 -1,1п.п. +1,3 п.п.
Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. руб. 1379 1 379 1 385 100 100,4
 Затраты на рубль реализованной продукции, тыс. руб. . 0,96 0,97 0,96 101 98,9

Источник: Составлено автором на основе Приложений Б, В.

 

Согласно данным, приведенным в таблице 2.4 (Приложение Б, В) в 2019 году наблюдается наиболее высокий показатель выручки от реализации продукции и составляет 1 303 тыс. руб.

2018 год сравнительно с 2017, показал рост на 133,2 %. В 2019  наблюдалось повышение на 101%. Рост уровня выручки в этот период времени,  напрямую связан с реализацией программы по увеличение ассортимента и количеством реализованной продукции, расширением рынков сбыта, осваиванием рынков Арабского и Африканского регионов, стран латинской Америки и Юго-восточной Азии.

Увеличение среднегодовой стоимости основных производственных средств, связано с реконструкцией и модернизацией основных средств. В период с 2017 по 2019 год успешно выполнена программа модернизации процесса окраски кабин, совершенствование научной и практической базы усовершенствования трансмиссии: мосты, раздаточные коробки, проведение реконструкции производственных корпусов и улучшение условий рабочих мест.

 С 2017 по 2019 год прослеживается снижение среднесписочной численности работников с 17539 тыс. до 15599 тыс. человек. В основе своей под процедуру сокращения и оптимизации подпадает персонал, занятый во вспомогательной, деятельности предприятия. Основными причинами уменьшения штата работников является ликвидация малоэффективных и дублируемых рабочих мест, модернизацией оборудования, роботизацией отдельных производственных операций.

Среднегодовая заработная плата одного работающего на предприятии остается стабильной с положительной динамикой роста, что свидетельствует о результатах реализации грамотной стратегии управления и развития предприятия. Так темп роста среднегодовой заработной платы в 2019 году по сравнению с 2018 составил 113,5%.

Производительность труда одного работающего постепенно повышается, что связано с изменением уровня технического оснащения производства, внедрением инновационного оборудования, переходом на автоматизированные системы, сокращение вредного и тяжелого труда на предприятии.

Что касается прибыли предприятия в отчетном периоде, показатель остается относительно стабильным. Лишь в 2018 году наблюдается небольшое  уменьшение, связанное в основном с наступлением периода планового погашения кредитных займов, применением мер государственной поддержки российских производителей, предусматривающих выделение субсидий как российским производителям на промышленную продукцию, так и выделение субсидий лизинговым организациям. Начало финансирование основного конкурента ПАО «КАМАЗ» в рамках «Программы стратегического развития ПАО «КАМАЗ» на период до 2025 года», которая предусматривает получение прямых субсидий от Правительства РФ, позволяющих сформировать более привлекательные коммерческие предложения по сравнению с конкурентами[10, с. 423].

В 2018 прослеживается увеличение затрат на рубль реализованной продукции, что является следствием принятия мер поддержания ассортимента производимой продукции, изменение цен на сырье, материалы и энергоносители.

При формировании целей любое предприятие обязательно проводит анализ среды своего существования. Анализ среды организации — это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказывать влияние на способности фирмы в достижении своих целей. При анализе среды фирмы различают внутреннюю и внешнюю среду.

Факторами внутренней среды предприятия выступают персонал, средства производства, информационные и денежные ресурсы. Результатом взаимодействия этих факторов становится готовая продукция (выполненная работа, оказанные услуги). Внутренняя среда состоит из элементов, служб, отделов, которые непосредственно участвуют в процессе производственной деятельности и включают маркетинг, менеджмент, персонал, организацию процесса деятельности, мотивацию. Изменение этих элементов в той или иной степени определяет деятельность фирмы. Это те элементы, на которые фирма непосредственно воздействует.

Сущность маркетингового управления предприятием заключается в том, чтобы приспособить компанию к изменениям внешних условий с учетом имеющихся внутренних возможностей.

К внутренней среде маркетинга относят те элементы и характеристики, которые находятся внутри самого предприятия: Основные фонды предприятия, состав и квалификация персонала, финансовые возможности, навыки и компетенция руководства, использование технологии, имидж предприятия, опыт работы предприятия на рынке

Одной из важнейших частей внутренней среды является характеристика маркетинговых возможностей. Они зависят от наличия специальной службы маркетинга предприятия, а так же опыта и квалификации его сотрудников[11, с.15].

Основными элементами внутренней среды предприятия ОАО «МАЗ» являются:

Производство: Линейка выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи, бортовые, средне тоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и установок. Колесные формулы вышеперечисленной авто техники представлены вариантами: 4х2, 4х4, 6х4, 6х6. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники, более пятидесяти модификаций автобусов. Завод в массовом производстве освоил шесть поколений тяжелых грузовиков. До настоящего времени завод производит и прицепной состав. Это позволяет разрабатывать и производить тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили — с прицепами. Выпуск продукции. Автозавод в 2005 году поставил потребителям более 20 тыс. автомобилей, 4 тыс. прицепов и полуприцепов, более 1 тысячи автобусов. В 2006 году завод выпустил 21 тыс. автомобилей (103,6 % к уровню 2005 года). За 7 месяцев 2006 также выпущено 4585 прицепов и полуприцепов (121,7 % к аналогичному периоду 2005)[11 с. 15].

Персонал: Кадровый персонал по ОАО «МАЗ». Высшее образование имеют 17,08% работников предприятия. Положительным моментом является то, что большое количество работников прошли подготовку и повысили квалификацию на предприятии (32,74% из всех работников).

Маркетинг: ОАО «МАЗ» продолжает расширять модельный ряд авто техники, соответствующий экологическому стандарту ЕВРО-6. Предприятие посещают делегации из Республики Судан, Грузии, Пакистана, Чеченской Республики. Проводятся презентации в Польше. По итогам 2015 года ОАО «МАЗ» выходил на 1-е место по продаже новых грузовых автомобилей[11. с. 15].

Инновации для импорта замещения: производятся работы по испытаниям смазочно-охлаждающей жидкости.

В таблице 2.5 рассмотрим слабые и сильные стороны предприятия. 

Таблица 2.5-Сильные и слабые стороны организации

Сильные Слабые
1.Широкая номенклатура выпускаемой продукции 1.Широкий перечень закупаемых запчастей
2.Высокая квалификация производственного персонала 2.Большая численность работников относительно выпускаемой продукции
3.Известная торговая марка 3.Наличие большого количества конкурентов

Источник: Составлено автором по данным [27, c. 10]

 

Как видно из таблицы 2.5 сильные и слабые стороны являются объективными факторами процесса связанного с выпуском продукции.

Факторы внешней среды

Организация как открытая система может выжить только во взаимосвязи с внешней средой. Под внешней средой понимают факторы, которые способствуют функционированию, выживанию и эффективности организации.

Одним из способов облегчения учета влияния внешней среды на организацию состоит в разделении внешних факторов на силы прямого и косвенного воздействия.

Говоря о составляющих среды прямого воздействия отметим, что эта среда включает в себя:

-   поставщиков;

-   трудовые ресурсы;

-   законы и учреждения государственного регулирования;

-   конкурентов.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Сталкиваясь с этой средой руководство, зачастую вынуждено опираться на неполную информацию и порой бывает трудно спрогнозировать возможные последствия для организации.

К основным факторам косвенного воздействия относятся:

-   технология;

-   состояние экономики;

-   социально - культурные факторы;

-   политические факторы;

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, а также на то, какого рода и новые продукты ожидают потребители от организации

Экономическая среда компании характеризует условия ее создания, функционирования и эффективности ее деятельности. Это – покупательная способность населения, которая зависит, в свою очередь, от уровня системы налогов, безработицы и т.д.

Любая компания подвергается воздействию социально-культурных факторов, к которым можно отнести стереотипы поведения потребителей, традиции, предпочтение определенной торговой марки либо, наоборот, негативное отношение к какому-то из товаров

Политический фактор определяет действия законодательных, административных и судебных органов, защищающих права граждан, частную собственность, бизнес; о структуре и соотношении интересов в обществе.

Правовая среда – это законы и иные правовые акты, которые устанавливают допустимые нормы деловых взаимоотношений компании[39 с. 145].

Возможности и угрозы внешней среды отразим в таблице 2.6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.11 с.)