Актуальные проблемы машиностроительной отрасли Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальные проблемы машиностроительной отрасли Республики Беларусь



 

Машиностроение всегда было одной из главных составляющих развития экономики во всех странах мира и до сих пор является материальной базой научно-технического прогресса. Оно занимает первое место по количеству занятого в промышленности населения, а также по стоимости выпускаемой продукции.

Беларусь является также крупным производителем сельскохозяйственных машин – тракторов, комбайнов, различных видов кормоуборочной техники и агрегатов. ОАО «МТЗ» - УКХ «МТЗ - холдинг» входит в восьмерку крупнейших мировых производителей колесных тракторов, на долю которых приходится 96% общемирового объема сбыта этой техники.

Машиностроительный комплекс Республики Беларусь включает в себя такие отрасли как производство машин, электрооборудования, вычислительной, электронной и оптической аппаратуры. На долю машиностроительного комплекса приходится более 15% обрабатывающей промышленности страны.

Отрасль тяжелого машиностроения специализируется на производстве грузовых автомобилей, автобусов, карьерных самосвалов, тракторов. Ключевыми предприятиями являются ОАО «МАЗ» - УКХ «БЕЛАВТОМАЗ» и ОАО «БАЗ» - УКХ «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (г. Жодино), который в свою очередь находится на третьем месте по выпуску карьерных самосвалов и входит в группу ведущих мирровых производителей карьерной техники[20].

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.

1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

- низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;

- нарушение технологических связей;

- низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет).

2. Необходимость структурной перестройки:

- основная часть продукции машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;

- необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;

- необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

3. Проблемы повышения качества производимых машин:

- несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;

- низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).

Важным условием экономического роста становится расширение экспортного потенциала, с которым в свою очередь, связаны валютные поступления, необходимые для структурной перестройки экономики, модернизации производства, закупка топливно – сырьевых ресурсов. Однако существуют проблемы, которые препятствуют наращиванию объемов производства машиностроения и выходу на качественно новый уровень развития отрасли. Согласно статистике, износ активной части основных средств (оборудования, станков, транспорта) достигает 70 – 80 %, 41 % отечественных предприятий эксплуатируют оборудование более чем 15-летней давности[34, с. 45].

В промышленности износ основных средств на 1 января 2017 года составил 62,4%, активной части - 80,2%. В сельском хозяйстве в целом износ основных средств составил 57,2%, машин, оборудования, транспортных средств - 76,6%. В машиностроении на 1 января 2017 года износ основных средств составляет 55,6%, активной части - 68,5%. В строительстве - 43,1% и 79,4% [26, с. 15].

В отраслевой структуре основных средств Беларуси наибольший удельный вес занимают основные средства промышленных предприятий - 38,8%. Из всех отраслей промышленности на долю машиностроения и металлообработки приходится 11,4%, химической и нефтехимической промышленности - 8,1%, электроэнергетики и топливной промышленности - 7,6% в общем объеме основных фондов республики.

В структуре основных средств, промышленных предприятий наибольший удельный вес (44,6%) занимают машины и оборудование, на долю зданий приходится 29,9%, сооружений - 9,3%, транспорта - 2%.

В территориальном разрезе наибольший удельный вес в общем объеме основных средств Беларуси занимают основные средства предприятий и организаций города Минска - 21,7%. На долю Гомельской области приходится 17,8% основных средств Беларуси, Минской - 14,7%, Витебской - 13,4%, Брестской - 11,5%, Могилевской - 11%, Гродненской - 9,9% [40, с.3].

Еще одной актуальной проблемой машиностроения является конкурентоспособность продукции Республики Беларусь. Большинство продукции, производимой на наших предприятиях, не может конкурировать с изделиями более высокого качества, создаваемых развитыми странами. Прежде всего, отечественная продукция экспортируется за счет невысоких цен. Наряду с ожесточенной ценовой конкуренцией на рынке сталкиваются возможности производителей выпускать самый передовой в техническом отношении и высококачественный товар, что проявляется в более высоких показателях основных потребительских свойств. Следовательно, достижение конкурентоспособности товара связанно с обязательным соответствием ее качества требованиям потребителей. Качество выступает как главная составляющая конкурентоспособности товара. Высокий уровень износа основных средств обуславливает низкое качество и конкурентоспособность производимой продукции и, как следствие, падение спроса на нее.

Проблема снижения запасов готовой продукции на предприятиях машиностроения Республики Беларусь на сегодняшний день является актуальной, поскольку неэффективное отвлечение оборотных средств негативно сказывается на финансовом состоянии предприятий и экономики страны в целом. В регионах среди лидеров по затовариванию складов предприятия находятся ключевые предприятия - доноры региональных экономик: «Белорусский автомобильный завод» (Минская область), «Могилевхимволокно» (Могилевская область), ОАО «Гродно Азот» (Гродненская область).

Производство транспортных средств и оборудования находятся на втором месте по уровню запасов. Их размер в денежном выражении составляет 344,4 млн. руб. или 232 % к среднемесячному объему производства. В 2019 году запасы готовой продукции в машиностроительной отрасли превышали месячные объемы производства в 2,9 раза.

По данным статистики, объем запасов готовой продукции всей промышленности страны на 1сентября 2019 года в денежном выражении составил 3 878,3 млн. руб. В начале года эта цифра составляла 3 659,7 млн. руб. По отношению к среднемесячному объему промышленного производства величина складских запасов составила 59,4 %[30].

 Объем запасов готовой промышленной продукции в % соотношении отражен на рисунке 1.5

 

Рисунок 1.5 Объем запасов готовой промышленной продукции в %

Источник: [30].

 

Причинами сложившейся ситуации стали в первую очередь сужение внешних рынков и влияние условий нахождения России в ВТО, следствием которого стало увеличение конкуренции в связи с открытием границ. Причем сужение внешних рынков касается не только партнерства с Россией, но и других государств. Кроме того, с середины 2019 года в России был введен новый регламент, согласно которому выпускаемая авто техника должна соответствовать экологическому стандарту Евро-6. Такие изменения оказали влияние на работу предприятий МАЗ и КамАЗ. В то же время белорусские машиностроительные предприятия, у которых снизились объемы экспортных поставок в Россию, не уходят из своих ниш, увеличивая удельный вес продукции на рынках других стран. Все это говорит о том, что причиной увеличения складских запасов в республике стали объективные факторы внешних рынков.

Однако определенные запасы на складах предприятий должны быть, это необходимо для бесперебойного обеспечения потребителей нужными товарами. Тем не менее, в среднем по экономике допустимыми принято считать запасы размером 20-25% месячного объема производства. В сравнении с июнем прошлого года запасы сократились, однако наблюдается рост  с начала 2020 года [33, с. 256].

Одним из явных проблемных мест машиностроительной промышленности Республики Беларусь является ее высокая импортоемкость. Для производства продукции используется не только импортное оборудование, сырье, комплектующие (прямые затраты импорта), но и потребляется «косвенный» импорт в составе продукции других отечественных отраслей.

К прямым затратам импорта можно отнести: импортные металлы, станки, комплектующие. Косвенным же импортом принято считать энергоносители обеспечивающие отрасль необходимой электроэнергией, нефть в составе используемых лаков, красок и другие [34, с. 46].

В соответствии с рисунком 1.4, в настоящее время в структуре экспорта страны значительную часть занимает продукция с высокой долей импорта в материальных затратах и  стоимости: нефть и нефтепродукты (составили 20% всего объема экспорта в 2019 г.); машины, оборудование и продукты металлообработки (13%); продукция химической и нефтехимической промышленности (13,6%); продукция пищевой промышленности (10,2%); черные металлы (3,1%); услуги транспорта (8,2%)(Рисунок 1.6). Увеличение объемов экспорта при сохранении его структуры ведет к значительному росту промежуточного импорта, что в свою очередь замедляет прирост сальдо торгового баланса [30].

Из приведенного выше можно сделать вывод, что одним из основных критериев функционирования хозяйства предприятия является качественная и точная организация работы транспорта. На промышленном предприятии управленческие, организационные, производственно-технические и прочие факторы находятся в сложной взаимной зависимости. Так, транспортно-технологические системы промышленного предприятия должны учитывать план выпуска и характеристику основной продукции, технологию
 

производства, мощность оборудования, вероятность возникновения неполадок.

Рисунок 1.6 - Структура экспорта и импорта страны в %

Источник: [30].

 

Наиболее актуальные проблемы машиностроительной отрасли:

- высокий износ основных средств, предприятий;

- недостаточная конкурентоспособность продукции;

- значительные остатки запасов готовой продукции;

- импортоемкость машиностроительной промышленности.

Машиностроительный комплекс Беларуси необходимо выводить на принципиально новый уровень развития. Первостепенным при этом должно стать освоение современных технологий, выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции, которая сможет не только удовлетворить потребности внутреннего рынка, но и позволит успешно конкурировать на внешних рынках.

Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является привлечение инвестиций в основной капитал машиностроительных предприятий страны.

Работу транспортного хозяйства и его актуальные проблемы как составляющей логистического подхода, на примере конкретного машиностроительного предприятия рассмотрим во второй главе дипломной работы.


ГЛАВА 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.024 с.)