Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.



Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с. 

6. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Восприятие».

2. Выполнение упражнения и обсуждение результатов исследовательской задачи по изучению свойств восприятия.  

Цель упражнения: развитие точности восприятия времени.

Инструкция: обучаемым дается задание определить промежуток времени между первым и вторым ударами карандаша по столу руководителя занятия. Временные отрезки даются вначале с нарастанием (7, 15, 27, 36, 43, 55 секунд), а затем вразброс (45, 9, 17, 29 секунд). Часами или секундомером пользуется только ведущий. Результаты оценивания заносятся в таблицу.

Номер серии Продолжительность временных отрезков по оценке обучаемых (В) Настоящая продолжительность временных отрезков (А) Разность в оценке временных отрезков (С=В-А)
       

Упражнение можно усложнять за счет звуковых или световых помех. Помехи могут создаваться голосом, стуками, включением радио или магнитофона, миганием света и др.

Обсуждение проведенного исследования проводится по вопросам: Удалось ли правильно определить промежуток времени между первым и вторым ударами карандашом по столу? Какие трудности вы испытывали? Что помогало правильно определить временные интервалы [26: с. 20]?

3.Какие явления восприятия можно узнать в приведенных примерах из произведений У. Джемса? В каких из них это явление имеет устойчивый, а в каких – временный характер? Почему?

А) Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей стали называть их свиньями, так как рубрика «свиньи» была в их языке наиболее подходящей для никогда не виданного животного – лошади.

Б) Двухгодовалый сын У. Джемса играл целую неделю с апельсином, который увидел в первый раз, называя его мячиком. Мальчика кормили яйцами всмятку, которые подавались ему без скорлупы в жидком виде, вылитые в стакан; когда ребенок увидел впервые цельное яйцо, он назвал его картошкой, так как раньше он видел и ел картофель без кожуры и знал его название. Складной карманный пробочник мальчик без колебаний назвал «дурные ножницы».

В) Фиджийцы, по свидетельству Ч. Дарвина, очень удивлялись при виде маленьких лодок, большие же корабли не вызывали у них никакого удивления.

Г) Сложнейшие по устройству ткацкие фабрики, обширнейшие металлические сооружение для большинства современников У. Джемса были таковы, как вода, воздух или земля – обыденные явления, не вызывающие никаких идей.

Д) Выгравированная на медной пластинке надпись воспринимается как красивая. Но если нам покажут рисунок пером такого же достоинства это невольно вызовет в нас удивление искусством художника. Одна пожилая дама, с восхищением рассматривая картину академика, спросила его: «Неужели Вы это сделали рукой?» [34: с. 354].

Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Восприятие – это процесс отражения

А) опосредованный

Б) непосредственный

В) отдельных свойств и частей

 

2. Восприятие – это

А) сосредоточенность сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение

Б) это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе

В) отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств

Г) процесс отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств

 

3. Свойство восприятия, состоящее в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру, – это 

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) константность 

Д) осмысленность

Е) апперцепция

 

4. Образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений – это свойство восприятия, названное 

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) константность 

Д) осмысленность

Е) апперцепция

 

5. Свойство перцептивной системы компенсировать изменения, которые могут происходить в окружающей среде, благодаря чему предметы и явления человек воспринимает как постоянные (по форме, цвету, величине и т. д.), – это

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) константность 

Д) осмысленность

Е) апперцепция

 

6. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека от особенностей его личности – это

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) константность 

Д) осмысленность

Е) апперцепция

 

7. Свойство восприятия, которое говорит о том, что воспринимаемые нами отдельные ощущения выстраиваются в определенные отношения друг к другу, создавая образ предмета или явления, – это 

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) константность 

Д) осмысленность

Е) апперцепция

 

8. Свойство перцептивной системы компенсировать изменения, которые могут происходить в окружающей среде, благодаря чему предметы и явления человек воспринимает как постоянные (по форме, цвету, величине и т. д.), – это

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) константность 

Д) осмысленность

Е) апперцепция

 

9. Свойство, благодаря которому, тому, что воспринимается, человек всегда склонен придавать определенный смысл с точки зрения уже имеющихся знаний и опыта

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) константность 

Д) осмысленность

Е) апперцепция

 

10. Иллюзии восприятия – это

А) ошибки восприятия

Б)зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности

В) склонность человека придавать определенный смысл с точки зрения уже имеющихся знаний и опыта

 

Тема 7. Внимание

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика внимания. Функции внимания.

2. Виды внимания.

3. Свойства внимания и их физиологическая основа.

4. Индивидуальные особенности внимания

Информационный материал

Общая характеристика внимания. Функции внимания. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, что обеспечивает его более ясное отражение. Это сосредоточение сознания может приводить к повышенному уровню сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Под направленностью понимают прежде всего избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объектов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании).

Другой характерной особенностью внимания является сосредоточение (концентрация) психической деятельности (сосредоточение субъекта на объекте). Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего постороннего, от всего, не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей деятельности.

Называют несколько функций внимания:

1. Отбор значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

2. Функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения или познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

3. Регуляция и контроль протекания деятельности.

В психологии принято выделять следующие критерии наличия внимания:

1. Внешние реакции – моторные, поздно-тонические, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксации глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции.

2. Сосредоточенность на выполнении определенной деятельности. Этот критерий является основным для «деятельностных» подходов к изучению внимания. Он связан с организацией деятельности и контролем за ее выполнением.

3. Увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности. В данном случае речь идет о повышении эффективности «внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного) по сравнению с «невнимательным».

4. Избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних стимулов.

5. Ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания.

Виды внимания. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддер­живается независимо от сознания человека.

В комплекс причин возникновения непроизвольного внимания входят:

– характер внешнего раздражителя. Сюда прежде всего включают силу, или интенсивность раздражителя, его новизну, необычность. При этом под новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей;

– соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и, прежде всего, имеющимся у него потребностям;

– общая направленность личности. То, что интересует человека больше всего и что составляет сферу его интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если человек столкнулся с этим случайно; 

– чувства, которые вызывает воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.

Главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми.

Послепроизвольное внимание  – вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

По тому, где находится объект внимания,  во внешнем мире или это внутренние процессы личности – различают внешненаправленное внимание и внутреннее внимание.

Внимание может быть непосредственным или опосредованным в зависимости от того использует ли человек какие-либо средства для того, чтобы быть внимательным. В качестве таких средств могут выступать – жесты, слова, указательные жесты и пр.

Свойства внимания и их физиологическая основа. Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс:

Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секундам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона.

Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях.

Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. Но в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Для исследования распределения внимания используются так называемые таблицы Шульте (красно-черные таблицы).

Переключаемость внимания означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и от отношения субъекта к каждой из них).

Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Индивидуальные особенности внимания

Внимательность как черта личности проявляется в своеобразном синтезе свойств внимания. Основу внимательности составляет произвольное внимание.

Рассеянность – состояние внимания, при котором человек не может сосредоточиться на каком-либо объекте.

Невнимательность – неумение сосредоточиться на предмете.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть вызвана внешними и внутренними причинами. Внешние причины – это раздражители из окружающего мира. Внутренние причины – эмоциональные переживания, отсутствие интереса или чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü определение категории «внимание»; 

ü свойства внимания;

ü виды внимания и критерии их выделения.

Уметь:

ü объяснять физиологические основы внимания;

ü приводить примеры в качестве иллюстраций изученных категорий и закономерностей.

Владеть:

ü опытом применения методов по выявлению общих закономерностей и индивидуальных различий в функционировании процессов внимания;

ü опытом разработки методических рекомендаций по повышению эффективности функционирования процессов внимания.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Законспектируйте материал из раздела «Внимание и память» (с. 231-275). в работе А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии, Главу 10. Внимание (10.1,10.2,10.3, с. 155-165) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология», Главу 13. Сознание (с. 374-379) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию».

3. Обратитесь к лекционному материалу, прочтите его.

4. Поразмышляйте над прочитанным и отметьте те моменты, которые, по вашему мнению, имеют принципиальное значение в профессиональной деятельности педагога. Отметьте 5-6 позиций.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Решите психологическую задачу:       «Как-то произошел спор о том, кого можно назвать более внимательным. Один из спорящих сказал: «Иван Иванович очень внимательный. Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничто его не может отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает.

    – А, по-моему, – ответил другой, – Павел Петрович более внимательный. С каким бы увлечением он ни рассказывал (кажется, что он весь поглощен рассказом), всеже ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользнет от его внимания. Он видит и слышит все, что делается вокруг.

    – Нет, уж Борис Васильевич внимательнее всех, – сказал третий. – Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу же погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь едва заметить фигуру мужчины. А Борис Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и спящую рядом собаку, и даже увидел красную звездочку на фуражке. Оказалось, что он ее заметил правильно. Нам повстречался пограничник» [17: с. 152-153].

3. Проведите мини-исследование, целью которого является изучение переключаемости внимания.  

Ход исследования: Испытуемому предлагается таблица с арабскими (от 1 до 25) и римскими (от XXIV до I) числами. Инструкция: «Исследование проходит в три этапа: 1 этап -  найдите в таблице все арабские числа в обычном порядке от 1 до 25; 2 этап – найдите все  римские числа, но в обратном порядке (от XXIV до I); 3 этап – объедините выполнение действий первого и второго этапов (порядок должен быть таким: 1, XXIV 2, XXIII 3, XXII 4, XXI и т.д.). Время выполнения каждого этапа фиксируется в протоколе».

8 IX 24 XX 15 6 19
4 V 12 1 XXIV XIII 23
XIV 18 XVII XXII II 11 VI
22 XI 7 21 VIII 3 9
2 III 16 XXIII XIX XVI VII
13 I XXI 5 X 25 7
XV 10 XVIII 20 IV 14 XII

 Анализ результатов проводится по формуле:

С – время выполнения 3-го этапа (по «арабско-римской» таблице);

а – время выполнения 1-го этапа (по «арабской» таблице);

b – время выполнения 2-го этапа (по «римской» таблице).

    Чем меньше показатель Р (результативность), тем лучше испытуемый справился с заданием, тем лучше развито свойство внимания – переключаемость [31: с. 23-24].

2. На основе полученных результатов и личного опыта оцените индивидуальные особенности своего внимания.  Изучите рекомендации по самоорганизации внимания и используйте их в своей деятельности:

· Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что вас может отвлекать.

· Организуйте рабочее место предварительно.

· Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало вас перед работой.

· Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте проблемы, иначе непонимание сделает работу бесполезной.

· Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение внимания.

· Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и  не препятствовать переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).

· Необходимо чередовать чтение с обдумыванием, пересказом, поиском собственных примеров.

· Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что вы отвлекаетесь, волевым усилием верните себя к работе.

· Если вы обнаружили, что вы «отключились», то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение.

· Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы в работе [9: с. 110-111].

Темы рефератов

1. Внимание как психологический процесс.

2. Физиологические основы внимания.

3. Индивидуальные особенности внимания.

4. Свойства внимания.

5. Развитие внимания в онтогенезе.

6. Учение о доминате Ухтомского.

7. Приемы развития внимания.

8. Методы изучения внимания.

9. Связь внимания с другими процессами.

10. Внимательность как черта личности.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

2. Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

5. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 6-е изд., доп.. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. 263с.

Дополнительная:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

5. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Внимание».

2. Проведение мини-исследования, целью которого является изучение концентрации внимания.

Ход исследования: Испытуемому предлагается содержание трех арифметических задач. Эти задачи он должен решить в уме. Результат вычислений записывается только после слов экспериментатора: «Пишите». Вслух ничего говорить нельзя. Переспрашивать тоже нельзя. Если испытуемые не расслышал или забыл примеры, то вместо ответов ставится прочерк. Задания читаются медленно и четко.

· Задание 1. Даны два числа: 82…и 68… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа, …и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа… Пишите!

· Задание 2. Даны два числа: 82…и 68…К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа, …и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа…

· Задание 3. Даны два числа: 56… и 92… Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа…

Анализ результатов. Правильное решение 1-го и 2-го задания при неправильном решении 3-го свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе работы. Правильное решение 1-го и 3-го задания при неправильном решении 2-го указывает на неустойчивость внимания. Правильное решение 2-го и 3-го задания при неправильном решении 1-го позволяет предположить относительно медленную включаемость в работу [31: с. 23].

3. Выполнение теста «Корректурная проба» (Приложение 4).

4. Выполнение упражнения на развитие внимания.

Студенты делятся на группы по 3-4 человека. Один из членов группы читает страницу книги или отрывок из газеты. Остальные активно мешают, стараются отвлечь его от чтения разными способами (шумом, разговорами, остротами и др.).  Выполняющий упражнение должен суметь увлечься объектом, вникнуть в смысл читаемой страницы настолько, чтобы затем рассказать о прочитанном. Упражнение можно усложнить, попросив пересказать смысл прочитанного нескольких членов группы [31: с. 15].

5. Итоговое тестирование

Итоговый тест

1. Сосредоточенность сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя – это

А) непроизвольное внимание

Б) послепроизвольное внимание

В) произвольное внимание

 

2. Сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности – это 

А) непроизвольное внимание

Б) послепроизвольное внимание

В) произвольное внимание

 

3. Внимание, возникающее после того, как было вызвано произвольное внимание, в силу его ценности для личности

А) непроизвольное внимание

Б) послепроизвольное внимание

В) произвольное внимание

 

4. Количество объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени

А) устойчивость

Б) распределение внимания

В) концентрация внимания

Г) объем внимания

Д) переключение

 

5. Способность человека удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов – это

А) устойчивость

Б) распределение внимания

В) концентрация внимания

Г) переключение

Д) объем внимания

6. Свойство внимания, выражающееся в сосредоточенности внимания на одном объекте, – это

А) устойчивость

Б) распределение внимания

В) концентрация внимания

Г) переключение

Д) объем внимания

 

7. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой – свойство внимания, получившее название

А) устойчивость

Б) распределение внимания

В) концентрация внимания

Г) переключение

Д) объем внимания

8. Длительность сосредоточения внимания на объекте – свойство внимания, названное

А) устойчивость

Б) распределение внимания

В) концентрация внимания

Г) переключение

Д) объем внимания

9. Процесс внимания характеризуется…

А) созданием новых образов

Б) узнаванием предметов и событий

В) сосредоточенностью сознания на определенном объекте

Г) личным отношениемк окружающему миру

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.14 с.)