ГЛАВА 2. Психология деятельности и познавательных процессов 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 2. Психология деятельности и познавательных процессов



Тема 4. Деятельность

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о деятельности и ее видах.

2. Структура деятельности.

3. Навыки как важнейшие компоненты деятельности, процесс формирования навыков.

4. Деятельностный подход как объяснительный принцип психологии.

Информационный материал

В отечественной психологии большая роль в развитии психики отводится деятельности. Деятельностный подход (принцип деятельностного опосредования) является одним из основных методологических принципов психологии. Под деятельностью понимается проявление человеческой активности, направленное на достижение какой-то сознательно поставленной цели. С психологической точки зрения любая конкретная деятельность имеет определенную психологическую структуру. Важнейшими компонентами такой структуры являются следующие:

· Цель (это то, ради чего действует человек.) Это тот мысленный результат, к которому человек стремится, выполняя данную деятельность.

· Мотивы деятельности. Под мотивами понимается то, что побуждает человека действовать, стремиться к достижению цели.

· Отдельные действия (вся деятельность состоит из «кирпичиков – из отдельных действий»).

Под действием понимаются те приемы, способы с помощью которых человек достигает цель, осуществляя собственную деятельность.

Человек в своей жизни может заниматься самыми различными видами деятельности. Их можно классифицировать по разным основаниям. Если брать за основу классификации результат, то все виды деятельности можно разделить на 3 вида.

1. Трудовая деятельность – исторически первичный вид деятельности человека, отличается от других тем, что она всегда направлена на создание каких-либо материальных ценностей или культурных, духовных.

2. Второй вид деятельности – учебная деятельность. Учебная деятельность имеет цель – усвоение, овладение суммой знаний, выработку умений, навыков, которые потребуются для выполнения какой-то конкретной трудовой деятельности.

3. Третий вид – игровая деятельность. Очень специфический вид человеческой деятельности – характерен для детей. Что собой эта деятельность представляет психологически? Игровая деятельность отличается от трудовой и учебной. Цель этой деятельности заключается не в достижении результатов, а лежит в самом процессе игры. Цель и мотивы игровой деятельности лежат в процессе игры. В игре ребёнок воспроизводит отношения, существующие в мире взрослых, подражая деятельности взрослых. Игра имеет исключительно важное значение в психологическом развитии ребёнка.

К основным объяснительным принципам психологии относят: принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития, принцип деятельностного подхода (деятельностного опосредования) и др.

Остановимся на характеристике деятельностного подхода, как объяснительного принципа в психологии. Согласно этому принципу, между психикой с одной стороны и деятельностью с другой, существует тесная связь, неразрывное единство, взаимосвязь и взаимообусловленность. В чем эта связь проявляется? Во-первых, в том, что в деятельности человека его психика раскрывается, проявляется, находит своё выражение. Изучая специфику человеческой деятельности, мы можем судить о психических особенностях человека. Используя метод изучения продуктов деятельности, мы косвенно познаем психику человека. Во-вторых, психика человека не только проявляется, но и непосредственно формируется и развивается в деятельности. Выполняя какую-либо деятельность, человек развивает психические свойства. Вне деятельности развитие и формирование психики невозможно.

Например, у человека имеются музыкальные задатки. Они разовьются, если человек будет заниматься музыкальной деятельностью, и не разовьются, если человек не будет заниматься. В рамках научной школы С.Л. Рубинштейна был сформулирован принцип единства сознания и деятельности, а в работах А.Н. Леонтьева и его сотрудников раскрыта роль и единство деятельности, сознания, личности. В целом, в деятельном подходе постулируется прежде всего следующее положение: деятельность выступает движущей силой развития психики.

Как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер, о деятельности, как об объяснительном принципе, говорят в том случае, если понятия и положения теории деятельности применяют к анализу психических процессов, сознания, личности. Так можно вести речь о деятельности восприятия, деятельности мышления. Можно рассматривать внимание как деятельность, в которой выделяются свои мотивы, действия и операции и т.д.

Навыки как важнейшие компоненты деятельности, процесс формирования навыка. Любая деятельность человека слагается в принципе из двух видов действий. Один вид действий требует от человека определенного контроля за их выполнением, постоянной направленности внимания. Второй вид действий может протекать без контроля сознания.

Действия, протекающие автоматически и не требующие контроля сознания, называют навыками. Навыки – это действия, упрочившиеся, благодаря упражнению, и автоматизированные по способу протекания. В психологии выделяют три группы навыков:

– двигательные навыки – навыки в труде, спортивные навыки и т.д.;

– сенсорные навыки или навыки восприятия;

– интеллектуальные навыки.

Навыки играют исключительно важную роль в жизни человека.

Никакая деятельность невозможна без навыков. Овладевая навыками человек имеет возможность: увеличить быстроту (или скорость) соответствующей деятельности; повысить качество выполняемой деятельности; сохранять высокую работоспособность; освободить сознание для приобретения нового опыта.

Навыки формируются в ходе упражнений. Под упражнением понимается процесс повторного или многократного выполнения действия с целью усовершенствования его выполнения. В ходе упражнения формирование навыка проходит в три основных этапа:

– аналитический этап – характерно, что не только действие в целом, но и отдельные ее компоненты выполняются под контролем сознания;

– синтетический этап – отдельные компоненты действия начинают объединяться, синтезироваться, начинают протекать автоматически; – этап полной автоматизацией действия – действие в целом начинает протекать автоматически. Навык окончательно сформировался.

В ряду условий, соблюдение которых способствует успешному формированию навыков называют: осознание задачи и цели упражнения; знание результатов действий и понимание ошибок, допускаемых в ходе упражнения; правильное распределение темпа выполняемых действий в ходе упражнения.

Во взаимодействии навыков различают две формы: перенос и интерференцию. Перенос – такое взаимодействие навыков, при котором один навык или их группа положительно влияет на вновь формирующиеся навыки.

Интерференция – форма взаимодействия навыков, при которой система ранее выработанных навыков отрицательно влияет на вновь приобретаемые навыки. 

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü  категорию «деятельность»;

ü структуру деятельности;

ü виды деятельности;

ü виды навыков;

ü условия  формирования навыков;

ü формы взаимодействия навыков.

Уметь:

ü объяснять суть принципа единства деятельности и сознания;

ü раскрывать суть механизма смены видов деятельности в жизни человека;

ü формулировать положение о влиянии деятельности на психическое развитие человека;

ü называть и приводить примеры условий успешного формирования навыков;

ü объяснять место и роль эмоций и чувств в деятельности человека.

Владеть:

ü навыками описания педагогической действительности, практики обучения и воспитания ребенка в категориях деятельностного подхода.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для обсуждения.

2. Законспектируйте Лекцию 12. Особенности строения человеческой деятельности (С. 82-90) в работе А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии», статью «К теории развития психики ребенка» (с. 509-537) в работе А.Н. Леонтьева «Проблемы развития психики».

3. Прочтите лекционный материал, подчеркните в нем основные категории, постарайтесь запомнить и понять их суть.

4. На основе прочитанного материала составьте развернутый план по теме «Деятельность».

5. Подготовьтесь к тестированию по теме «Деятельность». 

Практические задания для самостоятельной работы

1. В художественной литературе найдите описание различных видов деятельности – детей и взрослых.

2. Проанализируйте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Детвора». Поясните, какие мотивы актуализируются в рамках одной и той же деятельности.

«Самый большой азарт написан на лице Гриши. …Играет он исключительно ради денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. …Страх, сто он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться… Сестра его Аня, девочка лет восьми, …тоже боится, чтобы кто-нибудь выиграл. Она краснее, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, девочка 6 лет, играет в лото ради процесса игры. По ее лицу разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик. …У него ни корыстолюбия, на самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать – и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре, ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей… К выигрышу и чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию; сколько же на этом свете разных цифр и как это они все не перепутались!» [34: с. 82].

3. Проанализируйте приведенные тексты. Определите, во всех ли случаях речь идет о трудовой деятельности. Выделите психологические признаки труда как особого вида человеческой деятельности.

    А) Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собой. Троим рабочим, подвозившим на тачках строительный камень, задали один и то же вопрос: «Что вы делаете?» Первый ответил сквозь плотно стиснутые зубы: «Таскаю тяжелые тачки с этим проклятым камнем, будто не неладен! Вон какие мозоли на руках набил!» второй сказал добродушно: «Как это – что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум маленьким дочуркам». А третий распрямился, отер со лба крупные капли пота, широко улыбнулся и сказал: «Я строю Шартрский собор!»

    Б) Тракторист И., приехавший из города на некоторе время для помощи совхозу, получил задание вспахать под пар определенную площадь поля. Получив разъяснения бригадира, он приступил к работе. Но с одной стороны вспахиваемого участка стоят ряды копен необмолоченной пшеницы (из-за производственной необходимости звено присланных в совхоз людей работало целый день над подборкой и копнением поваленного хлеба). Копны мешают трактористу пахать.

    Тракторист И., немного подумав, примотал к концу палки тряпку, смочил ее дизельным топливом, зажег и этим факелом поджег первый ряд копен. Подождав, «перекурив», пока хлеб сгорит, И. продолжает вспашку. Затем подобным же образом сжигает второй ряд копен и т.д. план вспашки он выполнил на 108%.

    Когда звеньевой копнильщиков Е., узнав о происшедшем, спросил И., как же это смог додуматься спалить хлеб, И. спокойно и с сознанием своей полной правоты ответил: «У меня же производственное задание! Улавливаешь? План! Если я не буду пахать, то я заработаю? Разговаривай с бригадиром!» [34: с. 85].

4. Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Имеет ли теория деятельности принципиальное значение для педагогической практики?». Подберите аргументы в пользу своей позиции и запишите их в тетрадь.

Темы рефератов

1. Виды деятельности человека.

2. Специфика человеческой деятельности.

3. Психические процессы как формы деятельности.

4. Становление высших психических функций в процессе деятельности.

5. Привычки их и роль в осуществлении деятельности.

6. Деятельностный подход как объективный принцип психологии.

7. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.

8. Процессы формирования навыков.

9. Мотивы деятельности.

10. Навыки как важнейшие компоненты деятельности.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

2. Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – 2-е изд. – М.: Черо, Юрайт, 2008. – 352 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – 4-е мзд. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. – 584 с.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

7. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Деятельность».

2. Ниже приведен список разнообразных видов деятельности. Опишите каждую из них с помощью перечня различений между формами и видами деятельности, предложенного В.П. Зинченко и Е.Б. Моргуновым.  Деятельность бывает: материальная и духовная; внешняя и внутренняя; непосредственная и опосредованная; произвольная и непроизвольная; творческая и репродуктивная; сознательная и бессознательная; индивидуальная и коллективная. Имеются различения и другого вида: игровая, учебная, трудовая, художественная, спортивная и т.д. Деятельность разделяют на исполнительную и познавательную (перцептивная, мнемическая умственная или мыслительная). Наконец, можно добавить дифференциацию деятельности по мотивам, целям, предметному содержанию, способам осуществления, конечному результату, степени свободы в постановке целей, в выборе средств, в определении вида и характера результата.

Пловец ставит мировой рекорд; ученый делает открытие; пастор читает проповедь пастве; школьник решает задачу в уме; политический деятель пишет мемуары; шестилетка учится писать; модельер создает новый стиль в одежде; изобретателю во сне приходит решение сложной проблемы; хозяйка переставляет мебель в квартире; рабочий вытачивает детали на станке; старушка завязывает узелок на память; первобытные люди охотятся на мамонта; стареющая примадонна играет Джульетту; художник пишет на ленэре; дачник копает участок; учащийся Строгановки копирует «Утро стрелецкой казни»; печник складывает камин; монахиня замаливает грехи; ребенок ходит во сне; японец сочиняет хайку; таксист везет провинциала с вокзала; подростки танцуют на дискотеке; оппозиция проводит демонстрацию; японец создает икебану; преступник грабит банк; студент сдает экзамен; летчик сажает самолет в аварийной ситуации [34: с. 83-84].

3. Прочитайте фрагменты текста. Как вы считаете, чьей позиции (А.Н. Леонтьева или С.Л. Рубинштейна) придерживаются авторы. По каким признаком вы это определили?

· Любая реальная актуальная деятельность имеет внешнее и внутреннее (внешний или внутренний планы, или стороны), и они связаны между собой неразрывно. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать, как они связаны, а в том, чтобы, изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», понять реальную роль психики в деятельности.

· В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как «внутреннего условия», как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности и в этом плане необходимой составляющей деятельности [34: с. 8].

4. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Сдвиг мотива на цель – это реализация 

А) принципа единства деятельности и сознания

Б) механизма смены видов деятельности

В) механизма влияния деятельности на психическое развитие человека

 

2. В деятельности сознание зарождается, формируется и реализуется — это реализация

А) принципа единства деятельности и сознания

Б) механизма смены видов деятельности

В) механизма влияния деятельности на психическое развитие человека

 

3. В деятельности развиваются, прежде всего, те психические процессы, от уровня развития которых зависит успех деятельности, – это реализация

А) принципа единства деятельности и сознания

Б) механизма смены видов деятельности

В) механизма влияния деятельности на психическое развитие человека

 

4. Процессы, которые характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом – его предмет, всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т.е. мотивом, получили название

А) активность

Б) поведение

В) деятельность

Г) действие

 

5. Извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, – это

А) активность

Б) поведение

В) деятельность

Г) действие

 

6. Основная единица деятельности – это

А) психофизиологическая функция

Б) действие

В) операция

Г) мотив

Д) потребность

 

7. Установите соответствие понятий с вариантами ответов:

1. Цель 2. Операция 3. Задача   4. Психофизиологические функции   А) цель, данная в определенных условиях Б) образ желаемого результата В) способ выполнение действия Г) психические процессы

 

8. Установите соответствие понятий с вариантами ответов

1. Потребности 2. Опредмечивание потребности 3. Мотив   А) состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования Б) процесс «узнавания» потребностью своего предмета В) предмет потребности

 

9. Что не является этапами формирования навыка:

А) этап замысла

Б) этап проб и ошибок

В) аналитический этап

Г) синтетический этап

Д) этап полной автоматизацией действия

 

10. Установите соответствие между понятиями и вариантами ответов

1. Перенос 2. Интерференция   А) отрицательное влияние ранее образованных навыков на вновь формируемые Б) положительное влияния ранее образованных навыков на вновь формируемые навыки

Тема 5. Ощущение

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика

2. Закономерности и свойства ощущений

3. Физиологические основы ощущений

4. Виды ощущений

Информационный материал

Общая характеристика. Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение – это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущения.

Закономерности и свойства ощущений. К основным закономерностям ощущений относят: абсолютный и относительный пороги, адаптацию, взаимодействие ощущений, сенсибилизацию, контраст ощущений и синестезию. Абсолютный порог чувствительности может быть нижним и верхним. Нижний абсолютный порог – это наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение. Верхний абсолютный порог чувствительности – наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида. Относительные пороги или пороги различения – наименьшее различие в силе раздражителей, при котором возникает едва заметное различение в силе и качестве ощущений. Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся либо в полном исчезновении ощущения, либо в понижении или повышении его порогов. Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией. Контраст ощущений – изменение интенсивности ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Последовательный контраст возникает в ситуации воздействия последовательных раздражителей. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Физиологические основы ощущений. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей: 1) периферический отдел (рецептора), который является специальным трансформатором внеш­ней энергии в нервный процесс; 2) афферентные (центростреми­тельные) и эфферентные (центробежные) нервы – проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с цент­ральным; 3) подкорковые и корковые отделы (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов

В корковом отделе каждого анализатора находится ядро, т.е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза, например, дифференцирует звуки по высоте. Рассеянные элементы связаны с функцией грубого анали­за, например, различение музыкальных звуков и шумов. В настоящее время довольно определенно установлена локализация в коре тех или иных видов чувствительности: представительство зрительной чувствитель­ности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Слуховая чувствительность локализуется в сред­ней части верхней височной извилины. Осязательно-двигательная чувствительность представлена в задней центральной извилине и т.д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализа­тора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центро­стремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей.

Виды ощущений. Классификация видов ощущений может быть осуществлена по нескольким основаниям: по модальности (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и т.д.); по наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение (контактная и дистантная чувствительность); по расположению рецепторов (на поверхности тела – экстероцепция – зрение, слух, тактильная чувствительность; проприоцепция – ощущения мышц и сухожилий; интроцепция – внутренние ощущения – голод, жажда); по времени возникновения в ходе эволюции животного мира (древняя и новая чувствительность). Дистантную чувствительность относят к новой чувствительности. Среди контактной чувствительности болевая чувствительность является более древней, чем тактильная.

Функция кинестетической и вестибулярной чувствительности состоит в информировании индивида о его собственных движениях и положении в пространстве. Кинестетические ощущения – совокупность сенсорной информации, поступающей из мышц, сухожилий и связок. Вестибулярные ощущения основаны на информации, приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Кожная чувствительность обеспечивает индивида информацией о том, что соприкасается с его телом. Основной функцией вкусовой чувствительности является обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Обоняние обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ. С помощью слуха индивид получает информацию о поведении удаленных от него объектов. Основными характеристиками звуковых волн являются амплитуда и частота, которые при воздействии на органы чувств трансформируются в психические (сенсорные) – громкость и тон. 

Сетчатка глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение.

 

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü определение понятия «ощущение»; 

ü различные подходы к классификации ощущений и называть соответствующие им виды ощущений; 

ü закономерности ощущений;   

ü свойства ощущений.

Уметь:

ü раскрывать суть основных понятий темы: «рефлекторная дуга», «орган чувств», «рецептор, «афферентный нерв», «эфферентный нерв», «латентный период», «анализатор, «центральная часть анализатора – ядро и периферические элементы;

ü называть свойства ощущений, раскрывать их суть и приводить примеры;

ü описывать физиологические основы ощущения; 

ü приводить примеры проявления закономерностей ощущений.

Владеть:

ü классификацией видов ощущений и их основных закономерностей.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для обсуждения.

2. Законспектируйте Лекцию 16. «Ощущения и реальность. Органы чувств» (с. 117-127) в работе А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии, Главу 11. Сенсорно-перцептивные процессы (11.1, 11.2, с. 166-176) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология», Главу 4. Ощущения (с. 117-136) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию».

3. Восстановите в памяти содержание лекции по теме «Ощущения». Составьте ее развернутый план.

4. Отметьте моменты в изучаемом материале, которые вам были уже знакомы, о которых вы читали или слышали ранее.

5. Что в прочитанном материале оказалось для вас новым? Отметьте 3-4 позиции.

6. Подготовьтесь к дискуссии по вопросам темы, выделив в прочитанном материалы основные мысли.

 

Практические задания для самостоятельной работы

1. Выполните упражнение на изучение  особенностей ощущений.

Инструкция: положите на стол несколько предметов, накройте их непрозрачной тканью.

Ход эксперимента: определите на ощупь через ткань каждый из этих предметов. Охарактеризуйте их, занесите информацию в протокол (материал из которого изготовлен предмет, форма предмета, размер и другие свойства; идентификация). (В качестве предметов могут использоваться мел, резинка, вата, скрепка, ключ, кольцо и др.)

Примечание: упражнение будет более достоверным, если предметы для опознания будут подобраны другим человеком.

2. Проанализируйте фрагмент из рассказа Дж. Филдинга и определите, о каком явлении идет речь. Объясните его природу, приведите сходные примеры.

- «Гончие ада», левый зал, - сообщила она. – Сеанс начался десять минут назад.

…(Джесси) отворила дверь в первый зал и сразу окунулась в полную темному. Видно, действие на экране происходило темной ночью. Она ничего не видела.

    Джесс немного подождала, пока ее глаза освоятся, удивилась. Что еле различала зрительный зал даже после того, как экран ярко засветился. Она медленно пошла по проходу, всматриваясь в ряды зрителей, ища место.

    Сначала ей показалось, что свободных мест нет. Ясное дело, подумала Джесс, она продала мне билет на кинофильм, на который все билеты уже проданы. Но тут она увидела единственное место в середине четвертого ряда [34: с. 329].

3. Какие возрастные особенности цветоощущений и восприятия описаны в текстах:

· Во двор прилетели голуби синего и белого цвета. Посмотрел на нах мальчик Митя и говорит: «Синицы должны быть синими. А белые бывают курицы. А голуби должны быть голубыми! Это – неправильные голуби!

· Вале дали зеленого медведя и спросили: «Кто это?» Валя ответила: «Медведь». «А как ты определила, что это медведь?» «Потому что у него голова большая, лапы круглые и косолапые, сам он большой и лохматый» [1: с. 83].

4. Подготовьтесь к тестированию по теме «Ощущение».

Темы рефератов

1. Роль и виды чувствительности (ощущение) у человека.

2. Психофизиологические механизмы формирования ощущений.

3. Факторы, влияющие на формирование сенсорного образа.

4. Роль ощущения в познании.

5. Закономерности ощущений.

6. Пороги ощущений.

7. Связь ощущения с другими процессами.

8. Значение ощущений в жизни человека.

9. Синестезия как свойство ощущения.

10. Сенсорная организация человека.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.004 с.)