Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.



Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие/ И. В. Вачков, – М.: Ось-89, 2012. – 208 с. 

2. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

3. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996. – 416 с.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с. 

7. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

8. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

9. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. – 264с.

10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Том. ун-т; М.: Барс, 1997. – 392с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Мышление»

2. Проанализируйте, какие особенности детского мышления проявляются в описанных ситуациях:

· Писатель В.Г. Короленко вспоминал, что когда он был маленьким ребенком, он никак не мог понять, почему большого усатого мужчину называют сыном их кухарки. Он думал, что слово сын относится только к таким маленьким мальчикам, каким он был сам.

· Шестилетнему Алеше была дана следующая задача: «Ехали 6 автомобилей. Два из них сломались. Сколько автомобилей поехало дальше?» Алеша, не задумываясь, отвечает: «Их починили, и они поехали дальше».

· Психолог Н.А. Менчинская приводит такой пример. Мальчик, успокаивая плачущую девочку, с детской непосредственностью поцеловал ее в слезки и, заметив, что они соленые, спросил: «Почему у тебя слезки соленые?» Девочка серьезно ответила: «А вчера бабушка пересолила суп – поэтому у меня и слезки соленые» [1: с. 84-85].

 

3. Выполнение и обсуждение результатов исследования по изучению индивидуальных особенностей мышления.

Конкурс-испытание «За четыре минуты». Напечатанные ниже слова разбейте на тринадцать групп по три слова в каждой, причем каждую группу (триаду) должно объединять что-то общее, например: веселье отдых воскресенье. Слова выписывать не надо, так как на всю работу вам отпущено всего четыре минуты, выписывайте только порядковые номера слов в триадах, например: 1 - 7 - 22.

красный утка красота
песня ноты гусь
платина лимон телевидение
радио газеты серебро
луна леска мандарин
молодость колесо гитара
белый спутник ложка
спица яблоко здоровье
нож зеленый пар
грузило лед золото
вода апельсин велосипед
слива вилка курица
крючок солнце груша

[17: с. 138-139].

3. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Какие характеристики имеют отношение к определению мышление?

А) опосредованное

Б) сознательное отражение

В) обобщенное отражение действительности 

Г) существенные вязи и отношения

 

2. Мышление – это

А) психический процесс создания образов (предметов, ситуаций, обстоятельств) путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание

Б) опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

В) сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних препятствий.

 

3. Что не является средствами мышления?

А) результаты чувственного отражения действительности

Б) слово, речь

В) мыслительные операции

Г) знания человека

Д) волевые качества

Е) эмоции и чувства

 

4. Мысль, выраженная в слове – это:

А) представление

Б) умозаключение

В) понятие

Г) суждение

 

5. Интеллект, который характеризуется  запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное – это

А) вербальный интеллект

Б) социальный интеллект

В) эмоциональный интеллект

Г) практический интеллект

 

6. Что не является содержательными компонентом мышления

А) понятие

Б) суждение

В) умозаключение

Г) анализ

Д) синтез

 

7. Мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности – это  

А) понятие

Б) суждение

В) умозаключение

Г) рассуждение

 

8. Отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами – это 

А) понятие

Б) суждение

В) умозаключение

Г) рассуждение

 

9. Связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений получают другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений, – это 

А) понятие

Б) суждение

В) умозаключение

Г) рассуждение

 

10. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение – это

А) рассуждения

Б) силлогизмы

В) посылки

Г) умозаключения

Г) умозаключение

 

Тема 10. Речь

Вопросы для обсуждения:

1. Речь и ее функции

2. Виды речи.

3. Индивидуальные особенности  речи

Информационный материал

Речь является одним из существенных отличий психики человека от психики животных. Благодаря речи человек способен выражать свои мысли и чувства, передавать информацию другим людям, воздействовать на них и регулировать их поведение.

Речь – это психический процесс порождения и передачи информации другим людям посредством языка. Речь следует отличать от языка.

Язык – это особая система знаков, в которой в форме значений зафиксирован обобщенной общественный опыт. Язык является продуктом общественно-исторического развития отражает сознание людей определенного этноса.

Любой язык представляет собой определенную структуру знаков. Звуковые различительные единицы языка называют фонемами. Из фонем образуются морфемы – минимальные смыслообразующие единицы. Морфемы образуют слова, которые объединяются в словосочетания и предложения. За каждым словом закреплено значение – некое обобщенное содержание действительности (явления, предметы, события, отношения между ними и т.п.)

Речь – это язык в действии. При помощи речи осуществляется словесное общение между людьми, которое может быть в форме сообщения, указания, приказания, вопроса. Помимо коммуникативной стороны, связанной с прямой передачей информации, речь обладает эмоционально-выразительной стороной, т.е. выражает отношение говорящего к тому, что он говорит. И наконец, речь содержит смысловой подтекст – он указывает на мотив высказывания или цель, которою пытается достигнуть говорящий.

Речь является высшей психической функцией, а значит – социальной, по природе, опосредствованной усвоением языка, по своему происхождению, и произвольной, по регуляции. Речь выполняет следующие функции:

1. Семантическая (или сигнификативная) – речь используется в целях сознательного общения для обозначения мыслей и чувств говорящего с целью передачи их другому человеку.

2. Коммуникативная – посредством речи осуществляется прямая передача информации собеседнику, выраженная при помощи вербальных (языковых) средств.

3. Экспрессивная – в речи выражается эмоциональное состояние и отношение говорящего.

4. Регулятивная – речь используется как средство регуляции поведения собеседника.

5. Синтетическая – данная функция реализуется в обобщении какого-либо содержания, выраженного в слове.

Виды речи:

1. Внешняя речь – выражается в звуке или письме, носит развернутый характер и направлена на другого человека.

2. Внутренняя речь – направлена на себя, носит свернутый и сокращенный характер.

3. Устная речь – выражается в звуке с использованием простых грамматических конструкций и сопровождается внеязыковыми средствами (паузами, интонациями, жестами и т.п.)

4. Письменная речь – выражена в тексте, обладает сложной смысловой и грамматической структурой, а также четкой логикой.

5. Монологическая речь – не предполагает ответной речевой активности собеседника; отличается связностью и развернутостью, а также требует тщательного отбора слов и выражений.

6. Диалогическая печь – возникает как ответ на вопрос и не требует специальной подготовки.

7. Аффективная речь – ограничивается междометиями и короткими высказываниями («Ой!», «Ничего себе!», «Вот-вот» и т.п.), выражающими эмоции; не имеет замысла.

Физиологически речь является весьма сложной функцией. Выделяют центральные и периферические физиологические системы, обеспечивающие речевую активность. Центральные системы включают в себя определенные структуры головного мозга, периферические – голосовой аппарат и органы слуха. В головном мозге находятся специальные речевые центры – слуховой центр Вернике, двигательный центр Брока, центр письма и центр чтения. Голосовой аппарат состоит из органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, который заставляет вибрировать голосовые связки гортани. Последние, колеблясь, производят звуковую волну, которая усиливается естественными резонаторами – полостями рта и носа. Благодаря изменениям формы и величины полости рта, также возможно образовывать разные гласные звуки. Создавая препятствия для воздухотока в ротовой полости, возможно образовывать согласные звуки.

Овладение навыками речи является важным условием развития сознания человека.

Индивидуальные особенности речи проявляются в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, артикуляции звуков, интонации и образности высказывания мыслей.

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü определения категорий «речь»;

ü функции речи;

ü виды речи и их отличительные признаки;

ü индивидуальные особенности речи.

Уметь:

ü проводить сравнительный анализ понятий по теме «Речь»;

ü раскрывать суть речи как средства общения;

ü раскрывать суть речи как инструмента мышления.

Владеть:

ü опытом сравнительного анализа понятий;

ü опытом проведения исследования по выявлению общих закономерностей и индивидуальных особенностей речи отдельного человека.

План самостоятельной работы

1. Прочтите лекционный материал, выделив в нем основные идеи.

2. Законспектируйте материал из раздела «Мышление и речь» (с. 356-377). в работе А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии, Главу 14. Речь (с. 237-270) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология», Главу 11. Общение (с. 282-288) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию».

3. Запишите основные идеи темы и подготовьтесь обсудить их на практическом занятии.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Сформулируйте свое представление о связи слов и их значений. Ответьте на вопросы, поставленные М.М. Маковским в тексте.

«Человеку, не задумывавшемуся над проблемами языка, кажется, что в нем и не существует никаких проблем: каждое слово имеет свое значение каждое значение выражается тем или иным словом или несколькими словами. Однако подобное мнение – одна из многочисленных иллюзий, связанных с языком. На самом деле, до сих пор ученые-лингвистов не могут дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, каким образом, на основании какого механизма «форма» слова, его «фонетическая оболочка» соединяется со значением, почему та или иная «форма» наделена именно данным значением, а данное значение сочетается в той или иной формой. Много загадок таит в себе изменение значения слов в ходе истории языка. По каким законам или вопреки каким законам это происходит? Какие «силы» удерживают в языке именно данные слова и их значения и где предел действия этих «сил»? Какие значения должны обязательно изменяться, а какие не могут переходить в другие значения и какие именно? Почему некоторые слова выходят из употребления и каких изменений слов это касается? Существует ли зависимость между выходом одних слов из языка и вхождением других слов в язык? Какие слова могут войти в язык и в каком количестве? Каково соотношение качества и количества «фонетических оболочек» слова с качеством и количеством значений и всегда ли такое соотношение одинаково? Является ли слово «неделимой» единицей языка и до какого предела изменение фонетического состава слова не влияет на его значение? С другой стороны, каков предел изменения значений, не влияющий на изменения от изменений значения, а изменения значений – от изменений «фонетической формы» или они независимы друг от друга…» [34: с. 109].

2. Предложите критерии оценки речи педагога (воспитателя, учителя). Проведите мини-исследование, пригласив к участию в нем 5-6 однокурсников, которое позволит получить информацию о речевом развитии будущих педагогов.

3. Сформулируйте методические рекомендации для воспитателей и учителей по совершенствованию собственной речевой культуры.

 

Темы рефератов

1. Общая характеристика речи.

2. Речь как средство общения.

3. Методы изучения речи.

4. Отличие речи человека от речи животного.

5. Речь как инструмент мышления.

6. Связь мышления и речи.

7. Развитие речи в онтогенезе.

8. Нарушения речи.

9. Речь и личность.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.037 с.)