Тема 3. Происхождение психики и сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Происхождение психики и сознания



Вопросы для обсуждения:

1. Этапы развития психики в филогенезе (концепция А.Н. Леонтьева)

2. Функции сознания. Признаки сознательного действия.

3. Структура сознания по В.П. Зинченко.

4. Классификация бессознательных явлений по Ю.Б. Гиппенрейтер.

Информационный материал

Происхождение психики – это результат длительного эволюционного процесса живой материи, в ходе которого живые существа приобрели способность субъективно отражать окружающий мир, т.е. получать информацию о нем и на основе нее избирательно реагировать на изменения или воздействия внешней среды. Предтечей появления простых форм психического является раздражимость – способность живых существ реагировать на биологически значимый раздражитель или несущий угрозу целостности организма. Данная особенность характерна для простейших одноклеточных существ. Одноклеточный организм реагирует ни изменения среды тропизмами – вынужденными движениями и почти полностью зависит от условий среды. А.Н. Леонтьев считает признаком появления простейшей психики у живого существа ощущение, или чувствительность – способность реагировать на биологически нейтральный раздражитель. Ответные двигательные реакции на действующий раздражитель, свойственные свободно передвигающимся организмам называют таксисами.

Дальнейшее эволюционное усложнение психики напрямую связано с совершенствованием органов чувств, выполняющих рецепторные функции, и развитием нервной системы. Развитие органов чувств определялось спецификой того или иного вида раздражителя, например, зрительный рецептор приспосабливался к восприятию солнечного света и т.д.

По мере своего эволюционного развития живые существа становятся все меньше зависимыми от изменяющейся среды и становятся способными к сложным комплексам реагирования на изменения и воздействия окружающей среды, т.е. к поведению.

В соответствии с теорией развития психики в филогенезе, разработанной А.Н. Леонтьевым и дополненной К.Э. Фабри, выделяются несколько стадий:

1. Стадия элементарной сенсорной психики. На низшем уровне данной стадии возникают примитивные элементы чувствительности на фоне развитой раздражимости (простейшие, многие низшие многоклеточные, живущие в воде). На высшем уровне этой стадии присутствуют ощущения, появляется важный орган манипулирования – челюсти, а также появляется способность к формированию элементарных условных рефлексов. Развитая двигательная активность (ползанье, рытье в грунте и т.д.), способность избегать условий среды и вести активный поиск положительных раздражителей, поведение главным образом обусловлено врожденной программой (кольчатые черви, улитки, некоторые другие беспозвоночные).

2. Стадия перцептивной психики. На низшем уровне стадии наблюдается отражение внешней действительности в форме образом предметов, формирование двигательных навыков, активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных, развитое защитное поведение (рыбы и др. низшие позвоночные, некоторые высшие беспозвоночные, насекомые). На высшем уровне стадии наблюдаются простые формы мышления как решения ситуативных задач, складывание определенного «образа мира», высокоразвитые инстинктивные формы поведения и способность к научению (высшие позвоночные – птицы и некоторые млекопитающие). Наивысший уровень данной стадии предполагает наличие в практической деятельности ориентировочной (подготовительной) фазы, способность решать одну и ту же задачу разными способами, переносить найденный принцип решения в новые условия, создание и использование примитивных орудий, усмотрение причинно-следственных связей между явлениями (обезьяны, собаки, дельфины и др.)

Существенно психику человека от психики животных отличает наличие сознания. Возникновение сознания, как считают сторонники марксистской теории происхождения человека, связано с орудийной деятельностью человека – с созданием и сохранением орудий труда. Существует гипотеза о том, что усложнение коммуникации в процессе совместной деятельности привело к формированию языка как средства коммуникации и появлению человеческой речи. Язык представляет собой систему комбинируемых по определенным правилам словесных знаков, замещающих объекты действительности и отношения между ними. Данное отношение между словесным знаком и объектом, который он замещает, называется значением. Именно замещение предметной реальности реальностью образно-знаковой определило языковую и диалогическую природу сознания.

Благодаря сознанию, человек приобрел способность репрезентировать мир в форме значений и субъективно разделять действительность и свой образ действительности.

Сознание – это психическое отражение действительности в форме значений и смыслов, позволяющее субъекту разделять объективный мир и субъективный образ мира, и на основе этого регулировать свое поведение.

Сознание всегда активно и интенционально, т.е. направлено на объект.

Функции сознания:

1) Сигнификативная – наделение действительности значениями и смыслами;

2) Когнитивная – 1) оценка истинности полученной информации (верификация); 2) структурирование информации в форме знания (построение образа мира); 3) оценка сознанием самого себя (рефлексия);

3) Коммуникативная – обеспечение общения вербальными средствами (системой языковых значений) и возможностью сопереживания;

4) Регулятивная – управление поведением на основе системы знаний, усвоенных норм, ценностей, убеждений и целей.

Основные признаки сознательного действия:

- активный и преобразующий характер;

- целенаправленность;

- планомерность;

- прогнозирование последствий действия

- самоконтроль – волевая регуляция.

Структура сознания (по В.П. Зинченко) включает в себя три слоя:

4. Духовный слой сознания складывается в пространстве между Я-Ты, Я-Другой.

5. Бытийный слой сознания. Его образующими являются биодинамическая ткань живого движения, предметного действия, чувственная ткань образа.

6. Рефлексивный слой сознания. Его образующими являются значение и смысл.

Выделяют следующие классы бессознательных явлений психики:

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий:

А) неосознаваемые автоматизмы

·  Автоматические действия – врожденные или онтогенетически рано приобретенные акты (сосательные движения, мигание, ходьба и др.)

·  Автоматизированные действия – навыки, вырабатываемые в результате тренировки и позволяющие выполнять действие быстро и точно, а также освободить сознание для освоения более сложного действия

Б) явления неосознаваемой установки – готовности к совершению определенного действия или реакции в типичных ситуациях.

В) неосознаваемые сопровождения сознательных действий – те психические механизмы, которые реализуют движения, напрямую не связанные с сознательным действием (напр., щелканье авторучкой от излишнего волнения и др.)

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий – импульсы и влечения человека.

3. «Надсознательные» процессы – процессы, которым предшествует определенная (часто упорная) сознательная работа, и приводящие к неожиданному для сознания субъекта новому результату – решению задачи, новому взгляду на вещи, откровению и т.п. Проявляются чаще всего в творческом или духовном состоянии.

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü этапы развития психики в филогенезе: стадию сенсорной психики и стадию перцептивной психики и соответствующие им особенности поведения живых существ;

ü как соотносятся понятия «душа», «сознание», «психика»;

ü функции сознания и признаки сознательного действия;

ü структуру сознания: чувственное содержание, биодинамическое содержание, значение, смысл.

Уметь:

ü различать сознательное действие от неосознанного.

Владеть:

ü классификацией бессознательных явлений: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Законспектируйте Главу 3. Понятие о психике и ее эволюции, Главу 4. Происхождение и развитие сознания человека (с. 70-121) учебника Маклакова А.Г. «Общая психология» (2015), Главу 3. Биологические основы психики (3.1, с. 57-62), Главу 5. Структура психики (5.3, с. 93-96) учебника «Психология» под ред. В.Н. Дружинина (2009).

3. Составьте таблицу, отражающую этапы развития психики в филогенезе.

4. Соотнесите понятия «душа», «сознание», «психика».

5. Определите функции сознания и сформулируйте признаки любого сознательного действия.

6. Составьте таблицу, отражающую структуру сознания: духовный слой, бытийный слой, рефлексивный слой (по В.П. Зинченко).

7. Напишите, в чем различие между пониманием сознания в концепции З. Фрейда и современным научным пониманием.

8. Ответьте на вопрос, что такое «надсознательные» процессы и как они проявляются.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Напишите сочинение на тему «Каким я вижу свое будущее?» и осуществите его анализ, ответив на вопрос, в каких значениях и категориях лично вы формулируете свой образ будущего. Для этого определите все оценочные суждения и оценочные понятия, которые вы используете, выпишите их, подсчитайте частоту встречаемости и обобщите в группы. Так же выявите собственные жизненные смыслы. В данном случае на смыслы указывают те желаемые и субъективно значимые для вас компоненты образа будущего – они показывают то, ради чего вы живете и действуете в настоящем. На основе проведенной работы сделайте вывод относительно вашей персональной системы значений и смыслов.

2. О каких «элементах» сознания говорится в данных текстах и в каком отношении друг к другу они находятся [40: с. 34-35]?

а) «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание … Нечто возникает для сознания постольку, поскольку оно знает это нечто. Знание есть его единственно предметное отношение» [18: с. 633].

б) «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» [19: с. 29].

3. Какое из рассуждений можно считать правильным и почему?

а) «Для дантиста моя зубная боль – факт, существующий объективно, следовательно, он относится к материальной сфере действительности» [12: с. 154].

б) «Не всякий объект исследования есть объективная реальность. Из того, что боль, восприятие или мысль становится объектом исследования, не вытекает, что они превращаются в объективную реальность. Они остаются явлениями субъективной реальности» [12: с. 154].

3. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор:

· развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде;

· уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации;

· каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации;

· развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики;

· у многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций;

· врожденный пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов одинаков для всех видов животных;

· общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей;

· основу всех без исключений форм поведения животных составляют инстинкты [34: с.60-61].

Темы рефератов

1. Стадии развития психики в филогенезе.

2. Возникновение и развитие сознания.

3. Функции сознания.

4. Структура сознания по В.П. Зинченко.

5. Индивидуальное и общественное сознание.

6. Сознательное и бессознательное в психики и поведении человека.

7. Духовный слой сознания.

8. Рефлексивный слой сознания.

9. Развитие сознания в онтогенезе.

10. Измененные состояния сознания.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

2. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.

3. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. – М.: ИП РАН, 2010. – 272 с.

2. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Речь, 2003. – 368 с.

3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное издание. – 4-е изд. – М.: АСТ: КДУ, 2007. – 400 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - 2-е изд. - М.: Черо, Юрайт, 2008. - 352 с.

5. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010. – 592с.

6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, Смысл, 2010. – 511 с.

7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 2-е изд., испр. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.

8. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Прокомментируйте приведенные точки зрения. К автору какой из них вы готовы присоединиться и почему?

а) Г.И. Челпанов писал, что сознание, душа – это артист, который управляет интсрументом, т.е. мозгом, но как артист может играть только тогда, когда есть инструмент, так и душа может оказывать воздействие на тело только в том случае, если есть мозг.

б) Э. Юлина считала, что в отношении сознание-мозг активна роль принадлежит самости, а не мозгу… Человеческая самость – это активный программист мозга (если мозг сравнить с компьютером) или «пилот самолета». Как пилот, она в одно и тоже время наблюдает и предпринимает действия, действует и страдает, обращается к прошлому и планирует будущее [34: с. 66].

3. Проанализируйте приведенный фрагмент из статьи Дж. Рея «Основания для сомнения в существовании сознания». Согласны ли вы с автором или нет и в чем именно? Можно ли говорить о машинном сознании, имея в виду современные компьютерные системы? Что еще есть в человеческом сознании, что не удается смоделировать в компьютерных системах?

«…Компьютеры представляют способности иметь убеждения и предпочтения (до неопределенной степени упорядочения), самооценку, обращенный во вне язык, интроспективные сообщения и процессор, преобразующий информацию о состоянии мира и собственного тела, - и все это, видимо, не обладая сознанием. Единственно значимые черты нашей ментальной жизни (отличной от сознания), которых, безусловно, в настоящее время нет у машины, - это способность к «индукции», или кажущейся безграничной изобретательности в схватывании мира» [34: с. 72-73].

4. Выполнение и обсуждение результатов Теста смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев) (Приложение 3).

5. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Группа психических процессов, к которой относят явление установки:

А) сознательные процессы

Б) «надсознательные» процессы

В) бессознательные процессы

Г) все ответы неверны

2. Вынужденные движения примитивных живых существ как ответ на раздражение:

А) тропизмы

Б) таксисы

В) поведение

Г) действия

 

3. Что существенно повлияло на происхождение сознания в филогенезе:

А) появление и развитие языка

Б) появление коллективных ритуальных действий

В) поиск новых способов добывания пищи

Г) естественный рост человеческой популяции

 

4. Сигнификация – это:

А) процесс освоения человеком социокультурного опыта прежних поколений

Б) психический процесс наделения объектов действительности значениями

В) психический процесс оценки истинности получаемой человеком информации

Г) процесс воздействия на поведение другого человека при помощи второй сигнальной системы

 

5. Согласно концепции развития психики в филогенезе (А.Н. Леонтьев – К.Э. Фабри), психическое отражение внешней действительности в форме образов предметов появляется у живых существ на:

А) высшей стадии сенсорной психики

Б) высшей стации перцептивной психики

В) низшей стадии сенсорной психики

Г) низшей стадии перцептивной психики

 

6. Элементарные формы мышления свойственны:

А) высшим позвоночным (птицы, некоторые млекопитающие и др.)

Б) высшим беспозвоночным (членистоногие, головоногие моллюски и др.)

В) низшим позвоночным (рыбы и др.)

Г) высшим (брюхоногие моллюски, кольчатые черви)

 

7. Выберите ту психическую функцию, которая встречается у человека и животных:

А) речь

Б) наглядно-действенное мышление

В) произвольное внимание

Г) произвольная память

 

8. Способность живых существ реагировать на биологически нейтральный раздражитель называют:

А) реактивностью

Б) раздражимостью

В) перцепцией

Г) чувствительностью

 

9. Выберите правильный признак сознательного действия:

А) реактивность

Б) автоматизированность

В) целенаправленность

Г) образность

 

10. Признаком наличия психики у живого существа является:

А) чувствительность

Б) реактивность

В) раздражимость

Г) тропизмы

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.087 с.)