Тема 2. Методы исследования в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Методы исследования в психологии



Вопросы для обсуждения:

1. Классификация методов в психологии

2. Метод наблюдения. Его возможности и ограничения

3. Эксперимент как один из основных методов исследования. Виды экспериментов

4. Опросные методы исследования. Тесты

5. Метод изучения продуктов деятельности

Информационный материал

Классификация методов исследования в психологии. Метод – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Существуют различные классификации методов исследования в психологии.

Г. Д. Пирьов, разделил «методы» на 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.), 2) методи­ческие приемы и 3) методические подхо­ды (генетический, психофизиологиче­ский и пр.).

С. Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» в качестве главных психологических ме­тодов выделил наблюдение и экспери­мент. Наблюдение подразделялось на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблю­дение), эксперимент – на лаборатор­ный, естественный и психолого-педа­гогический плюс вспомогательный ме­тод – физиологический эксперимент в его основной модификации (метод ус­ловных рефлексов). Кроме того, он вы­делил приемы изучения продуктов дея­тельности, беседу (в частности, кли­ническую беседу в генетической пси­хологии Пиаже) и анкету.

Б.Г. Ананьев все методы он разделил на: 1) организационные; 2) эмпирические; 3) способы обработки данных и 4) интерпретационные.

Первую группу организационных методов составляют сравнительный метод, лонгитюдный и комплексный. Данные методы действуют на протяжении всего исследования, определяя его организацию. Сравнительный метод подразумевает сопоставление различных объектов или различных сторон объекта в некоторый момент времени лонгитюдный метод используется при сопоставлении данных об одном и том же объекте в процессе его развития, например, при сравнении объема памяти одного и того же ребенка на протяжении ряда лет. Комплексный метод подразумевает организацию комплексного исследования какого-либо объекта. Данный метод предполагает реализацию исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных областей науки. Такого рода исследования позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного рода (психическими, физиологическим, социальными и т.п.)

Вторую группу методов можно разделить на основные (наблюдение и эксперимент) и дополнительные (вспомогательные) методы (метод опроса, моделирования, анализа продуктов деятельности и т.д.)

К методам обработки данных относятся методы количественной и качественной обработки данных. Количественная обработка – это работа с числовыми характеристиками изучаемого объекта, его «объективированными» свойствами. Качественная обработка позволяют выявить наиболее существенные стороны изучаемого объекта, данные методы позволяют обобщить и систематизировать полученные данные.

Наконец, четвертую группу составили интерпретационные методы. Методы данной группы позволяют проанализировать обработанные результаты психологического исследования.

Метод наблюдения, его возможности и ограничения. Этот метод является одним из основных методов исследования. Наблюдением называется целенаправленное, организованное вос­приятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Данный метод исследования несет ряд возможностей. Он позволяет сохранять естественные условия для испытуемого. С помощью метода наблюдения можно собрать широкую базу проявлений объекта в наблюдаемых ситуаций.

Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистема­тическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования. Для экспериментатора, проводящего несистематическое наблюдение, важны создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследова­тель выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифи­цирует условия внешней среды.

Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исследова­тель (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступ­ные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает вни­мание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблю­дательных приборов и средств фиксации результатов.

Включенное наблюдение предполагает, что наблю­датель сам является членом группы, поведение которой он исследует. Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется.

Самонаблюдение – субъект исследования становится объектом, вид наблюдение,объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:

1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации; 2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных; 3) строится план наблюдения (ситуации – объект – время); 4) выбирается метод обработки результатов; 5) проводится обработка и интерпретация полученной ин­формации.

Однако метод наблюдения несет в себе ряд ошибок, которые искажают полученные данные и делают их не объективными.

Типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприя­тию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку про­исходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Основные виды экспериментов. Эксперимент один из основных методов в психологии. Метод эксперимента позволяет внутреннему психическому явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. С момента внедрения Вильгельм Вундтом метода эксперимента в психологию и открытия в 1879 году первой лаборатории стало возможным приобщить психологию к области научного познания.

  Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. Эксперимент – основной метод современного естествознания и естественнона­учно ориентированной психологии. Психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Так, исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения.

Классически принято различать три вида эксперимента: естественный, лабораторный и формирующий.

В естественном эксперименте испытуемый и экспериментатор находятся в ситуации непосредственного общения, а роль искусственных средств (приборов, заданий и пр.) невелика, хотя и «имеет место быть». Вследствие его специфики в нем применимо лишь ограниченное число сигнальных и регистрирующих устройств, а потому его результаты в значительной доле выражаются в описательной форме.

Формирующий эксперимент – это метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и личностному росту. Главная сфера применения данного вида эксперимента – педагогика, возрастная психология, педагогическая психология. Активное воздействие экспериментатора заключается в создании условии в которых проявляются исследуемые явления и происходит целенаправленное их изменение и формирование. Роль данного эксперимента исключительно велика при изучении познавательных возможностей, учащихся на различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т. д.

Лабораторный эксперимент отличается максимальным использованием «искусственных» средств эксперимен­та (специальные помещения, приборы, задания и пр.), между тем влияние исследо­вателя в процессе выполнения испытуемым экспериментального задания стремят­ся минимизировать. 2-й вид эксперимента обычно проводится в специально оборудованных сигнальными и регистрирующими устройствами помещениях – лабораториях.

Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных.

Поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В. В случае, если существует информация о качественной связи между двумя пере­менными, выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий эксперимент.

В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование». Термин «пилотажный эксперимент» применяется для обозначения пробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д.

Полевой эксперимент проводится для изучения связи между реальными пере­менными в повседневной жизни, например, между статусом ребенка в группе и ко­личеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате.

Метод эксперимента позволяет проверить предположения о взаимосвязях явлений и процессов. Однако, полученные данные не всегда являются продуктом экспериментального воздействия, существует ряд факторов, которые влияют на результат протекания эксперимента. Д. Кэмпбелл выделял следующие факторы и эффекты, которые влияют на недостоверность получения результатов эксперимента:

- Естественное развитие – изменение испытуемых, являющееся следствием те­чения времени, без связи с конкретными событиями изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накоп­ление опыта и др.).

- Эффект «истории» – конкретные события, происходящие в период меж­ду начальным и итоговым тестированием помимо экспериментального воздей­ствия.

- Эффект тестирования – влияние предварительного тестирования на результат итогового.

- Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на экс­перимент. Следовательно, его данные нельзя переносить на лиц, не принимав­ших участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокуп­ность, кроме экспериментальной выборки.

Основные фак­торы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:

1. Ошибки «отношения к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.

2. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть моти­вирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смыс­ла эксперимента.

3. Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих про­явлений, которые являются причинами артефактов. Среди наиболее известных – «эффект плацебо», «Хоторнский эффект», «эффект аудитории», «эффект Розенталя (эффект Пигмалиона)»

Эффект плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что пре­парат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улуч­шение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

Хоторнский эффект проявился при проведении социально-психологических иссле­дований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемым как проявление внимания к нему лично. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.

Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории, был обна­ружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экс­периментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу.

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона)» заключается в том, что исследователь неосознанно подталкивает/направляет ход исследования так, чтобы получились те результаты, которые он ожидает.

Опросные методы исследования. Опрос – метод целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые исследователем вопросы. Различают несколько форм проведения опроса: беседа, интервью, анкетный опрос.

Беседа – специфичный для психологии метод исследования чело­веческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на пер­вом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом. Эффективность беседы зависит от уровня знаний и опыта исследователя. особенно большое значение имеет умение установить контакт с учащимися и создать атмосферу доверия, доброжелательности, а так же умение поддерживать нужное направление разговора.

К проведению беседы необходимо тщательно готовится, прежде всего стоит определить цель - исследователь должен ясно представлять, что он хочет получить от беседы. Важно продумать примерный список вопросов, которые предполагается задать в ходе беседы. Вопросы формулируются с учетом индивидуально-возрастных особенностей человека. Существенным моментом является выбор места и времени беседы. Обстановка должны быть привычной, естественная для исследуемого среда.

Исследователи различают клиническую беседу, со­ставную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» – интервью.

Клиническая беседа – тер­мин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную ин­формацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содер­жании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводит­ся в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психоло­гической консультации или психологического тренинга.

Целенаправленным опросом называют интервью. Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен по­мнить, что он – исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле. Особенностью интервью является наличие строго определенного плана ведения беседы. В социальной психологии интервью относят к одному из видов метода опроса.

Анкетный опрос один из основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения). Анкетный опрос позволяет исследовать отношение человека к тем или иным видам деятельности, моральные, эстетические, духовные ценности, а так же некоторые стороны личности. Достоинством этого метода является возможность в короткое время провести массовое обследование и собрать фактический материал, поддающийся статистической обработке. Этот метод позволяет сделать «снимок» психологического состояния, особенностей отдельной личности или групп. Однако, данные метод не позволяет исследователю проникнуть в суть изучаемого явления, не гарантирует верность и объективность ответов. Поэтому анкетирование стоит проводить не изолировано, а в комплексе с другими методами эмпирического исследования.

Тест – это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. При помощи тестов стремятся выявить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выяснить степень пригодности для работы в области той или иной профессии и т. д.

Психологические тесты применяют, когда надо, например, выяснить степень психологической подготовленности космонавта к космическому полету, когда необходимо установить, как усвоили знания испытуемые в экспериментальной группе, где использовались особые приемы обучения, и во многих других случаях. Диагностическая ценность теста в значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т. е. от того, каким образом был сконструирован данный тест, - явился ли он результатом большой предварительной экспериментальной работы или был следствием приблизительных, случайных и поверхностных наблюдений. Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, которые способны причинить значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития.

Метод изучения продуктов деятельности. В американской научной литературе принят термин «архивный ме­тод» для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и других видов деятельности ребенка и школьника.

Отечественные психологи используют другой термин для обозначения этого метода. Чаще всего его обозначают как «анализ продуктов деятельности». Этот метод заключается в изучении различных материальных изделий и творческих достижений, которые являются результатом деятельности исследуемого. К числу таких изделий относят детские рисунки, разного рода технически поделки, сочинения (особенно на свободную тему) и другие продукты деятельности. Их внимательное изучение может очень многое сказать об особенностях и развитии детской психики. Так, учитель литературы, постоянно проверяя и анализируя школьные сочинения, с достаточно высокой степенью вероятности устанавливает, у кого из учащихся есть определенные литературные способности, каков словарный запас и уровень образного мышления у того или иного школьника. Изучая детские рисунки, постройки, изделия из пластилина и конструктора, воспитатель получает хорошую возможность для выяснения особенностей восприятия и представлений у детей, степень развития их творческого воображения и т.д.

Метод анализа продуктов деятельности дает также возможность судить об умениях и навыках ребенка, о его склонностях и интересах, об отношении к работе. Этот метод, как беседа и наблюдение, доступен любому учителю и воспитателю. Он дополняет другие методы исследования и в совокупности с ним позволяет получить более разностороннюю психологическую информацию об особенностях личности ребенка и школьника.

 

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü классификацию методов психологии (по С.Л. Рубинштейну, Б.Г. Ананьеву);

ü виды, логику и этапы проведения (процедуру) наблюдения, а также достоинства, недостатки и типичные ошибки наблюдения;

ü виды, логику и этапы проведения (процедуру) опросных и проективных методов, а также их достоинства, недостатки и типичные ошибки;

ü особенности конструкций тестов, логику и этапы проведения тестирования, достоинства, недостатки и типичные ошибки тестов;

ü сущность метода «анализ продуктов деятельности», особенности его проведения, достоинства, недостатки и типичные ошибки;

ü виды экспериментов, выделяемых по разным основаниям.

Уметь:

ü использовать основные и вспомогательные методы психологического исследования (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.).

Владеть:

ü навыками самостоятельного использования методов в планировании и реализации эмпирических исследований в педагогике и психологии.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Законспектируйте Главу II. Методы психологии (с. 38–53) из книги Рубинштейна С.Л. «Основы общей психологии» (2015).

3. Выясните различия между понятиями «диагностика» и «методика».

4. Выясните, каким требованиям должен удовлетворять любой научный метод.

5. Составьте таблицу, в которой сопоставьте достоинства и недостатки применяемых в психологии методов исследования.

6. Выясните, каким требованиям должен удовлетворять тест, чтобы считаться надежным и валидным.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Проведите процедуру самонаблюдения за изменениями собственного настроения в течение дня. Для этого сделайте не менее 6-8 замеров с равным временным интервалом, пользуясь 10-балльной шкалой для самооценки настроения.

2. Проанализируйте приведенные отрывки из текстов и выберите те их них, которые соответствуют современным научным представлениям [40: с. 18-19]. Аргументируйте свой выбор.

а) Поскольку психика – это особый, замкнутый в себе внутренний мир, особая духовная субстанция, не связанная с внешним миром, то ее познание возможно только единственным способом – внутренним зрением, инроспекцией.

б) Психология обогащает фонд своих знаний с помощью объективных методов. «Объективный принцип исследования – это не метод непосредственного усмотрения каким-то внутренним зрением психических явлений, а путь их опосредованного познания (т.е. исследования посредством анализа их объективных проявлений в деятельности). Изучая деятельность человека, протекающую в точно учитываемых условиях, мы получаем возможность судить о психических процессах» [24: с. 58].

в) «Объективный метод в психологии требует, чтобы объяснение субъективного как вторичного, производного шло из того объективного, что является по отношению к психике первичным» [41: с. 287].

г) По мнению известного философа Э. Гуссерля, «все материальное, физическое, внешнее дано опосредствованно через психику, психические же переживания субъекта есть единственная первичная, непосредственная данность. И потом данные интроспекции абсолютно достоверны, безошибочны» [23: с. 41].

д) «Метод самонаблюдения, как один из наиболее частных и специфических методов, имеет достаточно узкую, хотя и разнообразную сферу применения. Его едва ли целесообразно использовать как самостоятельный метод. Вместе с тем он может быть эффективным дополнением и источником ценного материала в структуре психологического исследования в комплексе с другими методами … Ни один из психологических методов не гарантирует получения совершенно достоверных и ценных научных данных» [14: с. 242-243].

    3. Проведите анализ «Схемы наблюдения» по вопросам [27: с. 42-43]:

· Что является предметом наблюдений?

· Соответствует ли программа цели наблюдения?

· Какой вид наблюдения используется в данном исследовании?

· Наблюдением каких параметров организованности можно дополнить программу наблюдения?

· Каким должен быть временной график проведения наблюдения, чтобы получить представления об особенностях организованности как формирующемся свойстве личности школьника?

Схема наблюдения

Наблюдаемая ситуация Время включения в деятельность в соответствии с заданием Содержание задания Время основной деятельности Время отвлечений Содержание отвлечений
Подготовка рабочего места к уроку Выполнение одного из заданий учителя на уроке математики или русского языка Выполнение одного из заданий учителя на уроке физкультуры или труда Выполнение домашнего задания          

 

    4. Перед исследователем стояла задача – изучить психологические особенности классификации словесного и наглядного материала у учащихся 2-го, 4-го и 5-го классов в лабораторном эксперименте. Исследование проводилось индивидуально с каждым учеником по одинаковой схеме. Ребенку предлагалось 36 картинок с изображением отдельных предметов (часы, линейка, термометр, велосипед, лодка, трамвай и т.д.), расположенных в случайном порядке в виде матрицы 6Х6. Испытуемого просили отобрать картинки, чем-то сходные между собой с его точки зрения (он мог взять столько картинок, сколько хотел). Когда он составлял группу, его просили объяснить, чем похожи отобранные картинки. Затем из оставшихся картинок предлагалось отобрать следующую группу и т.д. до полной классификации материала.

После окончания первой части опыта (с перерывом в 30 минут) ребенку предлагался набор из 36 отпечатанных на карточках слов, расположенных также в виде матрицы 6Х6 в случайном порядке, и ставилась задача, идентичная описанной выше.

· Проанализируйте описание эксперимента и выделите: а) независимые переменные, б) предполагаемые зависимые переменные, в) неконтролируемые условия, которые могут сказаться на результатах эксперимента.

· Каков основной недостаток описанной схемы эксперимента, который может привести к систематической ошибке?

Предложите два других возможных варианта организации эксперимента, свободных от систематических ошибок:

    6. Проанализируйте нижеприведенную анкету и установите, что она позволяет оценить; к кому обращены вопросы анкеты; предложите по три варианта ответов на каждый из вопросов анкеты (иначе говоря, переделайте данную анкету в стандартизированную); предложите способ качественной и количествен6ной обработки результатов анкетирования:

АНКЕТА

1. Как часто ученик подолгу занимается умственной работой?

2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на «сообразительность»?

3. Много ли читает дополнительной литературы?

4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

5. Часто ли задает вопросы [27: с. 49]?

7. Для повышения надежности вопросников часто к основному перечню вопросов добавляют группу вопросов, позволяющих оценить степень искренности людей при ответе на основные вопросы. Ниже приведена часть вопросов, входящих в «шкалу лжи» детского опросника для выявления двух свойств темперамента: экстраверсии-интроверсии и эмоциональной нестабильности.

1. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?

2. Ты всегда выполняешь все сразу так, как тебе говорят?

3. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

4. Ты когда-нибудь говорил правду?

5. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?

6. Бывало ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?

7. Ты любишь иногда похвастаться?

8. Ты шумишь иногда в классе, если там нет учителя [27, с.49]?

Проанализируйте приведенные вопросы и объясните основание их подбора в «шкалу лжи». Предложите 5 своих вопросов для «шкалы лжи».

8.Проанализируйте данные протоколы беседы, целью которой было выяснение того, кем бы ребенок хотел быть (имеется в виду общественное поручение в классе), почему он к этому стремится.  

Протокол 1

Экспериментатор Шурик А., 3 класс
- А выберут тебя ребята? - Не знаю.
- А как ты думаешь? - Не знаю, может и нет.
- Хочется, чтобы выбрали тебя? - Вообще-то хочется, нет, не очень.
- Ты огорчаешься, если тебя не выберут? - Нет, чего там, мне и так хорошо.
- все-таки будет, обидно, других выберут, а тебя нет? - Чего обижаться, я не так уж хочу.

 

Протокол 2

Экспериментатор Галя Т., 3 класс
- Выберут тебя ребята? - Не знаю.
- А кем ты хочешь быть? - Мне хочется быть главной по спальне.
- Почему? - Я люблю командовать.
- А ты сумеешь? - Сумею, конечно.
- Что же ты сумеешь? - Сумею сказать, чтобы все сделали.
- А если не послушаются? - Командира должны слушаться.

 

Протокол 3

Экспериментатор Женя В., 3 класс
- А ты хотел бы, чтобы тебя выбрали? - Вообще-то хотел бы, но раз я плохо учусь, меня не выберут.
- Тебе не обидно, что тебя никем не выбрали? - А чего обидно, у меня и так не хватает времени играть.
- А кем хочется быть? - Никем, и так весело, в интернате.
- Ну а если бы выбрали? - Не так уж хочется. А если бы выбрали, я бы работал.
- А смог бы? - Да, это не трудно.

 

Вопросы:

1. Вычлените в протоколах беседы вопросы, запрограммированные и возникшие в ходе беседы.

2. Сопоставьте цели исследования, цели беседы, программу беседы.

3. Отвечает ли программа и ход проведения беседы требованиям, предъявляемым к этому методу?

4. Обобщите в соответствии с целью беседы полученные результаты [27: с. 51-52].

    9. Метод изучения «продуктов деятельности» был использован в исследовании организаторских способностей. С целью выявления особенностей раннего проявления организаторских способностей дошкольникам предлагалось организовать и провести инсценировку сказки [27: с. 54-55].

Познакомьтесь с протоколом записи организаторской деятельности детей исследователем:

«Гарик Р. (3 года 2 месяца) – очень живой, подвижных мальчик, с хорошо развитой речью, общительный со взрослыми и детьми, знает много сказок и очень хорошо их рассказывает, отражая в мимике, голосе, движениях особенности героев. Когда его попросили провести инсценировку сказки с детьми, тему он выбрал сам: «Мы будем играть в волка, козу и козлят». Он носит стулья, расставляет их, усаживает каждого ребенка. Когда все дети сели, Гарик занял свое место перед ними и хорошо, с соответствующей мимикой и выражением рассказал сказку. Дети слушали внимательно и сосредоточенно. Когда же воспитательница предложила ему сделать так, чтобы все дети играли, мальчик смутился, стал вызывать в круг детей, у которых была еще слабо развита активная речь, тащил их за руку или несмело предлагал взять на себя ту или иную роль; групповой игры не получилось.

Тогда Витя Б. (2 года 8 месяцев) взял на себя инициативу и стал волком, велел Гарику стать козой, а другим детям козлятами и уверенно повел игру, обнаружив при этом действительное знание своей группы. В это время Гарик выполнял свою роль или смущенно сидел перед детьми».

Вопросы:

1. Какой продукт деятельности является для исследователя объектом рассмотрения?

2. Соответствует ли приведенный протокол требованиям метода изучения «продуктов деятельности»?

3. Дифференцируйте в протоколе объект рассмотрения и комментарий к нему.

4. Можно ли приведенный протокол рассматривать как протокол наблюдения? Почему? Можно ли приведенный пример отнести к методу наблюдения? Почему?

Темы рефератов

1. Классификация методов в психологии.

2. Основные методы в психологии.

3. Дополнительные методы в психологии.

4. Достоинства и ограничение метода наблюдения.

5. Достоинства и ограничение метода эксперимента.

6. Опросные методы.

7. Метод изучения продуктов деятельности.

8. Эмпирические методы.

9. Метод тестов.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

3. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2011. – 384 с.

2. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Л.: ЛГУ, 1977. – 175 с.

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – 4-е изд. – М.: Владос, 2003. – 688 с.

4. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. – 4-е изд. – М.: Владос, 2001. – 640 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Сравните следующие записи двух параллельных наблюдений за поведением девочки Лены (7 лет).

Наблюдатель 1 Наблюдатель 2
1 Руководительница позвала детей есть кашу. Нина зовет: «Лена, иди на свое место».
15 Лена медленно встала. Молча приняла кружку, помешала ложечкой чай. Лена идет не сразу. Краткий разговор с дежурной, неслышный из-за шума. Что-то говорит Вите.
21 Поднялась, посмотрела на детей у стола, подошла к руководительнице: «Хлеба». Встала на месте; оглядывает свой и соседние столы. Подошла к воспитательнице, попросила хлеба.
22 Еще несколько детских голосов попросили хлеба, и руководительница обратила внимание на форму просьбы: «Как надо сказать?». «Дайте, пожалуйста, хлеба», - сказала Лена. Когда воспитательница подошла ближе, Лена обратилась к ней с просьбой: «Дайте, пожалуйста, хлеба».
24 Громка произнесла: «Спасибо». Лена, подойдя к воспитательнице, вполголоса говорит: «Спасибо».

 

· Найдите различия и противоречия в записях наблюдателей.

· Объясните причины различий и противоречий в записи одних и тех же актов поведения разными наблюдателями.

· Какими способами можно избежать искажения в записях наблюдаемых фактов [27: с. 43-44]?

3. Сравните записи двух наблюдателей, сделанные при наблюдении поведения девочки Тони (1 год 7 месяцев).

    Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собою, повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выражение личика сосредоточенно-серьезно. У кроватки остановилась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону».

    Наблюдатель 2: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает».

· Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали наблюдатели?

· При каком виде записи достигается большая объективность и информативность описываемых явлений  [27: с. 44-45]?

5.Проанализируйте исследование, цель которого форм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.112 с.)