Тема 1. Общая характеристика психологической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общая характеристика психологической науки



Вопросы для обсуждения:

1. Объект и предмет психологии

2. Понятие и структура психики

3. Место современной психологии в системе наук

4. Основные отрасли психологии

5. Направления практической психологии

Информационный материал

Общая психология как отрасль психологического знания. Термин «психология» употребляется в нескольких значениях, под ним могут понимать, как научное, так и ненаучное психологическое знание. Определить предмет психологической науки достаточно сложно, в том числе из-за множественности разных точек зрения по поводу решения фундаментальных вопросов. Психологию трактовали как науку о душе, субъективном опыте, сознании, поведении и т.д. Наиболее часто психология рассматривается как наука о психике и психических явлениях.

В качестве основного объекта психологии выступает человек, социальные субъекты, их связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. Психика есть свойство высокоорганизованной материи (мозга), состоящее в отражении субъектом объективной реальности. Под психическими явлениями, в которых проявляется психика, подразумеваются психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Психические процессы психическая функциональная система в действии, это первичные регуляторы поведения человека. Психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание), эмоциональные (аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс) и волевые (связанные с принятием решений, выбором направления деятельности и поведения, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.).

Психические состояния – внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени, но имеющая свою динамику. Они влияют на течение и результат психических процессов, могут способствовать или тормозить деятельность, иметь объективную и субъективную обусловленность. К психическим состояниям относят такие явления – подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

Психические свойства есть непосредственная данность субъекта, отражающая его человеческую сущность, относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться входе жизни под влиянием средовых воздействий, опыта деятельности и биологических факторов. Это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности (общие и специальные) и характер.

Место современной психологии в системе наук. Представление о месте психологии в системе наук предложил Б.М. Кедров. Согласно ей психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Б.М. Кедров представил свою классификацию в виде «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол – общественные науки, нижний правый угол – философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными науками) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными находятся технические науки. Психология же занимает центральное место и имеет линии связи, соединяющие ее со всеми тремя группами наук. Однако, современные науковеды пришли к выводу о том, что развитие науки как особой сферы деятельности человека во многом опосредствованно психологией ее представителей, что позволяет рассчитывать именно на взаимодействие психологии и других наук, а не просто на использование ею идей других наук для решения своих задач.

Доработанную Б.С. Братусем схему Б.М. Кедрова также можно представить в виде треугольника, на одной из вершин которого находятся естественные науки, на другой – общественные науки, на третьей – технические науки. Данный треугольник – проекция на плоскость стереометрической фигуры, а именно треугольной пирамиды, на вершине которой находятся философские и математические науки. Психология как наука будет практически даже не в центре треугольника, а внутри треугольной пирамиды.

При этом отдельные отрасли психологии по-разному связаны с вышеперечисленными группами наук. Одни отрасли примыкают по решаемым в них задачам к естественным наукам, другие – к общественным, третьи – к техническим. Есть и те отрасли психологии, которые как бы «парят» над плоскостью треугольника, т.е. находятся ближе всего к философии и математике. Таковой, на наш взгляд, является место психологии в системе наук.

Основные отрасли психологии. Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящуюся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Существует множество классификаций данных областей. Одна из возможностей классификации содержится в принципе развития психики в деятельности. Исходя из этого, в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретная деятельность; 2) развитие; 3) отношения человека.

Общая психология – это отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию психических процессов, психических свойств и психических состояний личности, ее индивидуальных особенностей. Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Отрасли психологии, изучающие психологические аспекты различных видов деятельности: Педагогическая психология изучает зако­номерности овладения знаниями, умениями и навыками, иссле­дует индивидуальные различия в этих процессах, изучает за­кономерности формирования у школьников активного самосто­ятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания. Психология трудовой деятельности – это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. Юридическая психология – это научная дисциплина, в центре внимания которой находятся проблемы согласования человека и права как элементов единой системы. Успешному развитию юридической психологии способствует системный подход. А так же медицинская психология, психология спорта, военная психология и т.д.

Отрасли психологии, изучающие психологические аспекты развития:

Психология возрастная раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к др. На основе смены типов ведущей деятельности. Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни.

Отрасли психологии, изучающиепсихологические аспекты отношений личности и общества:

Социальная психология наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия. Этнопсихология наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях. Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология.

Современный этап развития психологической науки характеризуется тем, что все больше специалистов-психологов работает в областях, связанных с решением практических задач.

Практический психолог занимается оказанием психологической помощи людям в решении жизненных проблем, в организации оптимальных условий жизнедеятельности, способствующих социальной и психологической адаптации и развитию, преодолению негативных последствий пережитых травмирующих ситуаций.

В отличие от психиатра практический психолог работает с людьми, обладающими здоровой психикой.

Выделяют следующие направления практической психологии:

Психологическая диагностика – это измерение индивидуально-психологических особенностей личности и постановка психологического диагноза в соответствии с конкретными задачами (дальнейшей психологической помощи, профессионального отбора, установления соответствия норме и т.д.)

Психологическое консультирование – это помощь клиенту в решении жизненных проблем через осознание им и изменение собственных малоэффективных моделей поведения. Консультирование осуществляется путем специально организованного диалога психолога с клиентом, в ходе которого психолог информирует клиента, объясняет его трудности, помогает клиенту найти приемлемые и эффективные способы решения его проблемы, а также вырабатывает соответствующие рекомендации. При этом ответственность за реализацию решения несет сам клиент как обладающий для этого внутренними ресурсами.

 Психотерапия связана с оказанием психологической помощи людям при различных психологических затруднениях, а также в их саморазвитии. Психотерапия необходима при существенных нарушениях психосоциальной адаптации человека, при отсутствии у него внутренних ресурсов для самостоятельного преодоления трудностей и направлена на глубинные личностные и поведенческие изменения. По сравнению с психологическим консультированием, центрированным на «решении проблемы», психотерапия фокусируется на «изменениях личности».

Психологическая коррекция это исправление (или компенсация) аномалий психического развития человека, а также восстановление нарушенных психических функций. Данный вид помощи реализуется либо как часть реабилитационного процесса в рамках нейропсихологии и позволяет восстанавливать психические функции при локальных поражениях мозга, либо заключается в устранении негативных психомоторных, познавательных, эмоционально-волевых и потребностно-мотивационных явлений в процессе развития в рамках возрастной психологии.

Психологическая профилактика это система мер, направленных на предупреждение нарушений психического и личностного благополучия, а также создание благоприятных условий, способствующих оптимальному психическому и личностному развитию человека.

Психологическое просвещение – это повышение психологической компетентности человека через его информирование о психологических знаниях в ходе специальных обучающих мероприятий.

 

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü что такое психология как наука и чем занимается практический психолог;

ü классификацию наук Б.М. Кедрова и место психологии в ней;

ü классификацию психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства;

ü классификацию психических явлений: когнитивные, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, ценностно-смысловые явления.

Уметь:

ü корректно формулировать объект и предмет психологии, а также понятие психики;

ü различать такие отрасли психологии как: общая психология, возрастная психология, социальная психология, клиническая психология, клиническая психология, дифференциальная психология, педагогическая психология и др.;

ü различать направления практической психологии: психологическую диагностику, психологическое консультирование, психотерапию, психологическую коррекцию, психологическую профилактику, психологическое просвещение.

Владеть:

ü основными принципами научной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип детерминизма, принцип системности, принцип субъектности и т.д.

ü навыками выделения психологического аспекта жизненных явлений.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Законспектируйте Главу 1. Предмет психологии, ее задачи и методы (С. 12-37) учебника Маклакова А.Г. «Общая психология» (2015), Главу 1. Психология как наука (С. 12-27) и Главу 5. Структура психики (5.1-5.2, С. 86-93) учебника «Психология» под ред. В.Н. Дружинина (2009).

3. Напишите список особенностей, которые делают психологию наукой.

4. Устно опишите, как вы поняли, чем занимается практический психолог (цель его деятельности, методы, средства и т.п.)

5. Ответьте на вопрос, какие функции выполняет психика.

6. Составьте список основных понятий психологии.

7. Сформулируйте цели направлений практической психологии: психологической диагностики, психологического консультирования, психотерапии, психологической коррекции, психологической профилактики, психологического просвещения.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Понаблюдайте за поведением людей в общественном транспорте и предложите свои объяснения разным моделям их поведения.

2. Понаблюдайте за колебаниями собственного настроения в течение дня и попытайтесь определить, какие именно внешние и внутренние факторы их вызывали.

3. Совместно с друзьями проведите «игру в ассоциации» (желательно сделать видеосъемку), а затем попытайтесь найти объяснения, почему именно такие ассоциации приходят в голову тому или иному игроку.

4. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов:

· клинический психолог… а) выполняет те же функции, что и психиатр; б) обязан ставить медико-психиатрический диагноз; в) выполняет только психотерапевтические функции; г) использует только групповые формы работы; д) все ответы верны; е) все ответы неверны;

· детская психология выделяется по… а) критерию взаимодействия личности и общества; б) по критерию развития; в) все ответы верны; г) все ответы неверны;

· практическая психология… а) выделилась с внедрением в психологию эксперимента; б) появилась раньше теоретической; в) возникла как отрасль практической медицины; г) развивалась вместе с возникновением самопознания; д) все ответы верны; е) все ответы неверны;

· школьный психолог… а) представляет интересы ребенка в школьной системе; б) занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости; в) разрешает внутришкольные конфликты; г) способствует интеллектуальному и личностному росту учащихся; д) все ответы верны; е) все ответы неверны;

· практический психолог… а) может не знать психологической теории; б) должен хорошо владеть диагностическими методиками; в) должен быть хорошим специалистом в той области, в которой работает, а не только в психологии; г) все ответы верны; д) все ответы неверны;

· психология труда занимается изучением… а) развития трудовых навыков; б) профессиональных качеств; в) профессиональных способностей; г) психологических условий труда; д) все ответы верны; е) все ответы неверны [34: с.28-29].

 

Темы рефератов

1. Основные принципы общей психологии.

2. Житейские и научные психологические знания.

3. Основные категории общей психологии.

4. Качественные особенности психики человека.

5. Характеристика современной отечественной психологии.

6. Общая психология как отрасль психологического знания.

7. Этапы развития психологии как науки.

8. Взаимосвязь психологии с другими науками.

9. Отрасли психологического знания.

10. Основные психологические школы.

11. Психология и естествознание.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

2. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.

3. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное издание. – 4-е изд. – М.: АСТ: КДУ, 2007. – 400 с.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, Смысл, 2010. – 511 с.

3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

4. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Выполнение и обсуждение результатов практических заданий для самостоятельной работы.

3. Письменно составьте психологические «портреты» 2-3 ваших знакомых. На основе их сравнения определите, к каким классам психических явлений (психические процессы – состояния – свойства; когнитивные – эмоционально-волевые – мотивационные – ценностно-смысловые) относятся описанные вами характеристики.

4. Прокомментируйте следующее мнение.  Приведите, по крайней мере, пять доводов «за» и «против».

«Психология – это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих - чем не психологи? Войти в доверие, вовремя сориентироваться на ваши слова и состояния, заставит разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем этим – да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!» [34: с. 8].

5. Согласны ли вы с высказыванием Б.М. Теплова:

«…Психологи не стремятся с уже взятого этажа подниматься выше, а каждый раз начинают снова с земли, предпринимая штурм здания лишь с разных сторон»? Обоснуйте свой ответ [34: с.15].

6. Определите, психологи какой сферы практики решают перечисленные задачи:

диагностика профпригодности; проведение тренинга личностного роста; профессиональное обучение; обучение спортивным навыкам; помощь лицам в трудных жизненных ситуациях; изучение характера утомления; приспособление параметров технических приборов к человеку; анализ факторов монотонии; изучение возрастных особенностей; помощь лицам, находящимся в состоянии стресса; работа с лицами, имеющими функциональные расстройства эмоционального, сексуального или личностного плана: разработка эффективных методов и условий обучения; облучение ораторским навыкам и навыкам публичного выступления; работа с политиком по составлению имиджа; работа в системе подростковой помощи; исследование поведения электората в период общегосударственных выборов; посттравматическая реабилитация; работа в службе «Брак и семья»; изучение индивидуально-личностных особенностей; помощь больным, престарелым и умирающим людям; работа в исправительно-трудовых учреждениях; анализ влияния алкоголя и наркотиков на человека; анализ поведения и формирования личности преступника; изучение факторов профессионального травматизма; анализ воздействия плаката и рекламы на восприятие; исследование творческой деятельности; управление процессом обучения; работа в службе «Телефон доверия»; помощь людям, страдающим депрессиями или находящимся в состоянии тревоги; изучение и управление взаимоотношениями педагога и учащихся, педагога и родителей, учащихся между собой; анализ факторов влияющих на эффективность обучения и воспитания; изучение поведения сторон в уголовных и гражданских процессах; анализ готовности ребенка к обучению в школе; исследование возрастных особенностей психической деятельности; изучение предстартовых состояний; изучение групповых процессов и групповой динамики; описание конкретных видов и способов учения и обучения; разработка психологических основ новых педагогических технологий; изучение закономерностей, лежащих в основе обучаемости и успешности усвоения опыта; анализ влияния содержания и структуры осваиваемого материала на усвоение [34: с.29-30]. 

7. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Уберите лишнее из тех целей, которые преследует практический психолог при работе с клиентом:

А) нормализация жизнедеятельности клиента

Б) минимизация страдания клиента

В) предсказание благополучных периодов в жизни клиента

Г) усиление адаптивных механизмов поведения клиента

 

2. Уберите лишнее из вариантов ответа на вопрос о том, что является объектом психологии:

А) человек

Б) техника

В) природа

 

3. Психические процессы, участвующие в познавательной деятельности человека называют:

А) мотивационными

Б) когнитивными

В) деятельностными

Г) сознательными

 

5. Принцип детерминизма в психологии гласит:

А) внутренние изменения обусловлены внешними воздействиями

Б) внешние воздействия опосредствуются внутренними условиями

В) во внешних действиях выражаются внутренние причины

 

6. Какие слова обозначают психические явления:

    мозг, слезы, нервный процесс, память, сон, мышление, информация, вера, инстинкт, ген, страх, любовь, биоток, речь, сердцебиение, слово, ощущение, грусть, энергия, воля, интерес, настроение

 

7. Отрасль психологии, изучающая психические явления, характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия:

А) общая психология

Б) педагогическая психология

В) социальная психология

Г) дифференциальная психология

 

8. Для психотерапии не характерно:

А) воздействие на пациента

Б) делегирование ответственности за решение проблемы пациенту

В) стремление к повышению адаптации пациента к сложившейся жизненной ситуации

Г) стремление к изменениям в личности пациента

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.081 с.)