Критерием выделения видов внимания не является: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерием выделения видов внимания не является:



А) участие волевых процессов

Б) где находится объект внимания

В) использование специальных средств

Г) отношение к объекту внимания

 

Тема 8. Память

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика памяти.

2. Теории памяти.

3. Виды памяти.

4. Закономерности процессов запоминания.

5. Индивидуальные особенности мнемических процессов.

Информационный материал

Общая характеристика памяти. Изучение памяти всегда было одной из самых важных, основных проблем психологической науки. Подобно другим психическим процессам – память одна из форм отражения. Но отличие памяти как психического процесса от других познавательных процессов состоит в том, что память есть отражение не непосредственного предмета или явления окружающего мира, а отражение того, что было воспринято, пережито или совершенно человеком в его прошлом жизненном опыте. Однако, память нельзя рассматривать как пассивное хранилище прошлого опыта, прошлых следов, прошлого впечатления. Память обеспечивает не только сохранение, но и воспроизведение прошлого опыта.

Память – это психический процесс, сущность которого заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта.

Память активно участвует в познавательной деятельности человека.

Память является не только активным психическим процессом, но она является полифункциональном (многофункциональном) процессом. Это значит, что память реализуется в познавательной деятельности человека не в виде какой-то одной функции, а в виде нескольких, тесно взаимосвязанных между собой функции. К числу этих функций относятся три основных: запоминание, сохранение и воспроизведение. Хотя эти функции взаимосвязаны между собой, можно говорит и об их относительной самостоятельности.

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового знания, путем связывания его с приобретенным ранее.

Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание. Забывание явление целесообразное. Средства борьбы с забыванием способствуют сохранению воспринятого материала, поэтому необходимо предупреждать забывание. Темп забывания зависит от содержания и его осмысленности. Необходимо стремиться, чтобы воспринимаемый материал был осознан, понят, а не заучивался механически. Прочному сохранению материала способствует включение изученного материала в деятельность.

Воспроизведение – процесс, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Теории памяти. Известно несколько теорий памяти: ассоциативная, нейрофизиологическая, биохимическая, информационная и др. теории.

С позиции ассоциативной теории памяти, в основе следовых процессов лежит факт образования связей или ассоциаций между различными впечатлениями, событиями, явлениями, отраженными в сознании. С точки зрения ассоциативной теории, память – это обширная ассоциативная сеть понятий.

Нейрофизиологическая теория памятиутверждает, что любой внешний стимул вызывает в нервной системе человека прохождение потока нервных импульсов. Этот поток импульсов определенное время вращается по замкнутой цепи нейронов. Пока в нервной системе происходит этот процесс, человек помнит воспринятую информацию.

Биохимическая теория памяти связывает возникновение следов памяти с изменением химизма нервных клеток и перегруппировки белковых молекул. Особое внимание уделяется изменению молекул РНК.

С позиции информационного подхода память человека рассматривается как определенная функциональная система, которая осуществляет непрерывный прием, переработку, хранение и извлечение информации. Считается, что преобразование информации в системе памяти начинается с переработки поступающей информации в сенсорный регистр, затем эта информация передается в блок кратковременной памяти, далее информация переносится в блок долговременной памяти.

Еще одна теория выясняет вопрос о значении различных отделов мозга для процессов памяти. Она связана с поиском центра памяти. Предполагалось, например, что центр памяти находится в височной зоне коры больших полушарий. Называлась и ещё одна структура головного мозга, с которой ученые связывали память, – гиппокам. Современная наука не считает, что существует центр памяти, принято думать, что память как бы продублирована в различных клетках мозга.

Виды памяти. Существуют различные классификации видов памяти человека: 1) по характеру целей деятельностипроизвольная (процессы памяти обусловлены поставленной индивидом целью) и непроизвольная (цель запоминания, сохранения, воспроизведения отсутствует);

2) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности (по П.П. Блонскому), – образная (память на представления, цвет, звуки, запахи, вкусы предметов, лица и др.), словесно-логическая (память на слова, понятия, формулы, абстрактный материал и др.), эмоциональная (память на чувства, отрицательные и положительные переживания, эмоциональные состояния), двигательная (запечатление, сохранение, воспроизведение движений организма);

3) по длительности сохранения материалакратковременная, долговременная, оперативная;

4) по использованию или не использованию средств в процессе запоминания – опосредованное и непосредственное запоминание;

5) по характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое. Механические связи отражают пространственное положение, временную последовательность запоминаемых объектов. Смысловые – отражают закономерные связи. Чем более осмысливается содержание материала, чем больше требуется активность при этом осмысливании, тем лучше он запоминается.

  Непроизвольная память действует автоматически и без особых усилий со стороны человека, запоминается то, что оказывается в центре внимания. Если задача на запоминание ставится, включаются волевые усилия, срабатывает произвольная память. Иногда непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов).

Выделяют имплицитную память – память без осознания предмета запоминания (бессознательная память) и эксплицитную память – осознаваемую память.

  Образную память в свою очередь подразделяют по преобладанию того или иного типа воспроизводимых представлений на: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. Бледность, фрагментарность и неустойчивость (как характеристики образной памяти) отличают  запечатленный материал, который воспроизводят, от оригинала.

Словесно-логическая память – это специфически человеческая память. Главная роль здесь отводится второй сигнальной системе. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

К словесно-логической памяти относятся два способа запоминания: а) запоминается и воспроизводится только смысл материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Двигательная (или моторная) память, как запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений – является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память это сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные (вторичные) чувства могут значительно отличаться от первоначальных – по силе, содержанию и характеру.

Кратковременная память – от долей секунд до десятков минут сохраняет наиболее существенные элементы образа информации – 7±2 (от 5 до 9) элементов – в зависимости от их сложности (Дж. Миллер). В течение неограниченного промежутка времени (соразмерным с жизнью человека) информация хранится в долговременной памяти. Объем и длительность хранения зависят от важности материала для человека, а также от способа ее кодирования, систематизации, воспроизведения.

И еще один, совершенно особый вид памяти – эйдетическая память – способность памяти некоторых индивидов к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен.

Закономерности процесса запоминания

 Эффективность запоминания зависит от ряда условий:

от цели – ц ель, более значимая эмоционально или практически, способствует более прочному запоминанию;

– от мотива запоминания (надо ли запоминать, зачем?);

– от у становки на запоминание (как долго я хочу помнить этот материал);

– от средств  предъявления (репрезентации) материала;

– от логической структуры материала;

– от организации процесса заучивания;

– от участия или не участия всех видов памяти (зрительную, слуховую, двигательную). Чем больше анализаторов включено в процесс запоминания, тем запоминание выше;

– запоминая сложный материал, его следует воспроизводить вслух.

Индивидуальные различия памяти человека

Личностные особенности памяти включают в себя – индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти.

Объем, скорость, прочность запоминания, точность, мобилизационная готовность, готовность и уверенностьв правильности воспроизведения – это тоже характеристики индивидуальных особенностей мнемической функции.

Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла равен числу Миллера 7+2 единицы(слоги, числа, слова иностранного языка, новые термины). Точность – способность без искажения, в тех же самых словах, воспроизвести информацию. Мобилизационная готовность – умение припомнить нужный материал в данный момент.

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü определение категории «память»; 

ü свойства памяти;

ü виды памяти и критерии их выделения.

Уметь:

ü раскрывать физиологические основы памяти;

ü излагать суть теорий памяти; 

ü приводить примеры в качестве иллюстрации изученных категорий и закономерностей.

Владеть:

ü опытом применения методов по выявлению общих закономерностей и индивидуальных различий в функционировании процессов памяти;

ü опытом разработки методических рекомендаций по повышению эффективности функционирования процессов запоминания.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для обсуждения.

2. Законспектируйте материал из раздела «Внимание и память» (с. 276-526) в работе А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии, Главу 12. Память (с. 189-206) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология», Главу 6. Память (с. 164-195) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию».

3. Обратитесь к лекционному материалу, прочтите его.

4. Поразмышляйте над прочитанным и отметьте те моменты, которые, по вашему мнению, имеют принципиальное значение в профессиональной деятельности педагога. Запишите в тетради 5-6 таких позиций.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Напишите небольшое эссе на тему «Память в жизни и профессиональной деятельности человека» и приготовьтесь обсуждать его на практическом занятии.

2. Попробуйте объяснить почему в условиях игровой деятельности эффективность запоминания резко возрастает:

«В исследовании психолога З.М. Истоминой детям в кабинете экспериментатора предлагалось заучивать и повторять несколько слов. Пятилетние дошкольники в среднем запоминали 1,5-2 слова, при этом многие спрашивали: «а зачем это нужно? Для чего запоминать?» когда же заучивание тех же слов происходило в ситуации игры (детям назывались «продукты» и «товары», которые они должны были купить «в магазине»), то число правильно воспроизведенных слов увеличивалось до 3,5-4» [1: с.83].

3. Проведите небольшие исследования:

А) Лучше выполнять в группе из 3-4 человек.

           Ход исследования: испытуемому предлагают запомнить 5 предметов и их взаимное расположение (так, как они лежат или стоят на столе). Затем предлагают изобразить эти предметы и их взаимное расположение в тетради. Время первоначального восприятия предметов – 20 секунд. Задание можно выполнять с разными предметами и повторять опыт 5-6 раз. Время постепенно сокращается и доводится до 5 сек.

    Обработка результатов: за выполнение задания дается 10 баллов. За каждую ошибку снимется 1 балл.

    Обсуждение результатов: кто в вашей группе показал более высокий результат [31: с. 31]?

    Б) Ход исследования. В течение 60 секунд прочитайте текст. В нем выделены и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.

    Текст: «В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский теплоход «Титаник», шедший первым рейсом из /Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом (1), получил большую пробоину и стал тонуть (2). «Спустить шлюпки!» - скомандовал капитан. Но шлюпок было недостаточно (3). Их хватало только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса!» (4) – раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду (5). Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку (6).

    И вдруг к сходням крича и воя бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом (7). Расталкивая женщин и детей, он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку (8).

    Послышался негромкий сухой щелчок – это капитан выстрелил из пистолета (9). Трус упал на палубу мертвым (10), но никто даже не оглянулся в его сторону.

Анализ результатов.  Произведите необходимые расчеты средней продуктивности запоминания по формуле:

Продуктивность запоминания:

90 - 100 – отличный результат;

70 – 90 – очень хороший результат;

50 -70 – хороший результат;

30 – 50 – удовлетворительный результат;

10 – 30 – плохой результат;

0 – 10 – очень плохой результат.  

    Примечание: Желательно через неделю вновь выполнить это задание. Постарайтесь воспроизвести текст по памяти, и вы узнаете, как долго ваша память способна хранить полученную информацию [31: с. 81].

4.   Проанализируйте индивидуальные особенности своей памяти и выясните как они влияют на усвоение учебного материала. Ознакомьтесь с рекомендациями по эффективному запоминанию:

· Дозируйте материал по объему. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации.

· Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени.

· Пытайтесь воспроизводить запоминаемый материал без подсказок.

· Используйте методы ассоциаций аналогий в процессе запоминания и воспроизведения материала.

· Используйте мнемотехнические приемы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой образом и др.

· Пытайтесь систематизировать, классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками.

· Легче запоминается материал, предъявляемый в привычных формулировках и описываемый хорошо усвоенными понятиями.

· Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и лучше, чем эмоционально нейтральный [9: с. 124-125].

Темы рефератов

1. Значение памяти в жизни человека.

2. Виды памяти у человека.

3. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

4. Рациональные памяти запоминания.

5. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

6. Пути, приемы и средства улучшения памяти.

7. Теория памяти в психологии.

8. Факторы, определяющие развитие памяти у человека.

9. Методы изучения памяти.

10. Процессы памяти.

11. Приемы мнемотехники.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

2. Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

5. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие/ Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 6-е изд., доп.. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. - 263с.

Дополнительная:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – 4-е мзд. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. – 584 с.

5. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Изд-во Моск ун-та, 1968. – 88 с.

6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

7. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

 

Работа на занятии

План занятия

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Память».

2. Выполнение и обсуждение результатов исследовательских задач по изучению свойств памяти.

А) Эксперимент на изучение эффективности осмысленного и механического запоминания.

Эксперимент состоит из двух серий.

Серия 1. Испытуемому зачитываются пары слов «книга-окно, рука-туча, вилка-дело, чашка-трава, кошка-свеча, гора-краска, якорь-кино, сосна-ложка, бритва-солнце, танец-река» и предлагается запомнить их.

Инструкция: «Послушайте и постарайтесь запомнить. Потом вам  будут читать первое слово каждой пары, а вы должны вспомнить и записать второе слово». Запишите результат. Сколько слов удалось вспомнить?

Серия 2. Испытуемому зачитываются пары слов «Почта – письмо, буква — слово, касса – деньги, стакан – кофе, небо – звезда, театр – драма, сани – зима, гнездо – птица, рыба – вода, трактор – поле» и предлагается запомнить  их.

Инструкция: «Послушайте и постарайтесь запомнить. Потом вам  будут читать первое слово каждой пары, а вы должны вспомнить и записать второе слово». Запишите результат. Сколько слов удалось вспомнить?

В первом случае тест связан с механическим запоминанием, во втором – с осмысленным. В каком случае полученные результаты выше [17: с. 103-104]?

Б) Эксперимент на изучение типа памяти.  

Ход проведения. Испытуемому зачитывается первый ряд слов с интервалом 4 - 5 секунд между словами (слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает слова и отдыхает 10 минут. Второй ряд испытуемый  читает молча 1 раз (зрительное запоминание) и затем записывает. Через 10 минут воспринимается 3-й ряд: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе, (моторно-слуховое за­поминание). Затем записывает слова на листе бумаги. С перерывом в 10 мин. воспринимаются слова 4-го ряда. В этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит зри­тельно по карточке и шепотом повторяет каждое слово. Да­лее слова записываются по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание).

Материал. 4 группы слов для запоминания, записанных на отдельных карточках:

1 группа слов –  слуховое запоминание

2 группа слов –  зрительное запоминание

3 группа слов – моторно-слуховое запоминание

4 группа слов – зрительно-слухо-моторное запоминание

 

Слова для запоминания

I группа ДИРИЖАБЛЬ ЛАМПА ЯБЛОКО КАРАНДАШ ГРОЗА УТКА ОБРУЧ МЕЛЬНИЦА ПОПУГАЙ ЛИСТОК III группа ПАРОХОД СОБАКА ПАРТА САПОГИ СКОВОРОДА КАЛАЧ РОЩА ГРИБ ШУТКА СЕНО
II группа САМОЛЁТ ЧАЙНИК БАБОЧКА НОГИ БРЕВНО СВЕЧА ТАЧКА ЖУРНАЛ МАШИНА СТОЛБ IV группа ВОЛК БОЧКА КОНЬКИ САМОВАР ПИЛА ВЕСЛО ЗАГАДКА ПРОГУЛКА КНИГА ТРАКТОР

Анализ результатов. Тип памяти характеризуется тем, в ка­ком из рядов было большее воспроизведение слов. Можно подсчитать коэффициент типа памяти (С):

С = ,

где а — количество правильно воспроизведенных слов.

Чем ближе коэффициент к 1, тем лучше развит данный тип памяти [30: с. 154].

3. Итоговое тестирование.

 

Итоговый тест

1. Воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено

А) забывание

Б) узнавание

В) припоминание

Г) эйдетическая память

 

2. Название «произвольная память» указывает на

А) участие волевых процессов в запоминании

Б) на неучастие волевых процессов в запоминании

 

3. Запоминание механическое и смысловое выделяют на основании критерия

А) содержанием

Б) характер связей

В) участие волевых процессов

Г) средства запоминания

 

4. Эффективность запоминания зависит от

А) установки

Б) средств

В) половой принадлежности того, кто запоминает

Г) возраста человека

 

5. Эффективность запоминания не зависит от

А) установки

Б) средств

В) половой принадлежности того, кто запоминает

Г) возраста человека

В) воспоминания

 

6. Каков критерий, на основании которого различают образную память, словесно-логическую память, эмоциональную память?

А) содержание

Б) характер связей

В) средства запоминания

 

7. Различают долговременную, кратковременную и оперативную память на основании критерия

А) участия волевых процессов

Б) времени

В) характера связей

 

8. Запоминание непосредственное и опосредованное выделяют на основании критерия

А) содержание

Б) характер связей

В) средства запоминания

 

9. Воспроизведение при опоре на восприятие объекта –

А) забывание

Б) воспроизведение

В) узнавание

Г) припоминание

Д) эйдетическая память

 

10. Какая характеристики имеет отношение к процессу заучивания?

А) прочное и точное сохранение в оперативной, кратковременной, долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд

Б) запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал

В) более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте

 

Тема 9. Мышление

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика мышления. Средства мышления.

2. Основные формы мышления

3. Виды мышления

4. Операции мышления

5. Мышление и интеллект

6. Индивидуальные особенности мышления

Информационный материал

Общая характеристика мышления. Мышление – есть опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Средствами мышления выступают: во-первых, результаты чувственного отражения действительности; во-вторых — слово, речь; в-третьих — мыслительные операции; в-четвертых, — знания человека.

В отличие от ощущений и восприятия, отражающих отдельные стороны явлений в более или менее случайных сочетаниях, мышление, соотнося данные ощущений и восприятия, раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные свойства явлений. Выявляя существующие в действительности взаимосвязи и опосредствования, мышление движется от соотнесения свойств конкретных явлений – к раскрытию их сущности.

Задача мышления, таким образом, заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации. В этом смысле, познание действительности посредством мышления предполагает движение от единичного к общему.

Устаревшая ассоциативная теория мышления (Г.Э. Мюллер) полагала, что мыслительный процесс является, по сути, течением ассоциативно связанных представлений, некоторые из которых имеют тенденцию «удерживаться» (называется персеверацией), вновь и вновь проникая в течение наших представлений. Однако эта теория не способна объяснить направленный характер мышления. Современная психология объясняет эту особенность мышления тем, что всякий мыслительный процесс направлен на решение определенной задачи, которая соотносится с условиями, которыми она задана.    Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация, в основе которой лежит какое–либо противоречие. Другими словами, мышление «запускается» когда привычные, ранее выработанные субъектом формы поведения (например, регулируемые на основе не осознаваемой установки, навыка, интуиции и т.п.) «не подходят» к ситуации, а сама ситуация характеризуется противоречивостью. В этих условиях у субъекта появляется потребность понять происходящее, разрешить противоречие и выработать план действий.

Мышление не существует в «чистом» виде, а является по своему внутреннему строению действием. Мышление неразрывно связано с практической деятельностью субъекта.

Механизм мышления, названный «анализ через синтез» таков: в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в понятиях. Из объекта, таким образом, как бы «вычерпывается» новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем раскрываются все новые свойства (С.Л. Рубинштейн).

Мышление человека – социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. Язык как особая знаковая система является средством и мышления, и речи. Понятия, которыми оперирует мышление, закреплены и выражаются при помощи слов – языковых знаков. Формулируя мысль, мы формируем ее речевой форме.

Основные формы мышления. Основными формами процесса мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это мысль, в которой фиксируются общие, существенные, или отличительные (специфические) признаки явлений действительности.   Например, в понятии «человек» фиксируются определенные существенные признаки человека как явления, такие как: наличие сознания, членораздельной речи, способности к труду и др. Понятия, которые существуют в культуре, усваиваются человеком в процессе обучения и воспитания, а также «строятся» им самостоятельно в процессе познания. Поэтому неудивительно, что об одном и том же предмете у людей могут быть разные понятия. В социальном взаимодействии понятие является способом удержания понимания. Пониматьбуквальноозначает «выражать в понятиях».

Понятия могут быть единичными (если в них мыслится один элемент) – «Москва», «А.С. Пушкин» и т.п. и общими (если мыслится множество элементов) – «столица», «поэт» и т.п. Они могут быть абстрактными (если мыслится признак предмета или отношения между ними) – «белизна», «свобода», «взаимодействие» или конкретными (если мыслится предмет или класс предметов) – «кирпич», «нарушитель», «страна».

Суждение – это процесс фиксации связей между явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение «Если пойдет дождь, то мы не поедем на рыбалку» выражает причинно-следственную связь между двумя событиями. Или суждение «Люди не любят критику в свой адрес» фиксирует связь между адресатами и обращенным к ним определенным содержанием высказываний. В речевой форме суждение выступает как некое утверждение (или отрицание), которое высказывает субъект.

Суждения бывают общими, частными   и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех явлений данного класса, группы, например, «Все водоросли зеленые». В частных суждениях утверждение (или отрицание) относится к некоторым явлениям: «Некоторые студенты – не хотят учиться»; в единичных суждениях – только к одному, например, «Сегодня хороший день».

Суждение образуется двумя способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, переживается; 2) опосредованно – как результат умозаключения или рассуждений.

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения, из которых выводится другое содержание, называется посылками умозаключения. Примером простого умозаключения является силлогизм: «Все металлы – электропроводны. Олово – метал. Следовательно, олово – электропроводно».

Суждения могут быть истинными или ошибочными. Правила, которые позволяют оценить ложность или истинность суждений называют логикой. Несмотря на то, что в процессе развития человеком осваиваются правила логики, реальный процесс мышления может протекать не по законам логики.

Виды мышления. В ыделяют: наглядно–действенное, наглядно–образное и словесно–логическое виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в образном формате. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.     Можно говорить о теоретическом и практическом, интуитивном и аналитическом, реалистическом и аутистическом, продуктивном и репродуктивном и о многих других видах мышления.

 Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание закономерностей, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Говоря об интуитивном и аналитическом (логическим) мышлении, имеют в виду три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее).

  Эгоцентрическое мышление  характеризуется, прежде всего, невозможностью человека встать в позицию другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивногомышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.       

Различают дивергентное и конвергентное мышление. Дивергентное мышление – это мышление, благодаря которому человек способен дать несколько вариантов решения на одну задачу. Конвергентное мышление – мышление, благодаря которому человек способен предложить лишь одно решение.

Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Операции мышления. Мыслительный процесс осуществляется при помощи простых мыслительных операций:  анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, классификации, систематизации.

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и т.д. В данном случае анализ – мысленное разложение целого на составляющие его части.

Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов. Если анализ дает знания отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вместе с тем, они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова – в предложении, предложения – в разделы текста. Анализ и синтез взаимосвязаны.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

Абстрагирование – выделение какой-либо одной стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот выделить только форму. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные признаки, которые имеются в сливах, яблоках, грушах, но абстрагируемся от тех свойств, которые присущи каждому отдельному из перечисленных видов фруктов.

Обобщение – объединение предметов и явлений по сходству признаков.

Конкретизация (от латинского «сложившийся») – логическая операция, связанная с переносом некоего общего утверждения на конкретный предмет или явление. Например, известно, что коррозия металлов происходит в результате влияния окружающей среды, в ч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.173 с.)