Тихтиевская Валентина Николаевна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тихтиевская Валентина Николаевна,



Преподаватели, ГБПОУ РО

«Каменский химико-механический техникум»,

 г. Каменск-Шахтинский

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Самостоятельная работа в современном образовательном процессе рассматривается как форма организации обучения, которая способна обеспечивать самостоятельный поиск необходимой информации, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда.

Для формирования общих компетенций у студентов ОК 2, ОК 4, ОК 5 используются такие формы самостоятельной работы с обучающимися, как подготовка докладов, написание эссе, составление глоссария, решение кейс-ситуаций, проведение семинаров и конференций.

В ходе работы над докладом студенты получают задание:

1. четко сформулировать тему;

2. изучить и подобрать литературу, рекомендуемую по теме, выделив три источника библиографической информации.

3. написать план, который полностью согласуется с выбранной темой.

  4. написать доклад.

В ходе выполнения этой работы у студентов расширяется кругозор, они овладевают методами теоретического исследования, у них развивается самостоятельность мышления.

Эссе –жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

В ходе написания эссе студенты стараются удивить, при этом ориентируются на внутреннее смысловое единство и на разговорную речь, в то же время избегая употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. У учащихся развиваются навыки самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Глоссарий – словарь специализированных терминов и их определений.

Содержание задания: сбор и систематизация понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой, по одному либо нескольким источникам.

Перед началом работы студентам дается установка:

  1. внимательно прочитать работу;
  2. определить наиболее часто встречающиеся термины;
  3. составить список терминов, объединенных общей тематикой;
  4. расположить термины в алфавитном порядке;
  5. составить статьи глоссария;
  6. дать точную формулировку термина в именительном падеже;
  7. объемно раскрыть смысл данного термина.

    Планируются результаты самостоятельной работы: способность студентов решать стандартные задачи на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникативных процессов и явлений.

Кейс-задание – метод обучения, основанный на разборе практических проблемных ситуаций — кейсов, связанных с конкретным событием или последовательностью событий.

В процессе выполнения задания формируются способности студентов анализировать результаты научных исследований и навыки использования индивидуальных креативных способностей для оригинального решения исследовательских задач.

Коллоквиум представляет собой коллективное обсуждение раздела дисциплины на основе самостоятельного изучения этого раздела студентами. Подготовка к данному виду учебных занятий осуществляется в следующем порядке:

  1. дается список вопросов, ответы на которые следует получить при изучении определенного перечня научных источников;
  2.  выбирается тема;
  3.  определяются источники, с которыми придется работать.

При выполнении этого задания формируются умения и навыки грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме в виде конспекта.

В ходе изучения курсов «Обществознание» и «Философия» студенты готовятся к семинарским занятиям.

Семинарское занятие является традиционной и распространенной формой организации самостоятельной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин. Самостоятельная подготовка к семинару направлена на развитие способности к чтению научной и иной литературы, на поиск дополнительной информации, позволяющей глубже разобраться в некоторых вопросах, на выработку умения правильно выписывать высказывания авторов из имеющихся источников информации, оформлять их по библиографическим нормам, на развитие умения осуществлять анализ выбранных источников информации, на подготовку собственного выступления по обсуждаемым вопросам, на формирование навыка оперативного реагирования на разные мнения, которые могут возникать при обсуждении тех или иных научных проблем.

В техникуме 1 – 3 раза в семестр проводятся конференции. В процессе самостоятельной подготовки к конференции студенту необходимо изучить не менее 3 источников (монографии, статьи), в которых раскрыты теоретические подходы к обсуждаемому вопросу и представлены материалы эмпирических исследований.

Выступающий должен быть готов ответить на вопросы всех присутствующих по теме своего доклада. После каждого выступления проводится обсуждение представленных научных воззрений разных исследователей. Готовность к такой аналитической коллективной работе обеспечивается просмотром каждым студентов тех основных работ, с которыми студенты знакомятся во время подготовки к конференции.

Конференции предполагают достаточно длительную самостоятельную подготовку студентов, изучающих какую-либо конкретную научную проблему. Конференции приобщают студентов к научно-исследовательской деятельности, вырабатывают у них способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельная работа является одним из обязательных видов образовательной деятельности, обеспечивающей реализацию требований Федерального государственного стандарта профессионального образования.

 

Список литературы

1. Бондарькова А. М. Модель управления профессиональным саморазвитием студента // Высшее образование. – 2010. № 11. – С. 141-143.

2. Валентей Т. В., Гвозданная Н. В., Колесникова Н. Л., Луканина М. В., Сухова Н. В. Методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов. – 2015. – 33 с.

3. Георге И. В. Психолого-педагогические условия подготовки студента к самостоятельной работе // Высшее образование сегодня. – 2011. № 8. – С. 42-43.

Алифанова Лилия Сергеевна

Преподаватель

ГБПОУ РО «Новочеркасский

промышленно–гуманитарный колледж»

Г. Новочеркасск

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Современное физическое воспитание молодежи, имеющее валеологическую и профессиональную направленность, - это социально значимый педагогический процесс, нацеленный на создание у будущих специалистов устойчивой мотивации и потребности к ЗОЖ, физическому совершенствованию, приобретению знаний, личному творческому использованию средств и методов повышения уровня профессиональной психофизиологической подготовленности к современным видам труда, предъявляющим повышенные требования к здоровью специалиста, к его нервно-эмоциональной сфере.

Одной из основных задач УН и СПО является подготовка специалиста, владеющего всесторонними знаниями о ЗОЖ и способного реализовать их в своей профессиональной среде [1].

Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к социально - профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека.

Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых обучающихся. В соответствии с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания и будут способствовать формированию общих компетенций.

В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Физическая культура» обучающиеся должны:

· Уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

· Знать о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся во внеурочное время или на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся и их физической подготовленности [1].

Рекомендации по организации и проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Прежде чем приступить к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо определить состояние своего здоровья, физического развития и уровень физической подготовленности.

Желательно проводить занятия на открытом воздухе и в одно и то же время. Это способствует выработке ритмичности физиологических процессов.

Занятия обязательно начинать с разминки, а по ее завершении использовать восстановительные процедуры. Эффективность тренировки будет наиболее высокой, если принимать закаливающие процедуры, а также соблюдать гигиенические правила, режим питания.

В процессе занятий необходимо постепенно увеличивать трудность упражнений, объем и интенсивность физических нагрузок; правильно чередовать нагрузки и отдых между упражнениями с учетом индивидуальной тренированности и переносимости нагрузки.

Необходимо всегда помнить, что положительные результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы между занятиями (4-5 дней и более) снижают оздоровительный эффект предыдущих занятий.

Не следует стремиться к достижению положительных результатов в кратчайшие сроки. Спешка может привести к перегрузке организма и переутомлению. Если после занятий чувствуется усталость, то на следующем занятии нагрузку надо снизить.

При недомогании или каких-то отклонениях в состоянии здоровья, переутомлении следует временно прекратить занятия, посоветоваться с преподавателем физкультуры и врачом.

Необходимо постоянно вести наблюдение за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Самоконтроль. Это систематические самостоятельные наблюдения занимающегося физическими упражнениями и спортом за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Индивидуальный контроль включает наблюдение за состоянием организма, анализ объективных и субъективных показателей состояния организма под влиянием физических нагрузок.

Определение объективных и субъективных показателей проводят утром (после сна), до и после очередного занятия, а также утром следующего дня. В первую очередь необходимо обращать внимание на характер ночного сна и на самочувствие после пробуждения.

При индивидуальном контроле проводят простые функциональные пробы с регистрацией и анализом частоты сердечных сокращений (пульса). Это дает важную информацию о деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

Результаты индивидуального контроля за состоянием организма фиксируют в дневнике самонаблюдения. Все записи необходимо датировать. По дневнику можно определить: изменения функционального состояния организма; динамику показателей физического развития (антропометрические данные); динамику развития физических качеств.

Дневник самонаблюдения помогает оптимизировать занятия физическими упражнениями и следить за своим здоровьем [1].

Основные разделы дневника самонаблюдения:

- физическое развитие – фиксируются: рост и вес тела, жизненная емкость легких, окружность грудной клетки и талии, данные динамометрии кистей рук и др.;

- физическое состояние – фиксируются: самочувствие и настроение, аппетит, характер сна и его продолжительность, болевые ощущения; определяются: работоспособность, отношение к занятиям физическими упражнениями. Состояние организма оценивается по пятибалльной шкале;

- функциональное состояние организма – фиксируются: частота пульса, частота дыхания в 1 мин и артериальное давление (до и после занятий физическими упражнениями); результаты функциональных проб – ортостатической и клиностатической, с приседаниями, Штанге и др.;

- занятия физическими упражнениями – кратко описывается содержание занятий (с указанием нагрузки);

- физическая подготовленность – фиксируются показатели (контрольных упражнений (тестов), позволяющих определить уровень развития физических качеств (тестирование можно проводить один раз в три-четыре месяца) [3]

Литература

1 Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.

2 Теория и история физической культуры и спорта в 3 т. Том 1. Игры олимпиад: учебное пособие для СПО / Г.Н. Герман, А.Н. Корольков, И.А. Сабирова, О.И. Кузьмин. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 793 с.

3 Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. – М., 2017. – 213 с.

Интернет-ресурсы

1 Сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики http://sport.minstm.gov.ru

 

 

Раздел 2 ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ – ТЕХНОЛОГИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.02 с.)