Преподаватель музыкально-инструментального класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель музыкально-инструментального класса



ГБПОУ РО «Донской педагогический колледж»

г. Ростов – на - Дону

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА УРОКЕ ФОРТЕПИАНО

Обучение игре на музыкальном инструменте позволяет воспитать специалиста широкого профиля, умеющего приобщить к сокровищам музыкального искусства детей дошкольного и школьного возраста не только с помощью рассказа, пения и звукозаписи, но и «живым исполнением» музыкальных произведений. Обучение игре на музыкальном инструменте является важной составной частью профессиональной подготовки.            Важнейшей составляющей профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта выступают его знания, умения в исполнительской деятельности. Без овладения определенной суммой знаний, умений и навыков студентам трудно совершенствовать собственную исполнительскую подготовку, без чего будущая музыкально-педагогическая деятельность вряд ли будет успешной. Становление профессионально-педагогической культуры будущих учителей музыки и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений будет наиболее эффективным, если в процессе подготовки специалиста особое внимание отводится формированию системы знаний, навыков, умений в самостоятельной работе студентов. Воспитание самостоятельности учащегося является важнейшей частью преподавательской работы. Г.Г.Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога- скорее быть ненужным ученику, т.е. привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели. Самостоятельная работа студента – это часть учебного процесса, состоящая из двух разделов. Первый раздел – это самостоятельная работа студента непосредственно на самом уроке. Второй раздел – домашняя работа над выполнением заданий, полученных на уроке. К этому следует добавить, что оба раздела этой работы тесно взаимосвязаны. Чем интенсивней самостоятельная работа на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот.

Педагоги русской фортепианной школы уделяли много внимания развитию самостоятельной работы учащихся. Они требовали от них умения грамотно разобраться в произведении и знания рациональных способов работы, сознательного отношения в самостоятельной работе за инструментом.[2]      Навыки самостоятельной работы надо прививать с первых уроков игры на фортепиано. Для успешных занятий, для развития навыков самостоятельной работы, чрезвычайно важна трудоспособность студента. А.Б.Гольденвейзер пишет: «Необходимо резко различать игру и работу на инструменте. Учащиеся, большей частью, этого различия не понимают и вместо работы просто сидят за инструментом и играют, а это величайшая ошибка, с которой необходимо вести борьбу». Работа за инструментом должна быть осмысленной, интересной с доступными заданиями. Только на этой основе можно развивать концентрацию внимания и привить интерес не только к результату, но и к самому процессу самостоятельной работы. Ведь ощущение продолжительности времени – понятие относительное. Оно обратно пропорционально продолжительности непрерывного внимания. Последнее же зависит от интереса к данному заданию и степени активности студента. Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого студента, если он творчески пассивен. Первоначальная задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самостоятельно находить и ставить перед собой исполнительские задачи. Во многих случаях бывает необходимо, чтобы вновь поставленные задачи были частично разрешены на уроке, при помощи педагога, тогда студенту легче работать дальше самостоятельно. Очень часто сам ход урока должен быть прообразом последующей самостоятельной работы студента. Совершенно не допустимо, чтобы урок, подменял самостоятельную работу, чтобы она сводилась лишь к повторению и закреплению того, что уже было достигнуто на уроке. Если вначале работы над произведением видно, что студент ясно понял стоящие перед ним задачи, целесообразнее предоставить ему самостоятельно продолжить работу дома. Педагогическая помощь на уроке не должна превращаться в «натаскивание», оно подавляет активность студента. У многих студентов понятие учить самостоятельно тождественно с понятием упражняться, они готовы играть какое-нибудь произведение, выколачивая каждую ноту, подолгу учить каждую руку отдельно, без конца повторять один и тот же пассаж, заниматься «музыкой без музыки» [1]. Музыкальное произведение превращается в упражнение. Логическая и практическая ошибка, которую делают студенты, работающие таким способом, не дает возможность услышать и выстроить правильное музыкальное содержание произведения. Навыки самостоятельной работы: умение думать; умение слушать; умение понимать; умение грамотно видеть нотный текст. В качестве репертуара следует выбирать произведения доступные по трудности, разнообразные по характеру музыкальных и технических задач, ясные по строению музыкальной ткани, главное, учитывать индивидуальные возможности студента.

Педагогический опыт накопил много различных методов развития навыков чтения и разбора музыкальных произведений. Большинство из них (частью зафиксированных в методических пособиях, а частью существующих только в практике работы) дают хорошие результаты.[3] Мы, педагоги, должны систематически учить грамотному разбору на уроках, чтобы самостоятельная работа студентов не снижала интерес к музыкальным занятиям. При знакомстве с музыкальным произведением обращать внимание на тональность, знаки, темп. Особое внимание в самостоятельной работе следует уделять ритму. Как показывает многолетний педагогический опыт, основную сложность представляет собой работа над ритмом. Ритм – это первооснова, определяющая живую жизнь музыки. Библия музыканта начинается словами: «Вначале был ритм» (Г.Бюлов)[1]. Ритмический пульс нужно контролировать на протяжении всего произведения, он, как правило, находится в той руке, где меньше нот, просчитываем и прохлопываем. Следим за мелодической линией и аккомпанементом, а полифоническое произведение разбираем по голосам. Внимательно изучаем аппликатуру и штрихи, анализируем технические сложности, а затем работаем над динамикой и эмоциональным содержанием произведения, подключая мышление и слуховой контроль. «Не пальцы, блуждающие вслепую по клавишам, а разум, мысль должны творить музыку»,- писал Артур Онеггер. В самостоятельной работе студентам желательно как можно больше слушать фортепианные произведения в исполнении известных пианистов-виртуозов. Сейчас это легко осуществимо.

Студенту хочется получать от музыки удовольствие и радость, но он не согласен достигать этого ценой длительной, нудной и однообразной самостоятельной работы. Избавить его от ощущения однообразия, сделать так, чтобы самостоятельная работа доставляла радость, а время занятий проходило незаметно – важнейшая задача педагога.                                     

 

Список литературы:

1.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры/ методическое пособие.-Москва:Музыка,2015г.                                                                                                2. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства.- Москва: Музыка, 2013г.                 

3.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста.- Москва: Советский композитор, 2008г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.004 с.)