Преподаватель гбпоу РО «константиновский технологический техникум» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель гбпоу РО «константиновский технологический техникум»



Г. Константиновск

МОТИВАЦИЯ – ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ УСПЕШНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Народная мудрость гласит: Спасение утопающих- дело рук самих утопающих. Казалось бы, какое отношение эта фраза имеет к образованию. На мой взгляд, самое прямое, и именно в части самостоятельной работы студентов.

Современный этап развития российского общества и профессионального образования выдвигает на первый план задачу всесторонней подготовки высококвалифицированных специалистов в различных областях знания.

Главная задача, которая должна реализовываться в процессе обучения – это формирование у обучающихся теоретических знаний, практических навыков, личных качеств и других компетентностных характеристик, соответствующих требованиям современного рынка труда, с учетом постоянных изменений и роста требовательности работодателей к вновь принимаемым на работу специалистам. Необходимость формирования общекультурных и профессиональных компетенций у будущих выпускников очевидна. Последние десятилетия в средствах массовой информации, а также во внутренней профессиональной среде активно обсуждается тема низкой профессиональной компетенции россиян (начиная от простых сотрудников, заканчивая руководителями, в независимости от  профиля), которая является одной из главных причин низкого ВВП страны. Низкий уровень компетентности сотрудника обуславливает низкий уровень эффективности работы. При этом в условиях растущего потока информации, скорости меняющихся технологий и требований, предъявляемым к знаниям и умениям специалиста, практика передачи знаний от педагога к обучающемуся не действует. Уже несколько лет стоит задача научить добывать знания самостоятельно.

. Для отечественной педагогики проблематика самостоятельной работы не нова. Однако, переход к новым образовательным стандартам на основе компетентностного подхода, увеличил объем самостоятельной работы студентов в учебной нагрузке в системе профессионального образования. В концепции Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования третьего поколения самостоятельная работа студентов постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса, поскольку в ходе самостоятельной работы (в отличие от других форм обучения), у учащихся формируется научное мировоззрение и личные убеждения по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности.

Эффект от самостоятельной работы можно получить только в том случае, когда она организуется и реализуется в образовательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Известно, что мотивация - это совокупность факторов, стимулирующих и побуждающих человека к совершению какого-либо действия в рамках определенной деятельности. При этом деятельность, как правило, полимотивирована, то есть побуждается одновременно несколькими мотивами.[1]

Много лет назад, когда я работала в школе, мои коллеги удивлялись, что пятиклашки спрашивают в библиотеки труды Плутарха, а семиклассники листают роман В.Пикуля «Слово и дело». В те годы, самостоятельна работа в нынешнем понимании, еще не использовалась. Но свои уроки я старалась проводить так, чтобы у ребят обязательно возникало желание расширить свои знания, самостоятельно дополучить, умышленно не досказанную мной информацию. Сейчас, когда самостоятельной работе обучающихся придается особое значение – мотивация выдвигается на первый план.

Мотивация выполняет три регулирующие функции по отношению к действию:

· Побуждающую, то есть дающую двигательный импульс или мотив для того, чтобы личность начала действовать.

· Смыслообразующую, то есть придающую деятельности глубокий личностный смысл.

· Организующую, то есть опирающуюся на целеполагание, когда осознанные мотивы превращаются в мотивы-цели.[2]

Именно такая мотивационная иерархия лежит в основе познавательной самостоятельности, формирование которой должно стать сутью образовательного процесса. Познавательная активность, а, следовательно, способность к самообразованию у одних студентов носит генезисный характер, у других эти качества нужно формировать через такую организацию учебного процесса, когда самостоятельная работа становится ключевым звеном. Цель заключается в том, чтобы «научить студентов учиться».

Другими словами главная задача каждого педагога и образовательного процесса в целом состоит в том, чтобы научить студента самостоятельно использовать свой интеллектуальный, психологический, творческий и мотивационный ресурс, а не уличать его в незнании фактического материала. Необходимо помочь студенту перейти от «формального» мотива (например, выучить материал, чтобы не получить неудовлетворительную оценку) до вполне осознанной самостоятельной познавательной деятельности (например, студент ставит цель совершенствования профессионально значимых знаний и умений с тем, чтобы обеспечить себе преимущества на высококонкурентном рынке труда).

Таким образом, общий вывод сводиться к тому, что мотивация является важным элементом успешности самостоятельной работы.

Моя работа строится на организации учебной деятельности студента и управление ею, стимулируя развитие креативности столь необходимой для будущей инновационной активности. Личностно ориентированное (субъектное) обучение прежде всего направлено на личность и предполагает высокую индивидуализацию и дифференциацию обучения в самом широком смысле (альтернативность заданий, альтернативные курсы и т.д.).

Основой реализации субъектного обучения становится демократический тип отношений преподавателей и студентов, базирующийся не на доминировании первых и подавлении вторых, а на сотрудничестве, взаимокоординации, совместном творчестве и на взаимной помощи. Такой подход дает возможность личности максимально реализовать свои интеллектуальные способности и научиться работать в коллективе (команде).

Успех от совместной деятельности обучающего и учащегося во многом зависит от выбора оптимальных форм и видов занятий для организации самостоятельной работы.

Мой опыт показывает, что самостоятельная работа, проводимая систематически, в большой степени способствует профессиональному становлению и творческому саморазвитию личности будущего специалиста.

 

Список литературы.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты // Министерство образования Российской Федерации. 2012. URL: минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения: 07.02.2017) 2. Диниц Г.Н. Самостоятельная работа студента как средство профессиональной подготовки

2. студента: автореф.дис. к.пед.н. Москва. 2012. 176 с.;

3. Дятлова К.Д., Колпаков И.А. Самостоятельная работа студентов как способо формирования компетенций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. №1-1. С. 25-28;

4. Ивановская М.Н. История возникновения термина «информационнокоммуникационная компетентность» / Историческая и социальнообразовательная мысль // Педагогика и методика преподавания. 2012. №5(15). С. 64-65;

5. Ильина О.Г. Формирование профессиональных компетенций в сфере конкурентного поведения. М. Юнити-Дана. 322 с.;

6. Кондурар М.В. Понятие компетенция и компетентность в образовании // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика и психология. 2012. №1. С. 189-191;

7. Кручинина Г.А., Кручинин М.В. Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации 56 образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. №3(35). С. 169-176;

8. Лукинова Н.Г. Самостоятельная работа студента как средство и условие развития познавательной деятельности студента: автореф.диссертациик.пед.н. Ставрополь. 2013. 177 с.;

9. Петрова И.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов вузов в ходе практико-ориентированного поведения: автофер.диссертацииканд.пед.н. Ульяновск. 2015. 255 с.;

10. Шалин, М. И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника / М. И. Шалин // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). – СПб.: Реноме, 2013. – С. 47-49.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.005 с.)