Топилина Наталья Викторовна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Топилина Наталья Викторовна,



Зам.директора по учебно-производственной работе, преподаватель, кандидат философских наук,

Топилин Владимир Сергеевич,

Руководитель физического воспитания, преподаватель

ГБПОУ РО «Волгодонский техникум энергетики и транспорта»

Г. Волгодонск

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА – ПРОФЕССИОНАЛА, ГРАЖДАНИНА, ПАТРИОТА РОССИИ

Тема качества подготовки кадров для российской экономики относится к разряду самых актуальных, а ежегодный мониторинг в данной сфере является составной частью Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р [1].

В этой связи наиболее востребованными в современной педагогике профессионального образования оказываются методики стимулирования самостоятельной познавательной и творческой деятельности студентов, отказ от жесткого «авторитарного управления объектом обучающих воздействий», переход к педагогике сотрудничества и превращение студента в активного субъекта профессиональной подготовки.

Важное место в арсенале современных педагогических технологий занимает медиаобразование, под которым понимается приобретение знаний, умений, навыков, опыта деятельности и формирование ценностных установок и компетенций в области современных медиа – печатных и электронных средств социальной коммуникации. К актуальным трендам, связанным с развитием медиаактивной личности относится формирование критического отношения к информационным потокам, а также способности организовывать контент и вступать в опосредованную информационными технологиями коммуникацию. Решение указанных образовательных задач осуществляется, прежде всего, через использование в образовательной деятельности медиаресурсов [4; С. 166]

С особой гордостью констатируем тот факт, что научная школа по «Медиаобразование и медиакомпетентность», возглавляемая профессором Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала РГЭУ «РИНХ») А.В. Федоровым, получила официальный статус ведущей научной школы России в области гуманитарных наук.

В Волгодонском техникуме энергетики и транспорта технологии медиаобразования стали применяться преподавателями с 2016 года. В 2019-2020 учебном году область пересечения образовательного пространства и пространства медиа многократно расширилась за счет того, что Интернет стал основным источником информации для студентов и преподавателей, а также удобной площадкой для общения. При этом самостоятельная работа в условиях особой санитарно-эпидемиологической обстановки стала преобладающим видом учебной деятельности, от уровня организации которой напрямую зависел итоговый результат – качество подготовки студентов по реализуемым в техникуме профессиональным образовательным программам.

Ограничиваясь рамками тезисного изложения, представим лишь в обобщенном виде опыт применения технологий медиаобразования в ходе реализации дисциплин Обществознание и Безопасность жизнедеятельности. Ставя перед собой «глобальные метапредметные задачи» - сформировать умение доверять источнику информации, развить потребность уважительного отношения к интеллектуальной собственности и авторскому праву – мы вводили медиаобразовательный компонент, предусматривая регулярное и педагогически обоснованное обращение к определенному виду медиа, который мы определили как «первоисточники»: официальные сайты государственных органов власти (законодательной, исполнительной, судебной) различных уровней, от федерального до регионального и муниципального уровня (открытый доступ); официальные сайты учреждений, организаций, предприятий различной формы собственности (открытый доступ); сайт www.elibrary.ru – крупнейшая в России электронная библиотека авторских научных публикаций; сайт www.garant.ru – информационно-правовой портал (открытый доступ).

Интеграция медиасодержания в образовательный процесс организовывалось нами посредством заданий для выполнения самостоятельной работы: например, подготовка электронных сообщений, докладов, мультимедиа-презентаций и т. д. на основе анализа (рефлексивного, сравнительного, перспективного) актуальных информационных материалов первоисточников. При этом важнейшими воспитательными ориентирами обучения являлись приоритетные личностные результаты и общие компетенции, закрепленные федеральными государственными образовательными стандартами: сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; получение знаний основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз; российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; готовность к служению Отечеству, его защите.

Примеры заданий для самостоятельной работы:

- используя материалы официального портала Правительства Ростовской области, подраздел «Экономика. Транспорт», составьте сообщение об основных достижениях и проблемах, а также стратегических направлениях развития экономики Ростовской области в транспортной отрасли.

- опираясь на материалы сайта МЧС России, подраздел «Деятельность. Безопасность граждан», составьте сообщения на тему: Универсальный алгоритм оказания первой помощи; Личная безопасность при оказании первой помощи.

Ярким примером организации междисциплинарной площадки для презентации результатов самостоятельной работы студентов, направленной на решение комплексной учебной задачи с применением, в том числе технологий медиаобразования, может служить открытый урок, проведенный для студентов группы 16 специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий по теме «Цивилизационный кризис и стратегия национальной безопасности России». На уроке студенты провели анализ нормативно-правовых актов, размещенных на официальном сайте государственного органа исполнительной власти; узнали об особенностях исследования, занявшего первое место на всероссийском конкурсе студенческих исследовательских работ; обсудили основную идею, прозвучавшую в интервью Президента России на молодежном форуме; дали оценку авторской работе – музыкальный клип-презентация направлений гражданско-патриотического воспитания в техникуме. Отчет о мероприятии размещен на официальном сайте Волгодонского техникума энергетики и транспорта по сылке: https://wtet.ru/интегрированный-практикум-как-масте/

В заключении отметим, что настоящее время научная электронная библиотека www.elibrary.ru предлагает более 13000 актуальных авторских текстов по проблемам интеграции медиаобразования, в том числе в профессиональную подготовку квалифицированных кадров.

В свою очередь коллектив Волгодонского техникума энергетики и транспорта готов к конструктивному взаимодействию по реализации совместных проектов в обсуждаемой области.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг. - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70783150/;

2. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2019 году Информационный бюллетень – М.: МИРЭА - Российский технологический университет, 2019 – 39 с. - http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_spo/bulletin_SPO_RF_2019.pdf;

3. Анализ взаимодействия системы среднего профессионального образования и работодателей, использующих труд работников массовых профессий и специальностей. Информационный бюллетень. – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. – 48 с. – (Мониторинг экономики образования; № 6 (105). - https://www.hse.ru/data/2017/03/30/1168527187/%23105.pdf;

4. Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического воспитания. The Education and science journal. 2019. Т. 21. № 2. С. 155-175 - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37057223;

5. Романов П.Ю., Васёва О.Х. Формирование исследовательских умений обучающихся в процессе медиаобразования. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 186-190. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35130332;

6. Абсалихов Р.Р. Развитие медиаобразования педагогов в процессе дидактического сопровождения. Академия профессионального образования. 2015. № 11. С. 70-74. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25122940.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.005 с.)