Дрюкова Лариса Александровна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дрюкова Лариса Александровна,



мастер п\о 1 категории

ГБПОУ РО «Семикаракорский

 агротехнологический техникум»

Г.Семикаракорск

Организация самостоятельной работы студентов

Целью современного профессионального образования является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных адаптироваться в сфере будущей деятельности, способных к самореализации и обладающих рефлексивной культурой. Чтобы сформировать конкурентоспособного специалиста, способного решать профессиональные задачи, необходимо подготовить студента к производственной, технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности. В процессе такой подготовки необходимо сделать акцент на развитии творческого потенциала личности студентов, а также на формировании таких профессионально значимых качеств личности, как самостоятельность, самоорганизация, ответственность, целеустремленность и др. как способности к коммуникативной и творческой деятельности. Эти качества формируются в рамках целостного образовательного процесса, важной составляющей которого является активная, целенаправленная и самостоятельная познавательная деятельность.

В настоящее время большое внимание уделяется внеклассной, или самостоятельной, работе, т.е. студентам важно самостоятельно изучать и изучать содержание каждой учебной дисциплины. Индивидуальная работа и самостоятельное обучение студентов с целью усвоения знаний, формирования профессиональных навыков возможны только при четкой педагогической поддержке учителя, учитель в основном влияет на организацию самостоятельной учебной деятельности студентов, как во время аудиторных занятий, так и во время внеклассной работы. Самостоятельная внеклассная работа студентов включает проработку лекций, работу с учебниками, со статьями в научных журналах, подготовку к практическим и лабораторным работам, решение задач, выполнение расчетно-графических работ, подготовку к контрольным и экзаменам. Такая работа проводится в специализированных кабинетах под чутким руководством преподавателя.

Данный подход применяется для развития самостоятельности студентов с первых лет обучения, когда студенты начинают изучать дисциплины профессионального цикла базовой общепрофессиональной части. На этом этапе уже возможно формирование профессиональных компетенций, которые будут реализованы в процессе обучения и в будущем в профессиональной деятельности.

Для перехода на более высокий уровень формирования компетенций необходима как качественная, так и количественная оценка образовательного процесса. В педагогической теории и практике нет строгих критериев оценки сформированности профессиональных компетенций, они в основном качественные, а не количественные.

Для отечественной педагогики проблема самостоятельной работы не нова. В то же время можно констатировать, что, несмотря на разнообразие исследовательских подходов, проблема организации самостоятельной работы студентов далека от своего решения.

В педагогической литературе отсутствует единство взглядов на сущность самостоятельной работы, неоднозначно определены роль и содержание деятельности учителя в ее организации, способы осуществления текущего контроля за ходом самостоятельной работы, способы его корректировки. слабо развиты, остро не хватает исследований влияния самостоятельной работы на формирование компетенций студентов.

Основная задача организаторов образовательного процесса - педагогов - объединить усилия для планомерного решения этих задач. Существует множество определений понятия самостоятельной работы студентов, но по сути они сводятся к тому, что самостоятельная работа студентов - это спланированная индивидуальная или коллективная учебная и научная работа, проводимая под руководством преподавателя в рамках образовательного процесса. Самостоятельная работа рассматривается как высшая форма образовательной деятельности, которая является неотъемлемой и фактически является формой самообразования.

Эффект самостоятельной работы может быть достигнут только в том случае, если она организована как целостная система, пронизывающая все этапы обучения и реализованная в учебном процессе. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при серьезной и устойчивой мотивации. Известно, что мотивация - это совокупность факторов, которые стимулируют и побуждают человека совершать действие в контексте определенной деятельности.

Цель - «научить студентов учиться». Другими словами, главная задача каждого учителя и всего учебного процесса - научить ученика самостоятельно использовать свои интеллектуальные, психологические, творческие и мотивационные ресурсы, а не осуждать его за незнание фактического материала. Здесь развиваются творческая личность и профессиональная независимость. Например, при изучении предмета в MDC студент будет переходить от теории к практике на разных уровнях образования и, на более высоком уровне, готовить и исследовать самостоятельно изученный материал.

Успех совместной деятельности учителя и педагога во многом зависит от выбора оптимальных форм и типов классов для организации самостоятельной работы.

· Самостоятельная работа.

· Самостоятельная работа вне школы.

· Творческие, в том числе научные исследования (Приложение 1).

    При выборе оптимальных форм организации самостоятельной работы преподаватель старается максимизировать мотивацию к обучению, точно определять объем заданий и рассчитывать оптимальные сроки выполнения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Формы контроля такой работы разные - они могут быть устными или письменными, выборочными или непрерывными. Таким образом, самоконтроль и развитие навыков самостоятельной работы связаны и зависят друг от друга. В заключение еще раз подчеркнем, что самостоятельная работа должна стать основой учебного процесса, фактором формирования важных профессиональных навыков. Это подразумевает ориентацию на активные методы усвоения знаний, развитие творческих способностей студентов, переход от непрерывного к индивидуальному обучению с учетом потребностей и способностей личности.

 

Список используемой литературы

1. Малькова Е.В. Формирование производственно-технологической компетентности студентов технического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин: дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009. - С. 107.

2. Язовских В.М. Математическое моделирование и инженерные методы расчета в сварке: в 2 ч. Ч. 1. Планирование эксперимента и статистическая обработка результатов эксперимента. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. - 126 с.

3. Боденко Б.Н. Ценностно-мотивационные ориентации студентов как важный фактор становления их социально-психологической защищенности // Ценностномотивационные ориентации студентов вузов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования): Сб. статей под научной редакцией проф. И.А. Зимней. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.      

4. Борисова Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовой подготовки // Гуманизация образования. Вып. № 1. – Набережные Челны, 1996.  

5. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. – М.: НИИВШ, 1998. 

6. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

7. Зимняя И.А. Гуманизация образования (состояние, проблемы, перспективы) // Гуманизация образования. – 1995. - № 2.   

8. Кривченко Т.А. Мотивацио-ценностная сфера субъектов образовательного процесса // Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования): Сб. статей под научной редакцией проф. И.А. Зимней. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 

9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов О.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.   

 

Приложение 1

 

 

Паронян Каринэ Сергеевна,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.006 с.)