Статей областной научно-практической конференции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статей областной научно-практической конференции



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Ростовской области

«Донской строительный колледж»

(ГБПОУ РО «ДСК»)

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Сборник

Статей областной научно-практической конференции

Октября 2020 года

г. Новочеркасск, 2020

В сборник включены статьи участников областной научно-практической конференции педагогов «Организация самостоятельной работы студентов». В них раскрываются подходы и методы организации самостоятельной работы студентов. Рассматриваются пути повышения эффективности самостоятельной работы студентов с помощью информационно-коммуникационных технологий. Проводится анализ технологий организации самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения.

 

Редакционная коллегия:

 

Л.Я. Хайсерова – методист

А.И. Геворкян – программист

 

 

Наш адрес:

346400, Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Платовский, 94

тел. 8 (8635) 22-35-90

E-mail: dsk@rostobr.ru

https://www.дск.сайт/


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ 5
Дрюкова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов 5
Паронян К.С.  Самостоятельная работа студентов на уроке фортепиано 10
Хованскова Т.А. Самостоятельная работа студентов как важный фактор в формировании компетенций 13  
Самбурова Г.П. Мотивация - важный элемент успешности                самостоятельной работы 18  
Тихтиевская В.Н. Самостоятельная работа студентов как важный фактор в формировании компетенций 22  
Алифанова Л.С. Самостоятельная работа студентов как важный фактор в формировании компетенций 26  
Раздел 2 ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ - ТЕХНОЛОГИЙ   30  
Топилина Н.В., Топилин В.С. Применение технологий медиаобразования как основа организации самостоятельной работы в системе подготовки современного выпускника – профессионала, гражданина, патриота России   30    
Колыхалина К.А. Использование ИКТ в самостоятельной работе обучающихся   34
Фоминичева Л.Е. Опыт применения в самостоятельной работе студентов современных интернет-технологий   38
Бытый И.В. Применение современных интернет – технологий в организации самостоятельной работы студентов   43
Сидоренко И.Ю. Использование компьютерных технологий в самостоятельной работе студентов на занятиях по дисциплине «Управление персоналом» 45
Голова О.И. Опыт применения в самостоятельной работе студентов современных интернет-технологий 49
Зинцова И.П. Использование современных интернет-технологий в организации самостоятельной работы студентов техникума 52
Мельникова Л.В. Современные интернет – технологии в                                самостоятельной работе студентов при изучении немецкого языка 56
Кравченко Н.И. Самостоятельная работа студентов по математике с применением интернет-технологий 61
Раздел 3 УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ                          РАБОТОЙ     СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНЯ 65
Юрова М.Н. Применение рабочей тетради как средства                         организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения 65
Доценко Е.М. Управление самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного обучения химии 69
Огинская Ю.В. Управление самостоятельной работой студентов        в  условиях дистанционного образования (на примере иностранного языка) 73  
Тихонова Н.П., Чащина Т.Д. Управление самостоятельной                  работой   студентов в условиях дистанционного образования 77
Трегубенко Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения 80
Махаева П.А. Организация самостоятельной работой по                        "Физической культуре" студентов в условиях дистанционного образования 84
Скакленко М.В. Управление самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного образования 91
Дьяченко Е.А. Управление самостоятельной работой студентов           в условиях дистанционного образования 95

 

Раздел 1 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГБПОУ РО «Семикаракорский

 агротехнологический техникум»

Г.Семикаракорск

Организация самостоятельной работы студентов

Целью современного профессионального образования является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных адаптироваться в сфере будущей деятельности, способных к самореализации и обладающих рефлексивной культурой. Чтобы сформировать конкурентоспособного специалиста, способного решать профессиональные задачи, необходимо подготовить студента к производственной, технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности. В процессе такой подготовки необходимо сделать акцент на развитии творческого потенциала личности студентов, а также на формировании таких профессионально значимых качеств личности, как самостоятельность, самоорганизация, ответственность, целеустремленность и др. как способности к коммуникативной и творческой деятельности. Эти качества формируются в рамках целостного образовательного процесса, важной составляющей которого является активная, целенаправленная и самостоятельная познавательная деятельность.

В настоящее время большое внимание уделяется внеклассной, или самостоятельной, работе, т.е. студентам важно самостоятельно изучать и изучать содержание каждой учебной дисциплины. Индивидуальная работа и самостоятельное обучение студентов с целью усвоения знаний, формирования профессиональных навыков возможны только при четкой педагогической поддержке учителя, учитель в основном влияет на организацию самостоятельной учебной деятельности студентов, как во время аудиторных занятий, так и во время внеклассной работы. Самостоятельная внеклассная работа студентов включает проработку лекций, работу с учебниками, со статьями в научных журналах, подготовку к практическим и лабораторным работам, решение задач, выполнение расчетно-графических работ, подготовку к контрольным и экзаменам. Такая работа проводится в специализированных кабинетах под чутким руководством преподавателя.

Данный подход применяется для развития самостоятельности студентов с первых лет обучения, когда студенты начинают изучать дисциплины профессионального цикла базовой общепрофессиональной части. На этом этапе уже возможно формирование профессиональных компетенций, которые будут реализованы в процессе обучения и в будущем в профессиональной деятельности.

Для перехода на более высокий уровень формирования компетенций необходима как качественная, так и количественная оценка образовательного процесса. В педагогической теории и практике нет строгих критериев оценки сформированности профессиональных компетенций, они в основном качественные, а не количественные.

Для отечественной педагогики проблема самостоятельной работы не нова. В то же время можно констатировать, что, несмотря на разнообразие исследовательских подходов, проблема организации самостоятельной работы студентов далека от своего решения.

В педагогической литературе отсутствует единство взглядов на сущность самостоятельной работы, неоднозначно определены роль и содержание деятельности учителя в ее организации, способы осуществления текущего контроля за ходом самостоятельной работы, способы его корректировки. слабо развиты, остро не хватает исследований влияния самостоятельной работы на формирование компетенций студентов.

Основная задача организаторов образовательного процесса - педагогов - объединить усилия для планомерного решения этих задач. Существует множество определений понятия самостоятельной работы студентов, но по сути они сводятся к тому, что самостоятельная работа студентов - это спланированная индивидуальная или коллективная учебная и научная работа, проводимая под руководством преподавателя в рамках образовательного процесса. Самостоятельная работа рассматривается как высшая форма образовательной деятельности, которая является неотъемлемой и фактически является формой самообразования.

Эффект самостоятельной работы может быть достигнут только в том случае, если она организована как целостная система, пронизывающая все этапы обучения и реализованная в учебном процессе. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при серьезной и устойчивой мотивации. Известно, что мотивация - это совокупность факторов, которые стимулируют и побуждают человека совершать действие в контексте определенной деятельности.

Цель - «научить студентов учиться». Другими словами, главная задача каждого учителя и всего учебного процесса - научить ученика самостоятельно использовать свои интеллектуальные, психологические, творческие и мотивационные ресурсы, а не осуждать его за незнание фактического материала. Здесь развиваются творческая личность и профессиональная независимость. Например, при изучении предмета в MDC студент будет переходить от теории к практике на разных уровнях образования и, на более высоком уровне, готовить и исследовать самостоятельно изученный материал.

Успех совместной деятельности учителя и педагога во многом зависит от выбора оптимальных форм и типов классов для организации самостоятельной работы.

· Самостоятельная работа.

· Самостоятельная работа вне школы.

· Творческие, в том числе научные исследования (Приложение 1).

    При выборе оптимальных форм организации самостоятельной работы преподаватель старается максимизировать мотивацию к обучению, точно определять объем заданий и рассчитывать оптимальные сроки выполнения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Формы контроля такой работы разные - они могут быть устными или письменными, выборочными или непрерывными. Таким образом, самоконтроль и развитие навыков самостоятельной работы связаны и зависят друг от друга. В заключение еще раз подчеркнем, что самостоятельная работа должна стать основой учебного процесса, фактором формирования важных профессиональных навыков. Это подразумевает ориентацию на активные методы усвоения знаний, развитие творческих способностей студентов, переход от непрерывного к индивидуальному обучению с учетом потребностей и способностей личности.

 

Список используемой литературы

1. Малькова Е.В. Формирование производственно-технологической компетентности студентов технического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин: дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009. - С. 107.

2. Язовских В.М. Математическое моделирование и инженерные методы расчета в сварке: в 2 ч. Ч. 1. Планирование эксперимента и статистическая обработка результатов эксперимента. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. - 126 с.

3. Боденко Б.Н. Ценностно-мотивационные ориентации студентов как важный фактор становления их социально-психологической защищенности // Ценностномотивационные ориентации студентов вузов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования): Сб. статей под научной редакцией проф. И.А. Зимней. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.      

4. Борисова Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовой подготовки // Гуманизация образования. Вып. № 1. – Набережные Челны, 1996.  

5. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. – М.: НИИВШ, 1998. 

6. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

7. Зимняя И.А. Гуманизация образования (состояние, проблемы, перспективы) // Гуманизация образования. – 1995. - № 2.   

8. Кривченко Т.А. Мотивацио-ценностная сфера субъектов образовательного процесса // Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования): Сб. статей под научной редакцией проф. И.А. Зимней. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 

9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов О.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.   

 

Приложение 1

 

 

Паронян Каринэ Сергеевна,

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА УРОКЕ ФОРТЕПИАНО

Обучение игре на музыкальном инструменте позволяет воспитать специалиста широкого профиля, умеющего приобщить к сокровищам музыкального искусства детей дошкольного и школьного возраста не только с помощью рассказа, пения и звукозаписи, но и «живым исполнением» музыкальных произведений. Обучение игре на музыкальном инструменте является важной составной частью профессиональной подготовки.            Важнейшей составляющей профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта выступают его знания, умения в исполнительской деятельности. Без овладения определенной суммой знаний, умений и навыков студентам трудно совершенствовать собственную исполнительскую подготовку, без чего будущая музыкально-педагогическая деятельность вряд ли будет успешной. Становление профессионально-педагогической культуры будущих учителей музыки и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений будет наиболее эффективным, если в процессе подготовки специалиста особое внимание отводится формированию системы знаний, навыков, умений в самостоятельной работе студентов. Воспитание самостоятельности учащегося является важнейшей частью преподавательской работы. Г.Г.Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога- скорее быть ненужным ученику, т.е. привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели. Самостоятельная работа студента – это часть учебного процесса, состоящая из двух разделов. Первый раздел – это самостоятельная работа студента непосредственно на самом уроке. Второй раздел – домашняя работа над выполнением заданий, полученных на уроке. К этому следует добавить, что оба раздела этой работы тесно взаимосвязаны. Чем интенсивней самостоятельная работа на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот.

Педагоги русской фортепианной школы уделяли много внимания развитию самостоятельной работы учащихся. Они требовали от них умения грамотно разобраться в произведении и знания рациональных способов работы, сознательного отношения в самостоятельной работе за инструментом.[2]      Навыки самостоятельной работы надо прививать с первых уроков игры на фортепиано. Для успешных занятий, для развития навыков самостоятельной работы, чрезвычайно важна трудоспособность студента. А.Б.Гольденвейзер пишет: «Необходимо резко различать игру и работу на инструменте. Учащиеся, большей частью, этого различия не понимают и вместо работы просто сидят за инструментом и играют, а это величайшая ошибка, с которой необходимо вести борьбу». Работа за инструментом должна быть осмысленной, интересной с доступными заданиями. Только на этой основе можно развивать концентрацию внимания и привить интерес не только к результату, но и к самому процессу самостоятельной работы. Ведь ощущение продолжительности времени – понятие относительное. Оно обратно пропорционально продолжительности непрерывного внимания. Последнее же зависит от интереса к данному заданию и степени активности студента. Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого студента, если он творчески пассивен. Первоначальная задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самостоятельно находить и ставить перед собой исполнительские задачи. Во многих случаях бывает необходимо, чтобы вновь поставленные задачи были частично разрешены на уроке, при помощи педагога, тогда студенту легче работать дальше самостоятельно. Очень часто сам ход урока должен быть прообразом последующей самостоятельной работы студента. Совершенно не допустимо, чтобы урок, подменял самостоятельную работу, чтобы она сводилась лишь к повторению и закреплению того, что уже было достигнуто на уроке. Если вначале работы над произведением видно, что студент ясно понял стоящие перед ним задачи, целесообразнее предоставить ему самостоятельно продолжить работу дома. Педагогическая помощь на уроке не должна превращаться в «натаскивание», оно подавляет активность студента. У многих студентов понятие учить самостоятельно тождественно с понятием упражняться, они готовы играть какое-нибудь произведение, выколачивая каждую ноту, подолгу учить каждую руку отдельно, без конца повторять один и тот же пассаж, заниматься «музыкой без музыки» [1]. Музыкальное произведение превращается в упражнение. Логическая и практическая ошибка, которую делают студенты, работающие таким способом, не дает возможность услышать и выстроить правильное музыкальное содержание произведения. Навыки самостоятельной работы: умение думать; умение слушать; умение понимать; умение грамотно видеть нотный текст. В качестве репертуара следует выбирать произведения доступные по трудности, разнообразные по характеру музыкальных и технических задач, ясные по строению музыкальной ткани, главное, учитывать индивидуальные возможности студента.

Педагогический опыт накопил много различных методов развития навыков чтения и разбора музыкальных произведений. Большинство из них (частью зафиксированных в методических пособиях, а частью существующих только в практике работы) дают хорошие результаты.[3] Мы, педагоги, должны систематически учить грамотному разбору на уроках, чтобы самостоятельная работа студентов не снижала интерес к музыкальным занятиям. При знакомстве с музыкальным произведением обращать внимание на тональность, знаки, темп. Особое внимание в самостоятельной работе следует уделять ритму. Как показывает многолетний педагогический опыт, основную сложность представляет собой работа над ритмом. Ритм – это первооснова, определяющая живую жизнь музыки. Библия музыканта начинается словами: «Вначале был ритм» (Г.Бюлов)[1]. Ритмический пульс нужно контролировать на протяжении всего произведения, он, как правило, находится в той руке, где меньше нот, просчитываем и прохлопываем. Следим за мелодической линией и аккомпанементом, а полифоническое произведение разбираем по голосам. Внимательно изучаем аппликатуру и штрихи, анализируем технические сложности, а затем работаем над динамикой и эмоциональным содержанием произведения, подключая мышление и слуховой контроль. «Не пальцы, блуждающие вслепую по клавишам, а разум, мысль должны творить музыку»,- писал Артур Онеггер. В самостоятельной работе студентам желательно как можно больше слушать фортепианные произведения в исполнении известных пианистов-виртуозов. Сейчас это легко осуществимо.

Студенту хочется получать от музыки удовольствие и радость, но он не согласен достигать этого ценой длительной, нудной и однообразной самостоятельной работы. Избавить его от ощущения однообразия, сделать так, чтобы самостоятельная работа доставляла радость, а время занятий проходило незаметно – важнейшая задача педагога.                                     

 

Список литературы:

1.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры/ методическое пособие.-Москва:Музыка,2015г.                                                                                                2. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства.- Москва: Музыка, 2013г.                 

3.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста.- Москва: Советский композитор, 2008г.

Преподаватель

Г. Миллерово

 

  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЫЙ

 ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Новая образовательная система рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования.

Среди сложившихся форм и методов обучения все большее значение приобретает самостоятельная работа. Практика обучения подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции.

Самостоятельная работа студентов является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, который состоит в том, что цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых-вторых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие студенты испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.

Поэтому, одной из основных задач считаю помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения.

Работаю со студентамис разным уровнем реальных учебных возможностей.Учитываю это при разработке методических рекомендаций по выполнению аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

В связи с тем, что количество часов математики в техникуме меньше, чем в школе, а требования остаются прежними, я считаю, что для успешного усвоения материала студентами,просто необходимо вовлечение их в самостоятельную работу.

В учебном процессе применяю два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

 - внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным моим руководством. В этом случае студентов обеспечиваю необходимой учебной литературой, дидактическим материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по мной разработанным методическим рекомендациям(указаниям), но без моего непосредственного участия.

Самостоятельная работа включает в себя:

- подготовку к аудиторным занятиям;

- выполнение электронных презентаций;

- подготовку ко всем видам контрольных работ, экзаменам и зачетам;

- работу в предметных кружках;

- участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.

В своей работе использую следующие виды практических заданий для самостоятельной работы студентов:

- Составить опорный конспект по теме…

- Сформулировать вопросы…

- Продолжить фразу…

- Дать определения следующим терминам…

- Заполнить пропуски в тексте (в решении)…

- Заполнить таблицу, используя…

- Составить тематический кроссворд.

- Решитьпрактико-ориентированные задачи.

- Составить кластер по теме….

- Установить соответствия…

- Написать реферат.

При предъявлении видов заданий на самостоятель­ную работу использую дифференцированный подход к сту­дентам. Перед выполнением самостоятельной рабо­ты провожу инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. Впроцессе инструктажа предупреждаю студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной
работы при необходимости провожу дополнительные консультации.

Самостоятельная работа осуществляться индивидуально или
группами студентов в зависимости от цели, объема конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

    Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине.  Работа студента за выполнение заданий оценивается комплексной оценкой в процессе учебных занятий. 

Материал для самостоятельной работы студентов конструирую по следующим принципам:

1. Провожу предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе? Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.

2. Выявляю трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.

3. При этом решаю задачи, направленные на:

- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;

- формирование умений вычленять главное.

4. При подборе и разработке заданий, упражнений исхожу прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.

5. Структура материала в целом подобрана по принципу – от простого к сложному, от частного к общему.

Планируемые результаты грамотно организованной СРС предполагают:

ü усвоение знаний, формирование профессиональных умений, навыков икомпетенций будущего специалиста;

ü закрепление знания теоретического материала практическим путем;

ü воспитание потребности в самообразовании;

ü максимальное развитие познавательных и творческих способностей
личности;

ü побуждение к научно-исследовательской работе;

ü повышение качества и интенсификации образовательного процесса;

ü формирование интереса к избранной профессии и овладению ее
особенностями;

ü осуществление дифференцированного подхода в обучении;

ü применение полученных знаний и практических навыков для анализаситуации и выработки правильного решения, для формирования
собственной позиции, теории, модели.

Достижение планируемых результатов позволит придать инновационный
характер современному социально-гуманитарному образованию, а,следовательно, решить задачи его модернизации.

 

Список литературы

1. Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации /
А.С.Зенкин, В.М.Кирдяев, Ф.П.Пильгаев, А.П.Лащ. – Саранск: Изд-во
Морд. Ун-та, 2009.

2. Буряк Владимир Константинович.Самостоятельная работа учащихся: книга для учителя / В. К. Буряк. - Москва: Просвещение, 1984.

3. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 2008.

 

Самбурова Галина Петровна,

Г. Константиновск

МОТИВАЦИЯ – ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ УСПЕШНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Народная мудрость гласит: Спасение утопающих- дело рук самих утопающих. Казалось бы, какое отношение эта фраза имеет к образованию. На мой взгляд, самое прямое, и именно в части самостоятельной работы студентов.

Современный этап развития российского общества и профессионального образования выдвигает на первый план задачу всесторонней подготовки высококвалифицированных специалистов в различных областях знания.

Главная задача, которая должна реализовываться в процессе обучения – это формирование у обучающихся теоретических знаний, практических навыков, личных качеств и других компетентностных характеристик, соответствующих требованиям современного рынка труда, с учетом постоянных изменений и роста требовательности работодателей к вновь принимаемым на работу специалистам. Необходимость формирования общекультурных и профессиональных компетенций у будущих выпускников очевидна. Последние десятилетия в средствах массовой информации, а также во внутренней профессиональной среде активно обсуждается тема низкой профессиональной компетенции россиян (начиная от простых сотрудников, заканчивая руководителями, в независимости от  профиля), которая является одной из главных причин низкого ВВП страны. Низкий уровень компетентности сотрудника обуславливает низкий уровень эффективности работы. При этом в условиях растущего потока информации, скорости меняющихся технологий и требований, предъявляемым к знаниям и умениям специалиста, практика передачи знаний от педагога к обучающемуся не действует. Уже несколько лет стоит задача научить добывать знания самостоятельно.

. Для отечественной педагогики проблематика самостоятельной работы не нова. Однако, переход к новым образовательным стандартам на основе компетентностного подхода, увеличил объем самостоятельной работы студентов в учебной нагрузке в системе профессионального образования. В концепции Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования третьего поколения самостоятельная работа студентов постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса, поскольку в ходе самостоятельной работы (в отличие от других форм обучения), у учащихся формируется научное мировоззрение и личные убеждения по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности.

Эффект от самостоятельной работы можно получить только в том случае, когда она организуется и реализуется в образовательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Известно, что мотивация - это совокупность факторов, стимулирующих и побуждающих человека к совершению какого-либо действия в рамках определенной деятельности. При этом деятельность, как правило, полимотивирована, то есть побуждается одновременно несколькими мотивами.[1]

Много лет назад, когда я работала в школе, мои коллеги удивлялись, что пятиклашки спрашивают в библиотеки труды Плутарха, а семиклассники листают роман В.Пикуля «Слово и дело». В те годы, самостоятельна работа в нынешнем понимании, еще не использовалась. Но свои уроки я старалась проводить так, чтобы у ребят обязательно возникало желание расширить свои знания, самостоятельно дополучить, умышленно не досказанную мной информацию. Сейчас, когда самостоятельной работе обучающихся придается особое значение – мотивация выдвигается на первый план.

Мотивация выполняет три регулирующие функции по отношению к действию:

· Побуждающую, то есть дающую двигательный импульс или мотив для того, чтобы личность начала действовать.

· Смыслообразующую, то есть придающую деятельности глубокий личностный смысл.

· Организующую, то есть опирающуюся на целеполагание, когда осознанные мотивы превращаются в мотивы-цели.[2]

Именно такая мотивационная иерархия лежит в основе познавательной самостоятельности, формирование которой должно стать сутью образовательного процесса. Познавательная активность, а, следовательно, способность к самообразованию у одних студентов носит генезисный характер, у других эти качества нужно формировать через такую организацию учебного процесса, когда самостоятельная работа становится ключевым звеном. Цель заключается в том, чтобы «научить студентов учиться».

Другими словами главная задача каждого педагога и образовательного процесса в целом состоит в том, чтобы научить студента самостоятельно использовать свой интеллектуальный, психологический, творческий и мотивационный ресурс, а не уличать его в незнании фактического материала. Необходимо помочь студенту перейти от «формального» мотива (например, выучить материал, чтобы не получить неудовлетворительную оценку) до вполне осознанной самостоятельной познавательной деятельности (например, студент ставит цель совершенствования профессионально значимых знаний и умений с тем, чтобы обеспечить себе преимущества на высококонкурентном рынке труда).

Таким образом, общий вывод сводиться к тому, что мотивация является важным элементом успешности самостоятельной работы.

Моя работа строится на организации учебной деятельности студента и управление ею, стимулируя развитие креативности столь необходимой для будущей инновационной активности. Личностно ориентированное (субъектное) обучение прежде всего направлено на личность и предполагает высокую индивидуализацию и дифференциацию обучения в самом широком смысле (альтернативность заданий, альтернативные курсы и т.д.).

Основой реализации субъектного обучения становится демократический тип отношений преподавателей и студентов, базирующийся не на доминировании первых и подавлении вторых, а на сотрудничестве, взаимокоординации, совместном творчестве и на взаимной помощи. Такой подход дает возможность личности максимально реализовать свои интеллектуальные способности и научиться работать в коллективе (команде).

Успех от совместной деятельности обучающего и учащегося во многом зависит от выбора оптимальных форм и видов занятий для организации самостоятельной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.096 с.)