Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о нормальном и аномальном развитии личности
Интерес к проблеме личностной нормы или личностного здоровья проявляют не только ученые. Данная проблема не безразлична для многих. Нередко с другими людьми или самим человеком случаются события, что невольно возникает вопрос «А это нормально?». Фраза «Да ты – ненормальный(ая)!!!» - звучит как оскорбление и, что греха таить, заставляет задуматься – «Что такое нормальная личность?». История психологии такова, что многие теории личности были созданы как результаты клинических наблюдений за людьми, имеющих те или иные проблемы с психикой. К середине 20 века объем подобных исследований был настолько велик, что психолог-гуманист Абрахам Маслоу поставил для себя особую задачу – изучить психологию здоровых людей, достигших полноты существования, сумевших реализовать себя и обрести внутреннюю гармонию. Он выделил следующие признаки зрелой здоровой личности: · Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному. · Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других. · Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения. · Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы. · Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству. · Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. · Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном. · Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я. · Чувство общности с человечеством в целом. · Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.
· Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. · Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются. · «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными. · Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях. · Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры. В психологической науке, и, как следствие, в обыденных представлениях, имеет место несколько подходов к понятию «нормальная личность»: Статистический подход: «Быть нормальным, значит быть таким, как все». Подход исходит к понятию «норма» в математической статистике, где под нормой понимаются средние значения любого признака, представленные в популяции с большей частотой. Носители очень высокой или очень низкой выраженности признака находятся за пределами нормы, и, следовательно, могут быть названы «ненормальными». Однако в статистике понятия «нормальный» и «ненормальный» не являются оценочными характеристиками по типу «хорошо» и «плохо». И то, что допустимо применять к оценке антропометрических свойств человека (рост, вес, окружность грудной клетки и т.п.), недопустимо по отношению к психологическим качествам. Если провести мысленный эксперимент - найти нормальную (среднюю) личность, то этот эксперимент провалится, так как личности со всеми качествами, находящимися в пределах статистической нормы не существует! «…Чем более специфичен человек, тем менее он соответствует норме, как в смысле средней нормы, так и в смысле идеальной. Свою индивидуальность люди оплачивают отказом от нормальности, а случается - и отказом от идеальности» - писал выдающийся австрийский психолог Виктор Франкл. Биологический подход: быть нормальным, значит быть хорошо приспособленным к окружающей среде. Адаптивность – важное условие выживания в природном мире. Тот, кто не способен адаптироваться, обречен на гибель. Подобный подход, перенесенный на личность и социальную среду, утрачивает свою универсальность. Человеку свойственно не только и не столько адаптировать к среде, сколь творчески преобразовывать себя и среду. Более того, не каждая социальная среда достойна того, чтобы к ней адаптироваться, осваивая её моральные нормы и культурные стереотипы. Нередко личность в моральном плане перерастает среду, становится выше её.
Рис. 16. Поэт Иосиф Бродский был жертвой «карательной психиатрии», применяемой в СССР для борьбы с диссидентами, при которой инакомыслящие признавались психически больными.
Медицинский подход: Норма – это отсутствие болезни, то типу «не болен, значит - здоров». Следовательно, любая личность, не имеющая признаков психического заболевания автоматически признается нормальной или здоровой. При судебно-медицинской экспертизе, когда постановка подобного диагноза может повлиять на судебное решение, используется специальный термин для обозначения психического нездоровья - «невменяемость». Однако нередко преступников, совершивших жесточайшие преступления против личности и признанных экспертизой «вменяемыми», трудно назвать «здоровыми» личностями. С другой стороны, пример Ф.М. Достоевского показывает, каких вершин личностного развития может достичь человек с медицинский диагнозом «эпилепсия». Таким образом, статистический, биологический и медицинский подходы, применяемые к поиску критериев нормальной (здоровой) личности не состоятельны. По мнению выдающего отечественного психолога Б.С. Братуся, если личность рассматривается как сложное многоуровневое образование, то сложное многоуровневое строение имеет и личностная норма. Подструктуре «Биопсихические свойства» соответствует уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности. Подструктуре «Свойства психических процессов» соответствует уровень индивидуально-психологического здоровья, который определяется адекватными способами реализации деятельности. Подструктуре «Направленность» соответствует высший уровень психического здоровья – уровень личностно-смыслового здоровья, который определяется качеством смысловых отношений. Таким образом, в зависимости от адекватности, оптимальности функционирования элементов подструктур личности можно выделить следующие уровни здоровья личности: · психофизиологическое здоровье личности; · индивидуально-психологическое здоровье личности (именно эти два уровня личности подвергаются анализу при вынесении вердикта «вменяемость»); · личностно-смысловое здоровье (собственно личностное здоровье). Однако если уровень собственно личностного здоровья имеет отношение к подструктуре личности «направленность», то неизбежно возникают вопросы: Допустимо ли говорить о «нормальном» или «ненормальном», «нездоровом» мировоззрении? Применимо ли понятие «норма» по отношению к идеалам? Существуют ли «нездоровые» интересы? И если это возможно, то где надежный критерий для этого разделения на «здоровую» и «нездоровую» личностную направленность?
Блестяще эту проблему разрешил Б.С. Братусь. По его мнению, судить о нормальном или ненормальном личностном развитии можно, только если развести понятия «Человек» и «личность». Человек – единственный из всех живых существ не принадлежит к своему роду только по факту рождения. Человеческую сущность ему надо присвоить, Человеком надо «выделаться». Формирование и самостроительство в себе человека подразумевает наличие психологического «орудия» или функционального органа. Функциональный орган (англ. functional organ) - прижизненно складывающаяся система функций и реализующих их морфологических субстратов. В психологическом плане функциональный орган является медиатором, внутренним опосредователем решения конкретных задач в жизнедеятельности индивида. Термин предложен А.А. Ухтомским, который писал: «С именем "органа" мы привыкли связывать представление о морфологически сложившемся, статически постоянном образовании. Это совершенно не обязательно. Органом м. б. всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение». По мнению Братуся, «личность» как сочетание психических функций и является функциональным органом, внутренним «инструментом» для самоформирования в индивиде Человека. То есть «личность» как интегративное психическое образование не самодостаточна, она не несет в себе конечный смысл, она есть способ, средство обретения человеческой сущности. «Нормальность» или «аномальность» личности зависят от того, как она (личность) служит человеку, направляет, приобщает его к человеческой сущности или, напротив, разобщает с ней. На основании этого Б.С. Братусь выделяет критерии нормального и аномального личностного развития. Нормой для личности является не набор каких-то качеств, а вектор (направление) развития. Таблица 3 - Условия и критерии развития личности (по Б.С. Братусю):
Таблица 4 - Категориальный строй парадигм развития в психологии (из статьи В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева «Антропологический принцип в психологии развития» Вопр. психол. 1998, №6)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.015 с.) |