Нейропсихологические свойства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нейропсихологические свойства



Нейропсихологические свойства человека связаны с особенностями функционирования головного мозга. Органические нарушения мозга неизбежно приводят к расстройству психических функций (памяти, речи, внимания, мышления, планирования поведения), а врожденные аномалии мозга делают невозможными их развитие.

Здоровое состояние мозга определяет и нормальность работы нашей психики. Энергетический блок мозга (верхние отделы мозгового ствола) поддерживает тонус всего мозга, при его поражении внимание человека становится неустойчивым, а сам он безразличным и сонливым. При поражении блока информации (задние отделы больших полушарий, теменные, затылочные, височные отделы коры) происходит нарушение кожной чувствительности и четкости движений. Крайне важную функцию выполняют лобные отделы коры больших полушарий головного мозга – обеспечение программирования, регуляции и контроля поведения. При поражении этих отделов невозможны логические операции, недоступно планирование своих действий. Известны случаи утраты нравственного контроля над поведением, что приводило к изменению всей личности человека.

Рис.2. Герой Джека Николсона из фильма Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». После насильственной операции на мозге (лоботомии) человек не просто утрачивает какие-то психические функции, а буквально теряет свою личность. Из активного человека-бунтаря, эмоционального лидера и авантюриста он превращается в безвольное, апатичное, эмоционально тупое, лишенное всяческих намерений существо. 

Как правило, врачам хорошо известны примеры связи психики и состояния мозга. Так, человек, перенесший кровоизлияние в мозг в результате инсульта, иногда безвозвратно утрачивает способности к членораздельной речи и элементарному самообслуживанию.

Ряд психических заболеваний тесно связаны с нездоровьем мозга. Так, при некоторых формах шизофрении, вызванных нарушением мембран нервных клеток головного мозга, происходит нарушение процессов проведения нервных импульсов. В психическом плане это может проявляться в эмоциональной холодности, разорванности мышления («словесный салат»), в проблемах с речью («соскальзывание мыслей»).

Локальное поражение мозга в височной области, связанное с перевозбудимостью нейронов (нервных клеток) создает так называемый эпилептический очаг и при некоторых тяжелых формах приводит не только к эпилептическому припадку, но является причиной нарушения психики: страдают функции переключения внимания, мышления (обобщение), возникают эмоциональные нарушения (вспышки гнева).

Поражение в лобных отделах головного мозга может приводить к эйфории – беспричинному и длительному эмоционально-положительному состоянию.

Все выше перечисленные примеры  - свидетельство того, как органическое и функциональное состояние мозга (физиологической основы психики) оказывает влияние на состояние внутреннего мира человека.

Нейропсихологические свойства связаны и с особенностями функционирования здорового головного мозга, в частности с межполушарной асимметрией (функциональной специализацией полушарий головного мозга). Левое полушарие в большей степени участвует в осуществлении словесно-речевых функций и логических операций. Правое полушарие отвечает за эмоционально-образное восприятие, интуитивное мышление и творческое воображение.

Так, любовь к шахматам, алгебре, привычка к планированию и обдумыванию своих поступков, неприятие поэзии, отчасти может быть вызвано большей активностью левого полушария, а хорошая зрительная память, активное участие в художественной самодеятельности, предпочтение практических действий связано с большей активностью правого полушария.

Великий русский физиолог И.П. Павлов выделял три типа людей по уровню активности того или иного полушария мозга: 1) «мыслитель» (более активно левое полушарие), 2) «художник» (более активное правое полушарие), 3) «промежуточный» (одинаково активны оба полушария).

Таким образом, особенности внимания, мышления, восприятия, эмоций, намерений, интересов, способностей, как сугубо психических явлений, могут определяться состоянием мозга, то есть иметь нейропсихологическое происхождение.

Нейродинамические свойства

Нейродинамические свойства человекасвязаны с особенностями протекания процессов возбуждения и торможения в нервных клетках.

В основе нейрофизиологической деятельности человеческого мозга лежат два процесса: возбуждение и торможение, каждый из которых имеет свои особенности. Для того чтобы возник процесс возбуждения в нервных клетках и, как следствие, для возникновения нейрофизиологической деятельности мозга необходим контакт со средой. Чем сильнее раздражитель, воздействующий на нервную систему, тем интенсивнее на него реакция. Это «закон силы». Очень слабый раздражитель может вообще не вызывать реакции возбуждения, оставаясь как бы «незамеченным» нервной системой. Слабый раздражитель не осознается, но вызывает легкую иррадиацию возбуждения, создавая эмоциональный фон ощущений. При среднем раздражителе – возникает концентрированное возбуждение, при сильном раздражителе – возбуждение иррадиирует, захватывая другие участки мозга, отвечающие за эмоции и движения. Например, очень слабую боль мы не осознаем, но переживаем некоторое состояние «непонятного» дискомфорта. При средней боли – очаг боли строго локализирован, мы знаем четко, где и как болит. При сильной боли общий дискомфорт нарастает, подключаются отрицательные эмоции, и усиливается двигательное беспокойство.

Торможение – это процесс, который управляет возбуждением изнутри, и проявляется в угнетении или предупреждении другой волны возбуждения, обеспечивает (вместе с возбуждением) нормальную деятельность всех органов и организма в целом, имеет охранительное значение (в первую очередь для нервных клеток коры головного мозга), защищая нервную систему от перевозбуждения. Так, на сверхсильный или очень длительный раздражитель нервная система отвечает реакцией защитного торможения. Сверхсильная боль, к примеру, может вызвать состояние шока, потери сознания, а длительное воздействие даже негромкого монотонного голоса вызывает состояние сонливости. В профессиональной деятельности может возникать особое состояние - монотония, имеющая в основе процесс защитного торможения.

Монотония (англ. monotony; от греч. monos — один, единый + tonos — напряжение) - функциональное состояние человека, возникающее при монотонной работе. Характеризуется снижением общего уровня активации, потерей сознательного контроля за исполнением действий, ухудшением внимания и кратковременного запоминания, нечувствительностью к внешним раздражителям, преобладанием стереотипных движений и действий, субъективными ощущениями скуки, сонливости, вялости, апатии, потерей интереса к работе.

У каждого человека имеются некоторые индивидуальные особенности протекания процессов возбуждения и торможения. Нервная система человека (и высших животных) характеризуется рядом свойств. Наиболее значимые свойства нервной системы: сила, чувствительность, подвижность и уравновешенность.

Сила – это способность нервной системы выдерживать сильные раздражители и не давать реакции защитного торможения. Сильная нервная система характеризуется работоспособностью и выносливостью нервных клеток. Противоположным свойством является слабость нервной системы. При слабой нервной системе нарушается «закон силы»: и слабые, и средние раздражители дают одинаково сильную ответную (и эмоциональную в том числе) реакцию, а на сильный раздражитель нервная система отвечает реакцией защитного торможения (состояние ступора, обездвиженности, спутанности сознания).

Различиями в степени силы нервной системы объясняется то, что некоторые люди спокойнопереносят сильные воздействия (строгие команды, окрики, выговоры, резкие замечания), более того, эти воздействия их даже активизируют, а другие, обладающие слабой нервной системой, в схожей ситуации напротив теряют работоспособность, демобилизуются, «отключаются».

Долгое время слабость нервной системы воспринимался как недостаток. Однако к свойствам, имеющим природное происхождение оценочный подход

(«плохо» - «хорошо») недопустим. Ещё в середине прошло века ученые задумалась над вопросом о том, почему природа в процессе естественного отбора сохраняла особей со слабой нервной системой. Видимо особи со слабой нервной системой обладают некими характеристиками, значимыми для выживания вида. Отечественными учеными Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным в середине 20-го века было открыто важное положительное свойство слабой нервной системы – высокая чувствительность.

Чувствительность определяется минимальной величиной раздражителя, вызывающего реакцию возбуждения. Именно высокой чувствительностью определяется то, что некоторые люди способны замечать и различать слабые сигналы из внешнего мира, подмечать тонкости оттенков, звуков, запахов, а также высказываний и межчеловеческих отношений. Получается, что люди со слабой нервной системой, давая реакцию даже на слабые раздражители, более интенсивно расходуют свою энергию, и, как следствие, быстрее устают. Именно высокая чувствительность и приводит к низкой выносливости и работоспособности нервной системы.

Подвижность – это свойство нервной системы, которое  проявляется в быстроте и легкости привыкания человека к новым условиям, в быстроте и легкости перехода его от одного состояния к другому, от покоя к деятельности и обратно. Подвижность нервных процессов оказывает влияние на быстроту мышления, восприятия, запоминания. Людям с подвижной нервной системой свойственно легко и быстро усваивать новый материал, но так же быстро его забывать, они легко и быстро привыкают к новым условиям, любят новизну обстановки и новые знакомства. Люди с инертной нервной системой осваивают новый материал медленно, но зато это освоение более прочное. Они трудно врабатываются, медленнее переходят из состояния покоя к состоянию активности, таких людей нередко обвиняют в медлительности. Выработка индивидуального стиля деятельности позволяет компенсировать особенности проявлений подвижной и инертной нервной систем: инертность компенсируется предусмотрительностью, а чрезмерная подвижность – специальными мерами самоконтроля, направленными против торопливости.

Уравновешенность – это свойство нервной системы, которое проявляется в балансе процессов возбуждения и торможения. «У одних несколько преобладает возбуждение, и им легче проявить внешнюю активность, чем сдержаться; легче перейти от решения к исполнению (быть может, даже не успев «все додумать»), чем потерпеть и подождать. У других несколько преобладает торможение, что выражается в терпеливости, способности эффективно подавлять неуместные побуждения; возможна и излишняя скованность поведения» - пишет Е.А. Климов в работе «Основы психологии».

Перечисленные свойства нервной системы при сочетании образуют «типы нервной системы», выделенные И.П. Павловым, которые являются нейрофизиологической основой четырех темпераментов.

Важно понимать, что природные свойства не подчиняются законам дихотомии по принципу сильный или слабый, подвижный или инертный, уравновешенный или неуравновешенный.

Таблица 1 - Типы нервной системы и темперамент

 

Дихотоми́я — раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой. Способ логического деления класса на подклассы состоит в том, что делимое понятие полностью делится на два взаимоисключающих понятия.

 

Подобно тому, как природа по цвету волос не разделила нас на брюнетов, блондинов, и в реальности мы имеет множество вариантов уровня наличия красящего пигмента меланина в клетках волоса, так и в отношении свойств нервной системы речь идет о степени выраженности того или иного свойства. А если свойство не выражено или выражено очень слабо, то применяется противоположный термин.

Для свойств нервной системы, как и для любого антропометрического, нейрофизиологического или психического свойства действует закон нормального распределения случайных величин, графически представленный кривой нормального распределения Гаусса (рис.3), суть которого в том, что если на какое-либо свойство действует множество факторов, то в популяции это свойство распределяется так, что средний уровень выраженности свойства встречается чаще всего, и чем больше степень выраженности свойства отклоняется от среднего в сторону увеличения или уменьшения, тем реже оно представлено в популяции.

Рис. 3 Кривая нормального распределения Гаусса

 

Возрастные свойства

Возрастные свойства человекасвязаны с процессами естественного созревания и увядания человеческого организма, развитием и разрушением его психических функций. Наибольшее значение для влияния на психику имеет процесс созревания коры полушарий головного мозга. Задние отделы коры, отвечающие за слуховое и зрительное восприятие, восприятие речи, языковые навыки созревают окончательно только к 6-7 летнему возрасту. Передние отделы коры, отвечающие за контроль поведения, абстрактное и логическое мышление, начиная процесс созревания в возрасте 6-7 лет, полностью созревают только к юношескому возрасту. Причем у юношей этот процесс занимает несколько больше времени, чем у девушек.

У детей-дошкольников правое полушарие развивается с нескольким опережением, чем левое, что объясняет образный характер мышления детей, синкретичный (целостный) и мифологический образ мира, их большую эмоциональную впечатлительность.

Развитие мозга и некоторых его отделов обусловливает периоды наиболее благоприятные для развития психических функций (сензитивные периоды), когда психическая функция при наличии благоприятных социальных условий (обучение и воспитание) развивается наиболее легко и быстро, или даже по принципу «сейчас или никогда». Сензитивным периодом для развития речи является ранний возраст (от 1 до 3 лет), для фонематического слуха (способности различать фонемы родного языка) – 5 лет, бурное развитие интеллектуальных качеств (абстрактное мышление, логическая память) происходит в юношеском возрасте.

Это интересно….

Развитие головного мозга в подростковом периоде (в зарубежной психологии это возраст с 13 до 19 лет) характеризуется двумя важнейшими особенностями: мозг специализируется за счет процесса, при котором малоиспользуемые связи теряются, в то время как часто используемые, напротив, разрастаются и укрепляются. На практике это означает, что подростки совершенствуются в том, чему уделяют много времени. Наряду с этим происходит усиление взаимодействия между различными областями головного мозга: отделы, отвечающие за эмоции, все крепче привязываются к сложным мыслительным функциям, таким, как планирование и контроль импульсивности. Лобная доля созревает и интегрируется с остальными областями головного мозга. Лобная доля отвечает за способность планировать, мыслить логически и последовательно, думать о нескольких вещах одновременно и управлять эмоциональными импульсами. Интеграция на практике означает, что подростки постепенно научаются мыслить зрело, разумно, понимать и учитывать последствия своего поведения и планировать свои действия, исходя из реалистичных предпосылок.

Пластичность мозга делает подростковый период опасным и в то же время открытым для массы возможностей. Все, чем занимается четырнадцатилетний или восемнадцатилетний человек, весь его опыт влияют на его дальнейшую жизнь. Это не значит, что впоследствии ничего нельзя будет исправить, ведь развитие продолжается на протяжении всей жизни и мозг сохраняет пластичность вплоть до самой смерти. Но никогда больше возможностей для интеграции и специализации навыков и функций не будет так много, как в подростковый период жизни. (Источник: Гюру Эйестад, Самооценка у детей и подростков)

Интеллектуальные возможности человека определяют во многом уровнем развития его познавательных психических функций, который меняется на протяжении его жизни. В работе «Человек как предмет познания» известного отечественного психолога Б.Г. Ананьева приводятся результаты ряда исследований, выполненных методом возрастных срезов.

Так ещё в начале 20 века было сформулировано положение о трехфазном характере развития памяти: до 25 лет – прогресс, от 25 до 50 лет - стабилизация, после 50 лет – инволюция (свертывание, упрощение функции) и регресс. Однако, если предметом исследования были различные виды памяти, то в вопросе регресса не было однозначности. Больше всего старению подвергается образная память, а её особый вид – эйдетическая (фотографическая) вообще исчезает в подростковом возрасте. Резкое снижение уровня ассоциативной памяти происходит после 45 лет. В исследованиях С. Пако было выявлено, что в возрасте 30-50 лет происходит снижение уровня логической памяти на 30%. Однако этим же исследователем было обнаружено, что образованные пожилые люди имеют схожие показатели по данному свойству с необразованными молодыми людьми.

В большинстве психологических исследований оптимум развития интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания) приходится на возраст 18-20 лет.

Возраст 20 лет принимается за эталон развития интеллектуальных психических функций, в 30 лет имеет место – 96%, в 40 лет – 87%,в 50 лет – 80 %, в 60 лет – 75% от эталона.

Научные исследования также показали, что инволюцию интеллекта отодвигают факторы:

· одаренность,

· образованность,

· двигательная активность.

Детальное изучение вопроса показало, что разные интеллектуальные функции подвержены разным скоростям изменения:

- у людей напряженного интеллектуального труда с возрастом наблюдается не инволюция, а эволюция интеллектуальных возможностей;

- лексический (словесно-логический) интеллект пика достигает

к 40-летнему возрасту человека;

- с возрастом происходит улучшение грамматической функции речи.

В целом исследования показали, что те функции интеллекта, которые имеют индивидное происхождение (невербальный интеллект) подвержены процессам созревания и старения, а те функции, которые имеют социальное происхождение (вербальный или словесный интеллект) определяются характером профессиональной деятельности, уровнем социальной активности и образованием.

 

Половые свойства

Половые свойства человека это особенности психики, связанные с принадлежностью индивида к мужскому или женскому полу. То, что женщины и мужчины в сходных ситуациях ведут себя часто неодинаково, хорошо известно. Отличия в поведении мужчин и женщин обусловлены как биологическими факторами (половые свойства психики), так и социальными: разницей подходов в воспитании мальчиков и девочек, социальными ограничениями и возможностями для представителей определенного пола, «двойной» моралью, когда одно и то же поведение получает разную моральную оценку (плохо-хорошо) в зависимости от пола субъекта. Это гендерные свойства личности). 

Мало констатировать, что женщины более эмоциональны и общительны, менее склонны к риску, а мужчины менее ориентированы на социальные нормы и более креативны. Важно понять какие свойства имеют сугубо биологическое происхождение и, следовательно, будут иметь место не только у мужчин и женщин всех рас и исторических эпох, но даже и у представителей мужских и женских особей высших животных. Не менее важно понимать источники и биологический смысл половых различий.

Хотя само слово «пол» имеет русский корень, общий со словом «половина», только паспортный и хромосомный пол понятия сугубо альтернативные или дихотомические. В реальности пол – это количественный признак, так как некоторые представители женского пола могут иметь черты, свойственные большинству мужчин, и наоборот. Это вовсе не означает гомосексуальность, так центры сексуальной ориентации могут формироваться независимо от половых особенностей формирования центральной нервной системы (см. подробнее работу доктора биологических наук Д. Жукова «Биология поведения человека и других зверей»).

Ещё Карл Юнг использовал понятие «анима» для обозначения женской составляющей в душе мужчины и понятие «анимус» - для обозначения мужской составляющей женской души.

Половые различия выявляются при сопоставлении больших экспериментальных выборок мужчин и женщин и имеют статистический характер. Так, например, в среднем женщины более общительны, чем мужчины, но всегда в реальности можно найти конкретного мужчину, который будет общительнее конкретной женщины.

Процесс формирования пола достаточно длительный и включает ряд этапов:

1. Хромосомный, когда при оплодотворении хромосома (Х или Y) определяется пол будущего организма.

2. Гонадный, на котором ко 2 месяцу внутриутробного развития, недифференцированные половые железы (гонады) преобразуются в яичники (женские половые железы) или семенники (мужские половые железы).

3. Соматический: под влиянием половых гормонов происходит формирование тела по мужскому или женскому типу. Особенности мышечной, костной, дыхательной системы мужчин предполагают выдержку большей физической нагрузки на их тело.

4. Нейронный этап: под влиянием гормонов происходит формирование центральной нервной системы (ЦНС) по мужскому или женскому типу, что определяет будущее поведение. Анализ строения ЦНС показывает, что в мозгу женщин количество связей между нейронами больше, что позволяет ей лучше приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, делает поведение более пластичным и гибким. Также у женщин более развитыми оказываются сенсорные характеристики: больше поле зрения, тоньше дифференцировка зрительных и слуховых сигналов, что делает женщину более наблюдательной.

Доктор биологических наук Д. Жуков, обобщая и сознательно несколько утрируя половые различия, делает вывод: «Благодаря особенностям строения ЦНС мужчину по сравнению с женщиной можно характеризовать как существо грубое, невнимательное, корявое, объясняющееся преимущественно звуками и жестами, и вместе с тем ранимое. Действительно, мужчины хуже женщин переносят неблагоприятные изменения условий существования (ранимость); их сенсорные системы менее чувствительны (грубость); они плохо замечают детали изображения (невнимательность); у них хуже способность к тонким движениям (корявость); их отличает слабая интуиция, а психика в целом ригидна».

5. Социальный этап формирования пола, как процесс половой самоидентификации, продолжается порой всю жизнь:

- человек воспринимает мир благодаря мозгу, уже дифференцированному по мужскому или женскому типу;

- на этапе детства родители поощряют поведение, соответствующее биологическому полу;

- ребенок подражает родителю своего пола;

- в более взрослом возрасте благодаря самосознанию поведение человека самоорганизуется в соответствии с представлениями о социальной роли мужчины или женщины.

Сбои возможны на каждом из этапов половой дифференциации индивидов, причем неблагоприятные условия будут отражаться в первую очередь на сложностях формирования индивида мужского пола. Женский пол для природы является базовым. Для формирования индивида мужского пола необходимы более благоприятные условия. В биологическом плане мужской особью «стать» сложнее, чем женской.

Два пола отличаются энергетическим затратами на производство одного потомка. Затраты женской особи на порядки больше. Это различие и является источником всех половых различий. Д. Жуков выделяет следующие основные половые различия:

· Женские особи больше, чем мужские, склонны накапливать ресурсы (в физиологии – накопление жира как источника энергии; в психологии – бережливость, рачительность, склонность к накоплению денег, прагматичность)

· Женщины эгоцентричны и менее социально активны, мужчины склонны к объединению в группы, у них более выражено желание лидировать

·  Между мужчинами и женщинами не обнаруживается отличий по общему уровню интеллекта, однако у женщин лучше развиты вербальные (связанные с речью, текстом) способности, а у мужчин - способности к пространственному воображению.

· Женская психика более пластичная, женские особи легче приспосабливаются к изменениям среды (психологически: они легче поддаются воспитанию, более внушаемые). Мужчины более социально независимы, более «упертые», несклонные менять свое мнение под влиянием других.

· В интеллектуальной деятельности мужчины более предрасположены к анализу, а женщины к синтезу. Там, где женщина, видит целое, мужчина – набор элементов. Мужчина сосредоточен на главном, на сути, женщина на деталях. Мужчины – систематизаторы и классификаторы, женщины лучше разбираются в людях благодаря целостному восприятию и интуиции.

· Женщины избегают риска, что проявляется в их низкой агрессивности и креативности, в обидчивости и болезненной реакции на подшучивание.

В биологии долгое время существовало противоречие: в большинстве популяций соотношение мужских и женских особей 1:1, однако в биологическом аспекте для воспроизводства вида необходимо соотношение 1:5. Эта проблема была блестяще решена отечественным биологом В.А. Геодакяном.

Еще Ч. Дарвином было отмечено, что мужские особи отличаются большим разнообразием форм. Причины выявилась позднее: мужские особи более генетически разнообразны, процесс мутации на мужских особях проходит более интенсивно. Для женского пола характерна меньшая генетическая изменчивость. Следовательно, по мнению В.А. Геодокяна, мужской и женский пол в природе выполняют две различные и дополняющие друг друга функции: изменчивость вида и сохранение лучших изменений вида. Мужской пол – это испытательный полигон эволюции.

Вариативность индивидуальных различий у мужских особей всегда выше. То есть, особи с очень низкими или очень высокими значениями признака среди мужских особей встречаются чаще. Причем это касается и свойств, где по средним показателям женщины превосходят мужчин (см. графики на рис. 4 и 5, на которых по оси абсцисс – значение признака в стандартных отклонениях от среднего значения 0; по оси ординат – количество особей, имеющих данное значение признака).

Графиком на рис. 4 объясняется то, что именно среди представителей мужского пола больше «гениев», но и представителей очень низкого интеллекта (олигофренов) также среди них больше. 

Рис. 4. График распределения генетически детерминированного признака (интеллекта) в популяции мужчин и женщин

 

Рис. 5. График распределения генетически детерминированного признака при большем среднем показателе у женщин (чувствительность сенсорной системы) в популяции мужчин и женщин

 

Анализирую данный график, представленный на рис.5 Д. Жуков пишет: «Цветовое зрение значительно лучше развито у женщин. Врожденный дальтонизм, т. е. неспособность различать цвета, встречается у них в 20 раз реже, чем у мужчин. Среднестатистическая женщина видит гораздо больше оттенков, чем средний мужчина. Поэтому, если нам нужно подобрать галстук в тон костюму, мы попросим совета у женщины. Но если потребуется профессионал – не просто тот, кто получше, а лучший из лучших, например эксперт в красильный цех, то им окажется мужчина. В текстильном производстве специалисты по окраске тканей различают, например, несколько десятков оттенков черного цвета. И такая уникальная способность обнаруживается у некоторых мужчин. Аналогичная ситуация в парфюмерной и пищевой промышленности. Эксперты-дегустаторы почти без исключения мужчины».

Рис 6. Особенности цветовосприятия женщин и мужчин

Конституционные свойства

Конституционные свойства человека это особенности телосложения, внешнего облика, характера и цвета волос, формы лица. Внешние формы не являются случайными и служат индикаторами внутренних особенностей организма. Например, в конце 20 века отечественные зоотехники столкнулись с проблемой связи внешнего облика животного и его поведенческих характеристик. При попытке вывести породу чернобурых лисиц с низкой агрессивной реакцией к человеку, было обнаружено, что в процессе искусственного отбора, при повышении «дружелюбия» у лисиц у этих особей ухудшаются показатели качества меха, а уши приобретают форму собачьих.

У человека некоторые заболевания, отражающиеся на психическом развитии, имеют характерные проявления во внешности (болезнь Дауна, аутизм, олигофрения).

В начале 20 века была попытка обнаружить и зафиксировать связь телесной конституции человека и его психических особенностей. В 1921году Э. Кречмером была опубликована работа «Строение тела и характер». Им были выделены следующие конституционные типы:

1.Астеник (лептосоматик) – человек с хрупким телосложением, высоким ростом, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями. Ему приписывались замкнутость, колебания настроения, трудности приспособления к новым условиям, ригидность (негибкость) взглядов и установок.

2. Атлетик – это человек с хорошо развитой мускулатурой, крепким телосложением, высокого или среднего роста, с широкими плечами и узкими бедрами. Ему Э.Кречмер приписывал спокойный нрав, низкую впечатлительность, сдержанность в жестах и мимике, невысокую гибкость мышления, порой мелочность.

3. Пикник – человек малого или среднего роста, тучный, склонный к образованию живота, с круглой головой на короткой шее. Ему чаще других свойственны колебание настроения, контактность с людьми, реалистичность во взглядах.

4. Диспластик – человек имеющий деформации телосложения, чрезмерно высокий рост или непропорциональность телосложения.

Критика конституционных концепций была связана с умалением роли социальной среды и самой личности в формировании характера.

Это интересно…

Лирическое отступление из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» - свидетельство наблюдательности писателя и пример житейской психологии, подтверждающей связь телосложения и характера.

«..Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга зеленого стола для виста. Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «черт меня побери», как говорят французы, – волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закругленные и крепкие. Это были почетные чиновники в городе. Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать божия. У тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, послуживши Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро.»

Конституционные особенности, как и большинство индивидных свойств, выступают в роли биологических предпосылок формирования характера. Так, соответствие или несоответствие телосложения неким социальным эталонам может повлиять на формирование уверенного поведения, так как такой человек будет получать больше социальной поддержки. Но при смене эталона те же конституционные особенности могут привести к формированию противоположных качеств. Так, рыжий цвет волос у девочки может провоцировать особое отношение к ней (от эмоционально-положительного внимания до полного неприятия, когда рыжий цвет волос расценивается как знак принадлежности к «нечистой силе»). Любая особенность внешнего облика может повлиять на особенности поведения и формирование характера и даже жизненный путь личности, только если она включена в процесс социального взаимодействия.

 

Сенсомоторные свойства

Сенсомоторные свойства это свойства, связанные с особенностями функционирования органов чувств и органов движения. С помощью органов чувств возникают ощущения, представления и, в конечном счете, образы внутреннего мира. Аномалии органов чувств отражаются на особенностях внутреннего мира и личности в целом. Психическое и личностное развитие слепых и глухих людей имеют свои особенности. Так, например, слепые люди не «видят» сны, а «слышат», так как их внутренний мир лишен зрительных образов. Образы внутреннего мира людей, страдающих дальтонизмом, лишены цветовой окраски.

Дальтонизм – генетическое (в большинстве случаев, редко – приобретённое) нарушение цветовосприятия, связанное с полным или частичным отсутствием пигмента в колбочках глазной сетчатки. На бытовом уровне оно проявляется, как неспособность к различению одного или нескольких цветов с их спектральными оттенками. Патология получила своё название от фамилии Джона Дальтона, британского учёного, охарактеризовавшего собственную разновидность отклонения – зрительное невосприятие красного цвета.

Уровень развития органов чувств, их относительной или абсолютной чувствительности – это задаток развития ряда способностей (например: зрения – изобразительных, слуха – музыкальных, лингвистических, обоняния и осязания – способностей к кулинарии, парфюмерному делу и т.п.).

Для сенсомоторных свойств действует тот же принцип, что и для любого индивидного свойства: только если это свойство включено в деятельность человека, оно становится фактором психического развития и способно оказать влияние на формирование характера или стать задатком способностей.

 

Рис. 7. Сюжет мультфильма «Рататуй» -  пример того, как высокий уровень развития обонятельного анализатора в конечном счете определил жизненное предназначение главного героя

 

Выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев писал по этому поводу: «Представим себе, однако, следующий случай: у ребенка врожденный вывих тазобедренного сустава, обрекающий его на хромоту. Подобная грубо анатомическая исключительность очень далека от того класса особенностей, которые входят в перечень особенностей личности (в так называемую их «структуру»), тем не менее ее значение для формирования личности несопоставимо больше, чем, скажем, слабый тип нервной системы. Подумать только, сверстники гоняют во дворе мяч, а



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.086 с.)