Психологическая структура личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая структура личности



Личность – это интеграция внутренних свойств, имеющая структуру.

Структура личности – это реально существующее единство целого, его подструктур, элементов и их всесторонних связей, где в роли целого выступает личность, а в роли элементов – стойкие психические свойства или «черты личности».

В истории психологии известно множество попыток выявить структуру личности. Почти каждый великий психолог, занимающийся проблемами личности, считал своим долгом предложить собственное видение структуры личности. Однако, по мнению известного отечественного психолога К.К. Платонова, большинство этих попыток не увенчалось успехом, так в итоге были предложены не структуры личности, а схемы ценных качеств личности, либо просто перечень названий разделов из учебников психологии. Предложенная им структура личности явилась результатом научных исследований, выполненных им на протяжении всей жизни. Видение структуры личности К.К. Платоновым – это истинное абстрактно-логическое отражение психической реальности. Может быть, именно поэтому, даже при наличии значительного набора теоретических схем личности, практические психологии всегда выбирают в плане теоретической базы структуру личности, разработанную К.К. Платоновым (см. Таблица 2).

Самое важное – это то, что структура личности отражает иерархию подструктур личности: чем выше подструктура расположена в таблице, тем б о льшее значение она имеет, выше лежащие подструктуры подчиняют себе ниже лежащие подструктуры. Психология имеет богатый арсенал примеров и закономерностей, подтверждающих наличие данной иерархии.

Например:

· При образовании дружеских связей в новой группе (институт, летний лагерь, военная казарма и т.д.) сначала связи образуются на основе близости опыта (дружат одноклассники, земляки), а затем происходит образование новых дружеских связей, более прочных, на основе близости интересов, отношений, мировоззрения (т.е. направленности личности).

· Хорошо известно, что браки, заключенные между представителями разных национальных культур или разных социальных слоев весьма проблематичны и непрочны, так как молодоженов не объединяет общий опыт («Женись хоть на курице, но со своей улицы» - учит народная мудрость). Однако, даже при наличии разницы в опыте (разных привычек), если в паре есть единство ценностей, идеалов, мировоззрения, то это поможет преодолеть различия в социальном опыте.

· Условием социальной совместимости в паре (дружеской, романтической, супружеской) является единство и согласованность высших подструктур личности (прежде всего направленности) и принцип дополнения - «противоположности притягиваются» - в нижних подструктурах (прежде всего системы биопсихических свойств).

· Прочность запоминания (память – это психический процесс) зависит от отношения к информации (важность, интерес), установок на запоминание, то есть уровень прочности памяти определяется влиянием свойств из подструктуры «Направленность» личности.

· Способность к волевому усилию по достижении какой-либо цели определяется не какой-то мифической «силой воли», а важностью, значимостью  данной цели для личности. Поэтому один и тот же человек может показывать чудеса силы воли в достижении какой-либо цели, и полное безволие при достижении другой.   Так,  в ходе эксперимента было показано, что ребенок-дошкольник в игре, выполняя роль часового, может простоять неподвижно намного дольше, чем выполняя это задание просто по просьбе взрослого. Проявление выдержки стало возможно благодаря тому, что задание входило в сферу интересов дошкольника.

· При изучении восприятия как психического процесса было выявлено свойство апперцепции.

Апперцепция – это зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, установок и т.д.).

Так автор этих строк при проведении экспериментов с использованием методики Роршаха «Чернильные пятна» заметила, что одна и та же таблица одним ребенком-дошкольником воспринималась как «карета, в которой едет Золушка», а другой ребенок видел в ней «крыс, которые раздирают человека».

· Яркий примером является личность Ф.М. Достоевского, который силой своего религиозного мировоззрения подчинил себе врожденное заболевание, имеющее нейропсихологическую природу.

Эти и многие другие примеры показывают, что сущностными, стержневыми характеристиками личности являются свойства направленности личности, которые лучше других позволяют прогнозировать поведение человека. По мнению выдающего отечественного психолога В.Н. Мясищева достаточными и необходимыми характеристиками личности является система отношений: отношение к другим людям, отношение к себе, отношение к предметам вещного мира.

Таблица 2 - Основные подструктуры личности и их иерархия

(по К.К. Платонову, 1984)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.004 с.)