Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные факторы личностного развития
Фа́ктор (лат. factor «делающий, производящий») — причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. Если личность человека биосоциальна, то, как минимум, две группы факторов определяют её черты: биологические и социальные. Роль этих факторов настолько неоспорима, что в истории психологии долгое время существовали две противоположные группы концепций: биологизаторские и социологизаторские. Рис. 12. Б. Деннер, «Иоган Себастьян Бах с сыновьями». Известно, что в семье Баха все сыновья были музыкантами. «Биологизаторы» объясняют это передачей по наследству задатков музыкальных способностей, а «социологизаторы» - влиянием музыкальной среды, которая царила в семье
О роли биологического фактора в формировании личности подробно было описано в главе «Индивидные свойства человека». Важно напомнить, что индивидные свойства не предопределяют личностного развития, а служат лишь предпосылками этого развития. Факторами (важными условиями, причинами) развития они становятся только, если включены в деятельность или систему общественных отношений. Очень ярко это проявляется на примере соотношения задатков и способностей. Любой задаток ляжет в основу какой-либо способности, только если будет востребован в соответствующей деятельности. Можно иметь врожденный высокий уровень звуковысотной чувствительности слухового анализатора, но без включения носителя этого задатка в музыкальную деятельность, задаток сам по себе не определит развитие музыкальных способностей.
Это интересно … Будучи со студентами-психологами на практике в школе-интернате для слепых детей, автор этих строк имела возможность узнать следующую историю. В первый класс школы поступил слепой мальчик. Педагоги интерната столкнулись со сложной проблемой: мальчик не мог подниматься и спускаться по лестницам, при этом в остальном, кроме слепоты, он был вполне физически здоров. Из беседы с родителями выяснилось, что папа мальчика, жалея своего малыша, всё (!) время поднимал и спускал его по лестницам на своих руках. Так, обладая природными задатками для хождения по лестнице, но лишенный возможности это делать, мальчик так и не овладел простейшей способностью. В школе мальчика научили ходить по лестнице, используя приемы, применяемые для детей раннего возраста.
Например, в психотерапии существует понятие «синдром высокого мужчины». Суть его в том, что некоторые мужчины высокого роста испытывают раздражение и тревогу по поводу того, что им часто приходится соответствовать стандартам мужественности. К ним чаще обращаются женщины с просьбами перенести что-то тяжелое, что-то починить. Социальные ожидания не всегда соответствуют реальным возможностям и, главное, желаниям высокого мужчины, что и вызывает внутренний конфликт. Вполне понятно, что данный «синдром» связан вовсе не с ростом самим по себе, а с социальными стереотипами по поводу роста, то есть с результатом включения индивидного свойства в процесс социального взаимодействия.
Под социальным фактором традиционно понимается влияние на человека социально-исторического образа жизни. Образ жизни – это типичные виды жизнедеятельности в единстве с условиями жизни общества, группы, индивида. Развитие личности зависит от социального пространства, которое образуют так называемые «институты социализации» - семья, образовательные учреждения, религиозные учреждения, трудовые организации. Социализация – это процесс приобщения человека к обществу, в котором он существует за счет усвоени я культурных норм, правил поведения, социальных ролей, освоения навыков, необходимых для жизни в обществе. В психологии семьи и в детской психологии предметом изучения является влияние стилей семейного воспитания (демократического, контролирующего, либерального), типов семьи (гиперопека, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность), особенностей детско-родительских отношений (сотрудничество, изоляция, соперничество) на формирование черт личности. Рис. 13. Кадр из художественного научно-фантастического фильма «Эффект бабочки» В фильме есть многочисленные примеры того, как особенности семейного воспитания и различный опыт детства оказывают влияние на личность героев и, в конечном счете, на их судьбу.
Религия может значительно влиять на формирование личностной жизненной концепции человека, на тип ее социальной активности, на отношение к различным бытовым и служебным ситуациям. Причем речь может идти как о явно положительных влияниях религии, когда активная жизнедеятельность человека обогащается новыми высокими смыслами, когда вера в Бога помогает совладать с трудными жизненными обстоятельствами, до деструктивных влияний сект, когда у человека возникает безразличие к собственной внешности, комфорту, отсутствие заинтересованности во внешних событиях, отстраненность от окружения, замкнутость, сосредоточенность на собственных размышлениях.
К социальным факторам относят влияние социально-исторического образа жизни. Историческое время задает продолжительность детства, время смены игры учебой, учебы трудом, распределение времени на досуг и работу. Так, необходимость подростку заниматься трудом будет формировать качества личности, отличные от тех, что сформировались бы у него в учебной деятельности. Рис. 14. Повесть Максима Горького «Детство» заканчивается, когда Алеше, главному герою, исполняется 11 лет и дед Каширин говорит ему: «Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в люди…». По мнению историков, именно достаточное время на досуг сформировало в своё время дворянскую культуру в России и как следствие особый тип русского дворянина или «тургеневской девушки». Аналогом философского понятия «образ жизни» в психологии является понятие «социальная ситуация развития». Социум влияет на личность через систему социальных отношений, а точнее в процессе непосредственного или опосредованного общения. Главное в понятии «социальная ситуация развития» - это система конкретных общественных отношений, в которую вовлекается индивид, система социальных требований или ожиданий по отношению к нему. Много известно о том, какой вклад внесли подростки в годы Великой Отечественной войны, работая на оборонных заводах или воюя в партизанских отрядах. Их поведенческие проявления были по-настоящему взрослыми, потому что в силу обстоятельств к ним относились не как к детям, а как к взрослым членам общества. Социальная зрелость и ответственность формируются тогда, когда другие (да и сам человек) ожидают от него (или себя) зрелого поведения, когда к нему относятся как ко взрослому. При этом реальный возраст, как правило, является «сигналом», запускающим новую систему отношений. Если программа развития растения или животного заложена в генах, то есть находится внутри организма, то программа развития личности содержится вне организма, в социальной среде. Социальная среда для личности – это источник развития. Однако влияние биологических и социальных факторов не стоит понимать просто как их сложение. Взаимосвязь их более сложная, например: · Общий интеллект является частично наследуемым, однако у высокоинтеллектуальных родителей с большей вероятностью будет ребенок с высоким интеллектом за счет создания интеллектуальной среды (книги, музеи, уроки музыки и т.п.) · Некоторые родители специально создают среду, отрицательно коррелирующую с генотипом: интровертированные родители будут поощрять социальную активность детей, родители активного ребенка будут поощрять тихие интересные занятия.
· Жесткое обращение родителей окажет разное влияние на ребенка чувствительного и менее чувствительного. · Ребенок-экстраверт будет тянуться к обществу и иметь больше социальных контактов, интроверт будет общество игнорировать. · Умный ребенок больше подчерпнёт из прочитанного, чем глупый. · Люди порой сами определяют характер социального взаимодействия: лучезарный ребенок определяет более теплый стиль общения с ним («Ласковое дитя двух маток сосёт» - говорит народная мудрость); гиперактивный ребенок будет получать больше замечаний и стиль его воспитания будет более строгий. В систему общественных отношений личность вовлекается через совместную деятельность (общение), через них она выражает свое отношение к миру и преобразует его. Совместная деятельность – это основание существования личности в системе общественных отношений. Деятельность – это механизм личностного развития. Любая деятельность – это сознательная и целенаправленная активность. Источником активности личности является противоречие между имеющимися свойствами личности и требованиями социальной среды. Это противоречие и есть движущая сила развития личности. Большой ошибкой является ограничение фактов развития только генами и социальным образом жизни. Индивидные свойства и внешние условия жизни – это только предпосылки личностного развития. Личность – это не пассивный продукт природы и социальной среды, по мере усвоения социальных сценариев личность становится творцом собственного развития. Мощный фактор личностного развития – это активность самой личности.
Рис.15. Противоречия между имеющимися у студента-строителя личностными свойствами и требованиями строительной профессии к личности специалиста (наличие необходимой компетентности и профессионально важных качеств) – источник профессионального развития личности Единство в человеке двух противоположных начал: пассивности (заданности, тварности) и активности (творческости) – по мнению психолога и философа Эриха Фромма - одно из основных противоречий человеческого существования. Текст песни А. Макаревича «Разговор в поезде» - поэтическое выражение этого философского противоречия: «…Один говорил - наша жизнь - это поезд. Другой говорил - перрон. Активность личности преобразует предпосылки и источники собственного развития: · индивидные врожденные свойства из предпосылок становятся средствами развития; · социально-исторический образ жизни из источника развития становится его результатом; · по мере индивидуализации личность сама выбирает ту деятельность и то социальное окружение, и тот образ жизни, который определяет её развитие.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.009 с.) |