Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика общения
Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека. Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение имеет очень важное значение для человека. Во-первых, через общение человек удовлетворяет свои многочисленные потребности. В первую очередь речь идет о большинстве социогенных потребностей, содержание которых не предметно, а социально, то есть находится в людях. Сюда относятся потребности в общении, в славе, во власти, в любви, в уважении, в эмоциональном контакте, в принадлежности к группе, в самоутверждении и др. Их удовлетворение необходимо человеку как личности. Во-вторых, общение выступает как важнейшее условие психического развития человека. Многочисленные научные факты свидетельствуют о том, что у детей, выросших в условиях полной социальной изоляции и лишенных общения с людьми, не развивается человеческая психика, и они не становятся личностями. Обучение и воспитание представляются ничем иным, как формами общения взрослых и детей. В-третьих, в процессе общения происходит воздействие людей друг на друга, познание ими друг друга, установление межличностных отношений, обмен информацией. В-четвертых, общение составляет необходимое условие развития и существования предметной деятельности человека. Психологический анализ показывает наличие общения при выполнении не только совместной, но даже и индивидуальной деятельности. Хорошо известно также, что вне общения невозможно и освоение какой-либо деятельности. Поэтому общение как бы врастает в предметную деятельность и составляет одно из существенных ее свойств. В-пятых, общение образует самую сущностную характеристику человека как субъекта и как личности. Любая психическая функция, личностная черта и сознание человека представляют собой не что иное, как особые преобразованные формы общения. Например, словесно-логическое мышление как его высшая стадия развития протекает в форме внутренних рассуждений, то есть является разновидностью общения. Элементы и «следы» общения можно обнаружить в волевых процессах, в самосознании, в потребностях, в характере и в других личностных образованиях.
В-шестых, общение оказывает влияние на все психические функции и свойства человека. В условиях общения происходит существенное изменение работы памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоций, воли, механизмов мотивации и всего поведения в целом. Эти изменения носят индивидуальный характер и могут происходить как в сторону улучшения, так и ухудшения. Это важно учитывать в практической работе с людьми. Существуют различные классификации видов общения. Согласно одной из них выделяют следующие виды общения: 1. «Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности. Поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными: строгость, вежливость, безразличие и т.п.; стереотипный набор выражений лица, жестов. Часто применяются в ходе беседы «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику. 2. Формально-ролевое общение. Общение, при котором вместо знания о личности собеседника ограничиваются знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас выполняет множество ролей. Роль — это способ поведения, который задается обществом. Исполнение социальной роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих независимо от индивидуальных особенностей личности. Поэтому продавцу, работнику сберегательного банка, официанту, бармену, парикмахеру и т.п. не свойственно вести себя как военачальнику. В течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, мать, жена и т. д. Таким образом, роли служат для усиления способности предвидеть возможные поступки окружающих людей и выбирать ответную форму собственного поведения. 3. Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.
4. Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника. 5. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника. 6. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное). С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым. Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое. В зависимости от средств общения различают вербальное и невербальное общение. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis — словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.). Выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое. Императивное общение — это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров другого; достижение контроля над его поведением, мыслями; принуждение к определенным действиям и решениям. Принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.п. Манипулятивное общение нацелено на оказание воздействия на партнера по общению. При этом достижение намерений осуществляется скрытно. Партнер не воспринимается как целостная уникальная личность. Он является носителем определенных, нужных манипулятору свойств и качеств. Императивную и манипулятивную форму межличностного общения характеризуют как монологическое общение. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Диалогическое общение является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению. В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны: Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.006 с.) |