Отрывок из беседы митрополита А. Сурожского «о встрече» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отрывок из беседы митрополита А. Сурожского «о встрече»



(вместо заключения к главе)

«… надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, – встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать и, кроме того, признать, что он имеет право на существование; и это бывает опять-таки очень редко. Большей частью мы относимся друг к другу, к тем, кто нас окружает, как к обстоятельствам нашей собственной жизни. Мы – в центре, и вокруг нас движутся – или не движутся – явления; предметы не движутся, а звери и люди движутся – вот часто и вся разница. Мы знаем, что такой-то человек нам пригоден, а такой-то непригоден, от такого-то бывают неприятности, а от такого-то их не бывает; если хочется получить тепло или дружбу, я к этому пойду, так же, как я иду к печке, чтобы согреться, или в булочную за хлебом, – и все, и ничего другого. Таково, я бы сказал, постоянное отношение каждого из нас к какому-то числу людей. Значит, объективного существования мы за ними не признаем. Мы бываем по отношению к ним милостивы, милосердны, дружелюбны – все это в лучшем случае, конечно. Но что это значит? Это значит, что той челяди, которая вокруг нас, мы уделяем сколько-то внимания: как мы натираем воском шкафы или столы, так мы при случае можем одарить кого-нибудь улыбкой или добрым словом. Если у нас есть какое-то постоянство в этом, нас даже могут счесть за хороших друзей, – и все равно не было дружбы, потому что дело не в том, как мы обращаемся с предметами вокруг нас, а в том, что это не предметы, а люди, и каждый из этих людей имеет право быть самим собой, а не только частью моей жизни. И этому учиться надо. Это настолько трудно и, я бы сказал, часто настолько неприятно, что приходится учиться. Гораздо удобнее признавать в человеке только ту сторону, которая к нам обращена улыбкой. Но беда-то в том для нашего себялюбия, что есть другая сторона, что человек существует не только тогда, когда он с нами, вокруг нас, около нас, для нас существует. У него есть целая жизнь вне нас».

 

Контрольные вопросы к главе 1

1. Как взаимосвязаны между собой понятия «психика», «взаимодействие», «сознание», «отражение»? Постройте цепочку понятий так, чтобы одно понятие определялось через другое.

2. В чем основное отличие психики животных от психики человека?

3. Почему на протяжении всей обозримой истории человечества структура его организма, в том числе мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень психики сопровождался изменением организма и развитием нервной системы?

4. В чем основное отличие научных психологических знаний от житейских психологических знаний?

5. Приведите примеры понятий, обозначающих психические явления. Как эти явления взаимосвязаны между собой?

6. Чем обусловлены основные специфические трудности в изучении научной психологии?

7. Объясните значение фразы: «Большинство психических явлений вероятностно детерминировано».

8. Зачем изучать психологию студенту технического вуза?

9. Какие группы индивидных свойств человека вы знаете?

10. В зависимости от состояния человека у него может меняться темп речи, эмоциональная возбудимость. Всегда ли эти особенности относятся к темпераменту. По каким признакам можно установить относится какое-либо динамическое проявление именно к проявлениям темперамента?

11. Проанализируйте известные вам случаи проявления у одного человека признаков нескольких темпераментов. Проанализируйте случаи маскировки темперамента.

12. Какие общности (группы) людей принято выделить и отчего зависит их воспитательная роль по отношению к каждой входящей в неё личности?

13. Что такое деятельность и в чем коренное отличие деятельности человека от приспособительного поведения животных (иногда тоже называемого деятельностью)?

14. Приведите примеры, как при одинаковом внешнем воздействии (воспитательное мероприятие, учебное занятие, управленческое воздействие) может быть получен различный воспитательный, образовательный или управленческий эффект. С какими различиями в свойствах личности это может быть связано?

15. Приведите примеры того, что индивидные свойства не предопределяют личностного развития, а служат лишь предпосылками этого развития. Что необходимо для того, чтобы врожденное свойство оказало влияние на формирование личности?

16. Приведите примеры из реальной жизни или художественных произведений, подтверждающие влияние биологического, социального и фактора активности самой личности на становление её неповторимого облика. Какую роль (механизма, источника, предпосылки) выполняли эти факторы?

17. Какие свойства личности являются профессионально значимыми для инженера-проектировщика, для прораба, для преподавателя вуза?

18. Е.А. Климовым был проведен такой эксперимент: одинаковые изображения многоквартирного дома были показаны представителям разных профессиональных групп (архитекторам, бухгалтерам, инженерам-строителям, психологам) и затем было предложено написать небольшой рассказ по этой картине. Какими по содержанию были эти описания, если известно, что длительное занятие профессиональной деятельностью формирует у представителей разнотипных профессий специфический образ мира? 

19. Как знания, умения, навыки и привычки человека могут отразиться на процессе его общения с другими людьми?

20. Как свойства конкретной личности (интересы, отношения, установки, идеалы и др.) могут повлиять на процесс её социального взаимодействия.

 

Список литературы к главе 1

1. Божович,Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л.И. Божович. – СПб.:Питер, Серия: Мастера психологии, 2008.

2. Большой психологический словарь. [текст] / Б. Г Мещеряков., В. П. Зинченко. Большой психологический словарь.— СПб.: Прайм Еврознак, 2006.— 672 с.

3. Братусь,Б.С. Аномалии личности. [текст] / Б.С. Братусь- М.: Мысль, 1988.

4. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев «Антропологический принцип в психологии развития» [текст] /  Вопр. психол. 1998, №6.

5. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». [текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

6. Гаранина, Ж.Г., Романов, К.М. Практикум по общей психологии [текст] /К.М. Романов- М., Воронеж. МОДЭК, 2002.-320 с.

7. Жуков, Д. А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей. В 2 т. [текст] / Д.А. Жуков. -  М., 2014.

8. Крысько,В.Г.  Психология и педагогика в схемах и комментариях [текст] / В.Г. Крыско.– Питер - 2005.

9. Леонтьев, А.H. Деятельность. Сознание. Личность. [текст] / А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975.

10. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. [текст] / А.Г. Маклаков.— СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

11. Климов, Е.А Основы психологии. Учебник /. 2-е изд. [текст] / Е.А.Климов.-М.: ЮНИТИ, 1997. -295 с.; — М.: ЮНИТИ, 2003. 462 с.

12. Райгородский, Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – 2-е изд., доп. –[текст] /  Д.Я. Райгородский.-Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 2006.

13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии -[текст] / С.Л. Рубинштейн.- СПб: «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

14. Платонов К.К.Структура и развитие личности [текст] / К.К.Платонов; Отв. ред.: Глоточкин А.Д. - М.: Наука, 1986. - 256 c.

15. Франкл, В. Человек в поисках смысла. [текст] / В.Франкл.- Москва: Прогресс,1990 г.

 

 

ГЛАВА 2. ОБЩЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.01 с.)