Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность как высшее интегративное психическое свойство
Понятие о личности Личность – одно из самых многозначных понятий в психологии (насчитывается более 100 определений личности). Более того, это понятие широко используется в других науках: философии, педагогике, истории, юриспруденции и даже в обыденной речи. «Что такое личность?» или «Кто является личностью?» - вопрос для науки непраздный. В любом случае, когда речь заходит о личности, то имеется в виду человек. Личностью может быть только человек. В исторической науке это человек, своими деяниями определивший ход исторических событий, в юриспруденции - человек как физическое лицо, в педагогике – воспитанник или учащийся во всей совокупности его индивидуальных особенностей; в обыденной речи – человек, имеющий четкую жизненную позицию и придерживающийся своих принципов. Специфика психологии в том, что она не просто использует понятие личность, но и разрабатывает содержание этого понятия. Почему возникла необходимость для обозначения человека вводить новое понятие– личность? Научный принцип средневекового философа Оккама гласит: Summa totius logicae (Не умножай сущности сверх необходимости). Однако принцип Оккама применим, когда в научном исследовании нет качественных скачков. Если есть открытия, что заставляют посмотреть на окружающий мир новым взглядом, то они совершаются с нарушением принципом Оккама. Понятие «личность» в психологии возникло в результате «тоски психологии по целостности». Так, для лучшего изучения психики, в результате научного анализа был выделен ряд разнообразных психических явлений, которые в свою очередь были подвержены анализу. Так, у одной памяти, как психического процесса было выделено 14 видов (см. рис.8). Рис. 8. Классификация видов памяти
Так же процессу классификации были подвержены психические состояния. (см. рис.9), и почти все психические свойства (на рис.10.см. классификацию способностей).
Рис. 9 Классификация психических состояний Рис. 10. Классификация способностей
Процесс научного анализа привел к тому, что ученые как бы потеряли за этими исследованиями главное – живого человека, наделенного психикой. Произошло то, о чем предупреждал всякого ученого ещё И.В. Гёте в своей философской поэме «Фауст»:
Живой предмет желая изучить, При изучении психологии важно помнить, что «память», «эмоции», «внимание» и т.п. существуют по отдельности как научные абстракции только в учебниках психологии. В реальности все психические процессы теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. Например, эмоциональное состояние способно оказать влияние на субъективное переживание боли. При одной силе воздействия внешнего фактора ощущение боли в состоянии страха будет переживаться сильнее, а в состоянии гнева слабее. Результативность процесса памяти напрямую связана с наличием интереса к информации или уровнем её осмысления. Более того, все формы психических явлений: процессы, состояния, свойства (см. рис.1) тесно взаимосвязаны между собой. Например, страх может быть эмоциональным процессом - как реакция на что-то неожиданное, страх может быть эмоциональным состоянием, если речь идет о достаточно долгом времени переживания, страх в силу нейродинамических особенностей и условий воспитания может стать психическим свойством (трусливость, боязливость, тревожность). Фактически любой психический процесс может стать психическим свойством (радость – оптимистичность, внимание – наблюдательность, воображение – фантазерство и т.п.). Психические свойства составляют основу для возникновения психических образований: · темперамент – это совокупность формально-динамических свойств, · хара́ктер — структурная совокупность стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведение человека, · способности — это свойства, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности, · направленность — это система устойчивых свойств, характеризующих побуждения (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Однако существует психическое образование, которое объединяет в себя все мыслимые психические образования, это образование и есть личность в сугубо психологическом понимании. Личность – это высшее интегративное психическое свойство. Это совокупная взаимосвязь всех психических проявлений человека, это целостность его внутреннего мира.
Данное определение может вступать в противоречие с другими популярными определениями личности в психологии: Личность – это человек как носитель сознания (высшего интегративного психического явления). Личность – это человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. В обозначенном противоречии проявляется особенность русского языка, когда носитель какого-либо свойства получает название по этому свойству, например: доброта – добряк, агрессия – агрессор, умный – умник, глупый –глупец. Причем в первом случае речь идет о названии свойства человека, а во втором о названии человека, как носителя этого свойства. Похожее происходит и с понятием «личность». Личность – это интегративное свойство, но носитель этого свойства – реальный человек, тоже называется личностью. Интегративное свойство «личность» может быть обретено человеком только в процессе социальных отношений, оно будет проявляться и развиваться только в его сознательной деятельности. Согласно теории отражения (см. п.1.1.2.) результат отражения (отраженное) зависит не только от того, что отражается (отражаемое), но и от свойств отражательной системы. Луч света, отражаясь от зеркала, фотопленки, листа растения, нервной системы пчелы, нервной системы собаки или нервной системы человека-художника, будет отражен в результате различно. Прекрасный художественный пример того, что результат отражения зависит от отражательной системы, содержится в рассказе А.П. Чехова «Кривое зеркало». В свете теории психического отражения личность – это отражательная система. «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которую преломляются все внешние воздействия» - писал С.Л. Рубинштейн. Рис. 11. «Эффект от лекции был обычным: умные ещё больше поумнели, глупые – поглупели, а с большинством ровным счетом ничего не произошло» (из преподавательского фольклора)
На прикладном уровне это означает, что результат внешнего воздействия (информационного, воспитательного, управленческого, религиозного, художественного, климатического и т.п.) всегда будет определяться не только характером, качеством, содержанием этого воздействия, но и личностью того, на кого это воздействие направлено.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.008 с.) |