Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сознание как высший уровень психического отражения
В психологической науке нашло широкое распространение следующее определение психики: Психика – это свойство мозга отражать окружающую действительность и обеспечивать целесообразность поведения и деятельности человека. Ценность данного определения в том, что оно акцентирует внимание на том, что физиологической основой психики является мозг. «Не существует «безмозглой» психологии» - так порой шутят психологи. Развитие психики в живой материи теснейшим образом связано с развитием нервной системы живых организмов. Главная функция нервной системы (от самой простой, например у дождевого червя, до сложной, например, как у дельфина) состоит в адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды. По мере развития и усложнения живых организмов происходило и усложнение их нервной системы. Постепенно на переднем конце тела животных происходит скопление и уплотнение нервных клеток, что приводит к образованию головного мозга. Первым проявлением психики является чувствительность, как способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, имеющие значение для выживания. Причем сначала речь идет об элементарной чувствительности, когда животное отражает и реагирует только на отдельные свойства предметов окружающего мира (например рыбы реагируют на химический состав и температуру воды в водоеме), а у высших животных имеет место отражение целостных образов (Собака «узнает» своего хозяина по целому комплексу признаков). Наблюдения за высшими приматами, например за тем, что обезьяна с помощью построения пирамиды из ящиков достает высоко подвешенный предмет, или, например, отщепляет доску, чтобы достать приманку из узкой трубы, доказывает, что животные могут отражать и межпредметные связи, то есть проявлять признаки наглядно-действенного мышления. Таким образом, основными этапами развития психики в животном мире являются: · элементарная чувствительность; · предметное восприятие; · отражение межпредметных связей. Психика животных проявляется в их поведении. К врожденным формам поведения относятся инстинкты (питания, самосохранения, размножения и др.), к формам, приобретенным в индивидуальном опыте жизни животных, относятся навыки. У высших животных имеет место и проявления инсайта (внезапного решения), и использование внешних предметов как орудий, и «понимание» связей между предметами, что свидетельствует о наличии у них интеллектуального поведения. Однако какими бы сложными не казались формы поведения животных, они определяются исключительно биологическими закономерностями.
Животное может найти решение проблемы в непосредственной ситуации, однако оно не способно абстрагироваться от конкретной ситуации, предвидеть будущие события. Животное приобретает и использует свой индивидуальный опыт, однако оно неспособно передать этот опыт другим особям или использовать их индивидуальный опыт. Животное использует орудия труда, но не хранит и не создает их. Животное переживает эмоции, но неспособно к сочувствию другим животным, ему несвойственны интеллектуальные, моральные и эстетические чувства. Только человеку свойственно направлять свою активность потребностью в общении или духовными потребностями, передавать и закреплять опыт через язык и другие системы знаков, изготавливать орудия труда, абстрагироваться и устанавливать причинно-следственные связи, быть участником совместной деятельности. Все эти возможности человек обретает благодаря сознанию. Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Сознание человека, как форма отражения, может быть направлено на отражение окружающего (внешнего) мира или на отражение самого человека (субъекта отражения), на проявления его же сознания (поведение, желания, переживания, черты характера), на сам процесс сознания (рефлексия). В этом случае речь идет о самосознании. Самосознание – высшая форма сознания, как осознание субъектом психического отражения самого себя. Уже с раннего возраста ребенок получает знания о самом себе (через ощущения, эмоции, память, наглядно-действенное мышление и т.п.), однако для осознания себя необходимо, чтобы это знание было выражено (представлено) в слове. То есть знание о себе должно быть опосредовано «знаком». Подобное опосредование возможно, только если ребенок включен в общение, в совместную с другим человеком деятельность. Но другим человеком должен быть не ребенок, а взрослый человек, как носитель общественно опыта, носитель социальных норм и значений. Благодаря общению индивидуальный опыт получает свое выражение в значениях (словах) и именно это и позволяет его осознавать.
Самосознание – это ядро человеческой личности. Проявлением самосознания становится употребление по отношению к себе личного местоимения «Я». «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми др. существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность...» (И. Кант). Самосознание проходит длительный путь развития. Примером служит развитие рефлексии, которая в подростковом возрасте становится главным механизмом управления поведением и личностного саморазвития. Рефлексия - мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных дейс твий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д. В «Большом психологическом словаре» под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко, есть такие строки: «Очевидно, однако, что развитие самосознания не завершается даже с появлением в школьном возрасте рефлексии.Этот процесс вообще не имеет конца: потому что развитие самосознания происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта (личности), а также потому, что полное сознание и самосознание равносильно божественному всезнанию».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.005 с.) |