Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обработка и анализ информации о состоянии здоровья
Анализ результатов исследования включает оценку полученных материалов, выявление региональных особенностей и изменений заболеваемости во времени. Прежде всего, собранный материал требует оценки. При оценке полученных данных необходимо иметь максимально полную информацию о популяции, в которой проводятся исследования. Характеристика популяции предусматривает обязательное получение сведений об ее общей численности, количестве детей, рождаемости, смертности, естественном движении населения, миграции, особенностях состава по возрасту и полу. Кроме того, требуется иметь данные о наличии в районе очаговых или эндемичных болезней, периодическом появлении небывалого прежде погодового темпа прироста известного заболевания. Анализ заболеваемости в выбранной популяции предусматривает выявление наличия общих закономерностей в уровне и структуре заболеваемости, ее распространенности в возрастных группах, устойчивости соотношения отдельных нозологических форм, групп и классов болезней на протяжении изучаемого отрезка времени. Если по сравнению с предыдущими годами или другими территориями выявляются заметные различия или высокий темп прироста заболеваемости, то отмечается кратность и значимость такого превышения. Следует обращать внимание и на то, носит ли заболевание необычный по клиническим проявлениям характер или сопровождается расширением структуры заболеваний в рамках известных нозологических форм. Наряду с общими закономерностями формирования заболеваемости реальностью являются местные особенности заболеваемости детей. Эти выявленные проблемные ситуации используются органами управления территории как информационная основа при принятии решений по сохранению здоровья. Полученные при выявлении местных особенностей заболеваемости детей материалы, позволяют судить об устойчиво направленной возрастной динамике уровней заболеваемости у детей: среднее число зарегистрированных в течение года заболеваний детей с возрастом на всех территориях постепенно снижается, отражая процессы адаптации детского организма к условиям жизни по мере развития основных органов и систем Большая доля детей (около 30-50%) в течение года имеют одно - два заболевания. Однако нельзя не обратить внимание на достаточно высокую долю детей, имеющих 4 и более заболеваний (12-30%). Это явление повсеместное и должно рассматриваться как закономерность. Устойчивы и структурные соотношения видов патологии, зарегистрированные на ряде территорий, т.е. спектр патологии также достаточно устойчив и закономерен, где бы ни проводилось изучение заболеваемости, основную долю
Вместе с тем, с возрастом на фоне снижения острых заболеваний отмечается нарастание частоты хронических патологических процессов Сравнение сопоставимых уровней наиболее распространенных болезней и их групп обнаруживает, что не только возрастные закономерности, устойчивые структурные соотношения различных видов патологии, но и уровни изучаемых болезней достаточно близки у детей разных городов, во всяком случае, может быть выявлен достаточно определенный диапазон средних значений показателей, к которым могут быть отнесены Этот факт выявлен при сравнении ряда территорий, где изучение заболеваемости было проведено на единой методической основе, но, будучи установленным, фактически может быть использован в качестве достаточно объективного методического инструмента для выявления проблемных ситуаций в заболеваемости, в формировании которых задействованы реально действующие на местах факторы. Таблица 3.7.2. Диапазон средних уровней заболеваемости для выявления местных особенностей патологии у детей1 (%о)
Сопоставляя данные можно установить, что показатели заболеваемости некоторых форм патологии на территории, в регионе существенно превышают верхнюю границу диапазона значений средних уровней. Именно эти заболевания должны расцениваться как подлежащие раскрытию проблемные ситуации при поиске факторов, исходя из современных представлений об этиопатогенетических механизмах их формирования и принятия соответствующих решений. Глубокое раскрытие причин и механизмов формирования местных особенностей патологии должно проводиться, естественно, по более полному спектру нозологических форм и более дробным возрастным интервалам. Сопоставление показателей заболеваемости на разных территориях или в различных популяционных группах является одним из наиболее широко используемых в эпидемиологии методическим приемом. Степень достоверности различий между показателями заболеваемости оценивается с помощью критериев Стьюдента или Фишера, а также критерия различия "ХИ - квадрат". При сравнении двух интенсивных показателей необходимо статистически оценить достоверность различий сравниваемых показателей. Для этого необходимо рассчитать среднюю ошибку показателя по следующим формулам: - для болевших лиц
m = ±√ pq n где: р - величина интенсивного показателя заболеваемости и смертности, рассчитанная на 100, 1000 или 10 000 лиц; q - 100 -р или 1000 -р и{ т.д., в зависимости от величины выбранного основания при расчете интенсивного показателя; п - численность населения или осмотренных, которая использовалась при расчете интенсивного показателя; для показателя случаев заболеваний т=±10\ где: р - величина интенсивного показателя числа случаев на 100, 1000 или 10 000 лиц; п - численность населения или осмотренных, для которых был получен этот показатель; Для статистической оценки достоверности различий в сравниваемых показателях используется коэффициент Стьюдента (t). Различия считаются достоверными, если коэффициент больше или равен 2,0. В случае получения коэффициентов меньше 2,0, различия в показателях считаются недостоверными. Показатели, полученные при оценке состояния здоровья детского населения, могут также сравниваться с "Критериями оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия" (таблица 3.7.3.) Таблица 3.7.3 Критериями оценки экологической обстановки территории*
* извлечение из "Критериев оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. - М, 1992. - 58 с.
Показатели заболеваемости могут изменяться с течением времени, и изучение этого процесса представляет значительный интерес с точки зрения эпидемиологии окружающей среды. Для характеристики тенденции нарастания или снижения уровней заболеваемости или смертности могут быть использованы показатели: - абсолютный прирост, который получают как разность показателей - темп прироста (темп изменения) абсолютный прирост (снижение) х 100 ________________ уровень, получаемый за (исходный) сравниваемый период - темп роста (темп снижения) уровень заболеваемости (смертности) за данный период х 100 уровень заболеваемости (смертности) за предыдущий сравниваемый период Темп прироста дает представление о том, насколько процентов повысился или снизился уровень заболеваемости (смертности) за рассматриваемый период по сравнению с показателем, полученным за исходный период. Темп роста позволяет отметить во сколько раз изменился уровень заболеваемости (смертности) за изучаемый период по сравнению с исходным, иными словами, сколько процентов составляет уровень заболеваемости (смертности), полученный за данный период (квартал, полугодие, год), по сравнению с уровнем, полученным за аналогичный исходный период (квартал, полугодие, год). Динамику заболеваемости за более продолжительные отрезки времени - в пределах 10 лет - правомочно рассматривать как линейный процесс. Линейная зависимость показателей от времени выражается уравнением:
у = а + Ьх, где у - "выравненный" показатель заболеваемости, а - начальная ордината, соответствующая теоретическому значению заболеваемости перед началом исследования, b - коэффициент регрессии, характеризующий темп изменения показателя, х - порядковый номер года периода исследования. Несложные расчеты позволяют установить параметры уравнения линейной зависимости (регрессии) заболеваемости от времени. Метод этот носит название регрессионного анализа и широко применяется в эпидемиологических исследованиях. Графический пример результата регрессионного анализа представлен на рисунке 3.7.1. Важнейшим понятием в обработке и анализе данных эпидемиологического изучения неинфекционных болезней является так называемый показатель риска заболевания. Этот показатель характеризует условную вероятность возникновения болезни при наличии определенного фактора или факторов. Риск заболевания определяется эмпирическим путем на основе анализа закономерности совместного варьирования в популяции различных факторов и заболевания. Риск заболевания не является независимой величиной, он всегда связан с конкретным фактором и может быть оценен с помощью различных методических приемов. По сути, анализ материала эпидемиологического исследования, все гипотезы, разрабатываемые специалистами, осуществляются путем оценки риска заболевания с помощью разнообразных методических приемов. Если отношение числа заболевших к числу незаболевших в обследуемой популяционной группе является оценкой риска в абсолютном выражении, то отношение показателей заболеваемости различных групп можно принять в качестве оценки относительного риска. Понятие относительного риска особенно широко распространено и используется в большинстве эпидемиологических работ. Риск заболевания оценивается в связи с самыми разнообразными факторами среды, такими как профессия родителей, экологические загрязнения, климатические, геохимические, традиционные, бытовые, диетические особенности и т.д. После предварительного анализа формируется гипотеза о возможном факторе среды, вызывающем заболевание или изменяющем его характер - гипотеза причинно - следственной связи.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.015 с.) |