Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы оценки физического развития детей и подростков
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболевания. Вместе с тем, подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит и от социальных условий и используется медицинской наукой как показатель санитарного благополучия населения. В этой связи возрастает значимость индивидуальной оценки физического развития. При разработке и выборе методов оценки физического развития индивидуума необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития: гетероморфность и гетерохронность развития, наличие полового диморфизма и акселерации, зависимость физического развития от генетических и средовых факторов, кроме того при разработке шкал для оценки показателей физического развития необходимо учитывать и особенности статистического распределения этих показателей. Поэтому к методам оценки физического развития должны быть предъявлены следующие требования: 1) учет гетерохронности и гетероморфности роста и развития индивидуума и полового диморфизма; 2) взаимосвязанная оценка показателей физического развития; 3) учет возможной асимметрии распределения показателей; 4) малая трудоемкость, отсутствие сложных расчетов. Разработка стандартов физического развития детей и подростков Для оценки физического развития детей и подростков необходима разработка оценочных таблиц, шкал - так называемых стандартов физического развития. Для их создания из полученных при массовых антропометрических исследованиях больших контингентов детей данных формируются статистические совокупности. Статистическая совокупность для разработки регионального стандарта физического развития должна быть однородна по полу, возрасту (с учетом гетероморфности и гетерохронности физического развития и присущего ему полового диморфизма), этнической принадлежности (так как в физическом развитии народностей и наций имеются значимые различия), месту проживания (из-за возможного влияния биогеохимических провинций на физическое развитие) и состоянию здоровья. У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный возраст на день обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это необходимо для последующей возрастной группировки, которая с учетом меняющихся темпов развития проводится с различными интервалами.
Новорожденные выделяются в самостоятельную группу. Детей первого года группируют с интервалом в 1 месяц. К детям 1-го месяца относятся дети в возрасте от 16 дней до 1 месяца 15 дней, 2-го месяца - от 1 месяца 16 дней до 2 месяцев 15 дней и т.д. Детей в возрасте от 1 года до 3-х лет группируют с интервалом в 3 месяца. В возрастную группу 1 год входят дети от 10 месяцев 16 дней до 1 года 1 месяца 15 дней, в группу 1 год 3 месяца - от 1 года 1 месяца 16 дней до 1 года 4 месяцев 15 дней и т.д. Дети от 3 до 7 лет группируются с интервалом в 6 месяцев. В возрастную группу детей 3-х лет включают детей от 2-х лет 9 месяцев до 3-х лет 2 месяцев 29 месяцев, в группу 3 года 6 месяцев - от 3-х лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев 29 дней и т.д. Для детей и подростков от 7 до 18 лет принят интервал 1 год. К 7 летним относят детей от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней, к 8 летним - от 7 лет 6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 29 дней и т.д. Для выведения стандартов физического развития используют данные детей, не имеющих резких нарушений в состоянии здоровья, влияющих на физическое развитие. Из совокупности исключают данные детей, имеющих хронические заболевания, протекающие с интоксикацией (туберкулез, ревматизм и т.д.), серьезные нарушения в деятельности органов и систем органов (врожденные пороки сердца с декомпенсацией, последствия полиомиелита, костного туберкулеза, травм нервной системы и опорно-двигательного аппарата и т.д.), эндокринные заболевания. При разработке материалов обследования детей раннего возраста исключают детей с выраженным рахитом, гипотрофией, недоношенных, двойни. Статистическая совокупность для выведения стандартов физического развития должна быть репрезентативна, поэтому каждая возрастно-половая группа должна быть представлена не менее чем 100единицами наблюдения. После формирования однородной и репрезентативной статистической совокупности она подвергается математическому анализу и обработке в соответствии с выбранным методом оценки физического развития, в результате которых и строятся оценочные шкалы-региональные стандарты физического развития.
Учитывая изменения показателей физического развития со времененм (акселерация и децелерация физического развития) региональные стандарты должны уточнятся каждые 5-10лет. Основные методы оценки физического развития детей и подростков Метод индексов В течение многих десятилетий для оценки физического развития применялся метод индексов. Индексы представляют собой соотношения отдельных антропометрических показателей, выраженные в математических формулах. Так, для оценки весоростовых соотношений часто используется индекс Кетле, рассчитанный по формуле: Индекс Кетле = масса тела (кг) длина тела (см)² или индекс Брока: должная масса тела (кг) = длина тела (см) - 100. Метод индексов позволяет оценивать показатели физического развития во взаимосвязи, однако физическое развитие осуществляется гетеро-морфно, то есть с возрастом отдельные антропометрические признаки изменяются непропорционально, так индекс Кетле за время роста и развития индивидуума изменяется от 0,001 до 0,0022, причем изменения носят разнонаправленный характер в различные возрастные периоды; индекс Брока вообще неприменим до окончания периода роста. Это делает невозможным использование метода индексов для оценки физического развития растущего организма. Метод индексов скорее может применяться в научных исследованиях для оценки влияния отдельных факторов. Кроме того, возможен расчет индексов для каждой возрастно-половой группы с разработкой центильных шкал для их оценки, что может применяться при оценке функциональных показателей, тесно связанных с отдельными антропометрическими признаками. Метод сигмальных отклонений Широко распространен метод сигмальных отклонений, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними их признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития и их сигмы представляют так называемые стандарты физического развития. Поскольку для каждой возрастно-половой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм. Однако существенным недостатком метода является изолированная оценка признаков вне их взаимосвязи. Кроме того использование методов параметрической статистики для оценки антропометрических показателей, имеющих асимметрию в распределении (масса тела, окружность грудной клетки, мышечная сила рук) может привести к искажению результатов. Метод процентильных шкал Для оценки физического развития индивидуума так же используют метод непараметрической статистики - метод перцентильных (процентильных, центильных) шкал или каналов, когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей. Обычно считают, что величины находящиеся в процентильном канале до 25 процентиля оцениваются как сниженные, от 25 до 75 процентиля - как средние и свыше 75 процентиля - как повышенные. Примером таких шкал могут служить процентильные шкалы для оценки функциональных показателей (Приложение 3.2.2.). Использование этого метода позволяет избежать искажений результатов оценки показателей, имеющих асимметрию в распределении. Однако, как и метод сигмальных отклонений, метод процентильных шкал оценивает антропометрические признаки изолировано, вне их взаимосвязи.
Метод шкал регрессии Для взаимосвязанной оценки признаков предложено использовать шкалы регрессии. При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции тесноту связи длины тела с массой тела иокружностью грудной клетки и строят оценочные таблицы (Приложение 3.2.3.), в которых при изменении длины тела на 1 см масса тела и окружность грудной клетки изменяются на коэффициент регрессии Ry/x. Для оценки отклонений фактических величин от должных используется частнаясигма регрессии массы тела и окружности грудной клетки. Однако использование метода параметрической статистики может привести к искажению результатов при оценке признаков, имеющих асимметрию в распределении. Кроме того масса тела оценивается в зависимости лишь от длины тела, и не учитывается влияние широтных размеров. Метод распределения численности сочетания признаков Наличие этих недостатков привело к разработке метода распределения численности сочетания признаков (длины и массы тела и окружности грудной клетки), причем характеристика основных признаков проводится не по отдельности и без выбора основного и зависимых признаков, а в их общей взаимообусловленности, что требует сложных математических расчетов и возможно только при использовании ПЭВМ. Результатами такой математической обработки являются оценочные таблицы (таблица 3.2.1.), фрагмент одной из которых представлен ниже.
Для оценки физического развития по этой таблице в горизонтальной строке находят длину тела ребенка, а в вертикальной его окружность грудной клетки и на пересечении этих строк - границы колебаний массы тела.
Таким образом, в получаемых оценочных таблицах должная масса тела определяется в зависимости от длины тела и окружности грудной клетки, то есть с учетом генетически детерминированных конституциональных особенностей. Метод оценки физического развития детей по комплексной схеме Однако методы оценки физического развития детей, учитывающие лишь морфологические показатели без оценки уровня достигнутого развития, являются неполными для характеристики растущего организма. В связи с этим появилась необходимость выделить морфофункциональные показатели, имеющие отчетливые, генетически детерминированые изменения в процессе роста и развития, при сравнительно небольшой вариабельности у отдельных индивидуумов, мало зависящие от уровня тренированности и определяемые быстрыми, малотрудоемкими методами, что позволило бы характеризовать уровень достигнутого ребенком развития при массовых медицинских обследованиях. С этой целью был разработан метод оценки физического развития по комплексной схеме, позволяющий определить уровень биологического развития (биологический возраст) и морфофункциональное состояние организма (таблица 3.2.2.). Оценку физического развития осуществляют в 2 этапа. I этап. Определяют возраст обследуемого в годах, месяцах и днях на день обследования. Затем устанавливают уровень биологического развития по показателям длины тела (стоя), прибавки длины тела за последний год, количеству постоянных зубов, изменению пропорций тела, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой менструации у девочек. В таблицах приложения 3.2.4. представлены средние показатели биологического развития детей 4-15 лет. Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него. При этом следует учитывать изменение информативности показателей в зависимости от возраста обследуемого. В дошкольном возрасте ведущими показателями будут длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, изменение пропорций телосложения (филиппинский тест, отношение окружности головы к длине тела); в среднем школьном возрасте - длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, степень развития вторичных половых признаков; в старшем школьном возрасте - прибавка длины тела, степень выраженности вторичных половых признаков. II этап. Определяют морфофункциональное состояние организма по показателям массы тела, окружности грудной клетки (в паузе), мышечной силе правой и левой рук, жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференциации превышения массы тела и окружности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры, используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии - для оценки массы тела и окружности грудной клетки (приложение 3.2.3.) и центильные шкалы - для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук (приложение 3.2.2.) и таблицы толщины кожно-жировых складок (приложение 3.2.5.).
Вначале учитывается соответствие массы тела и окружности груди длине тела. Для этого по шкале регрессии находят показатель длины тела обследуемого и соответствующие ему показатели массы тела и окружности грудной клетки. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки. Степень повышения или снижения фактического показателя выражают в величине сигмального отклонения, для чего полученную разницу делят на соответствующую сигму регрессии. Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оцениваются сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно-половой группы (Приложение 3.2.2.). Средними считаются показатели, находящиеся в диапазоне от Р25 до Р75 ниже средних - показатели, чье значение ниже Р25, выше среднего - выше Р75. Морфофункциональное состояние может определяться как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное. Гармоничным, нормальным его следует считать, когда масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должной в пределах ±1 σR (сигмальное отклонение ±1), а функциональные показатели находятся в пределах Р25 - Р75 или превышают их. К гармонично развитым должны быть отнесены индивидуумы, у которых масса тела и окружность грудной клетки превышают должные более чем на I: σR за счет развития мускулатуры: толщина ни одной из кожно-жировых складок не превышает средних показателей (Приложение 3.2.5.); функциональные показатели в пределах Р25 - Р75 или выше. Дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1 - 2: σ R и более должных на 1,1 - 2 σR за счет жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели менее Р25. Резко дисгармоничным морфофункциональное состояние считается, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных более чем на 2,1 σR и более должных на 2,1 σR за счет повышенного жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели менее Р25. Шкала толщины кожно-жировых складок разработана только для 4-11 летних детей, поэтому в других возрастах приходится определять развитие жироотложения по описательным признакам (рельефу костей и мышц, отставанию углов лопаток и брюшной стенки) с выведением общей оценки в баллах (от 1 до 3). Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме общее заключение состоит из 2-х выводов - о соответствии физического развития возрасту и о его гармоничности. Анализ состояния здоровья детей и их физического развития определяемого по комплексной схеме позволил выявить тесную взаимосвязь между ними, что послужило основанием для выделения групп риска трех степеней вероятности развития заболеваний. Определение группы риска производится в зависимости от имеющихся у ребенка нарушений уровня биологического развития и гармоничности морфофункционального состояния в соответствии таблицей 3.2.3. Выделенные таким образом дети нуждаются в различных лечебно-диагностических мероприятиях: 1 группа - углубленное обследование, 2 - углубленное обследование и диспансерное наблюдение, 3 группа - обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стационарное лечение. Таблица 3.2.3 Группы риска развития заболеваний в зависимости от уровня физического развития
Примечание: группа риска 1 степени - заболевание возможно;
2 степени - возможность заболевания значительна, 3 степени - возможность заболевания наибольшая Пример оценки физического развития по комплексной схеме Девочка О. Дата рождения 11.03.84 г., дата обследования 15.02.97 г. Длина тела - 155 см, погодовая прибавка длины тела - 3 см., число постоянных зубов - 28, степень развития вторичных половых признаков Ма3, Р4, Ах3, Ме11.6; масса тела - 63,5 кг, окружность грудной клетки - 80 см, жизненная емкость легких - 2000 мл, мышечная сила правой руки - 15 кг, левой руки - 13 кг. Толщина кожно-жировых складок: грудь - 20 мм, живот - 25 мм, спина - 20 мм, трицепс - 20 мм. Степень развития костно-мышечной системы - 2 балла, степень жироотложения - 3 балла. Определяем точный возраст. Он составляет 12 лет 11 месяцев 4 дня - относится к группе 13 летних. По приложению 3.2.4. определяем уровень биологического развития девочки. Заполняем таблицу.
Как видно из таблицы наблюдается опережение биологического уровня развития по показателям погодовой прибавки длины тела и степени развития вторичных половых признаков. Обратите внимание, что невсегда низкие показатели погодовой прибавки длины тела означают отставание, так в нашем случае, низкие показатели прибавки длины тела означают, что рост девочки уже завершился, что характерно для более позднего возраста (14 - 15 лет). Так как, именно показатели погодовой прибавки длины тела и степени развития вторичных половых признаков наиболее информативны в этом возрасте, у девочки диагностируется опережение биологическим возрастом календарного. На II этапе определяем гармоничность морфофункционального состояния. С помощью шкалы регрессии (приложение 3.2.3.) определяем сигмальные отклонения для массы тела и окружности грудной клетки.
По центильной шкале (приложение 3.2.2.) оцениваем функциональные показатели. Жизненная емкость легких, мышечная сила обеих рук находятся в диапазоне менее 25 процентиля и оцениваются ниже среднего. Поскольку нормативных величин толщины кожно-жировых складок для этого возраста не разработано, оцениваем жироотложение по бальной системе - 3 балла, т.е. как избыточное. Таким образом, морфофункциональное состояние девочки оценивается как резко дисгармоничное, так как масса тела превышает должную более чем на 2 сигмы регрессии за счет жироотложения, функциональные показатели снижены. Общий вывод: физическое развитие девочки опережает возраст, резко дисгармонично за счет избытка массы тела и снижения функциональных показателей. По результатам комплексной оценки физического развития у девочки определяется 3 группа риска развития заболевания и ей необходимы углубленное обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стационарное лечение. Методы оценки физического развития коллективов Для оценки физического развития коллективов широко применятеся определение различий средних арифметических взвешенных основных признаков в однородных статистических совокупностях с определением достоверности их различий по критерию Стьюдента. Например, необходимо сравнить данные антропометрического обследования юношей 15 лет г.Москвы и Горно-Алтайска, представленные в таблице 3.2.4. Таблица 3.2.4 Показатели физического развития юношей 15 лет г. Москвы и г. Горно-Алтайска
При сравнении показателей длины и массы тела выявлены более высокие их величины у юношей г. Москвы. Определим достоверность этих различий, для чего рассчитаем для каждойпары показателей критерий t Стьюдента.
где М1 М2 - средние арифметические признаков, а m1 m2, - ошибки среднихарифметических. Таким образом, выявлены достоверные различия в длине тела юношей 15 лет г. Москвы и Горно-Алтайска. Однако показатели средних арифметических взвешенных могут маскировать истинное состояние физического развития коллектива и его динамику, особенно при высокой вариабельности изучаемых показателей. Поэтому при оценке физического развития коллективов все шире применяется сравнение относительных показателей, рассчитанных по итогам индивидуальной оценки физического развития. Причем для оценки физического развития детских коллективов целесообразнее всего использовать результаты индивидуальной оценки физического развития по комплексной схеме. Сравнение этих показателей также проводится в однородных статистических совокупностях с расчетом критерия достоверности. Еще один пример. Необходимо сравнить физическое развитие юношей 15 лет г. Шатуры Московской области и г. Орла. Результаты индивидуальной оценки физического развития по комплексной схеме представлены в таблице 3.2.5. Таблица 3.2.5 Показатели физического развития юношей 15 лет г. Шатуры Московской области и г. Орла
Данные таблицы свидетельствуют, что среди юношей г. Шатуры наблюдается меньше подростков с нарушениями сроков развития (отставанием и опережением биологического возраста). Определим достоверность этих различий. Достоверность различий относительных величин определяется также расчетом критерия t Стьюдента. где Р1 Р2 - относительные величины, a pl, p2, - ошибки этих величин. Сначала определим ошибки каждой относительной величины. Они вычисляются по формуле где Р - относительная величина, q = 100-Р, n - число единиц наблюдения. Вычисляем ошибку показателя - число подростков г. Шатуры с биологическим возрастом опережающим паспортный:
Аналогично вычисляем ошибку для этого же показателя у подростков г. Орла. Она составляет - р1Ор = 3,82 Ошибки показателя - число подростков с биологическим возрастом отстающим от паспортного в г. Шатуре и г. Орле соответственно составят: Р 2Шат 3,71 Р 2Ор = 3,9 Теперь рассчитаем для каждой пары показателей критерий t.
Таким образом, установлено, что среди юношей г. Шатуры достоверно меньше подростков с отставанием биологического возраста. Для снижения трудоемких расчетов возможно для оценки достоверности различий относительных величин использовать таблицу А.Я. Боярского (Приложение 3.2.6.).
Разность между количеством (в %) юношей с биологическим возрастом опережающим паспортный в гг. Шатуре и Орле составит 25,6% -17,8% = 7,8%. Меньший из этих 2-х показателей - 17,8% ≈ 20%. На пересечении строки 20 (величина меньшего из показателей) и столбца 100 (число наблюдений) находим число 12 - наименьшую разницу, при которой различия считались бы достоверными. Реальная разница, составила 7,8%, что меньше 12, и, следовательно, различия недостоверны. Для показателя число юношей с биологическим возрастом отстающим от паспортного между гг. Шатурой и Орлом - 29,3-17,3=12; меньший из показателей - 17,3 ≈ 20. Находим наименьшую разницу, при которой различия достоверны. Следовательно, различия достоверны. Поскольку в патогенезе нарушения сроков возрастного развития значительную роль играют химический и радиационный фактор, которые в зависимости от дозы могут оказывать как стимулирующее так и угнетающее воздействие на процессы роста и развития организма, его функциональные возможности, сравнение результатов индивидуальной оценки физического развития по комплексной схеме можно считать специфичным для выявления неблагоприятного экологического воздействия на детский коллектив. Однако для оценки своевременности роста и развития необходимо так же изучение уровня и темпов психического развития. Для этого в каждом возрастном периоде используются различные методы. В период новорожденности для этого оценивают наличие определенных рефлексов. В грудном возрасте исследуются уровень развития зрительного и слухового анализатора, двигательной сферы и речи. В преддошкольном возрасте основными показателями являются степень развития речи и двигательных функций. Начиная с дошкольного возраста определяющим становится уровень развития интеллекта. Для его оценки используются различные психологические тесты. Адаптированным к нашим условиям является тест Векслера в модификации А.Ю.Панасюка. В школьном возрасте дополнительно оценивают гармоничность психического развития с помощью личностных опросников. Адаптированным к нашим условиям и рекомендованным для психологического скрининго-вого исследования является модифицированный вариант детского личностного опросника Кеттела.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.067 с.) |