Методы оценки физического развития детей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы оценки физического развития детей и подростков



Физическое развитие растущего организма является одним из основ­ных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболева­ния. Вместе с тем, подчиняясь биологическим закономерностям, физиче­ское развитие зависит и от социальных условий и используется медицин­ской наукой как показатель санитарного благополучия населения.

В этой связи возрастает значимость индивидуальной оценки физиче­ского развития.

При разработке и выборе методов оценки физического развития ин­дивидуума необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития: гетероморфность и гетерохронность развития, наличие полового диморфизма и акселерации, зависимость физического развития от генетических и средовых факторов, кроме того при разработ­ке шкал для оценки показателей физического развития необходимо учи­тывать и особенности статистического распределения этих показателей. Поэтому к методам оценки физического развития должны быть предъяв­лены следующие требования:

1) учет гетерохронности и гетероморфности роста и развития индивидуума и полового диморфизма;

2) взаимосвязанная оценка показателей физического развития;

3) учет возможной асимметрии распределения показателей;

4) малая трудоемкость, отсутствие сложных расчетов.

Разработка стандартов физического развития детей и подростков

Для оценки физического развития детей и подростков необходима разработка оценочных таблиц, шкал - так называемых стандартов физиче­ского развития. Для их создания из полученных при массовых антропо­метрических исследованиях больших контингентов детей данных форми­руются статистические совокупности.

Статистическая совокупность для разработки регионального стандар­та физического развития должна быть однородна по полу, возрасту (с учетом гетероморфности и гетерохронности физического развития и при­сущего ему полового диморфизма), этнической принадлежности (так как в физическом развитии народностей и наций имеются значимые различия), месту проживания (из-за возможного влияния биогеохимических провин­ций на физическое развитие) и состоянию здоровья.

У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный воз­раст на день обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это не­обходимо для последующей возрастной группировки, которая с учетом меняющихся темпов развития проводится с различными интервалами.

Новорожденные выделяются в самостоятельную группу.

Детей первого года группируют с интервалом в 1 месяц. К детям 1-го месяца относятся дети в возрасте от 16 дней до 1 месяца 15 дней, 2-го месяца - от 1 месяца 16 дней до 2 месяцев 15 дней и т.д.

Детей в возрасте от 1 года до 3-х лет группируют с интервалом в 3 месяца. В возрастную группу 1 год входят дети от 10 месяцев 16 дней до 1 года 1 месяца 15 дней, в группу 1 год 3 месяца - от 1 года 1 месяца 16 дней до 1 года 4 месяцев 15 дней и т.д.

Дети от 3 до 7 лет группируются с интервалом в 6 месяцев. В воз­растную группу детей 3-х лет включают детей от 2-х лет 9 месяцев до 3-х лет 2 месяцев 29 месяцев, в группу 3 года 6 месяцев - от 3-х лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев 29 дней и т.д.

Для детей и подростков от 7 до 18 лет принят интервал 1 год. К 7 летним относят детей от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней, к 8 летним - от 7 лет 6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 29 дней и т.д.

Для выведения стандартов физического развития используют данные детей, не имеющих резких нарушений в состоянии здоровья, влияющих на физическое развитие. Из совокупности исключают данные детей, имею­щих хронические заболевания, протекающие с интоксикацией (туберкулез, ревматизм и т.д.), серьезные нарушения в деятельности орга­нов и систем органов (врожденные пороки сердца с декомпенсацией, по­следствия полиомиелита, костного туберкулеза, травм нервной системы и опорно-двигательного аппарата и т.д.), эндокринные заболевания. При разработке материалов обследования детей раннего возраста исключают детей с выраженным рахитом, гипотрофией, недоношенных, двойни.

Статистическая совокупность для выведения стандартов физического развития должна быть репрезентативна, поэтому каждая возрастно-поло­вая группа должна быть представлена не менее чем 100единицами на­блюдения.

После формирования однородной и репрезентативной статисти­ческой совокупности она подвергается математическому анализу и обра­ботке в соответствии с выбранным методом оценки физического развития, в результате которых и строятся оценочные шкалы-региональные стан­дарты физического развития.

Учитывая изменения показателей физического развития со времененм (акселерация и децелерация физического развития) региональные стандарты должны уточнятся каждые 5-10лет.

Основные методы оценки физического развития детей и подростков

Метод индексов

В течение многих десятилетий для оценки физического развития применялся метод индексов. Индексы представляют собой соотношения отдельных антропометрических показателей, выраженные в математиче­ских формулах. Так, для оценки весоростовых соотношений часто исполь­зуется индекс Кетле, рассчитанный по формуле:

Индекс Кетле = масса тела (кг)

                      длина тела (см)²

или индекс Брока:

должная масса тела (кг) = длина тела (см) - 100.

Метод индексов позволяет оценивать показатели физического разви­тия во взаимосвязи, однако физическое развитие осуществляется гетеро-морфно, то есть с возрастом отдельные антропометрические признаки изменяются непропорционально, так индекс Кетле за время роста и разви­тия индивидуума изменяется от 0,001 до 0,0022, причем изменения носят разнонаправленный характер в различные возрастные периоды; индекс Брока вообще неприменим до окончания периода роста.

Это делает невозможным использование метода индексов для оценки физического развития растущего организма. Метод индексов скорее мо­жет применяться в научных исследованиях для оценки влияния отдельных факторов. Кроме того, возможен расчет индексов для каждой возрастно-половой группы с разработкой центильных шкал для их оценки, что может применяться при оценке функциональных показателей, тесно связанных с отдельными антропометрическими признаками.

Метод сигмальных отклонений

Широко распространен метод сигмальных отклонений, когда показа­тели развития индивидуума сравниваются со средними их признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выра­жается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития и их сигмы представляют так называемые стандар­ты физического развития. Поскольку для каждой возрастно-половой груп­пы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.

Однако существенным недостатком метода является изолированная оценка признаков вне их взаимосвязи. Кроме того использование методов параметрической статистики для оценки антропометрических показате­лей, имеющих асимметрию в распределении (масса тела, окружность грудной клетки, мышечная сила рук) может привести к искажению ре­зультатов.

Метод процентильных шкал

Для оценки физического развития индивидуума так же используют метод непараметрической статистики - метод перцентильных (процентильных, центильных) шкал или каналов, когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей. Обычно считают, что величины находящиеся в процентильном канале до 25 процентиля оцениваются как сниженные, от 25 до 75 процентиля - как средние и свы­ше 75 процентиля - как повышенные. Примером таких шкал могут слу­жить процентильные шкалы для оценки функциональных показателей (Приложение 3.2.2.). Использование этого метода позволяет избежать искажений результатов оценки показателей, имеющих асимметрию в рас­пределении. Однако, как и метод сигмальных отклонений, метод процен­тильных шкал оценивает антропометрические признаки изолировано, вне их взаимосвязи.

Метод шкал регрессии

Для взаимосвязанной оценки признаков предложено использовать шкалы регрессии. При составлении шкал регрессии по длине тела опреде­ляют методом парной корреляции тесноту связи длины тела с массой тела иокружностью грудной клетки и строят оценочные таблицы (Приложение 3.2.3.), в которых при изменении длины тела на 1 см масса тела и окруж­ность грудной клетки изменяются на коэффициент регрессии Ry/x. Для оценки отклонений фактических величин от должных используется частнаясигма регрессии массы тела и окружности грудной клетки.

Однако использование метода параметрической статистики может привести к искажению результатов при оценке признаков, имеющих асимметрию в распределении. Кроме того масса тела оценивается в зави­симости лишь от длины тела, и не учитывается влияние широтных разме­ров.

  Метод распределения численности сочетания признаков

Наличие этих недостатков привело к разработке метода распределе­ния численности сочетания признаков (длины и массы тела и окружности грудной клетки), причем характеристика основных признаков проводится не по отдельности и без выбора основного и зависимых признаков, а в их общей взаимообусловленности, что требует сложных математических расчетов и возможно только при использовании ПЭВМ.

Результатами такой математической обработки являются оценочные таблицы (таблица 3.2.1.), фрагмент одной из которых представлен ниже.

 

Окружность грудной клетки

Длина тела, см

  152 153
81 Масса тела (кг) <38,3 – низкая 38,3-42,5 – ниже средней 42,51-47,0 – средняя 47,01-51,2 – выше среднего >51,2 - высокая Масса тела (кг) <38,7 – низкая 38,7-43,0 – ниже средней 43,01-47,4 – средняя 47,41-51,7 – выше среднего >51,7 - высокая
82 <38,8 – низкая 38,8-43,1 – ниже средней 43,11-47,6 – средняя 47,61-51,9 – выше среднего >51,9 - высокая <39,2 – низкая 39,2-43,5 – ниже средней 43,51-48,1 – средняя 48,11-52,4 – выше среднего >52,4 - высокая

 

Для оценки физического развития по этой таблице в горизонтальной строке находят длину тела ребенка, а в вертикальной его окружность грудной клетки и на пересечении этих строк - границы колебаний массы тела.

Таким образом, в получаемых оценочных таблицах должная масса те­ла определяется в зависимости от длины тела и окружности грудной клет­ки, то есть с учетом генетически детерминированных конституциональ­ных особенностей.

Метод оценки физического развития детей по комплексной схеме

Однако методы оценки физического развития детей, учитывающие лишь морфологические показатели без оценки уровня достигнутого разви­тия, являются неполными для характеристики растущего организма. В связи с этим появилась необходимость выделить морфофункциональные показатели, имеющие отчетливые, генетически детерминированые изме­нения в процессе роста и развития, при сравнительно небольшой вариа­бельности у отдельных индивидуумов, мало зависящие от уровня трени­рованности и определяемые быстрыми, малотрудоемкими методами, что позволило бы характеризовать уровень достигнутого ребенком развития при массовых медицинских обследованиях.

С этой целью был разработан метод оценки физического развития по комплексной схеме, позволяющий определить уровень биологического развития (биологический возраст) и морфофункциональное состояние организма (таблица 3.2.2.).

 

Оценку физического развития осуществляют в 2 этапа.

I этап. Определяют возраст обследуемого в годах, месяцах и днях на день обследования. Затем устанавливают уровень биологического разви­тия по показателям длины тела (стоя), прибавки длины тела за последний год, количеству постоянных зубов, изменению пропорций тела, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой мен­струации у девочек. В таблицах приложения 3.2.4. представлены средние показатели биологического развития детей 4-15 лет.

Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него. При этом следует учитывать изменение информативности показателей в зависимос­ти от возраста обследуемого. В дошкольном возрасте ведущими показате­лями будут длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, изменение пропорций телосложения (филиппинский тест, отношение окружности головы к длине тела); в среднем школьном возрасте - длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, степень развития вторичных половых признаков; в старшем школьном возрасте - прибавка длины тела, степень выраженности вторичных половых признаков.

II этап. Определяют морфофункциональное состояние организма по показателям массы тела, окружности грудной клетки (в паузе), мышечной силе правой и левой рук, жизненной емкости легких. В качестве дополни­тельного критерия для дифференциации превышения массы тела и окруж­ности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры, используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии - для оценки массы тела и окруж­ности грудной клетки (приложение 3.2.3.) и центильные шкалы - для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук (приложение 3.2.2.) и таблицы толщи­ны кожно-жировых складок (приложение 3.2.5.).

Вначале учитывается соответствие массы тела и окружности груди длине тела. Для этого по шкале регрессии находят показатель длины тела обследуемого и соответствующие ему показатели массы тела и окруж­ности грудной клетки. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки. Сте­пень повышения или снижения фактического показателя выражают в ве­личине сигмального отклонения, для чего полученную разницу делят на соответствующую сигму регрессии.

Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оценивают­ся сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно-половой группы (Приложение 3.2.2.). Средними считаются показатели,

находящиеся в диапазоне от Р25 до Р75 ниже средних - показатели, чье значение ниже Р25, выше среднего - выше Р75.

Морфофункциональное состояние может определяться как гармо­ничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное.

Гармоничным, нормальным его следует считать, когда масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должной в пределах ±1 σR (сигмальное отклонение ±1), а функциональные показатели находятся в пределах Р25 - Р75 или превышают их. К гармонично развитым должны быть отнесены индивидуумы, у которых масса тела и окружность грудной клетки превышают должные более чем на I: σR  за счет развития мускула­туры: толщина ни одной из кожно-жировых складок не превышает сред­них показателей (Приложение 3.2.5.); функциональные показатели в пре­делах Р25 - Р75 или выше.

Дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1 - 2: σ R и более должных на 1,1 - 2 σR за счет жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные пока­затели менее Р25.

Резко дисгармоничным морфофункциональное состояние считается, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных более чем на 2,1 σR и более должных на 2,1 σR за счет повышенного жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функ­циональные показатели менее Р25.

Шкала толщины кожно-жировых складок разработана только для 4-11 летних детей, поэтому в других возрастах приходится определять раз­витие жироотложения по описательным признакам (рельефу костей и мышц, отставанию углов лопаток и брюшной стенки) с выведением общей оценки в баллах (от 1 до 3).

Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме общее заключение состоит из 2-х выводов - о соответствии физиче­ского развития возрасту и о его гармоничности.

Анализ состояния здоровья детей и их физического развития опреде­ляемого по комплексной схеме позволил выявить тесную взаимосвязь между ними, что послужило основанием для выделения групп риска трех степеней вероятности развития заболеваний. Определение группы риска производится в зависимости от имеющихся у ребенка нарушений уровня биологического развития и гармоничности морфофункционального со­стояния в соответствии таблицей 3.2.3.

Выделенные таким образом дети нуждаются в различных лечебно-диагностических мероприятиях: 1 группа - углубленное обследование, 2 - углубленное обследование и диспансерное наблюдение, 3 группа - обсле­дование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стационарное лечение.

Таблица 3.2.3

Группы риска развития заболеваний в зависимости от уровня физического развития

 

Биологический уровень развития

  соответствует опережает отстает
Гармоничное - 1 1
Дисгармоничное за счет дефицита массы тела, снижения функциональных показателей 1 2 2
Дисгармоничное за счет избытка массы тела 2 2 2
Резко дисгармоничное за счет дефицита или избытка массы тела 3 3 3

Примечание: группа риска 1 степени - заболевание возможно;

 

2 степени - возможность заболевания значительна,

3 степени - возможность заболевания наибольшая

Пример оценки физического развития по комплексной схеме

Девочка О. Дата рождения 11.03.84 г., дата обследования 15.02.97 г. Длина тела - 155 см, погодовая прибавка длины тела - 3 см., число посто­янных зубов - 28, степень развития вторичных половых признаков Ма3, Р4, Ах3, Ме11.6; масса тела - 63,5 кг, окружность грудной клетки - 80 см, жиз­ненная емкость легких - 2000 мл, мышечная сила правой руки - 15 кг, левой руки - 13 кг. Толщина кожно-жировых складок: грудь - 20 мм, жи­вот - 25 мм, спина - 20 мм, трицепс - 20 мм. Степень развития костно-мышечной системы - 2 балла, степень жироотложения - 3 балла.

Определяем точный возраст. Он составляет 12 лет 11 месяцев 4 дня - относится к группе 13 летних.

По приложению 3.2.4. определяем уровень биологического развития девочки.

Заполняем таблицу.

Показатель Данные ребенка Диапазон колебаний Заключение
Длина тела 155 153,5-162,3 Соответствует 13 г.
Погодовая прибавка длины тела 3 6-7 Соответствует 14 г.
Число постоянных зубов 28 26-28 Соответствует 13 г.
Степень развития вторичных половых признаков Ма34,Ах3,Ме11,6 Ма2,33,Ах2,3,Ме Соответствует 14 г.

Как видно из таблицы наблюдается опережение биологического уровня развития по показателям погодовой прибавки длины тела и степе­ни развития вторичных половых признаков. Обратите внимание, что невсегда низкие показатели погодовой прибавки длины тела означают отста­вание, так в нашем случае, низкие показатели прибавки длины тела означают, что рост девочки уже завершился, что характерно для более поздне­го возраста (14 - 15 лет). Так как, именно показатели погодовой прибавки длины тела и степени развития вторичных половых признаков наиболее информативны в этом возрасте, у девочки диагностируется опережение биологическим возрастом календарного.

На II этапе определяем гармоничность морфофункционального со­стояния. С помощью шкалы регрессии (приложение 3.2.3.) определяем сигмальные отклонения для массы тела и окружности грудной клетки.

Показатель Данные ребенка Должный показатель Разность σ R Сигмальное отклонение
Масса тела, кг 63,5 47,2 +16,1 7,42 +2,8
Окружность грудной клетки, см 80 75,8 +4,2 5,07 +0,8

 

   По центильной шкале (приложение 3.2.2.) оцениваем функциональ­ные показатели. Жизненная емкость легких, мышечная сила обеих рук находятся в диапазоне менее 25 процентиля и оцениваются ниже среднего. Поскольку нормативных величин толщины кожно-жировых складок для этого возраста не разработано, оцениваем жироотложение по бальной системе - 3 балла, т.е. как избыточное.

Таким образом, морфофункциональное состояние девочки оценивает­ся как резко дисгармоничное, так как масса тела превышает должную более чем на 2 сигмы регрессии за счет жироотложения, функциональные показатели снижены.

Общий вывод: физическое развитие девочки опережает возраст, рез­ко дисгармонично за счет избытка массы тела и снижения функциональ­ных показателей.

По результатам комплексной оценки физического развития у девочки определяется 3 группа риска развития заболевания и ей необходимы углубленное обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стационарное лечение.

Методы оценки физического развития коллективов

Для оценки физического развития коллективов широко применятеся определение различий средних арифметических взвешенных основных признаков в однородных статистических совокупностях с определением достоверности их различий по критерию Стьюдента.

Например, необходимо сравнить данные антропометрического об­следования юношей 15 лет г.Москвы и Горно-Алтайска, представленные в таблице 3.2.4.

Таблица 3.2.4

Показатели физического развития юношей 15 лет г. Москвы и г. Горно-Алтайска

Показатель Москва, М±m Горно-Алтайск, М±m
Длина тела 163,8±0,8 164,7±0,7
Масса тела 57,5±0,9 55,9±0,7

 

При сравнении показателей длины и массы тела выявлены более вы­сокие их величины у юношей г. Москвы.

Определим достоверность этих различий, для чего рассчитаем для каждойпары показателей критерий t Стьюдента.

 

 

где М1 М2 - средние арифметические признаков, а m1 m2, - ошибки среднихарифметических.


Таким образом, выявлены достоверные различия в длине тела юно­шей 15 лет г. Москвы и Горно-Алтайска.

Однако показатели средних арифметических взвешенных могут мас­кировать истинное состояние физического развития коллектива и его ди­намику, особенно при высокой вариабельности изучаемых показателей. Поэтому при оценке физического развития коллективов все шире приме­няется сравнение относительных показателей, рассчитанных по итогам индивидуальной оценки физического развития. Причем для оценки физи­ческого развития детских коллективов целесообразнее всего использовать результаты индивидуальной оценки физического развития по комплексной схеме. Сравнение этих показателей также проводится в однородных ста­тистических совокупностях с расчетом критерия достоверности.

Еще один пример. Необходимо сравнить физическое развитие юно­шей 15 лет г. Шатуры Московской области и г. Орла. Результаты индиви­дуальной оценки физического развития по комплексной схеме представ­лены в таблице 3.2.5.

Таблица 3.2.5

Показатели физического развития юношей 15 лет г. Шатуры Московской области и г. Орла

Число подростков, % Юноши 15 лет г. Шатура, n=104 Юноши 15 лет г. Орел, n=103
С биологическим возрастом, опережающим паспортный 17,8 25,6
С биологическим возрастом, отстающим от паспортного 17,3 29,3

 

Данные таблицы свидетельствуют, что среди юношей г. Шатуры на­блюдается меньше подростков с нарушениями сроков развития (отставанием и опережением биологического возраста).

Определим достоверность этих различий. Достоверность различий относительных величин определяется также расчетом критерия t Стьюдента.

 

   где Р1 Р2 - относительные величины, a pl, p2, - ошибки этих величин.

 

  Сначала определим ошибки каждой относительной величины. Они вычисляются по формуле

    где Р - относительная величина, q = 100-Р, n - число единиц наблюдения.

 

   Вычисляем ошибку показателя - число подростков г. Шатуры с биологическим возрастом опережающим паспортный:

 

Аналогично вычисляем ошибку для этого же показателя у подростков г. Орла. Она составляет - р1Ор = 3,82

Ошибки показателя - число подростков с биологическим возрастом отстающим от паспортного в г. Шатуре и г. Орле соответственно составят:

Р 2Шат 3,71

Р 2Ор  = 3,9

Теперь рассчитаем для каждой пары показателей критерий t.

 

 


Таким образом, установлено, что среди юношей г. Шатуры достовер­но меньше подростков с отставанием биологического возраста.

Для снижения трудоемких расчетов возможно для оценки достовер­ности различий относительных величин использовать таблицу А.Я. Бояр­ского (Приложение 3.2.6.).


Для этого сначала определяется усредненное число наблюдений

 

Разность между количеством (в %) юношей с биологическим возрас­том опережающим паспортный в гг. Шатуре и Орле составит 25,6% -17,8% = 7,8%.

Меньший из этих 2-х показателей - 17,8% ≈ 20%.

На пересечении строки 20 (величина меньшего из показателей) и столбца 100 (число наблюдений) находим число 12 - наименьшую разни­цу, при которой различия считались бы достоверными. Реальная разница, составила 7,8%, что меньше 12, и, следовательно, различия недостоверны.

Для показателя число юношей с биологическим возрастом от­стающим от паспортного между гг. Шатурой и Орлом - 29,3-17,3=12; меньший из показателей - 17,3 ≈ 20. Находим наименьшую разницу, при которой различия достоверны. Следовательно, различия достоверны.

Поскольку в патогенезе нарушения сроков возрастного развития зна­чительную роль играют химический и радиационный фактор, которые в зависимости от дозы могут оказывать как стимулирующее так и угнетаю­щее воздействие на процессы роста и развития организма, его функцио­нальные возможности, сравнение результатов индивидуальной оценки физического развития по комплексной схеме можно считать специфич­ным для выявления неблагоприятного экологического воздействия на детский коллектив.

Однако для оценки своевременности роста и развития необходимо так же изучение уровня и темпов психического развития. Для этого в каж­дом возрастном периоде используются различные методы.

В период новорожденности для этого оценивают наличие определен­ных рефлексов. В грудном возрасте исследуются уровень развития зри­тельного и слухового анализатора, двигательной сферы и речи. В преддошкольном возрасте основными показателями являются степень развития речи и двигательных функций. Начиная с дошкольного возраста опреде­ляющим становится уровень развития интеллекта. Для его оценки исполь­зуются различные психологические тесты. Адаптированным к нашим условиям является тест Векслера в модификации А.Ю.Панасюка.

В школьном возрасте дополнительно оценивают гармоничность пси­хического развития с помощью личностных опросников. Адаптированным к нашим условиям и рекомендованным для психологического скрининго-вого исследования является модифицированный вариант детского лич­ностного опросника Кеттела.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.067 с.)