Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы изучения и анализа результатов исследования факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Центрами санитарно-эпидемиологического надзора проводится изучение факторов среды обитания, условий и режима воспитания, обучения, отдыха детских и подростковых организованных коллективов с широким использованием лабораторных исследований и инструментальных замеров, что обеспечивает объективную оценку их санэпидблагополучия. Исследования с использованием лабораторных методов исследования и инструментальных замеров составляют свыше 60% обследований детских и подростковых учреждений. Данные лабораторно-инструментальных исследований по изучению санитарно-гигиенических условий воспитания, обучения и досуга детей и подростков представляются в отчетной форме Госкомстата России №18 и в отраслевых отчетных формах № 8-94-санэпид "О санитарном состоянии детских и подростковых летних оздоровительных учреждений и работе центров Госсанэпиднадзора за 1999 г." и №9-94-санэпид "Отчет о работе отделов (отделений) гигиены детей и подростков центров Госсанэпиднадзора за 199_г.". Анализ этих данных свидетельствует, что лабораторным исследованиям подвергаются почва, воздушная среда, физические факторы окружающей среды и игрушек, продукты питания. Почва детских площадок селитебных зон населенных пунктов исследуется по санитарно-химическим показателям, при этом особое внимание уделяется выявлению солей тяжелых металлов, превышение нормативов которых может наблюдаться в 60% проб. Пробы почвы детских площадок исследуются и по микробиологическим показателям. На площадках детских учреждений исследуются также пробы почвы на гельминты. В этом отношении наиболее неблагополучная ситуация складывается в крупных городах. В среднем по России удельный вес числа проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, составляет свыше 2%. Исследования проб почвы на радиоактивные вещества свидетельствует, что все они, как правило, отвечают гигиеническим нормативам. Исследования почвы сейчас приобретают особое значение, так как на ряде территорий почва занимает второе ранговое место по значимости в формировании патологии детских контингентов населения (Р.Халметов, 1994). Значительную часть времени дети и подростки проводят в помещениях воспитательно-образовательных учреждений, в связи с чем приобретают важное значение исследования воздуха.
Определенные параметры температуры, влажности, скорости движения воздуха и допустимого содержания в нем вредных веществ для детских помещений регламентируются различными санитарно-гигиеническими нормативами. В государственном надзоре особое место занимает обнаружение вредных примесей, поскольку многое из того, что окружает детей, является источником загрязнения воздуха. Состав загрязнений и физико-химические параметры отдельных веществ в значительной мере определяются особенностями обучения детей в кабинетах химии, информатики и вычислительной техники, мастерских школ и учебно-производственных комбинатов (УПК), конструктивными особенностями оборудования и санитарно-технических устройств детских учреждений. В настоящее время существуют методы контроля значительного количества веществ в атмосферном воздухе и воздухе рабочих помещений, которые могут быть использованы и в детских учреждениях. При этом используются фотоколориметрические, спектральные (ультрафиолетовая -инфракрасная - спектроскопия, масс-спектрометрия, спектрально-люминесцентные методы), хроматографические и электрохимические методы. Большинство новых методов анализа обладает высокой чувствительностью, позволяющей определять наличие вредных веществ на уровне ПДК и ниже. Для оценки взвешенной в воздухе пыли издавна используются две группы методов: весовые (или гравиметрические), которые позволяют определить количество пыли по ее массе (в мг/м3), например, в мастерских школ и УПК, и счетные или кониметрические, позволяющие определить число пылевых частиц (в 1 см3 воздуха), например, в спортивных залах. Центрами ГК СЭН регулярно проводятся исследования воздушной среды на детских и подростковых объектах, однако количество объектов, на которых они были обследованы с использованием лабораторных методов и инструментальных замеров составляют около 20%. В воздухе детских и подростковых учреждений лабораторными методами исследуется, прежде всего, содержание паров и газов, в том числе 1 и 2 классов опасности. Превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ 1 и 2 класса опасности связано с чрезвычайными ситуациями загрязнения помещений школ металлической ртутью. Аварийные ситуации на канализационных системах в школах и профессионально-технических училищах (ПТУ) могут приводить к повышению концентрации аммиака и сероводорода в помещениях выше ПДК в 4-6 раз.
Воздушная среда детских учреждений исследуется и на бактериальную обсемененность. Наиболее распространенными физическими факторами в детских и подростковых учреждениях являются шум, вибрация, неионизирующее излучение, а также микроклимат, в котором проходит жизнедеятельность ребенка. Исследования и оценка этих факторов должна складываться из изучения физических, физиолого-гигиенических и клинических проявлений влияния на организм детей и подростков. Исчерпывающими физическими характеристиками шумов являются спектрограммы и уровнеграммы. Первая характеризует особенности восприятия и воздействия, вторая - глубину воздействия и скорость наступления повреждения. Важной характеристикой шума является время, в течение которого тот или иной его уровень воздействует на человека. Адекватным физическим критерием для характеристики вибрации является мощность колебательного процесса. Нормируемым физическим параметром является колебательная скорость. Для измерения шума и вибрации используется различная шумо- и виброизмерительная аппаратура. Неионизирующие излучения охватывают весьма широкий диапазон электромагнитного спектра - от квазистатических полей до ультрафиолетовых волн. Наиболее изученными из неионизирующих излучений в настоящее время являются электромагнитные излучения радиочастотного диапазона. В гигиенической практике для оценки уровня электромагнитных излучений используются измерительные приборы. Для детей и подростков весьма важным является обеспечение оптимальных микроклиматических условий, поскольку это создает резерв повышения эффективности обучения и воспитания, увеличения работоспособности детей, улучшения их физического состояния без напряжения реакций терморегуляции. Анализ физических факторов окружающей среды в детских и подростковых учреждениях выявил следующие закономерности. В целом по России замеры освещенности свидетельствуют, что на трети объектах уровень освещенности, как правило, ниже гигиенических нормативов. В детских и подростковых учреждениях проводятся инструментальные замеры параметров микроклимата (температура, относительная влажность и скорость движения воздуха). По данным анализа донесений по медико-санитарному обеспечению образовательных учреждений отклонения микроклимата происходят за счет низких температурных параметров, возникающих при неэффективной работе систем отопления. Организованные детские коллективы могут подвергаться и воздействию таких физических факторов как шум и вибрация мастерские и компьютерные классы школ, профессионально-технических училищ (ПТУ), учебно-производственных комбинатов (УПК)]. В связи с более активным внедрением в школах, средних специальных учебных заведениях, ПТУ классов вычислительной техники увеличивается, в целом, число исследований электромагнитных полей и ионизирующего излучения.
Замеры ионизирующего излучения на детских и подростковых объектах свидетельствуют, что и с этим фактором могут сталкиваться дети и подростки. В ряде территорий страны отмечены уровни ионизирующего излучения, превышающие гигиенические нормативы. Санитарно-химическим исследованиям подвергаются предметы детского обихода (игрушки, отделочные материалы). Крупными центрами Госсанэпиднадзора проводятся токсикологические исследования образцов игрушек. Врач по гигиене детей и подростков анализирует результаты микробиологических исследований в детских учреждениях молочных продуктов, воды, готовых блюд. При контроле за санитарно-эпидемиологическим режимом образовательных и оздоровительных учреждений отбираются смывы на наличие бактерий группы кишечной палочки, патогенной флоры. Лабораториями центров Госсанэпиднадзора проводится огромное количество анализов в целях контроля за обеспечением существующего законодательства по охране здоровья подрастающего поколения. Эффективность этой деятельности зависит не только от соблюдения требуемых методических приемов и надежной аналитической аппаратуры, но и, в значительной степени, от рациональных способов обработки получаемой информации. При исследовании физических факторов среды необходимые методы статистического анализа, как правило, содержатся в соответствующих методических указаниях. Концентрация вредных веществ в воздухе детских учреждений рассматривается как случайная величина и оценивается с помощью методов математической статистики. Для характеристики загрязнения может использоваться средняя арифметическая; степень рассеяния (разброса) вариационного ряда определяется средним квадратическим отклонением (а), коэффициентом вариации (V). При проведении санитарно-гигиенических исследований отобранные пробы, как правило, представляют только небольшую часть всех возможных проб, т.е. выборку. Если бы имелась возможность постоянно проводить измерения концентраций вредных веществ или пыли в воздухе детских и подростковых учреждений, то можно было бы получить всю генеральную совокупность. Чтобы определить степень точности выборочного наблюдения, необходимо оценить величину ошибки, которая может случайно произойти в процессе выборки. Такие ошибки носят название случайных ошибок репрезентативности (т) и являются фактически разностью между средней, полученной при выборочном статистическом наблюдении, и средней, которая была бы получена при сплошном исследовании того же объекта наблюдения. Ошибка репрезентативности (или ошибка средней величины) возникает потому, что при выборочном наблюдении изучается только часть генеральной совокупности, которая недостаточно точно воспроизводит, представляет генеральную совокупность.
Эти ошибки (т) нельзя смешивать с ошибками регистрации прибора, которые зависят от качества проведения исследования или точности прибора или метода. Ошибка средней величины исчисляется по формуле: где: σ - среднее квадратичное отклонение; n - число наблюдений (численность выборки).
Из формулы видно, что чем больше число наблюдений (число отобранных проб), тем меньше величина ошибки, а также, чем больше "разброс", вариабельность ряда, тем больше величина ошибки. Вопрос об определении необходимого числа наблюдений при проведении гигиенических исследований имеет важное значение. Следует избегать двух крайностей: наблюдения, с одной стороны, неоправданно большого числа случаев, что может сильно усложнить проведение исследований в целом, и, с другой стороны, недостаточного объема выборки, слишком малого числа наблюдений, что повлечет за собой большую ошибку репрезентативности. Правильно определить необходимое число наблюдений можно при помощи преобразования формулы предельной ошибки выборки (А). Решая равенство относительно п, получим формулу для определения необходимого числа наблюдений: где: А - максимальный размер ошибки выборки. Например, требуется определить число проб, которое необходимо отобрать для того, чтобы дать оценку запыленности мастерских УПК. При этом А задается на основании соображений о назначении данных, полученных при исследовании, т.е. в зависимости от того, какую максимальную ошибку можно допустить, и, в этом смысле, определение А носит субъективный характер. То же можно сказать и о величине коэффициента t врач принимает, с какой доверительной вероятностью необходимо определить величину предельной ошибки. Другой характер имеет величина а. Среднее квадратичное отклонение есть рассеивание, объективно существующее в изучаемом явлении. Величина его не зависит от субъективного выбора исследователя. Обычно величину а берут или из литературных источников, или проводят пробное исследование, например, 10 измерений, по ним исчисляют "разброс" - значение ст и используют ее в формуле для расчета необходимого числа наблюдений. Например, на основании предварительных 10 анализов было установлено, что средняя концентрация пыли оказалась равной 70 мг/м3 при <т=10 мг/м3. Сколько необходимо сделать еще анализов, если исследователь допускает максимальную предельную ошибку А = 4 мг/м3? Если принять, что определение необходимого числа наблюдений должно быть произведено с доверительной вероятностью Р; = 95% (/ * 2), то по формуле п равняется 25. Для того чтобы оперировать с заданной точностью, исследователь должен отобрать 25 проб, т.е. добрать еще 15.
Посмотрим на примере, как зависит число наблюдений («) от величины ошибки А. Если установить более жесткие условия и принять А не 4 мг/м3, а 2 мг/м3, тогда п составит 100, т.е. число наблюдений необходимо увеличить в 4 раза. В процессе анализа данных, получаемых в результате гигиенических исследований, часто возникает необходимость сопоставить полученные значения средних величин. Например, требуется определить, значимо ли отличаются средние величины концентраций вредных веществ, полученных при отборе проб в компьютерных классах разных школ, оборудованных различными ПЭВМ. Оценку достоверности различий средних величин проводят по формуле: где: М m , - параметры одного вариационного ряда; М2, т2 – другого.
Полученное значение коэффициента оценивают по специальной таблице "Значения критерия t (Стьюдента)". При числе наблюдений в обеих выборках больше 30 и заданной вероятности более 95% различия признаются существенными при t = 2. Таким образом, при организации и планировании гигиенических исследований, прежде всего, следует определить необходимое число наблюдений. Далее получить основные характеристики вариационного ряда и проанализировать полученные результаты в зависимости от цели исследования и с учетом биологического действия веществ на организм детей и подростков, характер распространения которых изучается гигиенистом.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.026 с.) |