Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составители: Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Т.Ю. Вишневецкая, В.Р. Кучма, Е.В. Нарышкина, Д.В. Синякова, Н.Н. Суханова, Н.Л. ЯмщиковаСтр 1 из 58Следующая ⇒
Рецензенты: И.С.Дронов, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой гигиены Ростовского медицинского университета; В.В.Калиберный, проф., зав. кафедрой гигиены детей и подростков Пермской медицинской академии. ISBN № 5-89004-066-9
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: практическое руководство по гигиене детей и подростков для студентов медико -профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений / Авт.: Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Т.Ю. Вишневецкая, В.Р. Кучма, Е.В. Нарышкина, Д.В.Синякова, Н.Н. Суханова, Н.Л. Ямщикова/ Под ред. профессора В.Р. Кучмы. -М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. - 608 с, ил. - 41, табл. - 124, прилож. - 51.
В практическом руководстве представлены современные методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Особое внимание уделено методам изучения, анализа и прогнозирования состояния здоровья детей и подростков в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности. Представлены методы изучения режима дня, организации учебного, трудового процесса и физического воспитания в детских учреждениях, функционального состояния и работоспособности организма. Наряду с традиционными разделами - санитарно-эпидемиологический надзор и санитарно-гигиеническая экспертиза за предметами детского обихода и материалами их изготовления, за отводом земельного участка, проектированием, строительством, реконструкцией и вводом в эксплуатацию зданий детских и подростковых учреждений и т.д. -введены новые разделы: принципы разработки и реализации государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков, условий их жизнедеятельности; деятельность центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по обеспечению благополучия детей и подростков. Практическое руководство соответствует программе, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, и предназначено для студентов медико-профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений. ISBN № 5-89004-066-9
© Составители, 1998. © ВУНМЦ МЗ РФ, 1999.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие...................................................................................... 5
1. Введение......................................................................................... 7 2. Методы изучения и анализа результатов исследований факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности детей и подростков.... 16 3. Методы изучения, анализа и прогнозирования состояния здоровья детей и подростков в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности................... 22 3.1.Медико-демографические показатели...................................... 22 3.2.Физическое развитие........................................................ 25 3.3.Заболеваемость................................................................ 67 3.4.Распределение детей на группы здоровья...................... 71 3.5.Инвалидность детей и подростков........................................... 72 3.6.Факторы риска, влияющие на здоровье детского населения 74 3.7.Изучение, анализ, и прогнозирование состояния здоровья детей и подростков 80 4. Санитарно-эпидемиологический надзор и санитарно-гигиеническая экспертиза за отводом земельного участка, проектированием, строительством, реконструкцией и вводом в эксплуатацию зданий детских и 5. Методы изучения и оценки питания детей и подростков.......... 164 6. Санитарно-эпидемиологический надзор и санитарно-гигиеническая 6.1.Основы гигиенической сертификации предметов детского ассортимента 172 6.2.Гигиеническая экспертиза одежды и обуви............................. 178 6.3.Гигиеническая экспертиза игрушки......................................... 198 6.4.Гигиеническая экспертиза школьных учебников и детских книг 206 7. Гигиеническая оценка мебели, оборудования и организации учебных мест детей и подростков 218 8. Методы изучения режима дня, организации учебного, трудового процесса и физического воспитания в детских учреждениях, функционального состояния, двигательной активности и работоспособности 8.1. Основные принципы организации изучения режима дня, учебной и трудовой деятельности детей и подростков 230
8.2. Методы изучения функционального состояния, двигательной активности и работоспособности ребенка............................ 239 8.3........................................................................................... Гигиеническая оценка физического воспитания........................................................................................... 266 8.4.Гигиеническая оценка режима дня и учебно-воспитательного 8.5.Гигиеническая оценка трудового воспитания, обучения и профессионального образования детей и подростков...... 332 8.6. Оценка организации каникулярной оздоровительной работы в детских и подростковых коллективах................................ 360 9. Гигиеническое обучение и воспитание детей и их родителей 369 10.Принципы разработки и реализации государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков, условий их жизнедеятельности 373 11.Деятельность центров государственного санитарно- эпидемиологического надзора по обеспечению благополучия детей и подростков......................................... 377 12. Примерная тематика практических занятий по курсу гигиены детей и подростков 399 13. Тестовые задания к государственному экзамену............. 435 Приложения........................................................................... 504 Литература.............................................................................. 604 ПРЕДИСЛОВИЕ Первый практикум по гигиене детей и подростков для студентов был выпущен под редакций профессора А.В. Молькова - первого заведующего кафедрой гигиены детей и подростков Московского государственного университета - 1 Московского медицинского института в 1939 году. С того времени все руководства к практическим занятиям готовились на кафедре гигиены детей и подростков 1 ММИ имени И.М.Сеченова. Последнее "Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков" вышло в свет в 1983 году. За годы, прошедшие с момента выхода предыдущего руководства, многое изменилось как в жизни общества, так и в деятельности органов здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы. В 1991 году впервые в стране принимается Закон "О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которым анализ состояния здоровья населения или отдельных его групп становится обязательным элементом деятельности санитарно-эпидемиологической службы и основой для создания системы управления состоянием здоровья в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности. Наиболее часто изучение влияния факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности осуществляется на детской популяции. Существенно изменилась государственная система организации помощи детям и подросткам, введен государственный санитарно-эпидемиологический надзор, гигиеническая сертификация товаров детского ассортимента и материалов для их изготовления. В субъектах федерации, городах, районах функционирует система государственного социально-гигиенического мониторинга. В настоящем руководстве воплощен многолетний опыт коллектива кафедры гигиены детей и подростков Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова, на основании которого определена структура практикума для студентов, обучающихся по специальности медико-профилактическое дело. Руководство соответствует Программе по гигиене детей и подростков для студентов медико-профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации в 1995 году.
В практическом руководстве представлены современные методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Особое внимание уделено методам изучения, анализа и прогнозирования состояния здоровья детей и подростков в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности. Представлены методы изучения режима дня, организации учебного, трудового процесса и физического воспитания в детских учреждениях, функционального состояния и работоспособности организма. Наряду с традиционными разделами - санитарно-эпидемиологический надзор и санитарно-гигиеническая экспертиза за предметами детского обихода и материалами их изготовления, за отводом земельного участка, проектированием, строительством, реконструкцией и вводом в эксплуатацию зданий детских и подростковых учреждений и т.д., введены новые разделы: принципы разработки и реализации государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков, условий их жизнедеятельности; деятельность центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по обеспечению благополучия детей и подростков. В практическое руководство в виде самостоятельных разделов включены примерная тематика практических занятий по курсу гигиены детей и подростков и тестовые задания к государственному экзамену. Это позволит, с одной стороны, во всех высших медицинских учебных заведениях обеспечить выполнение программы подготовки студентов по гигиене детей и подростков, а с другой - даст возможность в процессе проведения занятий учесть региональные, местные особенности и возможности, способствующие более глубокой подготовке будущих государственных санитарных врачей, а также более успешно и планомерно им самим подготовиться к государственным выпускным испытаниям. Руководство может быть полезно как студентам медицинских высших учебных заведений, так и начинающим врачам, работникам детских воспитательно-образовательных учреждений. Авторский коллектив выражает признательность доктору медицинских наук, профессору В.Н. Кардашенко, оказавшей помощь на этапе формирования структуры, основных разделов содержания руководства к практическим занятиям по гигиене детей и подростков. Авторы с благодарностью воспримут все замечания и предложения по совершенствованию практического руководства. Кучма В.Р.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.014 с.) |