· Высокая качественность технической аппаратуры: «магнитофон не должен хрипеть», «телевизор не должен капризничать, засыпая изображение крошкой», «видеопроектор должен давать чёткое изображение» и т. д. (иначе дискредитируется ценность, предъявляемая детям);
· Целевое использование технических средств: формируется предварительная установка на предмет наблюдения, формулируется цель просмотра материала; до просмотра в общем виде описывается предмет наблюдения, чтобы сюжетное содержание не затмило целевое восприятие;
· Строжайшее исполнение правил техники безопасности: ТСО обслуживают педагог либо мальчики (юноши), умение которых, обращаться с аппаратурой, проверено педагогом заранее;
· Постоянное место для аппаратуры, устойчивость крепления и безопасность расположения; пользоваться ею без присутствия педагога запрещено, несмотря на простоту и привычность для детей в семейном быту этой аппаратуры;
· Осторожное обращение с техническими аппаратами: педагог демонстрирует своё бережное отношение к аппаратуре, подчёркивая огромную роль технического оснащения в познании мира, и прослеживает, чтобы такое же ценностное отношение развивалось у детей;
· Непозволительно просмотр сопровождать репликами, выражая свою реакцию на увиденное: такое вмешательство в душу другого дезориентирует индивидуальное восприятие и лишает человека, на которого оказали влияние, возможности полностью осознать собственную точку зрения; педагог тоже не должен нарушать индивидуального восприятия детьми картины мира в любых его проявлениях, его пояснения должны быть сделаны до демонстрации.
Структура портфолио педагогических достижений
Раздел 1. Общие сведения об учителе
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
· Процент обучающихся, освоивших образовательные программы на уровне обязательных достижений. Результаты освоения обучающимся основных образовательных программ (анализ процесса и результатов обучения)
Раздел 3. Научно-методическая деятельность
· Самоанализ проведенных уроков
· Исследовательская и проектная работа
Раздел 4. Внеурочная деятельность
· Анализ наблюдения и педагогической диагностики для выявления творческих способностей обучающихся
· Охват обучающихся различными внеклассными мероприятиями. Наличие призовых мест за участие обучающихся в конкурсах (самоанализ организации внеурочной деятельности и общения младших школьников)
Раздел 5. Учебно-материальная база
- Материальная база, созданная в кабинете (создание предметно-развивающей среды)
- Дидактические материалы (если есть)
Приложения
- Разработанные конспекты уроков
- Разработанные конспекты внеурочных занятий
Подготовка конференции по результатам
Практики
Организация методической выставки (дневники по практике, папки – копилки методических материалов по практике, отчеты по практике)
Темы выступления:
1. Нахождение и использование методической литературы и др. источников информации при подготовке к урокам; основные трудности
- Особенности планировании и организации уроков по отдельным предметам: интересные находки, основные трудности
3. Проведение внеурочных занятий: интересные находки, основные трудности.
4. Интересные находки и трудности в работе классного руководителя.
- Основные проблемы учащихся в процессе обучения.
План проведения конференции
– организация выставки (каждая подгруппа организовывает свою часть выставки).
– оценка методических разработок
– конференция по результатам практики
Подведение итогов, выставление оценок и награждение.
Список литературы
1. Аквилева, Г. Н., Клепинина, З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – М.: Владос, 2007.
2. Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: учебник для студ. сред. учеб. заведений [Текст] /М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М., 1984. – 220 с.
3. Борзова, Л. П. Методика преподавания обществознания в нач.школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ: уч. пос. для студ. пед. училищ и колледжей / Л. П. Борзова. – М.: Владос, 2007.
4. Земский, А.М. и др. Русский язык: В 2-х ч.: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений, часть 1 / А.М. Земский и др. – М.: «Академия», 2008. – 230.
5. Земский, А.М. и др. Русский язык: В 2-х ч.: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений, часть 2 / А.М. Земский и др. – М.: «Академия», 2008. – 178.
6. Изобразительное искусство. Начальные классы: 1-4. Программы. – М.: Просвещение, 2009.
7. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учебное пособие [текст] / Н.Б. Истомина. – М.: «Академия», 2002. – 288 с., илл.
8. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. Ф. Козина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
9. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальных классах: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ./ В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 2007.
10. Лапчик, М. П., Семакин, И., Хеннер, Е. К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие / М. П. Лапчик и др. – М.: Академия, 2009.
11. Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г, Светловская, Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие для студентов педагогических институтов - М., 2001. – 476 с.
12. Петросова, Р.А., Голов, В.П., Сивоглазов, В.И., Страуд, Е.К. Естествознание и основы экологии: Учебное пособие для студентов среднего педагогических учебных заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов, Е.К. Страуд – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
13. Программы средней и общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I-IV кл. / Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2010.
14. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1–9 кл. / Науч. рук. В.С.Кузин. – М.: Просвещение, 2010.
15. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010.
16. Программы средней и общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I-IV кл. / Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение,2008.
17. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Агар, 2008.
18. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. /Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ Под ред. Соловейчик М.С., М., 1995.
19. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач. Под ред. Соловейчик М.С., М., 1997.
20. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие / Н. М. Сокольникова. – 3-е изд., стереотип - М.: Академия, 2007.
21. Софронова, Н. В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш.шк., 2010. – 223 с. ил.
22. Стойлова, Л.П. Математика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [текст] / Л.П. Стойлова. – 3 изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 464 с.
23. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. – М.: «Владос», 2007 г.
24. Полат, Е. С. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс]: курс дистанционного обучения для учителей. Режим доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html, свободный. – Загл. с экрана
25. Богомолова, Е. В. Теория и методика обучения и воспитания информатике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogomolovaev.narod.ru,свободный. – Загл. с экрана
26. Интернет ресурс Полезные веб-ресурсы и материалы в помощь преподавателям. Формы доступа: http://www.britishcouncil.org/japan-trendukukcities.htm
27. Интернет ресурс «Педагогика: мастерство учителя». Форма доступа: http://www. spb-tei.ru/2009/08/06/pedagogika-masterstvo
28. Каталог образовательных интернет – ресурсов: электронный учебник Аквилевой Г.Н., Клепининой З.А., «Методика преподавания естествознания в начальной школе». Форма доступа: www.bookee.ru/catalog-.
29. Технология развивающего обучения по системе А.А. Плешакова. Современные подходы к уроку естествознания в начальной школе: http://www.otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00037369_0.html
30. http://www.slovari.ru
Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и издательства «Азбуковник».
Приложение 1.
Показатели оценки результатов деятельности студентов
Код компетенции
(ПК, ОК)
| Виды работ по практике
| Основные показатели оценки результата (ОПОР)
|
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 1.5.
ОК 1.
ОК 2.
ОК 4.
ОК 8.
| определение цели и задач урока
| - точность и обоснованность формулирования целей и задач уроков различных видов и типов в соответствии с современными требованиями;
- обоснованность постановки цели деятельности обучающихся, с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
|
планирование урока с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
| - соблюдение требований к планированию урока с учетом: особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся, соответствия требованиям образовательного стандарта начального общего образования и примерным программам начального общего образования; соответствия санитарно-гигиеническим нормам;
- активность и инициативность в процессе освоения профессионального модуля.
|
нахождение и использование методической литературы и др. источников информации, необходимой для подготовки к урокам
| - обоснованность отбора и использования методической литературы и других источников информации, необходимых для подготовки к урокам;
- адекватность извлечения информации, ее систематизация в соответствии с поставленной профессиональной задачей
|
использование различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам
| - обоснованность использования различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам;
- полнота и системность материалов методического портфолио студента
|
проведение уроков по дисциплинам, входящим в программу начального общего образования
| - методически верное проведение урока по дисциплинам, входящим в программу начального общего образования;
- обоснованность подбора и использования на уроке дидактических материалов;
- выполнение профессиональных требований к внешнему виду, культуре речи, логике изложения материала.
|
соблюдение техники безопасности на уроках
| - техничность применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
- соблюдение техники безопасности на уроках и профилактики травматизма;
- адекватность оценки рисков.
|
установление педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися
| - обоснованность установления педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися.
|
использование технических средств обучения (ТСО) в образовательном процессе
| - эффективность и правильность использования технических средств обучения (ТСО) в образовательном процессе.
|
соблюдение норм и правил русского языка в устной и письменной речи
| - наличие и систематическое применение навыков и умений по использованию каллиграфии, норм и правил русского языка в профессиональной деятельности.
|
осуществление отбора контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения
| - верное осуществление отбора контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения.
|
проведение педагогического контроля на уроках по всем учебным предметам
| - своевременное и методически верное проведение педагогического контроля на уроках;
- аргументированность применения методов контроля работы обучающихся с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
|
интерпретация результатов диагностики учебных достижений обучающихся
| - правильная интерпретация диагностики учебных достижений обучающихся с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся.
|
оценивание процесса и результата деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки
| - педагогически верное оценивание студентом процесса и результата деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставление отметки
|
анализ процесса и результатов обучения по всем учебным предметам
| - аргументированность и логичность осуществления анализа процесса и результатов обучения по всем учебным предметам;
- верное осуществление отбора контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики процессов и результатов обучения.
|
осуществление самоанализа и самоконтроля при проведении уроков по всем учебным предметам
| - аргументированность и логичность самоанализа и самоконтроля при проведении уроков по всем предметам
|
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 2.4.
ПК 2.5.
ОК 7.
ОК 9.
ОК 10.
| проведение наблюдения за детьми и педагогической диагностики для выявления творческих способностей обучающихся
| - методически верная организация и проведение педагогической диагностики для выявления творческих способностей обучающихся
|
интерпретация результатов наблюдения и педагогической диагностики
| - точность и обоснованность интерпретации результатов наблюдения и педагогической диагностики
|
осуществление самоанализа и контроля при проведении внеурочных занятий
| - аргументированность анализа и самоанализа внеурочных мероприятий;
- аргументированность оценки эффективности и качества решения профессиональных задач
|
определение педагогических целей и задач организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся
| - точность и обоснованность формулирования целей и задач внеурочных занятий различных видов и типов в соответствии с современными требованиями;
- полнота и эффективность поиска информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- обоснованность постановки цели деятельности обучающихся, с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
|
составление планов внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
| - соблюдение требований к планированию внеурочного занятия с учетом: особенностей кружка, возраста, класса, отдельных обучающихся, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- адекватность использования возможностей сети Интернет;
- соблюдение требований профилактики травматизма
|
использование различных методов и форм организации внеурочной работы, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся
| - обоснованность использования различных методов и форм организации внеурочной работы, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- соблюдение требований обеспечения охраны жизни и здоровья детей
|
проведение внеурочных занятий
| - методически верное проведение внеурочного занятия;
- обоснованность подбора и использования на внеурочном занятии дидактических материалов;
- выполнение профессиональных требований к внешнему виду, культуре речи, логике изложения материала;
- своевременность и адекватность принятия решения в нестандартных ситуациях
|
использование различных методов и приемов обучения
| - адекватность использования различных методов и приемов обучения
|
установление педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися
| - обоснованность установления педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися;
- соблюдение правовых норм при выполнении профессиональной деятельности
|
планирование ситуации, стимулирующих общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использование вербальных и невербальных средств педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении
| - адекватность создания ситуаций, стимулирующих общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использования вербальных и невербальных средств педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении
|
развитие и поддержка творческих способностей обучающихся
| - выполнение требований методики при выявлении, развитии и поддержке творческих способностей обучающихся
|
мотивирование обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности
| - адекватность методов организации и мотивирования деятельности обучающихся, с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
|
подбор и использование на занятии дидактических материалов
| - обоснованность подбора и использования на занятии дидактических материалов
|
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.
ПК 3.5.
ПК 3.6.
ПК 3.7.
ПК 3.8.
ОК 3.
ОК 6.
ОК 11.
| анализ планов классного руководителя
| - аргументированность и точность анализа планов классного руководителя
|
формулирование цели и задач воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
| - точность и обоснованность формулирования цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- обоснованность отбора и использования методической литературы и других источников информации, необходимых для подготовки к внеурочным занятиям;
- обоснованность постановки цели деятельности обучающихся, с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
|
планирование совместно с обучающимися внеурочных мероприятий
| - обоснованность и доступность планирования и организации внеурочных мероприятий совместно с обучающимися;
- адекватность использования возможностей сети Интернет;
- соблюдение требований обеспечения охраны жизни и здоровья детей
|
организация подготовки и проведение внеурочных мероприятий
| - планирование внеклассного мероприятия с учетом особенностей возраста, класса, отдельных обучающихся;
- выполнение профессиональных требований к внешнему виду, культуре речи, логике изложения материала;
- обоснованность осуществления профессиональной деятельности в условиях смены технологий
|
применение разнообразных методов, форм, средств обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий
| - использование разнообразных методов, форм, средств обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий
|
формулирование цели и задач работы с семьей с учетом специфики индивидуальных особенностей детей
| - точность и обоснованность формулирования целей и задач работы с семьей с учетом специфики индивидуальных особенностей детей
|
ведение диалога с родителями (лицами, их заменяющими)
| - ведение диалога с родителями (лицами, их заменяющими) в соответствии с профессиональными стандартами;
- соблюдение правовых норм при выполнении профессиональной деятельности
|
оказание помощи обучающимся по предотвращению и разрешению конфликтов
| - своевременность и адекватность помощи обучающимся в предотвращении и разрешении конфликтов;
- адекватность оценки рисков
|
применение разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса
| - обоснованность использования разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
- активность и инициативность в процессе освоения профессионального модуля;
- соблюдение требований сотрудничества с преподавателями и потребителями в ходе обучения и практики
|
организация и проведение разнообразных форм работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлечение родителей к проведению совместных мероприятий
| - методически верная организация и проведение разнообразных форм работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлечение родителей к проведению совместных мероприятий;
- обоснованность оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
|
организация детского досуга, вовлечение детей в различные виды общественно полезной деятельности и детские творческие объединения
| - методически верная организация детского досуга, вовлечение детей в различные виды общественно полезной деятельности и детские творческие объединения;
- организация собственной деятельности в соответствии с профессиональными требованиями
|
проведение самоанализа, самоконтроля при проведении внеурочных мероприятий
| - точность и полнота самоанализа, самоконтроля при проведении внеурочных мероприятий
|
ПК 4.1.
ПК 4.2.
ПК 4.3.
ПК 4.4.
ПК 4.5.
ОК 4.
ОК 5.
| анализ образовательных стандартов, примерных программ начального общего образования, вариативных (авторских) программ и учебников по предметам начальной школы
| - точность и аргументированность анализа образовательных стандартов, примерных программ начального общего образования, вариативных (авторских) программ и учебников по предметам начальной школы
|
планирование обучения и воспитания младших школьников с учетом вида образовательного учреждения, возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся
| - точность и обоснованность формулирования цели и задач, планирования обучения и воспитания младших школьников;
- соблюдение требований к планированию обучения и воспитания с учетом: особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся, соответствия требованиям образовательного стандарта начального общего образования и примерным программам начального общего образования; соответствия санитарно-гигиеническим нормам
|
разработка материалов для создания в кабинете предметно-развивающей среды
| - полнота и доступность материалов для создания в кабинете предметно-развивающей среды;
- обоснованность определения методов решения профессиональных задач
|
адаптация имеющихся методических разработок
| - адекватность адаптации имеющихся методических разработок;
- обоснованность оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
|
определение пути самосовершенствования педагогического мастерства
| - самостоятельность определения пути самосовершенствования педагогического мастерства;
- выполнение требований по самообразованию в соответствии с профессиональными требованиями
|
оформление портфолио педагогических достижений
| - выполнение требований к оформлению педагогических достижений;
- полнота и системность материалов методического портфолио студента;
- своевременность и осознанность планирования повышения квалификации
|
подготовка отчета, конспектов, технологических карт
| - правильность и своевременность подготовки и оформления отчета, конспектов, технологических карт;
- правильность использования программ ИКТ и профессиональных программ на уровне пользователя ПК
|
оформление отчета, конспектов, технологических карт
| - выполнение требований к оформлению отчета, конспектов, технологических карт
|
проведение исследовательской и проектной работы
| - обоснованность использования методов и методик педагогического исследования и проектирования
|
заполнение всех видов учебной документации в соответствии с требованиями к ее ведению и оформлению
| - правильность и своевременность ведения учебной документации;
- выполнение требований к оформлению различных видов документации;
- соблюдение требований сотрудничество с преподавателями и потребителями в ходе практик
|
Приложение 2.