Человек – субъект трудовой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек – субъект трудовой деятельности



Подход к человеку как особому звену, включенному в систему автоматических устройств и машин, позволяет решать весьма важные вопросы, касающиеся повышения эффективности работы этой системы. Признавая не только правомерность,

---------------------------------------------------------- 409 ----------------------------------------------------------

но и необходимость такого подхода, нужно вместе с тем подчеркнуть его ограниченность. Ограниченность этого подхода определяется тем, что он абстрагируется от общественной природы труда и от общественной природы человека как его субъекта – обстоятельство, которое нельзя упускать из вида не только при разработке более широких теоретических проблем, но и в пределах проблемы «человек-машина».

Игнорирование именно этого обстоятельства нашло свое выражение во взглядах, которые видят в человеке лишь звено автономного, в принципе, комплекса машин, порождаемых машинами же – звено, пока еще остающееся досадным образом не замещенным автоматическими устройствами. Вызванное ходом технического прогресса изменение функции человека в производстве представители этих взглядов принимают за якобы происходящее устранение человека из сферы производства. Однако идея о прогрессирующем «расчеловечивании» труда на самом деле лишь отражает практическое его отчуждение, порожденное господством отношений частной собственности.

Сейчас, когда исследование системы «человек-машина» приобретает все более актуальное значение, раскрытие действительных отношений, лежащих за отношениями внутри этой системы, является особенно необходимым. Это необходимо, в частности, для того, чтобы инженерная психология могла развиваться не только как вспомогательная для техники дисциплина, целиком подчиненная ее задачам, а как ведущий раздел психологии трудовой деятельности человека.

Бесспорным завоеванием советской психологической науки; является преодоление односторонне натуралистического подхода к человеку, понимание человеческой психики как продукта общественно-исторического развития. В конкретных исследованиях психической деятельности человека этот подход был впервые реализован Л. С. Выготским[365]. Он сохраняет, разумеется, все свое значение и в психологии труда и должен быть распространен также на проблемы инженерной психологии.

Человек есть, конечно, природное существо. Однако как общественный субъект он проявляет особые свойства; при этом меняются самый тип его развития и законы, которые им управляют. Это – результат специфического характера его деятельности, который состоит в том, что она является деятельностью продуктивной. Такова, прежде всего, основная человеческая деятельность – деятельность трудовая.

Трудовая деятельность человека запечатлевается в своем продукте; она превращается в форму бытия или предметности[366].

---------------------------------------------------------- 410 ----------------------------------------------------------

При этом в орудиях, посредством которых она осуществляется, человек приобретает как бы новые органы, которые, по выражению Маркса, он присоединяет к органам своего тела. «С того времени, как он возвысился до их употребления, он придает совершенно новый вид истории своего развития: прежде она, как у всех остальных животных, сводилась к видоизменениям его естественных органов; теперь она становится прежде всего историей усовершенствования его искусственных органов...»[367]. Итак, человек вступает в историю как субъект трудовой деятельности – процесса, посредством которого он активно регулирует обмен веществ между собой и природой, и, ставя перед собой сознательные цели, производит заранее намеченные изменения в предмете труда. Хотя совокупность способностей, которую человек пускает при этом в ход, необходимо включает в себя и его физические силы, однако последние лишь практически реализуют в продукте труда ту сторону этого процесса, которая образует его психологическое содержание; иначе говоря, человек проявляет себя в трудовой деятельности как субъект, обладающий психикой, сознанием. Воплощая в труде свои замыслы, он не только преодолевает косность природной материи; создавая орудия и машины, он также преодолевает и «биологическую косность» своих естественных органов, своих естественных сил и способностей. Поэтому развитие человека в ходе общественно-исторического процесса идет темпами, совершенно не сопоставимыми с темпами его биологической эволюции. Рассмотрим этот процесс несколько более подробно. Каждый отдельный человек вступает в жизнь в условиях, созданных предшествующими поколениями. Однако эти условия отнюдь не представляют собой для него лишь внешнюю среду, к которой он должен приспособиться; в форме объективных предметов и явлений условия эти несут в себе достижения исторического развития людей, опыт общественной практики, совокупность исторически сформировавшихся человеческих способностей. Чтобы жить в обществе, человеку недостаточно того, что ему дает природа при рождении. Для этого он должен овладеть общественно-историческим опытом, воплощенным, опредмеченным в окружающем его человеческом мире – мире промышленности, наук и искусства.

Процесс овладения этим миром осуществляется в деятельности, воспроизводящей в себе существенные черты той деятельности, которая воплощена в предметах и явлениях этого мира. Так именно происходит и процесс овладения орудиями труда, который представляет собой типичнейшую вещественную форму кристаллизации человеческой деятельности.

---------------------------------------------------------- 411 ----------------------------------------------------------

Орудие есть не только физический предмет, обладающий определенными механическими свойствами. Это есть, вместе с тем, общественный предмет – предмет, в котором воплощены и за креплены исторически выработанные способы действия, трудовые операции. Наличие этого общественного и вместе с тем идеального содержания, кристаллизованного в человеческих орудиях, и отличает их от «орудий» животных.

Животные тоже выполняют известные операции с помощью так называемых орудий; например, обезьяны легко научаются, как известно, пользоваться палками. Однако «орудия» животных в отличие от подлинных орудий не становятся устойчивыми носителями способов их употребления. Животные не хранят своих «орудий», орудия не передаются от поколения к поколению и при этом не усовершенствуются. Иначе говоря, в мире животных они не выполняют той «кумулирующей» коллективный опыт функции, которая свойственна предметам человеческой культуры[368]. Соответственно у животных не существует и процесса собственно овладения орудием, их «присвоения». Употребление «орудия» не формирует у них новых способностей; наоборот, оно само подчиняется тому естественному, инстинктивному по своей основе поведению, в систему которого оно включается[369].

Другое дело – употребление орудий человеком. В процессе овладения орудием человек подчиняет свои движения той общественно выработанной системе операций, которая материально закреплена в нем. Орудие перестраивает поведение человека, прижизненно формируя у него новые способности. «...Присвоение определённой совокупности орудий производства, – говорит Маркс, – равносильно развитию определённой совокупности способностей у самих индивидов»[370].

То же самое происходит и в случае овладения человеком явлениями духовной культуры. Например, овладение словами языка есть результат усвоения умственных операций, которые исторически закреплены в их значениях. Само собой разумеется, что при этом происходит также усвоение операций, благодаря которым реализуется постоянство грамматической и фонетической системы данного языка.

Таким образом, как и способность к деятельности посредством орудий, речевая деятельность человека, его речедвигательные и слуховые функции возникают в результате происходящего в процессе его онтогенетического развития присвоения им достижений исторического развития человечества, воплощенных в окружающем его объективном мире.

---------------------------------------------------------- 412 ----------------------------------------------------------

Процесс этот принципиально отличается от научения животных. У животных это процесс, основу которого составляет их видовое поведение, – наследственно зафиксированный опыт вида. Наслаиваясь над видовым поведением (безусловными рефлексами, инстинктами), индивидуальный опыт осуществляет функцию приспособления последнего к изменчивым условиям среды. В отличие от этого усвоение есть процесс, в результате которого происходит воспроизведение в индивиде исторически; сформировавшихся способностей и функций. Таким образом, это есть процесс, благодаря которому в онтогенетическом развитии человека достигается то, что у животных достигается действием биологической наследственности, а именно – воплощение в свойствах индивида итогов развития вида. Другой вопрос, что этот процесс осуществляется в форме и посредством механизмов образования индивидуального опыта и что он не только воспроизводит в индивиде исторически сложившиеся свойства и способности вида «человек» (Маркс говорит «человеческого рода»– Menschengattung), но и вызывает к жизни его созидательную деятельность.

Главное состоит в том, что описанный тип развития, свойственный человеку, ставит его в особое отношение к миру, в котором он живет. Приспособление к среде утрачивает у человека свой непосредственный, биологический характер. Ближайший к нему и важнейший для него мир человеческих предметов и явлений выступает перед ним не как внешняя среда, к которой он должен приспосабливаться, а как то, что он делает своим достоянием и посредством чего он осуществляет свою жизнь.

Таким образом, развитие деятельности человека в обществе как бы выходит за пределы его существа. Это, конечно, только метафорическое выражение. Однако оно схватывает важнейший факт, который состоит в том, что для человека орудия и машины, язык и наука суть органы его деятельности – как деятельности внешней, так и внутренней, умственной. И это до такой степени верно, что если мысленно отнять у человека эти органы, то он окажется полностью потерявшим способность к какой бы то ни было человеческой деятельности.

С другой стороны, устранение человека превратило бы созданный им мир в простое нагромождение медленно, но неизбежно разрушающихся предметов; их постигла бы такая же судьба, как и судьба анатомических органов, отделенных от человеческого организма. Иначе говоря, за этим даже уже «готовым» миром продолжает стоять человек в качестве его принципиально неустранимого субъекта.

Отношения, которые мы описали, выступают в условиях классового общества лишь как отношения абстрактного «целокупного» человека; конкретный же человек оказывается в этих условиях противопоставленным миру созданных человечеством

---------------------------------------------------------- 413 ----------------------------------------------------------

материальных и духовных богатств как чуждой ему и подчиняющей его себе силе. Впервые эти отношения становятся действительными отношениями людей только в нашу эпоху, эпоху утверждения социалистического, коммунистического общества, освобождающего человеческий труд. Эти отношения и определяют перспективу развития человеческой деятельности и самого человека.

Вытекающий из этих перспектив подход к человеку существенно меняет психологическую проблематику. Трудовая деятельность человека раскрывает в свете этих перспектив свое полное содержание и выступает как основной вид его деятельности, а сам человек – прежде всего как субъект этой деятельности, которая становится все более «реинтегрирован­ной», включающей в себя разносторонние проявления человеческой психики. Поэтому психология труда перестает быть только специальной ветвью психологии; ее теоретические проблемы становятся также и важнейшими проблемами общей психологии человека. Но это значит, что и сама психология труда не может далее развиваться на «отрубах» психологической науки, как это происходило в рамках старой психотехники и продолжается, по крайней мере, в тенденции, в современной американской инженерной психологии[371].

Все это, естественно, ставит сейчас многие психологические вопросы в новых аспектах, требующих разработки новых гипотез. Среди них мы выделим лишь два, а именно вопрос о соотношении внешней деятельности человека и его внутренней, умственной деятельности и вопрос, который может быть обозначен как вопрос о развитии функций человека и функций машины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.012 с.)