Музыкального искусства «фортепиано», 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкального искусства «фортепиано»,



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»,

 «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область

В00.  ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

 

  Программа по учебному предмету

В01.УП.01.ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

 

 

 

 

  Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты»,   «Хоровое пение». 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

I.  Пояснительная записка                                              

    - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

    - Срок реализации учебного предмета;

    - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

    - Форма проведения учебных аудиторных занятий;

    - Цель и задачи учебного предмета;

    - Обоснование структуры программы учебного предмета;

    - Методы обучения;

    - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета                                 

    - Учебный план;

    - Учебно-тематический план;

       - Содержание тем;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся    

IV. Формы и методы контроля, система оценок                     

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

    - Критерии оценки;

    - Контрольные требования на различных этапах обучения;

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса         

    - Методические рекомендации педагогическим работникам;

    - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Список рекомендуемой литературы

      - Список рекомендуемой учебной литературы

      - Список дополнительной литературы

 

 

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки»   разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных программам в области музыкального искусства «Фортепиано»,  «Хоровое пение» «Народные инструменты» и срокам обучения по этим программам при их реализации детскими школами искусств.

Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в вариативную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.

2. Срок реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» - 2 года

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Элементарная теория музыки»:

Таблица 1

Класс 7 класс 8 класс
Максимальная учебная нагрузка 66 часов 66 часов
Количество часов на аудиторные занятия 33 часа 33 часа
Количество часов на внеаудиторную работу 33 часа 33 часа

 

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая от 4 до 10 человек, продолжительность урока – 40 минут.

Цель и задачи предмета

Цель:

изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в профессиональные учебные заведения.

Задачи:

· обобщение знаний по музыкальной грамоте;

· понимание значения основных элементов музыкального языка;

· умение осуществлять практические задания по основным темам учебного предмета;

· систематизация полученных сведений для элементарного анализа нотного текста с объяснением роли выразительных средств;

· формирование и развитие музыкального мышления.

Программа «Элементарная теория музыки ориентирована также на:

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации,

приобретение навыков творческой деятельности,

умение планировать свою домашнюю работу,

осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,

умение давать объективную оценку своему труду,

формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,

уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,

понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,

определение наиболее эффективных способов достижения результата.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки обучающихся;

· формы и методы контроля, система оценок;

· методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

II. Содержание учебного предмета

 

Учебно-тематический план

Класс

Таблица 2

Наименование темы Аудиторные занятия
1. Интервалы. 1
2. Интервалы. Обращение интервалов. 1
3. Увеличенные и уменьшенные интервалы. 1
4. Характерные интервалы и тритоны. 3
5. Аккорд. Трезвучия. Обращения трезвучий. 2
6. Лад. Квинтовый круг тональностей. Буквенное обозначение тональностей. 2
7. Аккорды в тональности. 2
8. Виды септаккордов. 1
9. D7 с обращениями (в тональности, от звука). 3
10. Виды гармонических оборотов: плагальный, автентический, полный, прерванный. 1
11. Голосоведение. 1
12. Два уменьшенных трезвучия. 2
13. Увеличенное трезвучие. 2
14. МVII7, УмVII7 2
15. Внутрифункциональное разрешение вводных септаккордов. 2
16. Группировка в простых размерах. 2
17. Группировка в размерах 3/8, 6/8. 2
18. Строение музыкальной речи. Фактура. 1
19. Жанры. 1
20. Зачет 1

 

Класс

Таблица 3

№   Наименование темы Аудиторные занятия
1. Интервалы. Составные интервалы. 2
2. Разрешение интервалов. 2
3. II7 (в тональности, от звука). 3
4. Внутрифункциональное разрешение II7. 3
5. Главные и побочные септаккорды. Разрешение побочных септаккордов. 2
6. Буквенно-цифровые обозначения аккордов. 2
7. Стабильные монодические лады. 2
8. Особые лады. 1
9. Энгармонизм. 1
10. Виды тональностей. 1
11. Хроматизм. 2
12. Типы тональных соотношений. Поиск тональностей. 2
13. Родственные тональности (I степень родства). 2
14. Хроматическая гамма. 2
15. Ритм. Группировка. 2
16. Секвенции. Каденции. 1
17. Строение музыкальной речи.  1
18. Фактура. 1
19. Зачет. 1

 

Содержание курса

Класс

Интервалы.

В музыке все измеряется тонами и полутонами. Расстояние между двумя белыми клавишами, если между ними есть черная, равна тону. Расстояние между двумя белыми клавишами, если между ними нет черной – полутону. Расстояние от белой клавиши до ближайшей черной – полутону.

Знаки альтерации (альтерация – изменение):

диез - повышает ноту на полтона;

бемоль – понижает ноту на полтона;

дубль-диез – повышает ноту на тон;

дубль-бемоль – понижает ноту на тон.

Интервал – соотношение двух музыкальных звуков, взятых последовательно или одновременно. Интервал, звуки которого взяты одновременно, называют гармоническим.

Интервал, звуки которого взяты последовательно - называют мелодическим. Каждый интервал имеет ступеневую (количественную) и тоновую (качественную) величины.

Ступеневая величина отражает количество ступеней, составляющих данный интервал.

Тоновая величина отражает количество тонов, составляющих данный интервал. Она определяет вид интервала: чистый, большой, уменьшенный или увеличенный.

Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной. Интервалы в пределах октавы называются простыми, шире октавы – сложными или составными. Гармонические интервалы делятся на консонансы и диссонансы. Консонанс – благозвучие. Консонансы делятся на три группы:

1. весьма совершенные – ч1, ч8

2. совершенные – ч4, ч5

3. несовершенные – м3, б3, м6, б6

Диссонанс – неблагозвучие: м2, б2, м7, б7, тритоны.

Название интервалов - счет на латинском языке.

 

Название интервала Обозначение интервала Количество тонов Количество ступеней
Чистая прима ч1 0 1
Малая секунда м2 0,5 2
Большая секунда б2 1 2
Малая терция м3 1,5 3
Большая терция б3 2 3
Чистая кварта ч4 2,5 4
Тритон: увеличенная кварта уменьшенная квинта   ув4 ум5   3 3   4 5
Чистая квинта ч5 3,5 5
Малая секста м6 4 6
Большая секста б6 4,5 6
Малая септима м7 5 7
Большая септима б7 5,5 7
Чистая октава ч8 6 8

 

Сначала высчитывается ступеневая величина интервала, только после этого – тоновая.

При построении интервалов вниз знаки действуют наоборот: диез – уменьшает интервал, бемоль – увеличивает.

Обращение интервалов.

Обращение интервала – перемещение основания на октаву вверх или вершины на октаву вниз. Сумма обращений интервалов равна 9 ступеням.

Малый интервал переходит (обращается) в большой, большой – в малый, чистые – в чистые, уменьшенные – в увеличенные, увеличенные – в уменьшенные, дважды уменьшенные – в дважды увеличенные, дважды увеличенные – в дважды уменьшенные.

 

Аккорд

Аккорд – созвучие из трех и более звуков.

Наибольшее распространение в музыке получили аккорды терцовой структуры – трезвучия и септаккорды с обращениями.

Тоны аккорда – звуки, входящие в его состав, они имеют названия:

основной – тон, от которого все остальные можно расположить вверх по терциям (обозначается цифрой 8);

терцовый – тон, образующийся с основным интервал терции (обозначается цифрой 3);

квинтовый – тон, образующий с основным интервал квинты (обозначается цифрой 5);
септимовый - тон, образующий с основным интервал септимы (обозначается цифрой 7).

Основной вид аккорда – такой вид, при котором в нижнем голосе расположен основной тон.

 

Трезвучия.

Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям (обозначение трезвучия – 53).

Виды трезвучий:

Б53 = б3 + м3

М53 = м3 + б3

Ув53 = б3 + б3

Ум53 = м3 + м3

Обращения трезвучий

Каждое трезвучие имеет два обращения: секстаккорд (обозначается 6) и квартсекстаккорд (обозначается 64).

Секстаккорд – обращение, при котором в нижнем голосе расположен терцовый тон;

Б6 = м3 + ч4

М6 = б3 + ч4

Квартсекстаккорд – обращение, при котором в нижнем голосе расположен квинтовый тон;

Б64 = ч4 + б3

М64 = ч4 + м3

Названия тонов не меняются при обращении аккордов.

Основной вид аккорда – такое его положение, при котором основной тон является нижним звуком.

Обращение аккорда – такое его положение, при котором основной тон не является нижним звуком.

Лад

  Лад – система взаимосвязи тонов по принципу устойчивости и неустойчивости.

Эти тоны называются ступенями лада.

Устойчивые ступени: I, III, V - ладовый центр.

I ступень – абсолютный устой, III и V ступени – относительные устои. Они входят в состав тонического трезвучия.

Неустойчивые ступени: II, IV, VI, VII.

Вводные ступени: II, VII (называются так потому, что окружают I ступень, по которой дается название тональности).

Разрешение – переход неустойчивой ступени в устойчивую на основе тяготения; опевание – окружение какой-либо ступени двумя соседними.

Тональность – высотное положение лада - мажора/минора.

Тоника может быть гармонической (выражена аккордом) и мелодической (выражена тоном).

Гармоническая тоника – тоническое трезвучие (I53).

Мелодическая тоника – I ступень.

Звукоряд – все ступени лада, расположенные по порядку от самой низкой до самой высокой.

Мажор и минор окончательно сложились к XVII веку и сохраняют свое значение в музыке до наших дней.

Мажор и минор имеют 3 вида: натуральный, гармонический и мелодический.

Мажор – семиступенный вид лада, устойчивые ступени которого образуют мажорное трезвучие, III ступень отстоит от I на большую терцию.

Формула натурального мажора – тон, тон, полутон, 3 тона, полутон.

Гармонический мажор – мажор с пониженной VI ступенью.

Мелодический мажор – мажор с пониженной VI и VII ступенями.

Минор – семиступенный вид лада, устойчивые ступени которого образуют минорное трезвучие, III ступень отстоит от I на малую терцию.

Формула натурального минора – тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона.

Гармонический минор – минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический минор – минор c повышенной VI, VII ступенями. При построении повышения этих ступеней отменяются и гамма получается как натуральная.

Параллельные тональности – мажор и минор с одинаковыми ключевыми знаками (разные тоники, лады, одинаковые звуки). Мажор строится на III ступени параллельного минора, минор – на VI ступени параллельного мажора.

Ключевые знаки ставятся рядом с ключом, действуют в любом такте произведения и в любой октаве.

Случайные (встречные) знаки ставятся перед нотой и действуют только в данном такте и данной октаве.

Гамма – последование ступеней звукоряда от I до ее октавного повторения.

Гамма делится на 2 тетрахорда (тетрахорд – последовательность из четырех звуков).

Нижний тетрахорд – часть гаммы от I до IV ступени; может быть восходящим (от I вверх до IV) и нисходящим (от IV вниз до I).

Верхний тетрахорд – часть гаммы от V до I ступени; может быть восходящим (от V вверх до I) и нисходящим (от I вниз до V).

Одноименные тональности – мажор и минор с одинаковой тоникой (I ступенью). Разница в ключевых знаках равна 3: Ре мажор (2 диеза) – ре минор (1 бемоль).

Отличие гармонического мажора от гармонического минора - III ступень. Именно эта ступень дает 100% гарантию определения лада.

Определение тональностей:

1. Смотрим на ключевые знаки (из 30 реально существующих тональностей выбираем параллельные)

2. Смотрим на последнюю ноту (большинство произведений заканчивается на тонике). Если пример закончен не на тонике, то смотрим пункт 3

3. Смотрим на случайные знаки и истолковываем их как определенные ступени

Транспонирование – перенос мелодии в другую тональность. 

4 способы транспонирования:

· на определенный интервал;

· учитывая ладовое значение каждого звука в исходной тональности, сохранить те же ладовые значения в новой тональности;

· оставить запись неприкосновенной, изменив лишь соответственно ключевые и случайные знаки;

· замена ключа.

Квинтовый круг тональностей – система, в которой диезные тональности расположены по ч5 вверх, бемольные тональности – по ч5 вниз. Порядок возникновения ключевых знаков: диезы - фа-до-соль-ре-ля-ми-си;

бемоли – си-ми-ля-ре-соль-до-фа.

В мажоре новый диез появляется у VII ступени, а в миноре – у II ступени.

В мажоре новый бемоль появляется у IV ступени, а в миноре у VI ступени.

Название ступеней в ладу:

I – тоника (T) или тоническая прима

II – верхний вводный тон

III – медианта или тоническая терция

IV – субдоминанта (S); приставка «суб» обозначает «под»

V – доминанта (D) или тоническая квинта

VI – субмедианта

VII – нижний вводный тон

Аккорды в тональности

 

Диатонические аккорды – аккорды, состоящие из ступеней натурального и гармонического мажора/минора.

Главные ступени – I (T), IV (S), V (D)

Побочные ступени – II, III, VI, VII

Трезвучия главных ступеней, или главные трезвучия – трезвучия, строящиеся на главных ступенях лада и выполняющие основные гармонические функции: тоника (Т), субдоминанта (S), доминанта (D).

К ним относятся:

· тоническое трезвучие – обозначается I53 или Т53, строится на I ступени; является устойчивым, т.к. содержит устойчивые ступени – I, III, V;

· субдоминантовое трезвучие обозначается IV53 или S53, строится на IV ступени; содержит IV, VI и I ступени;

· доминантовое трезвучие – обозначается V53 или D53, строится на V ступени; содержит V, VII и II ступени.

Трезвучия на I, IV, V ступенях называются главными, потому что они имеют окраску, характерную для данного вида лада (в натуральных мажорах они мажорные, в натуральных минорах – минорные).

Трезвучия на остальных ступенях называются побочными, потому что они содержат противоположную ладовую окраску. В гармонических ладах эта закономерность нарушается.

Главные трезвучия имеют по 2 обращения.

 

I53   I IV53 – I6               IV V53 – I64               V
I6 III IV6 – I64              VI V6 – I53             VII
I64 V IV64 – I53                I V64 – I6                II

 

  Гармонический оборот – последование аккордов разных функций.

Простой гармонический оборот – с участием одной неустойчивой функции:

T – S – T (в любых вариантах) - плагальный оборот;

T – D - T (в любых вариантах) - автентический оборот.

Сложный гармонический оборот (полный оборот) – с участием обеих неустойчивых функций:

 T – S – D - T  

Миноры чаще всего должны быть гармоническими, т.е. V53 с обращениями получается со случайными знаками.

Аккорды субдоминантовой и доминантовой функций требуют разрешения – перехода в устойчивый аккорд, т.е. аккорд тонической функции.

Правила разрешения аккордов в элементарном виде:

1. Устой/устои остаются на месте;

2. Неустой/ неустои переходят в ближайшие устои.

Разрешение главных трезвучий с обращениями:

простые плагальные обороты простые автентические обороты
IV53 → I6 V53 → I64 (I6)
IV6 → I64 V6 → I53
IV64 → I53 V64 → I6

 

Виды септаккордов

Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям (обозначается 7), между крайними голосами интервал септима.

Вид септаккорда определяется видом септимы и трезвучия, лежащего в его основании.

Виды септаккордов:

· Большой мажорный септаккорд - складывается из б7 и мажорного трезвучия; обозначается ББ7 или Бdur7; строение ББ7 = Б53 (б3 + м3) + б3

· Большой минорный септаккорд - складывается из б7 и минорного трезвучия; обозначается БМ7 или Бmoll7; строение БМ7 = M53 (м3 + б3) + б3

· Малый мажорный септаккорд - складывается из м7 и мажорного трезвучия; обозначается МБ7 или Мdur7; строение МБ7 = Б53 (б3 + м3) + м3

· Малый минорный септаккорд - складывается из м7 и минорного трезвучия; обозначается ММ7 или Мmoll7; строение ММ7 = М53 (м3 + б3) + м3

· Малый уменьшенный септаккорд - складывается из м7 и уменьшенного трезвучия; обозначается МУм7; строение МУм7 = Ум53 (м3 + м3) + б3

· Уменьшенный септаккорд - складывается из ум7 и уменьшенного трезвучия; обозначается Ум7; строение Ум7 = Ум53 (м3 + м3) + м3

· Увеличенный септаккорд - складывается из б7 и увеличенного трезвучия; обозначается Ув7; строение Ув7 = Ув53 (б3 + б3) + м3

 Нижний звук септаккорда называется основным тоном, второй звук – терцовым тоном, третий – квинтовым тоном, верхний – септовым.

 

Более редкие септаккорды:

БУм7 = Ум53 (м3+ м3) + ув3

МУв7 = Ув53 (б3+ б3) + ум3

Утроение основного тона встречается в неполном тоническом трезвучии (без квинтового тона), обозначается значком «хх» - например, хх8I53. неп.

Удвоение одного из тонов возникает при соединении четырехзвучного аккорда с трехзвучным, обозначается значком «х» - например, х8I53.

Развернутый аккорд – аккорд в диапазоне октавы, обозначается I53. разв.

Название септаккорду в ладу дается по ступени на которой строится данный септаккорд:

I – Тонический септаккорд,

II – II септаккорд,

III – III септаккорд,

VI – VI септаккорд,

VII – Вводный септаккорд.

Каждый септаккорд имеет три обращения:

1. квинтсекстаккорд (65)

2. терцквартаккорд (43)

3. секундаккорд (2)

Прерванный оборот

Прерванный оборот – гармонический оборот, в котором доминанта не разрешается в тонику, а переходит в аккорд другой функции. Чаще всего – в трезвучие VI ступени, в котором удваивается терцовый тон:

V7 → х3VI53

 

Голосоведение

1. Прямое голосоведение – голоса идут в одну сторону (вверх или вниз).

2. Частный случай прямого – параллельное – голоса идут не только в одну сторону, но и на одинаковый интервал;

3. Противоположное – голоса идут в разные стороны;

4. Косвенное – хотя бы один из голосов остается на месте.

Два уменьшенных трезвучия

Уменьшенные трезвучия строятся там же, где и ум5: на VII cтупени мажора VII г минора, а также на II ступени минора и гармонического мажора. Обозначаются – VII53 в мажоре и VII53г в миноре, и соответственно – II53 в миноре и II53г в мажоре. Уменьшенные трезвучия имеют особенности разрешения: уменьшенная квинта разрешается в соответствующую терцию, а терцовый тон аккорда идет вверх или вниз в соседний устой.

В музыкальной практике уменьшенные трезвучия либо входят в состав четырехзвучных аккордов (V7, VII7, II7), либо используются в виде секстаккордов.

Главное при разрешении ум53 с обращениями – правильно разрешить входящий в их состав тритон.

Звуки при разрешении обращений аккорда ведут себя так же, как при разрешении основного вида аккорда. Исключение: D7 с обращениями (каждое обращение D7 имеет свое разрешение).

Увеличенное трезвучие

Увеличенное трезвучие строится в гармоническом мажоре на VI пониженной ступени, в гармоническом миноре – на III ступени.

 

Мажор Минор
  VI53г → I64 строится на VIb cтупени     III53г → I6 строится на III ступени
  VI6г → I53 cтроится на I cтупени   III6г → I64 строится на V ступени
  VI64г→ I6 cтроится на III ступени   III64г → I53 строится на VII#  

 

VII 7

Вводный септаккорд – четырехзвучный аккорд, содержит все неустои лада.

В натуральном мажоре на VII ступени строится малый вводный септаккорд (мVII7), в гармонических ладах – уменьшенный вводный септаккорд (умVII7). Разрешаются они одинаково: непосредственно в тонику или через близлежащую четырехзвучную доминанту (внутрифункционально).

 

Вид аккорда Ступеневое строение Интервальное строение Разрешение
м VII7 VII + II + IV +VI м3 + м3 + б3 I53 с удвоением терцового тона (х3I53)
м VII65 II + IV + VI + VII м3 + б3 + б2 I6 с удвоением терцового тона (х3I6)
м VII43 IV + VI + VII +II м3 + б2 + м3 I6 развернутый (I6) разв.
м VII2 II + IV + VI + VII б2 + м3 + м3 I64 с удвоением терцового тона (х3I64)

 

Вид аккорда Ступеневое строение Интервальное строение Разрешение
ум VII7 VII + II + IV +VI м3 + м3 + м3 I53 с удвоением терцового тона (х3I53)
ум VII65 II + IV + VI + VII м3 + м3 + ув2 I6 с удвоением терцового тона (х3I6)
ум VII43 IV + VI + VII +II м3 + ув2 + м3 I6 развернутый (I6) разв.
ум VII2 II + IV + VI + VII ув2 + м3 + м3 I64 с удвоением терцового тона (х3I64)

 

Группировка

Группировка бывает инструментальной и вокальной.

Вокальная группировка

В вокальной группировке обязателен текст: на каждый слог – одна длительность.

Длительности, объединенные лигой «говорят» о распеве данного слога.

Строение музыкальной речи

Синтаксис – от греческого syntaxis – составление, приведение в порядок.

В музыкальной речи – внутренне строение периода (предложения, фразы, мотивы).

Момент членения в музыке – цезура.

Единицы музыкальной речи: 

Период

 ↓

Предложение

Фраза

Мотив

Мотив – мельчайшая единица музыкальной речи; тематическая единица, имеющая, как правило, одну сильную долю.

Фраза – построение, объединяющее два или несколько мотивов, обладающее мелодической законченностью.

Предложение – часть периода, ограниченная каденцией.

Период – наименьшее музыкальное построение, выражающее законченную музыкальную мысль.

Самая крупная синтаксическая ← период → самая мелкая композиционная единица.

По тематическому строению периоды делятся на:

1. Период повторного строения – предложения схожи в началах, но различны в каденциях.

2. Период не повторного строения – предложения тематически различны.

3. Период единого строения – не делится на предложения.

По гармоническому строению периоды делятся на:

1. Однотональный, тонально замкнутый (заканчивается устойчиво в исходной тональности).

2. Однотональный, тонально не замкнутый (заканчивается неустойчиво в исходной тональности).

3. Модулирующий.

По масштабному строению периоды делятся на:

1. квадратный (2 +2, 4 +4, 8 +8, 16 +16)

Неквадратный

Квадратность – структура с количеством тактов, кратная двум.

Неквадратность бывает органической и производной.

Органически – изначально отсутствие квадратности. Производная – намеренное нарушение квадратности ради достижения определенного эффекта.

Способы нарушения квадратности:

1. дополнение – увеличение числа тактов после заключительной каденции;

2. расширение – увеличение числа тактов до заключительной каденции за счет секвенции или варьированного повтора 5, 6 или 7 такта;

3. сжатие – уменьшение числа тактов;

4. усечение – отсутствие нормативного окончания.

По количеству предложений:

1. неделимый период;

2. период из двух предложений;

3. период из трех предложений;

4. сложный период (предложения являются периодами)

Фактура

Фактура – организация музыкальной ткани в пространстве.

Параметры фактуры: вертикаль, глубина, горизонталь.

Компоненты фактуры:

Голос – однозвучная горизонталь, первичный компонент фактуры.

План – одно или многоголосное образование, являющееся носителем фактурной функции.

Пласт – объединение нескольких планов, целостное многоголосное образование.

Фактурный план – выделяется в фактуре слухом, прежде всего благодаря индивидуальной ритмической организации (+ регистр, тембр и т.д.).

Роль фактурного плана и его взаимодействие с остальными планами определяет его фактурную функцию.

Фактурный склад – исторически сложившийся тип фактуры, который определяется характером функциональных взаимосвязей ее компонентов.

Виды складов:

1. мелодический (все голоса выполняют относительно равную функцию – мелодическую;

2. смешанный;

3. гомофонный.

Разновидности мелодического склада:

1. монодия – наиболее древний вид одноголосия, не предполагающий других фактурных голосов, «принципиальное одноголосие».

2. гетерофония – промежуточный между монодией и полифонией склад, в котором при наличии нескольких голосов они не самостоятельны, являются вариантами одного напева (характерно параллельное движение голосов).

3. полифония – голоса самостоятельны и относительно независимы (виды полифонии – подголосочная, имитационная, разнотемная);

4. гомофонный склад – это многоголосный фактурный склад, в котором голоса выполняют неоднородные функции: функции ведущих и функции аккомпанирующих голосов.

Жанры

Жанр – род, вид, характер.

Музыкальные жанры – исторически сложившиеся роды и виды музыки, связанные с определенным предназначением, условиями исполнения, типом содержания и характерным комплексом выразительных средств.

Истоки происхождения жанров:

1. вокальные (песня) – пение;

2. речевые (речитатив) – речитатив;

3.  моторные (танец, марш) – движение;

4. сигнальные (фанфара).

Марш - музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей. Характерна отчетливая акцентировка сильных долей, решительность и определенность ритмов: _________________________________________

Ясная периодичность квадратных структур. Темп соответствует скорости шага. Размер двухдольный, реже 6/8 триолями; 12/8 триолями.

Гавот – старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двухдольного размера: 4/4, 2/2. Умеренного темпа. Ритмы очень отчетливы, шестнадцатых нет. Типичен затакт. В композиторской практике – самостоятельная пьеса или часть сюиты.

Менуэт – старинный народный французский танец, с середины 17 века бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер 3/4. Плавный танец, очень умеренного темпа. Характерны отчетливость каждой доли.

Сицилиана – вокальная или инструментальная музыкальная пьеса, родственная пасторали, обычно в миноре, музыкальный размер 6/8, 9/8 или12/8. Старинный итальянский танец в характере пастушеской идиллии. Исполняется плавно, в умеренном темпе. Типичен ритм: _________.

Ригодон – быстрый танец в размере 2/2 (alla breve), с затактом в четверть. Французский танец.

Вальс – бальный танец в трехдольном размере (3/4, реже 3/8 или 6/8), немецкого происхождения. Характерные ритмы: _____________________________________________

 

 

 Нередки синкопы. Основная фигура аккомпанемента:_______________________________

Мазурка – польский народный танец. В 19 веке стал бальным. Музыкальный размер 3/4 и 3/8. Умеренного темпа (медленнее вальса), но с относительно острыми ритмами, для которых характерно ограничение мотива второй доли после коротких длительностей на первой: ______________________________________________________________________

Сочетаются изящество, блестящая удаль, мечтательность.

Полька – народный и бальный танец чешского происхождения. Музыкальный размер 2/4. танец умеренно-скорого темпа: веселый, непринужденный. Характерные ритмы: _____________________________________________________________________________

Болеро – испанский парный танец. Музыкальный размер 3/4. темп умеренный. Сопровождается гитарой, барабаном и кастаньетами, пением танцующих.

Характерный ритм аккомпанемента: ___________________ или _______________________

Подчеркивается стуком кастаньет. Близок к полонезу.

Тарантелла – итальянский народный танец в быстром темпе: сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, кастаньет, иногда пением. Музыкальный размер: 6/8, 3/8. Ритмы: ____________________________________________________________________

 

Песня и романс – музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию – лирические, патриотические, сатирические и т.п.; по социальной функции – обрядовые, бытовые, военно-строевые и т.п.; по исполнительскому составу – сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. 

В русской и французской музыке авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 –начало 20 вв. произошло разделение песни на профессионально-академическую и т.н. популярную. Песней иногда называют инструментальные произведения певучего характера. Темп часто умеренный, но встречается и оживленный. Мелодика песенного характера.

Баркарола – песня венецианских гондольеров, песня на лодке. Типичны мягкое, качающееся движение мелодии, лирический характер. Темп умеренный. Характер мелодии – плавный. Аккомпанемент спокойный, певучий, часто содержит плавное качающееся движение, имеющее изобразительный смысл: 6/8 ________________________ - ритм аккомпанемента.

Ноктюрн – ночная музыка, в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение. Большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно дивертисменту, кассации и серенаде. Темп медленный и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.322 с.)