Интервалы. Составные (сложные) интервалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интервалы. Составные (сложные) интервалы



Составные (сложные) интервалы – интервалы шире октавы.

 

секунда через октаву нона 9
терция - «- децима 10
кварта - «- ундецима 11
квинта - «- дуодецима 12
секста - «- терцдецима 13
септима - «- квартдецима 14
октава - «- квинтдецима 15

 

Два способа обращений составных (сложных) интервалов:

1. Оба звука идут навстречу, при этом обращаясь друг в друга;

2. Нижний звук идет на две октавы вверх или верхний – на две октавы вниз.

Сумма обращений составных (сложных) интервалов = 16.

Интервалы в тональности

Разрешение интервалов

Диатонические интервалы – интервалы, состоящие из ступеней натурального и гармонического видов мажора и минора.

Устойчивые интервалы – интервалы, содержащие только устойчивые ступени – I, III, V.

Неустойчивые интервалы – интервалы, содержащие хотя бы одну неустойчивую ступень.

Неустойчивые интервалы требуют разрешения.

Совершенные и весьма совершенные консонансы разрешаются с помощью противоположного и косвенного голосоведения (устой остается на месте, неустой переходит в соседний устой). Запрещены параллельные совершенные и весьма совершенные консонансы (ч5, ч1, ч8).

Несовершенные консонансы могут разрешаться любым голосоведением, но особенно хорошо слушаются параллельные несовершенные консонансы.

Если выбор между I и III ступенью, то в разрешении лучше получать III ступень, т.к. она указывает на вид лада.

У секунд диссонирует (требует разрешения, несмотря на устойчивость ступени) нижний звук, а у септим – верхний. Чтобы разрешать секунды и септимы, надо диссонирующий звук повести на секунду вниз, полученный несовершенный консонанс разрешить.

Исключения:

1. м7 на V ступени разрешается в терцию на I ступени;

2. секунда на VI ступени – ч4 на V ступени;

3. септима на VII ступени – ч5 на I ступени.

Уменьшенные интервалы сужаются, а увеличенные – расширяются.

II 7

 Септаккорд II ступени – четырехзвучный аккорд, строящийся на II cтупени лада. Два основных вида разрешения: непосредственно в тонику или через доминанту в тонику

Вид аккорда Ступеневое строение Интервальное строение в мажоре Разрешение
II7  II + IV +VI + I м3 + б3 + м3 I6 с удвоением квинтового тона (х5I6)
II65 IV + VI + I + II б3 + м3 + б2 I64 с удвоением квинтового тона (х5I64)
II43 VI + I +II + IV м3 + б2 + м3 I64 развернутый (I64) разв.
II2  IV + VI + I +II б2 + м3 + б3 I53 с удвоением квинтового тона  (х5I53)

 

Вид аккорда Ступеневое строение Интервальное строение в миноре и гармоническом мажоре Разрешение
II7  II + IV +VI + I м3 + м3 + б3 I6 с удвоением квинтового тона (х5I6)
II65 IV + VI + I + II м3 + б3 + б2 I64 с удвоением квинтового тона (х5I64)
II43 VI + I +II + IV б3 + б2 + м3 I64 развернутый (I64) разв.
II2  IV + VI + I +II б2 + м3 + м3 I53 с удвоением квинтового тона  (х5I53)

Внутрифункциональное разрешение II 7

1 способ:

 

7

 

                                                           2                        65

    

                                                                          43

II7 – V43 – I53

                       разв.

II65 – V2 – х8I6 

II43 – V7 – хх8I53

                       неп.

II2 – V65 – х8I53 

2 способ

7

 

                                                           2                        65

    

                                                                        43

 

19II7 – VII65 – х3I6

II65 – VII43 – I6

                           разв.

II43 – VII2 – х3I64

II2 – VII7 – х3I53 

Главные и побочные септаккорды. Разрешение побочных септаккордов

Главные септаккорды: V7, VII7, II7

Побочные септаккорды: I7, III7, IV7, VI7

Главное при разрешении любого септаккорда – правильно вести септиму. Она может остаться на месте или идти вниз, но не более чем на б2 по звучанию (по написанию это может быть ум3). Категорически запрещается вести септиму вверх.

I способ.

В каждом побочном септаккорде септима идет вниз на секунду до тех пор, пока не достигнет хорошо тяготеющий в тонику аккорд (любой из главных септаккордов). Возникает цепочка септаккордов, следующих друг за другом по обращениям:

 

7

 

2                        65

43

II способ.

Правило креста. В каждом побочном септаккорде септима и квинта идут на секунду вниз

до тех пор, пока не достигнет хорошо тяготеющий в тонику аккорд. В этом случае септаккорды идут через обращение:

7

 

2                        65

    

                                                                          43

 

 

Септима может пойти вверх, но в этом случае септаккорд будет восприниматься не как самостоятельное созвучие, а лишь как задержание к тонике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.007 с.)