Инструментальная группировка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструментальная группировка



Группировка – разделение длительностей внутри такта, соответствующее строению размера. Сколько счетных долей в такте, столько же должно быть и групп длительностей.

1. Если ноты одной длительности, то они объединяются под одно ребро.

2. В размере 3/8 в силу мелкоты длительностей надо объединять ноты под одно ребро.

3. В простых размерах группировка совершается по долям.

4. В сложных размерах и смешанных размерах надо отделять друг от друга простые размеры, входящие в их состав.

5. В сложных размерах нельзя удлинять ноту с точкой от слабой к относительно сильной доле (надо использовать лигу).

 Любая длительность может быть заменена паузой.

Вокальная группировка

В вокальной группировке обязателен текст: на каждый слог – одна длительность.

Длительности, объединенные лигой «говорят» о распеве данного слога.

Строение музыкальной речи

Синтаксис – от греческого syntaxis – составление, приведение в порядок.

В музыкальной речи – внутренне строение периода (предложения, фразы, мотивы).

Момент членения в музыке – цезура.

Единицы музыкальной речи: 

Период

 ↓

Предложение

Фраза

Мотив

Мотив – мельчайшая единица музыкальной речи; тематическая единица, имеющая, как правило, одну сильную долю.

Фраза – построение, объединяющее два или несколько мотивов, обладающее мелодической законченностью.

Предложение – часть периода, ограниченная каденцией.

Период – наименьшее музыкальное построение, выражающее законченную музыкальную мысль.

Самая крупная синтаксическая ← период → самая мелкая композиционная единица.

По тематическому строению периоды делятся на:

1. Период повторного строения – предложения схожи в началах, но различны в каденциях.

2. Период не повторного строения – предложения тематически различны.

3. Период единого строения – не делится на предложения.

По гармоническому строению периоды делятся на:

1. Однотональный, тонально замкнутый (заканчивается устойчиво в исходной тональности).

2. Однотональный, тонально не замкнутый (заканчивается неустойчиво в исходной тональности).

3. Модулирующий.

По масштабному строению периоды делятся на:

1. квадратный (2 +2, 4 +4, 8 +8, 16 +16)

Неквадратный

Квадратность – структура с количеством тактов, кратная двум.

Неквадратность бывает органической и производной.

Органически – изначально отсутствие квадратности. Производная – намеренное нарушение квадратности ради достижения определенного эффекта.

Способы нарушения квадратности:

1. дополнение – увеличение числа тактов после заключительной каденции;

2. расширение – увеличение числа тактов до заключительной каденции за счет секвенции или варьированного повтора 5, 6 или 7 такта;

3. сжатие – уменьшение числа тактов;

4. усечение – отсутствие нормативного окончания.

По количеству предложений:

1. неделимый период;

2. период из двух предложений;

3. период из трех предложений;

4. сложный период (предложения являются периодами)

Масштабно-тематические структуры

Соотношение синтаксических единиц в теме (периоде) по масштабам между собой:

1. Периодичность: 2 + 2 + 2 +2

2. Суммирование: 2 + 2 + 4

3. Дробление: 4 + 2 + 2

4. Дробление с замыканием: 4 + 1 + 1 + 2

 

Фактура

Фактура – организация музыкальной ткани в пространстве.

Параметры фактуры: вертикаль, глубина, горизонталь.

Компоненты фактуры:

Голос – однозвучная горизонталь, первичный компонент фактуры.

План – одно или многоголосное образование, являющееся носителем фактурной функции.

Пласт – объединение нескольких планов, целостное многоголосное образование.

Фактурный план – выделяется в фактуре слухом, прежде всего благодаря индивидуальной ритмической организации (+ регистр, тембр и т.д.).

Роль фактурного плана и его взаимодействие с остальными планами определяет его фактурную функцию.

Фактурный склад – исторически сложившийся тип фактуры, который определяется характером функциональных взаимосвязей ее компонентов.

Виды складов:

1. мелодический (все голоса выполняют относительно равную функцию – мелодическую;

2. смешанный;

3. гомофонный.

Разновидности мелодического склада:

1. монодия – наиболее древний вид одноголосия, не предполагающий других фактурных голосов, «принципиальное одноголосие».

2. гетерофония – промежуточный между монодией и полифонией склад, в котором при наличии нескольких голосов они не самостоятельны, являются вариантами одного напева (характерно параллельное движение голосов).

3. полифония – голоса самостоятельны и относительно независимы (виды полифонии – подголосочная, имитационная, разнотемная);

4. гомофонный склад – это многоголосный фактурный склад, в котором голоса выполняют неоднородные функции: функции ведущих и функции аккомпанирующих голосов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.007 с.)