Цель раздела: формирование знаний об истории развития европейской цивилизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель раздела: формирование знаний об истории развития европейской цивилизации.



Западный тип цивилизации начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме.

Особенности:

1) религиозно-мифологическое мировоззрение. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески — порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония, формируется рациональность.

2) культуросозидающая деятельность человека. Гармония проявляется в пропорции. Отсюда — формулирование канона — совокупности правил, определяющих гармонию,. Тело — прообраз мира. Антропоцентризм, т. е. человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

3) частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

4)демократия - равенство всех граждан как принцип равных возможностей, свобода слова, выборность органов власти.

5) заложены основы гражданского общества (право гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод).

6) вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество — вторичными.

Своеобразие греческой цивилизации:

1) появление «полиса» — «город-государство», охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества.

2) стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, строился морской транспорт и памятники культуры.

11. Древняя Греция как локальная цивилизация европейской Античности

В отличие от культур древнего Востока, где преобладал азиатский способ производства и где изделия из бронзы были широко распространены, культурное развитие Древней Греции обладало рядом особенностей, что и сказалось на складывании характерных черт культуры Античности.

 Осуществляется переход от мифа к идеологии и философии. Развитие древнегреческой культуры пошло по иному пути, чем в более древних цивилизациях "первой волны". Там всю энергию нации вбирала в себя религиозная идеология. В Греции же миф, разлагаясь, питает светский Логос, слово. Более радикальный характер культурного сдвига. Олимпийские игры появляются впервые, они не имеют предшественников в предыдущих формах духовности. Философия, литература, театр очень быстро становятся самостоятельными видами культуры, обособляются, превращаются в специализированный, профессиональный вид деятельности. Необычайно высокие темпы культурных изменений: они охватили примерно 300 лет, с VI в. до н. э. вплоть до III в. до н. э., когда обнаруживается застой и последующий упадок. Становление полисной системы - динамичный процесс, охвативший несколько десятков лет. За столь короткий промежуток времени старые, родовые, связи не могли полностью исчезнуть, они ещё долго сохранялись.

Многообразие культуры античной Греции подводило к укреплению её единства, общности, сходства, что и позволяет говорить о культурной целостности, несмотря на политические и экономические противоречия, раздиравшие страну. Античная цивилизация, расколов общество на противоположные классы, политические интересы, соперничающие полисы, не смогла создать достаточно прочного единства средствами духовной культуры.

Социальное содержание культуры в наиболее полном виде соответствует её формам выражения и представления (каноны в архитектуре, скульптуре, возникает понятие нормы (меры). Поликлет установил канон (совокупность правил), господствовавший в скульптуре более 100 лет. Формируются рациональные, разумные чувства. Происходит и единение эстетического идеала с политическим. Греки свели все добродетели к четырём - справедливости, мудрости, мужеству, умеренности

   Древний Рим как локальная цивилизация европейской Античности.

Цивилизация древнего Рима не стала культурой технической, хотя в области аграрного производства римляне достигли известного технического прогресса.

Среди причин, не позволивших развивать технику, науку обычно называют ограниченное применение источников энергии - воды, ветра, пара и др.

Рим утвердил идею единого, централизованного государства. Таким образом, он создал условия для распространения единой, унифицированной культуры. Более того, Рим пошёл ещё дальше, к идее империи - неограниченной, неразделённой власти главы государства. И это продлило жизнь культуры Рима по отношению к культуре Греции ещё почти на пять столетий

Человек ценился не по отдельным своим качествам, достоинствам, а по их совокупности: сумма всех нравственных качеств и составляла новую цельность - virtus, доблесть.

Деяния мужественных людей обеспечивали римлян свободой. Свобода была тесно связана с независимостью, зависимый человек не мог быть свободным. Поэтому считалось, что должность, выполняемая за деньги, не может считаться свободно

Римское рабовладение стало чрезвычайно существенным фактором цивилизации. Оно было интенсивнее, чем где бы то ни было, не столько по масштабам, сколько по организованности применения рабского труда во всех сферах жизни. Так что по социальному признаку население Рима разделилось прежде всего на рабов и свободных римлян

Римское право в своем развитии видимо недаром испытало воздействие греческой культуры, с ее мощным антропоцентризмом, возвышавшимся в отдельных моментах до гуманизма. Впрочем, это воздействие сказывалось на сфере правовых отношений не прямо, а опосредованно, через реализацию общих связей между двумя античными культурами, в чем-то схожих, в чем-то принципиально отличных друг от друга.

Унификация управления и культуры, т. е. обеспечение продолжительного мира, существовавшего при римлянах для распространения культуры и идеи единой цивилизации, связанной единым правлением

Рим — жесткая, исключительно военно-политическая структура, связавшая воедино огромную территорию Древнего мира

 

Цивилизация европейского Средневековья, его хронология и география, локальные варианты

Российская и западная медиевистика считают началом средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века. Наиболее верным является рассмотрение средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. Например, если итальянские историки считают началом нового времени XIV век, то в России начало новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века. Очень трудно систематизировать в рамках европейского средневековья, например, историю государств Азии, Африки, доколумбовой Америки. Разногласия в хронологии эпохи и невозможность применения термина средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер.

Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее средневековье (конец V — середина XI веков). Высокое, или классическое, средневековье (середина XI — конец XIV веков). Позднее средневековье или раннее новое время (XIV—XVI века).

У истоков средневековой Европы находились Западная Римская империя и мир варварских (германских, кельтских и славянских) племен, которые разрушили эту империю в эпоху великого переселения народов (IV–VI вв.). Помимо бывших западных провинций Рима в орбиту средневековой цивилизации попали Шотландия и Ирландия, Дания и Скандинавские страны, западно-славянские народы (хорваты, чехи, словаки, поляки и др.), народы Прибалтики, венгры.

Особенно значимым было воздействие византийской и арабской культур. Они могут быть отнесены к внешним источникам формирования культуры средневековой Европы. Внутренние источники – римское и варварское наследие, а также христианство в его западной, католической форме.

Переход от античной древности к раннему средневековью связан с кризисом Римской империи, нарушением равновесия в отношениях этого государства с варварскими племенами, жившими за реками Рейн и Дунай. Зрелое средневековье – время, когда достигли полного расцвета все основные институты средних веков: феодализм как тип экономической и социальной зависимости крестьян от феодалов и феодалов друг от друга, римско-католическая церковь с ее духовным, культурным и общественным влиянием и т.д. Позднее средневековье – период разложения феодализма и всей средневековой культуры.

Локальные цивилизации: средневековый тип цивилизации и культуры представлен двумя разновидностями: латинский (католический) Запад (Западная Европа) и греческая (православная) Византия.

 

Цивилизация европейского Средневековья, ее типологическая характеристика, культурная картина мира (ментально-ценностное ядро, типологические особенности культурной практики).

Ментальное ядро. Средневековый тип культуры и цивилизации выделяется на фоне предыдущего прежде всего по своему ментально-ценностному ядру. Средневековая «картина мира» в важнейших своих чертах задается христианским мировоззрением. Именно христианство сформировало новые смыслы природного и социального бытия, которые нашли выражение в особенной, непохожей на античную, культурной практике.

Модель бытия. Контуры средневековой христианской ментальности проступают уже в переходную эпоху, тогда как своими корнями она уходит в позднеантичную культуру. Исходным пунктом послужили античные представления о космосе как основе мирового порядка. Средневековья усилило идею всеобъемлющей и осмысленной упорядоченности вещей, отчуждая от самого бытия его источник и воплощая последний в идею абсолютного, внемирного (трансцендентного) и суверенного Бога. Самый космос находится по отношению к Богу в отношениях покорности, монашеского послушания. Такая параллель между миром небесных тел и миром социума означала становление креационизма - учения об одном и том же Боге как творце стихий и как законодателе людей.

В центр бытия нарождающееся средневековое сознание поставило Бога как Творца всего сущего и как абсолютную духовную субстанцию, безраздельно господствующую в мире.

Основу мировоззренческой системы, созданной Августином, составляет идея существования двух государств, «градов», ипостасей бытия: града божественного, небесного (civitas Dei) и града земного (civitas terrena).

Картина мира. Бытие выстраивается как цельная, определенным образом упорядоченная и иерархизованная система. В ее центре - Бог. В целом же бытие структурируется двояко. Реально существующим признается как высшее, сакральное, совершенное и сущностное бытие (небесная реальность), так и плотское, греховное, мирское (земная реальность).

Модель человека. Христианство способствовало растущему осмыслению значимости индивида, его ценностному выделению.

Ценностной доминантой средневековой культуры выступает идея Бога, ценные качества – преодоление своеволия, чертой западной ментальности выступает рационализм

 

Западная Европа как локальная цивилизация европейского Средневековья.

Отличительная особенность – в своем становлении и развитии впитала в себя и переплавила в качественно новый исторический феномен три цивилизационных начала - античное наследие, цивилизацию варварского мира и христианство.

Западноевропейское Средневековье заложило основы той Западной Европы, которая сыграла столь значительную роль в эпоху Прединдустриальной цивилизации, превратило всю Западную Европу в ареал цивилизационного развития.  Самым крупным западноевропейским средневековым городом был Париж (к XV в. 250-280 тыс. чел).  Средневековая Европа - примеры межцивилизационного взаимодействия, когда, помимо войн, захватов, грабежей, прослеживается обмен культурными и духовными ценностями. Рыцари-крестоносцы, возвращаясь из крестовых походов, везли с собой не только сокровища, взятые у мусульман, они везли знания о достижениях арабской медицины, математики, естествознания.  Начинают формироваться нации, национальные государства, национальные языки и национальная культура.  Западноевропейская средневековая цивилизация заложила основы более поздней государственности парламентаризма, сословного представительства. Первым европейским документом, где говорится о правах человека, была Великая хартия вольностей. Вклад в общечеловеческую культуру, зародилась национальная культура многих европейских государств, что нашло отражение в литературе, искусстве, архитектуре. Расширению сферы интеллектуальной жизни во многом способствовало широкое распространение письменности и изобретение книгопечатанья. В 1450 г. Иоганн Гутенберг в Майнце (Германия) издал первую полнообъемную печатную книгу Библию.  Помимо монастырей и церковных школ, носителями знания и культуры стали средневековые университеты, где, кроме богословия, изучали юриспруденцию, медицину, математику, астрономию, грамматику, риторику и музыку. Старейшими из них были Болонский университет (Италия), основанный в конце XI в., и Сорбонна в Париже (XII в).  Своеобразное отражение развитие духовных начал в человеке нашло в архитектуре. Романский стиль, взявший за основу римскую базилику, утверждал простоту и ясность линий, величие и гармонию.  Особый вклад в развитие Западноевропейской средневековой цивилизации внесли города. В них формировалась особая духовная атмосфера, новый ритм жизни, ценились образованность, предприимчивость и активность. Горожане были носителями этических представлений и норм, отличавшихся как от аскетической религиозной морали, так и от рыцарской культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.016 с.)