Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Понятие цивилизации. Первобытная цивилизация. Ранние цивилизации. Цивилизации востока.Стр 1 из 11Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ГЛОССАРИЙ РАЗДЕЛ 1.Понятие цивилизации. Первобытная цивилизация. Ранние цивилизации.Цивилизации Востока. Контрольные вопросы. РАЗДЕЛ 2. Европейская цивилизация. Контрольные вопросы Тестирование БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Электронное учебное пособие по дисциплине «История мировых цивилизаций» направлено на формирование общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по уровню бакалавриата направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление,профиль «Социально-экономическое развитие прибрежных территорий»: - ОК-2 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции. Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата образовательной программы 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление, профиль «Социально-экономическое развитие прибрежных территорий». В электронном учебном пособии содержится систематическое изложение проблем истории мировых цивилизаций, изложение основных подходов к изучению цивилизаций, методов анализа исторических этапов развития цивилизации, рассмотрение конкретных культурно-географических типов цивилизационного развития. Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся системные знания в области истории мировых цивилизаций. Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации. Каждый раздел электронного учебного пособия включает контрольные вопросы и тестовые задания.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ История мировых цивилизаций
1. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «История мировых цивилизаций» относится к Дисциплинам по выбору Вариативной части Блока 1 и изучается на 1 курсе в 1 семестре по очной/заочной форме обучения. 2. Планируемые результаты обучения по дисциплине В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать основы теории цивилизации, понятие и виды цивилизаций, структуру цивилизаций, логику развертывания цивилизаций в пространстве и времени, характеристики основных мировых цивилизаций. Уметь применять социогуманитарную методологию в процессе освоения культурно-цивилизационного знания, формировать в себе навыки широкого цивилизационного мышления, анализировать историю отечественной культуры в цивилизационном контексте. Владеть навыками участия в дискуссиях по проблемам истории мировых цивилизаций. 3. Объем дисциплины по видам учебных занятий Общая трудоемкость дисциплины составляет очная/заочная - 3 з.е., 108 час. (18 /4 ч. — лекции, 18/4 ч. — практические занятия), 72/96 часа составляет самостоятельная работа обучающегося. 4. Основное содержание дисциплины Цивилизационный взгляд на логику истории. Теория исторического процесса Изучение закономерностей исторического процесса. Критерии периодизации истории. Исторические циклы. Цивилизации: понятие и структура. Механизм смены цивилизаций. Витки спирали исторического прогресса Периодизация истории древних цивилизаций. Человек древних обществ. Технический прогресс в древних обществах. Экономическая структура общества. Формирование социально-политической структуры общества. Духовная жизнь древних обществ. Раннеземледельческая культура Египта. Поздний период Египетской цивилизации Древнее Двуречье. Истоки Месопотамской цивилизаци. Шумерская цивилизация. Старовавилонский период. Касситский период. Нововавилонский период. Месопотамская цивилизация. Земледельческие культуры Индостана. Хараппская цивилизация. Ведийская цивилизация. Цивилизация между Гангом и Гималаями. Цивилизация Кушанской и Гупской империй. Шанская (иньская) цивилизация. Цивилизация эпохи Чжоу. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу. Цивилизация эпохи Цинь. Цивилизация эпохи династии Хань. Финикийская цивилизация — вариант ближневосточного развития. Древняя Сирия: первые шаги цивилизации. Цивилизация Древней Палестины. Хеттская цивилизация. Ассирийская цивилизация. Цивилизация персов.
Древнегреческая цивилизация. Центры цивилизации. Цивилизация эпохи эллинизма. Древнеримская цивилизация. Древнеримская цивилизация эпохи Республики. Древнеримская цивилизация эпохи империи. Византийская цивилизация. Арабская исламская цивилизация. Западноевропейская средневековая цивилизация. Гуманизм как ценностная доминанта европейского Ренессанса. Культурно-исторический смысл Реформации М. Лютера. Особенности становления индустриальной цивилизации. Духовная культура Европы индустриальной эпохи. Становление индустриального общества Северной Америки. Индустриальная цивилизация XX в. Особенности кризиса цивилизации второй половины XX в. Третья научно-техническая революция. Постиндустриальная цивилизация. Основные тенденции цивилизационного развития.
ГЛОССАРИЙ
Тема 1. Понятие цивилизации
В настоящее время в гуманитарных науках все большую роль играет т.н. цивилизационный подход к изучению общественных процессов. Этот подход, который учитывает все многообразие аспектов, определяющих общественное развитие (климат, территория, религия, окружение). Этот подход противоположен другому, формационному, в котором основным для изучения является т.н. способ производства, который и определяет в реальности все остальные аспекты общественной жизни Слово «цивилизация» происходит от лат. «civis», что означает «городской, государственный, гражданский». Во времена античности и средневековья оно противопоставлялось понятию «silvaticus» – лесной, дикий, грубый Понятие Цивилиза́ция в гуманитарных науках имеет несколько значений. 1.Разумная форма организации материи во вселенной (цивилизация как необходимый этап ее развития). 2.Разумная форма организации планетарной жизни (человеческа цивилизация, внеземные цивилизации) 3.Стадия исторического процесса, разумная и упорядоченная форма организвции общества на основе законов, науки и рациональной морали 4.Материальный аспект органицации общества, его внешний технологический порядок, здесь цивилизация иногда противопоставляется культуре как порядку внутреннему 5.Любая целостная и относительно замкнутая форма организации жизни людей (локальные цивилизации) 6.Синоним культуры как таковой – цивилизация майя или культура майя.
На сегодняший день существуют две противоположные оценки самого феномена цивилизации. 1.Это высщая форма организации человеческого общества (техногенная циавилизация) и даже вселенной, в которой цивилизация с ее техническим потенциалом играет не совсем понятную эволюционную роль. 2.Это стадия упадка общества, человека, мира (железный век), поскольку все отношения людей опосредованы внешними техническими системами, человек утрачивает непосредственную связь с природой, другими людьми и собой. Понятие «цивилизация» входит в широкий научный оборот в Европе конца XVIII - начала XIX вв.. Считается, что понятие «цивилизация» впервые употребил французский экономист Виктор Рикети Мирабо (1715-1789) в трактате «Друг законов» в 1757 году. В 1767 году его использовал шотландский просветитель А. Фергюсон (1723-1816). Есть и другие точки зрения на первенство. Появление и распространение этого понятия связано с формированием в Европе т.н. культуры Просвещения, которая с помощью понятия цивилизаиця отделяла себя от варварства абсолютизма. В этот период термин цивилизация обозначал высший уровень общественного развития, связанный с появлением городов, книгопечатанья, фабричного производства, науки. Цивилизация противопоставлялась непросвещенным, например, неевропейским народам, темным векам феодализма и средневековья, в которых господствоваали не разум и закон, а сила, произвол и обычай. Подобное противопоставление, впрочем, мы находим и на самой заре человеческой истории, когда египтяне, греки, римляне противопоставляли себя варварам. В эпоху Просвещения понятие цивилизация ассоциировалось с концепцией прогресса, идеей разумной организации общественной жизни и самого человека. Понятие цивилизация выступает как некий образ желаемой реальности. Понятия «цивилизация» и «культура» первоначально выступали как синонимы, но постепенно между двумя терминами стало устанавливаться различие. Термин «цивилизация» относился к целым народам и странам в их развитом состоянии, во внешнем порядке, «культура» - к форме и степени внутренней духовности, в которой выражаются высшие достижения общества.. Представление об неком объективном совершенствовании человечества в процессе линейного исторического развития легло в основу стадиальной концепции цивилизации. Она начала формироваться в эпоху Просвещения в XVIII в. и основывалась на представлении, что человечество развивается от простого к сложному, он низшего к высшему, от неразумного к разумному с последовательным нарастанием, например, морального совершенства общества, чнловеческой свободы. Основой прогресса человечества считался как прогресс человеческого разума. Наиболее выразительно представлял просветительскую концепцию линейного прогресса французский философ Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794) в своем сочинении «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». По мнению Кондорсе, человечество прошло уже восемь ступеней прогресса, находится на девятой и в будущем вступит в десятую. Тогда смягчится неравенство, расширятся условия для развития личности, образуется республика, в которой будут руководить ученые. Идею цивилизации как общей судьбы человечества сформулировал французский историк Франсуа Гизо (1787-1874). Он утверждал, что историю человечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Он не сомневался в том, что цивилизации необходимо изучать и анализировать и, прежде всего, это касалось развития общественной жизни, разнообразия социально-политических систем. Гизо выделял в цивилизации две составляющие: интеллектуальный и социальный уровень развития. По его мнению, только прогресс и развитие цивилизации дают человеку истинную свободу. Параллельно со стадиальной теорией цивилизации развивается более умеренная теории локальных цивилизаций. Этот процесс связан с ростом знаний европейских ученых о других культурах, например, индийской, китайской, яванской. И т.д. Немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) в сочинении «Идеи к философии истории человечества» утверждал, что формирование человеческого, «гуманности» в человеке основано на конкретных традициях своего народа, своих предков. Через родителей и учителей усваиваются и передаются верования, идеалы и нравственные нормы. Эта совокупность духовных ценностей, душа народа, отражает многообразие культур различных народов. Он писал, что духом китайской культуры является развитие утонченной учтивости и морали, индуистского терпения, небесной чистоты и святости. У финикийцев преобладал дух мореплавания и торговли, у римлян – дух патриотизма и героической доблести. Гердер полагал, что многообразие культур не отрицает единство мировой истории, древо которой взращивается согласно Божественному плану, Божественному предопределению. В этой работе Гердер, в частности, писал, что основная цель человечества, цель земного существования человека - воспитание гуманности. Он рассматривал каждый народ с точки зрения его вклада в это общее дело. Среди других европейских народов философ особо выделял славян, которые, по его представлениям, являлись прообразом подлинной человечности. Гердеру принадлежат слова о необычайной доброте, миролюбии и смирности славян. «Несмотря на совершенные ими подвиги, славяне не были никогда народом воинственным, искателями приключений, как немцы». Древние славяне, по его словам, не завоевывали, а осваивали территории: «Повсюду славяне оседали на землях, оставленных другими народами, - торговцы, земледельцы и пастухи, они обрабатывали землю и пользовались ею; тем самым после всех опустошений, что предшествовали их поселению, после всех походов и нашествий, их спокойное, бесшумное существование было благодатным для земель, на которых они селились». Для Гердера славяне «были милосердны, гостеприимны до расточительства, любили сельскую свободу, но были послушны и покорны, враги разбоя и грабежей. Коль скоро они не стремились к господству над целым светом, не имели воинственных аследственных государей и готовы были лучше платить налог, только чтобы землю их оставили в покое, то многие народы, а больше всего немцы, совершили в отношении их великий грех». Очевидно, что теория локальных цивилизаций предполагает признания равноправия различных цивилизаций. В 1869 г. В своей книге «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский настаивал на таком равноправии, настаивая, к тому же на том, что Европа – естественный враг м славянства и России. Локальные цивилизации могут совпадать с границами отдельного острова (о.Пасхи), государства (Франция), региона (Европа). Локальной цивилизацией можно считать любую целостную устойчивую социальную группу – студенчество, армию, мафию.
Методы изучения цивилизаций Цивилизация, как целостное явление, во всех ее вышеуказанных значениях, а также отдельные элементы цивилизации, являются сферой приложения самых различных методов научного иследования. 1.Наблюдение - это фиксация того или иного факта, элемента цивилизации, выделение его из всех остальных. Чтобы что-то узнать о цивилизации, нужно ее вначале увидеть, оставновить на ней своей внимание. Так шумерская цивилизация до XIX века не была известна науке и только обращение внимания исследователей на некоторые тексты на непонятном языке позволило открыть огромный пласт циивлизационного наследия шумеров. Научное наблюдение цивилизвций предполагает стандартные процедуры, единицы и шкалы измерения. 2. Описание – это создание знаковой модели объектов с помощью искусственных (математика) или естественных яхыков. Описание позволяет фиксировать, обрабатывать, хранить, передавать, использовать информацию о цивилизациях. Например, это единственное описание цивилизации-государствыа Атлантида у Платона. 3.Эксперимент – это целенаправленное создание такой ситуации, когда цивилизация не может не проявить своих истинных свойств, возможностей, внутренних качеств. Ситуация эксперимента может возникать и случайно, когда цивилизация в целом или ее отдельные субъекты попадают в экстремальную ситуацию, например, войну. 4.Понимание – это особый метод, применяя который ученый пытается вжиться в самые глубинные психологические, культурные, ценностные уровни организации изучаемой цивилизации, стать практически ее частью. 5.Диалектика – это исследование цивилизации как сложного, противоречивого, целоствного, исторически развивающегося объекта. 6.Феноменологический метод - это метод фиксации самых различных феноменов цивилизации без попыток их интерпретации и оценок, имеющих внешние для этой цивилизации основания. Данный метод предполагает нащупывание, выявление логики развития самих феноменов – например, институтов брака, наследования, религиозных систем. 7.Герменевтический метод - это аналиц цивилизации как некоторого текста, имеющего скрытый внутренний смысл или даже множество смыслов на разных уровнях исследования и погимания. Исторически герменевтика развивается как практика выявления скрытых смыслов религиозных текстов. Правильное применени этого метода вскрывает в обзекте смыслы, скрытые и от объекта и от субъекта познания. 8.Анализ - выявление отдельных элементов цивилизации, например, ее наиболее уяхвимых точек, национальных, религиозных. 10.Синтез - создание целостного образа цивилизации, что позволяет более полно понимать ее отдельные элементы, явления, этапы. 11.Диахронический — требует познания и описания явлений (напр. детский труд), событий в хронологической последовательности. 12.Синхронистический — исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе. 13.Сравнительный — область гуманитарных исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких цивилизаций, культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния для установления их своеобразия и сходства. 14.Археологический — изучение материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность ученым делать объективные и обоснованные артефактами выводы об специфике различных аспектов и этапов развития цивилизации. 15.Биографический —изучение цивилизаций через биографии людей, объектов и явлений. 16.Семиотический — метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта. 17.Психологический — подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности цивилизации, индивидуальных качеств, на бессознательные психические процессы. Каждый метод дает определенное знание о цивилизации и открывает в ней и в знании о ней новые противоречия и проблемы.
Структура цивилизации. 1.Природная среда. В ней рождаются базовые вызовы, ответом на которые и является жизнь цивилизации. 2.Ментальное ядро («дух народа») – это система морально-психологических стереотипов, норм, гешьтальтов, ценностей, которые фундируют конкретные проявления цивилизации. обеспечивает эффективность и устойчивость цивилизации. Ментально крепкие нации имеют прочные ментальные скрепы, которые скрепляют нацию. Нацию сплачивают вокруг ментальных (базовых) ценностей. Ментальные ценности – это границы, это стены, которые формируют ментальную территорию, обозначают границы должного и недолжного. Основа ментального ядра – базовые табу. Менталитет культуры – глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, а потому при всей своей исторической изменчивости наиболее стабильные структуры культуры, которые определяют сходство различных этапов национальной истории. Особенности менталитета: отражает специфику той или иной культуры, ее отличие от других, это исторически обусловленное явление, которое формируется под воздействием множества факторов, укреплен в бессознательных структурах человеческой психики, не контролируется сознанием, передается как неявное знание. 3.Цивилизационная картина мира – в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире и его границвх и структуре. В этой картине есть и общее, например. ад всегда внизу, рай – на небе. По своему содержанию культурная картина мира - совокупность эмоционально окрашенных и рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и оценки. Культурная картина мира складывается из частных картин — обыденной, научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и др. Базовые элементы культурной картины мира – образы пространства (конечное-бесконечное) и времени (историческое или циклическое), а также движения, изменения, качеств, количеств, причин, следствий, случайности, необходимости, просто событий (образ смерти). Эти образы тесно связаны с социальными категориями (труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость и др.) 4.Культурные практики (труд, война, образование, семья) – это производство материальных и духовных ценностей, которые обеспечивают участие или соучастие людей в жизни и деятельности.
Функции цивилизации 1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к "преображению жизни".
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.057 с.) |