Раздел 1. Понятие цивилизации. Первобытная цивилизация. Ранние цивилизации. Цивилизации востока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Понятие цивилизации. Первобытная цивилизация. Ранние цивилизации. Цивилизации востока.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ГЛОССАРИЙ

РАЗДЕЛ 1.Понятие цивилизации. Первобытная цивилизация. Ранние цивилизации.Цивилизации Востока.

Контрольные вопросы.

РАЗДЕЛ 2. Европейская цивилизация.

Контрольные вопросы

Тестирование

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Электронное учебное пособие по дисциплине «История мировых цивилизаций» направлено на формирование общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по уровню бакалавриата направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление,профиль «Социально-экономическое развитие прибрежных территорий»:

- ОК-2 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

       Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата образовательной программы 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление, профиль «Социально-экономическое развитие прибрежных территорий».

В электронном учебном пособии содержится систематическое изложение проблем истории мировых цивилизаций, изложение основных подходов к изучению цивилизаций, методов   анализа исторических этапов развития цивилизации, рассмотрение конкретных культурно-географических типов цивилизационного развития.

Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся системные знания в области  истории мировых цивилизаций.

Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации.

Каждый раздел электронного учебного пособия включает контрольные вопросы и тестовые задания.

 

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

История мировых цивилизаций

 

 

1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «История мировых цивилизаций» относится к Дисциплинам по выбору Вариативной части Блока 1 и изучается на 1 курсе в 1 семестре по очной/заочной  форме обучения.

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать основы теории цивилизации, понятие и виды цивилизаций, структуру цивилизаций, логику развертывания цивилизаций в пространстве и времени, характеристики основных мировых цивилизаций.

Уметь применять социогуманитарную методологию в процессе освоения культурно-цивилизационного знания, формировать в себе навыки широкого цивилизационного мышления, анализировать историю отечественной культуры в цивилизационном контексте.

Владеть навыками участия в дискуссиях по проблемам истории мировых цивилизаций.

3. Объем дисциплины по видам учебных занятий

Общая трудоемкость дисциплины составляет очная/заочная - 3  з.е., 108  час. (18 /4 ч. — лекции, 18/4 ч. — практические занятия),  72/96  часа составляет самостоятельная работа обучающегося.

4. Основное содержание дисциплины

Цивилизационный взгляд на логику истории. Теория исторического процесса Изучение закономерностей исторического процесса. Критерии периодизации истории. Исторические циклы. Цивилизации: понятие и структура. Механизм смены цивилизаций. Витки спирали исторического прогресса

Периодизация истории древних цивилизаций. Человек древних обществ. Технический прогресс в древних обществах. Экономическая структура общества. Формирование социально-политической структуры общества. Духовная жизнь древних обществ.

Раннеземледельческая культура Египта. Поздний период Египетской цивилизации Древнее Двуречье. Истоки Месопотамской цивилизаци. Шумерская цивилизация. Старовавилонский период. Касситский период. Нововавилонский период. Месопотамская цивилизация.

Земледельческие культуры Индостана. Хараппская цивилизация. Ведийская цивилизация. Цивилизация между Гангом и Гималаями. Цивилизация Кушанской и Гупской империй. Шанская (иньская) цивилизация. Цивилизация эпохи Чжоу. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу. Цивилизация эпохи Цинь. Цивилизация эпохи династии Хань.

Финикийская цивилизация — вариант ближневосточного развития. Древняя Сирия: первые шаги цивилизации. Цивилизация Древней Палестины.

Хеттская цивилизация. Ассирийская цивилизация. Цивилизация персов.

Древнегреческая цивилизация. Центры цивилизации. Цивилизация эпохи эллинизма. Древнеримская цивилизация.

Древнеримская цивилизация эпохи Республики. Древнеримская цивилизация эпохи империи.

Византийская цивилизация. Арабская исламская цивилизация. Западноевропейская средневековая цивилизация.

Гуманизм как ценностная доминанта европейского Ренессанса. Культурно-исторический смысл Реформации М. Лютера.

Особенности становления индустриальной цивилизации. Духовная культура Европы индустриальной эпохи. Становление индустриального общества Северной Америки. Индустриальная цивилизация XX в. Особенности кризиса цивилизации второй половины XX в. Третья научно-техническая революция. Постиндустриальная цивилизация. Основные тенденции цивилизационного развития.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Абсолютизм (абсолютная монархия)   форма феодального правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть. При абсолю­тизме достигается высшая степень централизации, создаются постоянная армия и полиция, деятельность сословно-представительных органов прекращается. Период расцвета абсолютизма в странах Западной Европы – XVII – XVIII вв., в России – XVIII –XIX вв.
Автаркия политика хозяйственного обособления, создание замкнутого хозяйства в рамках отдельной страны
Авторитаризм политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном её органе и снижает роль других, прежде всего представи­тельных её институтов.
Автохтонное население     первоначальное, исконное население какой-либо территории или страны
Агора   в Древней Греции народное собрание, а также название площади, где оно происходило
Адаптация культурная (от лат. adaptare - приспособление) п риспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидов к меняющимся природно-географическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, норм и ценностей, образа жизни и элементов картины мира, способов жизнеобеспечения, а также направлений и технологии деятельности.
Аккультурация процесс взаимодействия культур, в результате которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов.
Аксиология (от греч. acsios – ценность) учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах
Аннексия (лат. присоединение) – насильственное присоединение, за­хват одним государством территории, принадлежащей другому государ­ству или народу  
Античная цивилизация история и культура Древней Греции (3 тыс. – 30-е гг. до н. э.) и Древнего Рима (753 г. до н. э. – 476 г).
Антропология ( область философского и научного познания, в рамках которой изучаются проблемы существования человека в природной и искусственной среде. А. философская - раздел философии, в рамках которого изучаются наиболее общие проблемы бытия человека. А. биологическая - наука о человеке как природном существе, как биологическом виде. А. культурная - область научных исследований, основное направление которых - изучение процесса взаимодействия человека и культуры на материале различных этнических культур. А. социальная - область научных исследований, основное направление которых - изучение культурных особенностей различных социальных групп того или иного общества.  
Ареал область распространения на поверхности Земли какого- либо явления, вида животных, растений и т.д.
Артефакт). (от лат. artefactum - искусственно сделанное) воплощение какой-либо культурной формы в конкретном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении.
Ассимиляция (от лат. assimilatio – уподобление) процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.
Барокко (ит. причудливый) – одно из стилевых направлений в искус­стве конца XVI – начала XVIII вв. Барокко связано с культурой зрелого абсолютизма, тяготевшей к торжественному стилю, но отражает пред­ставление о сложности, многомерности мира. Ему свойственны динамич­ность, аффектация, пышность, совмещение реальности и иллюзий
Бенефиций земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование на условиях несения службы.
Биржа наиболее развитая форма регулярно функционирующего рынка массовых товаров, продающихся по стандартам или образцам: воз­никла в XV – XVI вв. в Италии, Голландии, Англии.
Вайшьи общественная группа в древней Индии. Владели землей и движимым имуществом, платили налоги и не несли воинскую повинность.
Византийская цивилизация государство (IV –XV вв.), образовав­шееся при распаде Римской империи, охватывающее территорию Балкан­ского полуострова, Малой Азии, Средиземноморья. Господствующий язык – греческий. Столица – один из древнейших городов средневековья – Константинополь. В 1453 г. прекратила свое существование, была захва­чена турецкими войсками. Оказала большое политическое и религиозное влияние на Русь.
Возрождение (Ренессанс) период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах XV – XVI вв.), переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Это обращение к культурному наследию античности
Генезис (от греч. genesis - происхождение возникновения рождения).1) процесс происхождения и становления развивающегося явления; 2) зарождение какого-либо объекта или явления
Гражданская война организованная вооружённая борьба за государ­ственную власть между классами и социальными группами внутри страны
Демократия власть народа; форма государства, основанная на при­знании народа источником власти, его права участвовать в решении госу­дарственных дел в сочетании с кругом гражданских прав и свобод
Деспотия (с греч. неограниченная власть) - система государственного устройства, как правило неограниченная монархия, характеризующаяся полным произволом власти и бесправием подданных
Европейская цивилизация складывалась на основе средневеко­вой Европы и в своем развитии прошла 3 этапа: раннее Средневековье (V – X вв.), классическое Средневековье (XI – XV вв.), позднее Средневе­ковье (XV – XVII вв.). Складыванию цивилизации способствовали единые для стран Европы аграрный уклад, исключительно высокая роль религии и церкви, сословность общества, система вассалитета, сходная менталь-ность, образ жизни и др.
Египетская цивилизация крупное централизованное государство, основанное в 3 тысячелетии до н. э. по течению реки Нил и просущество­вавшее до XI в. до н. э. как единое Египетское государство
Знак материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.
Знаковая система совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления её элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.
Идеал 1). наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления. 2). индивидуально или коллективно принятый стандарт, признаваемый образец чего-либо.
Иконические знаки «знаки образы», обладающие сходством с предметами, которые они обозначают
Индская цивилизация (культура Хараппы) – обосновалась на запад­ной окраине реки Инд и датируется примерно 2300 – 1700 гг. до н.э. При­чины распада до сих пор не изучены. Ими возможно являются: истощение почв, изменение климата, социальные противоречия
Инкультурация процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения языков культуры, существующих привычек, норм поведения, свойственных данной культуре
Ирригация     система орошения полей с помощью искусственных кана­лов, водохранилищ. Использование ирригационных систем резко повысило производительность сельского хозяйства в странах Древнего Востока
Китайская цивилизация появилась на рубеже 3 – 2 тысячелетий до н.э. в бассейне реки Хуанхэ, развивалась изолированно. Первой властной дина­стией была Ся. Затем меняли друг друга династии Шан, Чжоу, Цинь, Хань
Культура исторически определенная система способов и результатов развития сущностных сил человека, функционирующая в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп и личности.
Культурогенез процесс возникновения, а также перманентного порождения и самовозобновления культуры.
Локальная цивилизация исторически сложившаяся общ­ность, которая занимает определенную территорию и имеет свои особен­ности, социально-экономическое и культурное развитие
Маргинальность культурная (от лат. margo – край) понятие, характеризующее положение и особенности деятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одной из них не интегрированы полностью
Менталитет склад ума, мироощущение, мировосприятие, психология.
Монотеизм религиозное учение о едином боге, один из основных догматов христианства и ислама
«Москва – третий Рим» идеологическая и религиозная концепция русской церкви (XV в.), провозглашающая Москву, после падения Рима и Константинополя (второго Рима), третьим Римом, центром мирового хри­стианства
Негэнтропия (от греч. entropia - поворот, превращение; +отрицательная приставка нег-, negative) движение к упорядочиванию, организации системы, мера упорядоченности в системе.
Неолит новый период каменного века, время расцвета матриархата, период перехода от присваивающего хозяйства к производящему (около 8-3-го тысячелетий до н. э.)
Ном в Древнем Египте сначала название соседской общины, позже единица административно-территориального деления страны со своим политическим и религиозным центром, войском
Ноосфера (греч. сфере разума) По мнению В.И. Вернадского, - Ноосфера последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории состояние наших дней, высшая форма, стадия человеческой цивилизации
Олигархия (греч. власть немногих) – одна из форм правления экс­плуататорского государства, при которой вся полнота государственной власти принадлежит небольшой группе богачей
Палеолит древнекаменный век. Самый длительный период истории человечества. Время существования древнего человека, использующего оббитые каменные, деревянные и костяные орудия. Начался около 2.6 млн. лет назад, закончился 11-12 тыс. лет назад
Политеизм многобожие, вера в нескольких богов
Речные цивилизации цивилизации, которые зародились в долинах рек (Тигр, Евфрат, Янцзы и др.), играющих огромную роль в их жизни
Сакральный священный, обрядовый, ритуальный, относящийся к религиозному культу
Семиотический подход к цивилизации подход, с позиций которого цивилизация определяется как знаково-символическая система
Символ знак, имеющий ценностное значение.
Синкретизм (от греч. synkretismos - соединение, объединение) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальную неразделенность, неразвитое состояние чего-либо.
Сциентизм (от лат.scientia - знание, наука) мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры; ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественнонаучного знания и признает за наукой право и способность решения всех жизненных проблем.
Сциентистко- прагматистский тип уивилизации западная цивилизация нового и новейшего времени, типологической чертой которой является сочетание сциентизма и прагматизма как основных принципов культуротворчества  
Теория «вызова-и-ответа» была сформулирована известным англий­ским историком А.Тойнби и заключалась в том, что естественная среда самим фактором своего существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосаб­ливаясь к ней
Таллион принцип наказания, означающий воздаяние равным за равное. Характерен для ряда правовых систем ранних цивилизаций, например, для Законов Хаммурапи
Деятельностный подход к цивилизации подход, с позиции которого цивилизация определяется как совокупность способов и результатов человеческой деятельности
Тотемизм форма религиозных верований. Вера в сверхъестественное родство между группами людей и животным или растительным миром. Тотем растение или животное, воспринимаемое как предок, от которого зависит жизнь данной группы людей
Третий мир термин возник в период активного противостояния двух систем: капиталистической и социалистической – и обозначает страны, не вошедшие ни в ту, ни в другую систему. К ним, как правило, относят бывшие колониальные и независимые страны Азии, Африки и Латинской Америки
Ценность одна из основных категорий философии культуры и культурологии, означающая субъективное отношение человека к объективно существующим вещам и явлениям. Различают три вида ценностей: · ценности-идеалы (истина, добро, красота и т.д.); · ценности-свойства вещей, выявленные в результате соотношения с ценностями-идеалами; · ценности-вещи, обладающие ценностными свойствами.
Цивилизация 1). стадия социокультурного развития, признаком которой, отличающим ее от предшествующих стадий – дикости и варварства, – является осознанное целеполагание как основа составления и осуществления программ жизнедеятельности, что находит выражение в социально-политической сфере в появлении государства, в сфере культуры – в появлении философии и науки. 2). исторически сложившаяся социокультурная общность людей, характеризующаяся спецификой территориальной локализации, спецификой принципов взаимодействия с окружающей природной средой, спецификой целевых программ жизнедеятельности и способов их осуществления.
Шумерская цивилизация объединение в Южной Месопотамии в конце 4 – первой половине 3 тысячелетия до н.э. нескольких политиче­ских центров: Аккад, Ларса, Умма, Урук в государство Шумер. Распалась в конце XXI в. до н.э.
Эллинизм обозначение последней стадии греческой цивилизации, хронологически располагающейся между 323 – 30 гг. до н.э., когда римля­не завоевали Египет, который дольше других эллинистических государств сохранял независимость

 

 

Тема 1. Понятие цивилизации

 

В настоящее время в гуманитарных науках все большую роль играет т.н. цивилизационный подход к изучению общественных процессов. Этот подход, который учитывает все многообразие аспектов, определяющих общественное развитие (климат, территория, религия, окружение). Этот подход противоположен  другому, формационному, в котором основным для изучения является т.н. способ производства, который и определяет в реальности все остальные аспекты общественной жизни  

Слово «цивилизация» происходит от лат. «civis», что означает «городской, государственный, гражданский». Во  времена античности и средневековья оно противопоставлялось понятию «silvaticus» – лесной, дикий, грубый

Понятие Цивилиза́ция в гуманитарных науках имеет  несколько значений.

1.Разумная форма организации материи во вселенной (цивилизация как необходимый этап ее развития). 

2.Разумная форма организации планетарной жизни (человеческа цивилизация, внеземные цивилизации)

3.Стадия исторического процесса, разумная и упорядоченная форма организвции общества на основе законов, науки и рациональной морали

4.Материальный аспект органицации общества, его внешний технологический порядок, здесь цивилизация иногда противопоставляется культуре как порядку внутреннему

5.Любая целостная и относительно замкнутая форма организации жизни людей  (локальные цивилизации)

6.Синоним культуры как таковой – цивилизация майя или культура майя.

 

На сегодняший день существуют две противоположные оценки самого феномена цивилизации.

1.Это высщая форма организации человеческого общества (техногенная циавилизация) и даже вселенной, в которой цивилизация с ее техническим потенциалом играет не совсем понятную эволюционную роль.

2.Это стадия упадка общества, человека, мира (железный век), поскольку все отношения людей опосредованы внешними техническими системами, человек утрачивает непосредственную связь с природой, другими людьми и собой.

Понятие «цивилизация» входит в широкий научный оборот в Европе конца XVIII - начала XIX вв.. Считается, что понятие «цивилизация» впервые употребил французский экономист Виктор Рикети Мирабо (1715-1789) в трактате «Друг законов» в 1757 году. В 1767 году его использовал шотландский просветитель А. Фергюсон (1723-1816). Есть и другие точки зрения на первенство.

Появление и распространение этого понятия связано с формированием в Европе т.н. культуры Просвещения, которая с помощью понятия цивилизаиця отделяла себя от варварства абсолютизма. В этот период термин цивилизация обозначал высший уровень общественного  развития, связанный с появлением городов, книгопечатанья, фабричного производства, науки.  Цивилизация противопоставлялась непросвещенным, например, неевропейским  народам, темным векам феодализма и средневековья, в которых господствоваали не разум и закон, а сила, произвол и обычай. Подобное противопоставление, впрочем, мы находим и на самой заре человеческой истории, когда египтяне, греки, римляне противопоставляли себя варварам.

В эпоху Просвещения понятие цивилизация ассоциировалось с концепцией прогресса, идеей разумной организации общественной жизни и самого человека. Понятие цивилизация выступает как некий образ желаемой реальности. Понятия «цивилизация» и «культура» первоначально выступали как синонимы, но постепенно между двумя терминами стало устанавливаться различие. Термин «цивилизация» относился к целым народам и странам в их развитом состоянии, во внешнем порядке,  «культура» - к форме и степени внутренней духовности, в которой выражаются высшие достижения общества..

Представление об  неком объективном совершенствовании человечества в процессе линейного исторического развития легло в основу стадиальной концепции цивилизации. Она начала формироваться в эпоху Просвещения в XVIII в. и основывалась на представлении, что человечество развивается от простого к сложному, он низшего к высшему, от неразумного к разумному  с последовательным нарастанием, например, морального  совершенства  общества, чнловеческой свободы.

 Основой прогресса человечества считался  как прогресс человеческого разума. Наиболее выразительно представлял просветительскую концепцию линейного прогресса французский философ Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794) в своем сочинении «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». По мнению Кондорсе, человечество прошло уже восемь ступеней прогресса, находится на девятой и в будущем вступит в десятую. Тогда смягчится неравенство, расширятся условия для развития личности, образуется республика, в которой будут руководить ученые.

Идею цивилизации как общей судьбы человечества сформулировал французский историк Франсуа Гизо (1787-1874). Он утверждал, что историю человечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Он не сомневался в том, что цивилизации необходимо изучать и анализировать и, прежде всего, это касалось развития общественной жизни, разнообразия социально-политических систем. Гизо выделял в цивилизации две составляющие: интеллектуальный и социальный уровень развития. По его мнению, только прогресс и развитие цивилизации дают человеку истинную свободу.

Параллельно со стадиальной теорией цивилизации развивается более умеренная теории локальных цивилизаций. Этот процесс связан с ростом знаний европейских ученых о других культурах, например, индийской, китайской, яванской. И т.д.

Немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) в сочинении «Идеи к философии истории человечества» утверждал, что формирование человеческого, «гуманности»  в человеке основано на конкретных традициях своего народа, своих предков. Через родителей и учителей усваиваются и передаются верования, идеалы и нравственные нормы. Эта совокупность духовных ценностей, душа народа, отражает многообразие культур различных народов. Он писал, что духом китайской культуры является развитие утонченной учтивости и морали, индуистского терпения, небесной чистоты и святости. У финикийцев преобладал дух мореплавания и торговли, у римлян – дух патриотизма и героической доблести. Гердер полагал, что многообразие культур не отрицает единство мировой истории, древо которой взращивается согласно Божественному плану, Божественному предопределению.

В этой работе Гердер, в частности, писал, что основная цель человечества,  цель земного существования человека - воспитание гуманности. Он рассматривал каждый народ с точки зрения его вклада в это общее дело. Среди других европейских народов философ особо выделял славян, которые, по его представлениям, являлись прообразом подлинной человечности. Гердеру принадлежат слова о необычайной доброте, миролюбии и смирности славян. «Несмотря на совершенные ими подвиги, славяне не были никогда народом воинственным, искателями приключений, как немцы». Древние славяне, по его словам, не завоевывали, а осваивали территории: «Повсюду славяне оседали на землях, оставленных другими народами, - торговцы, земледельцы и пастухи, они обрабатывали землю и пользовались ею; тем самым после всех опустошений, что предшествовали их поселению, после всех походов и нашествий, их спокойное, бесшумное существование было благодатным для земель, на которых они селились».

Для Гердера славяне «были милосердны, гостеприимны до расточительства, любили сельскую свободу, но были послушны и покорны, враги разбоя и грабежей. Коль скоро они не стремились к господству над целым светом, не имели воинственных аследственных государей и готовы были лучше платить налог, только чтобы землю их оставили в покое, то многие народы, а больше всего немцы, совершили в отношении их великий грех».

Очевидно, что теория локальных цивилизаций предполагает признания равноправия различных цивилизаций. В 1869 г. В своей книге «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский настаивал на таком равноправии, настаивая, к тому же на том, что Европа – естественный враг м славянства и России.  

Локальные цивилизации могут совпадать с границами отдельного острова (о.Пасхи), государства (Франция), региона (Европа).

Локальной цивилизацией можно считать любую целостную устойчивую социальную группу – студенчество, армию, мафию.

 

Методы изучения цивилизаций

Цивилизация, как целостное явление,  во всех ее вышеуказанных значениях, а также отдельные элементы цивилизации, являются сферой приложения самых различных методов научного иследования.

1.Наблюдение - это фиксация того или иного факта, элемента цивилизации, выделение его из всех остальных. Чтобы что-то узнать о цивилизации, нужно ее вначале увидеть, оставновить на ней своей внимание. Так шумерская цивилизация до XIX века не была известна науке и только обращение внимания исследователей на некоторые тексты на непонятном языке позволило открыть огромный пласт циивлизационного наследия шумеров. Научное наблюдение цивилизвций предполагает стандартные процедуры, единицы и шкалы измерения.

2. Описание – это создание знаковой модели объектов с помощью искусственных (математика) или естественных яхыков. Описание позволяет фиксировать, обрабатывать, хранить, передавать, использовать информацию о цивилизациях. Например, это единственное описание цивилизации-государствыа Атлантида у Платона.

3.Эксперимент – это целенаправленное создание такой ситуации, когда цивилизация не может не проявить своих истинных свойств, возможностей, внутренних качеств. Ситуация эксперимента может возникать и случайно, когда цивилизация в целом или ее отдельные субъекты попадают в экстремальную ситуацию, например, войну.

4.Понимание – это особый метод, применяя который ученый пытается вжиться в самые глубинные психологические, культурные, ценностные  уровни организации изучаемой цивилизации, стать практически ее частью.

5.Диалектика – это исследование цивилизации как сложного, противоречивого, целоствного, исторически развивающегося объекта.

6.Феноменологический метод - это метод фиксации самых различных феноменов цивилизации без попыток их интерпретации и оценок, имеющих внешние для этой цивилизации основания. Данный метод предполагает нащупывание, выявление логики развития самих феноменов – например, институтов брака, наследования, религиозных систем.

7.Герменевтический метод - это аналиц цивилизации как некоторого текста, имеющего скрытый внутренний смысл или даже множество смыслов на разных уровнях исследования и погимания. Исторически герменевтика развивается как практика выявления скрытых смыслов религиозных текстов. Правильное применени этого метода вскрывает в обзекте смыслы, скрытые и от объекта и от субъекта познания.

8.Анализ - выявление отдельных элементов цивилизации, например, ее наиболее уяхвимых точек, национальных, религиозных.

10.Синтез - создание целостного образа цивилизации, что позволяет более полно понимать ее отдельные элементы, явления, этапы.

11.Диахронический — требует познания и описания  явлений (напр. детский труд), событий в хронологической последовательности.

12.Синхронистический — исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе.

13.Сравнительный — область гуманитарных исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких цивилизаций, культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния для установления их своеобразия и сходства.

14.Археологический — изучение материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность ученым делать объективные и обоснованные артефактами выводы об специфике различных аспектов и этапов развития  цивилизации.

15.Биографический —изучение цивилизаций через биографии людей, объектов и явлений.

16.Семиотический — метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

17.Психологический — подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности цивилизации, индивидуальных качеств, на бессознательные психические процессы.

Каждый метод дает определенное знание о цивилизации и открывает в ней и в знании о ней новые противоречия и проблемы.

 

Структура цивилизации.

1.Природная среда. В ней рождаются базовые вызовы, ответом на которые и является жизнь цивилизации.

2.Ментальное ядро («дух народа») – это система морально-психологических стереотипов, норм, гешьтальтов,  ценностей, которые  фундируют конкретные проявления цивилизации.  обеспечивает эффективность и устойчивость цивилизации. Ментально крепкие нации имеют прочные ментальные скрепы, которые скрепляют нацию. Нацию сплачивают вокруг ментальных (базовых) ценностей. Ментальные ценности – это границы, это стены, которые формируют  ментальную территорию, обозначают границы должного и недолжного. Основа ментального ядра – базовые табу.

Менталитет культуры – глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, а потому при всей своей исторической изменчивости наиболее стабильные структуры культуры, которые определяют сходство различных этапов национальной истории. Особенности менталитета: отражает специфику той или иной культуры, ее отличие от других, это исторически обусловленное явление, которое формируется под воздействием множества факторов, укреплен в бессознательных структурах человеческой психики, не контролируется сознанием, передается как неявное знание.

3.Цивилизационная  картина мира – в  различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире и его границвх и структуре. В этой картине есть и общее, например. ад всегда внизу, рай – на небе.

По своему содержанию культурная картина мира - совокупность эмоционально окрашенных и рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и оценки. Культурная картина мира складывается из частных картин — обыденной, научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и др.

Базовые элементы культурной картины мира – образы пространства (конечное-бесконечное) и времени (историческое или циклическое), а также движения, изменения, качеств, количеств, причин, следствий, случайности, необходимости, просто событий (образ смерти). Эти образы тесно связаны с социальными категориями (труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость и др.)

4.Культурные практики (труд, война, образование, семья) – это производство материальных и духовных ценностей, которые обеспечивают участие или соучастие людей в жизни и деятельности.

 

Функции цивилизации

1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к "преображению жизни".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.057 с.)