Реформация как переходный этап от Средневековья К новоевропейской цивилизации. Протестантская картина мира и новая система ценностей. Контрреформация как контрмодернизационное явление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформация как переходный этап от Средневековья К новоевропейской цивилизации. Протестантская картина мира и новая система ценностей. Контрреформация как контрмодернизационное явление.



Реформация – одно из крупнейших и важнейших событий всемирной истории, оказавшее исключительное влияние на конфессиональную ситуацию в Европе, расстановку политических сил, социальные процессы и культуру. Как широкое и сложное по своему социальному и этническому составу социально-политическое и идеологическое движение оно имело форму борьбы против католической церкви и основ феодального общества и охватило в XVI – середине XVII вв. большинство стран Западной и Центральной Европы.

Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, осуществив своего рода ревизионизм, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых). При этом подразумевается, что "вера без дел мертва" (Библия, послание Иакова, 2:20). Это означает, что вера должна быть не просто согласием с христианскими доктринами, но силой, которая изменяет жизнь верующего в соответствии с христианскими заповедями. В контексте развития новоевропейского рационализма для протестантизма типична интенция не столько на мифологическое, сколько на историческое толкование Иисуса: реконструкции «исторической биографии» Христа в либеральной теологии. Ценности социального соответствия и семейной жизни.

Контрреформация — Контрреформация в Западной Европе — церковное движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры.

    

Цивилизационный смысл XVII столетия как особой фазы западноевропейской модернизации. Культурные картины мира и культурные практики в XVII в.

VII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя. Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640—1660 гг.) и французской (1789—1794 гг.).

К XVII в. знания европейцев о мире значительно расширились. На географической карте семнадцатого века почти не осталось белых пятен (после открытия в 1606 году Австралии Новые научно-философские представления - о том, что Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной - показали, как огромен и сложен мир). Технологическим фундаментом научного прогресса эпохи было, прежде всего, совершенствование оптических средств исследования: телескопа и микроскопа. Объектом изучения астрономов стало не только движение небесных тел, но и сами небесные тела.

Понятие закона природы, давшего сильнейший стимул развитию научной мысли, предполагает корпускулярный, или телесный состав природных тел. Последнее возможно лишь при строгом разделении сфер «душевного» и «телесного». Применительно к человеку это разделение вылилось в проблему сосуществования души и тела. Философская мысль эпохи предложила различные варианты параллелизма души и тела, когда они сосуществуют, не влияя при этом друг на друга.

Разделение сфер «телесного» и «душевного» повлияло на бурное распространение «вненаучной религиозности», в том числе религиозной и мистической поэзии (Дж. Донн, Дж. Милтон, А. Поп и др.). В семнадцатом веке по всей Европе продолжается преследование ведьм (хотя и с меньшей интенсивностью, чем в шестнадцатом); получает распространение представление о шабашах ведьм, совершающихся в определенные дни года и в определенных местах.

Семнадцатый век закономерно поднимает вопрос не только о самом знании, но и о способах его социального существования и приобретения. Появляются академии наук, научные журналы, унифицированные программы школьного образования.

В философии идея научного метода, устанавливающего закон природы и затем распространяющего его действие на весь мир, претворилась в идею сомнения, ставящего весь мир под вопрос и вновь обретающего мир, но уже на основе твердых принципов (картезианство).

    

Цивилизационный смысл Просвещения как идеологии и особой фазы западноевропейской модернизации. Просветительская картина мира и новая система ценностей. Другие культурные картины мира и культурные практики в XVIII в.

Просвещение - эпоха философов, социологов, экономистов, литераторов, достаточно радикально повлияли па духовные ориентиры Европы и стали идеологами буржуазно-демократических преобразований Просветители выступали п против абсолютизма и вмешательства церкви в политическую жизнь, против сословных привилегий, крепостничества; отстаивали равенство всех людей, всеобщее право на образование и культуру, свободу совести (религиозной) запор кой прогресса считали распространение знаний, культуры, идей добра и справедливости.

Просвещение как интеллектуальное движение началось в Великобритании Именно здесь идеи воспитательные, идеи \"качества\" человека занимают видное место в рассуждениях всех философов и мыслителей XVII-XVIII вв. Человек в это время уже выделилась из своего социального положения, стал самоценной и мог свободно определять собственную судьбу При этом он потерял ту защищенность, которую имел раньше в пределах гильдии, цеха и т.п. Независимый, активный, деятельный, предприимчивый человек становится одновременно морально и социально ответственным субъектом деятельности.

Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция).

Промы?шленная револю?ция (промы?шленный переворо?т, Вели?кая индустриа?льная револю?ция) — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. В целом уровень жизни населения в результате промышленной революции вырос.

Средневековые университеты в ходе промышленной революции также изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.004 с.)