Феномен русско-советской цивилизации (1917-1991 гг. ). Социокультурные характеристики и структура Советского общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен русско-советской цивилизации (1917-1991 гг. ). Социокультурные характеристики и структура Советского общества.



Россия выступила как инициатор создания новой мировой социалистической цивилизации, «на деле это было проявлением цивилизационного кризиса, первой волной периферийной фундаменталистской реакции Востока на вызов Запада».

Советский строй явился совокупным результатом деятельности миллионных масс людей — граждан России, которые в большинстве своем имели смутное представление о марксизме и теории социализма. Индустриализация страны с нищим малограмотным населением, среди которого имелись десятки народностей с феодальными и даже родовыми социальными отношениями, потребовала еще большей мобилизации всех сил общества авторитарно-бюрократическим режимом. Мобилизационно-революционный характер развития Советской России на основе эксплуатации временного революционного энтузиазма одной части масс и принудительного подчинения другой — стал характерным качеством этого общества. Сталинская диктатура 30—50-х гг. в полной мере отразила эту особенность процесса строительства социализма вопреки марксизму в одной отдельно взятой стране. Советское общество, безусловно, несло на себе выраженную печать тоталитаризма, но вместе с тем невозможно отрицать и то, что оно гарантировало трудящимся определенный социальный минимум, в том числе реализацию права на труд, бесплатное образование и здравоохранение, отдых и жилье.

С началом хрущевской десталинизации политическая система обновилась, но возрождения прав личности, ее собственности и свобод не произошло. В СССР была утверждена свойственная аграрным цивилизациям коллективистская и уравнительная психология, имеющая глубокие исторические корни. Такая ментальность стимулировалась всеохватывающим советским государством, которое стояло над гражданским обществом и контролировало его. Сложившийся в советском обществе особенный архетип культуры базировался на идеологии марксистского социализма, которая во многих отношениях сохранила ветхозаветные библейские категории — («моральный кодекс строителя коммунизма»), что придавало ей религиозный характер. Период 60 — 80-х гг. в истории представил собой уже новый, изменившийся тип общества, с трансформировавшимися признаками общецивилизационного комплекса. Наблюдалось стирание классовых перегородок и реальный отход от классовой модели общества. Существовавшие социальные группы отличались между собой в основном по характеру труда. Отношения общенародной собственности постепенно превращались в надклассовый институт, формально регулирующий социальные отношения.

Современное состояние и перспективы российской цивилизации в контексте мировых цивилизационных процессов.

Современное состояние и перспективы российской цивилизации и ее культуры чрезвычайно актуализируют проблему преемственности. Сегодня важно еще более точно и всесторонне восстановить сложный путь цивилизованного совершенствования российского общества. Сохранившийся в символах и знаках, архетипах, осознаваемых и постигаемых формах и способах, народной повседневной культуре, поведении и языке опыт прошлых поколений не может быть утрачен. Угроза будущему. опасная перестройка финансовой сферы по зеркальному копированию западного, социально-политическая ситуация - раздробленность сил, инициируется сепаратизм и лоббизм, враждебное соперничество интересов групп граждан, межконфессиональное отчуждение, игнорируются гражданские и политические права, обесценивается не только нравственное, но и правовое регулирование жизнедеятельности субъектов российского общества. духовная жизнь российского общества функционирует самопроизвольно (демократия постмодерна- никаких авторитетов, никаких правил и норм).

Необходимо сохранение самостоятельности, самобытности и преемственности, не игнорируя и не преуменьшая значения других факторов и показателей.

Национальность (этническая общность) и религиозность - устойчивые и важнейшие элементы и признаки локальной культуры, а также цивилизации. Тенденции преемственного развития российской цивилизации: - восстановление самостоятельности финансово-экономического развития через усиление государственного правового контроля и повышение культуры представителей материально-хозяйственной жизни; формирование политической и укрепление социальной стабильности в обществе, создание реального правового и социального государства, гражданского общества; совершенствование демократии в основных сферах жизни общества обеспечение совершенствования всех областей духовной жизни российского общества; осуществление геополитики, отвечающей международному принципу признания государственных границ и их неизменности, а также согласующейся с национальными интересами России.

Новый этап в развитии российской цивилизации должен состоять в сохранении и укреплении национально-этнической преемственности в рамках государственности и гражданственности, в совершенствовании устойчивых и формировании новых признаков, в обеспечении многообразия содержания цивилизационного процесса и общенациональной культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.006 с.)