Раздел 1. Понятие цивилизации. Первобытная цивилизация. Ранние цивилизации. Цивилизации востока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Понятие цивилизации. Первобытная цивилизация. Ранние цивилизации. Цивилизации востока.



Цель раздела: формирование знаний о сущности, законах организации и развития,  цивилизации, проблемах, связанных с научным изучением цивилизаций,   истории формирования науки о цивилизациям, первобытной цивилизации, ранних цивилизаций, цивилизаций древнего Востока.

Тема 1. Понятие цивилизации

 

В настоящее время в гуманитарных науках все большую роль играет т.н. цивилизационный подход к изучению общественных процессов. Этот подход, который учитывает все многообразие аспектов, определяющих общественное развитие (климат, территория, религия, окружение). Этот подход противоположен  другому, формационному, в котором основным для изучения является т.н. способ производства, который и определяет в реальности все остальные аспекты общественной жизни  

Слово «цивилизация» происходит от лат. «civis», что означает «городской, государственный, гражданский». Во  времена античности и средневековья оно противопоставлялось понятию «silvaticus» – лесной, дикий, грубый

Понятие Цивилиза́ция в гуманитарных науках имеет  несколько значений.

1.Разумная форма организации материи во вселенной (цивилизация как необходимый этап ее развития). 

2.Разумная форма организации планетарной жизни (человеческа цивилизация, внеземные цивилизации)

3.Стадия исторического процесса, разумная и упорядоченная форма организвции общества на основе законов, науки и рациональной морали

4.Материальный аспект органицации общества, его внешний технологический порядок, здесь цивилизация иногда противопоставляется культуре как порядку внутреннему

5.Любая целостная и относительно замкнутая форма организации жизни людей  (локальные цивилизации)

6.Синоним культуры как таковой – цивилизация майя или культура майя.

 

На сегодняший день существуют две противоположные оценки самого феномена цивилизации.

1.Это высщая форма организации человеческого общества (техногенная циавилизация) и даже вселенной, в которой цивилизация с ее техническим потенциалом играет не совсем понятную эволюционную роль.

2.Это стадия упадка общества, человека, мира (железный век), поскольку все отношения людей опосредованы внешними техническими системами, человек утрачивает непосредственную связь с природой, другими людьми и собой.

Понятие «цивилизация» входит в широкий научный оборот в Европе конца XVIII - начала XIX вв.. Считается, что понятие «цивилизация» впервые употребил французский экономист Виктор Рикети Мирабо (1715-1789) в трактате «Друг законов» в 1757 году. В 1767 году его использовал шотландский просветитель А. Фергюсон (1723-1816). Есть и другие точки зрения на первенство.

Появление и распространение этого понятия связано с формированием в Европе т.н. культуры Просвещения, которая с помощью понятия цивилизаиця отделяла себя от варварства абсолютизма. В этот период термин цивилизация обозначал высший уровень общественного  развития, связанный с появлением городов, книгопечатанья, фабричного производства, науки.  Цивилизация противопоставлялась непросвещенным, например, неевропейским  народам, темным векам феодализма и средневековья, в которых господствоваали не разум и закон, а сила, произвол и обычай. Подобное противопоставление, впрочем, мы находим и на самой заре человеческой истории, когда египтяне, греки, римляне противопоставляли себя варварам.

В эпоху Просвещения понятие цивилизация ассоциировалось с концепцией прогресса, идеей разумной организации общественной жизни и самого человека. Понятие цивилизация выступает как некий образ желаемой реальности. Понятия «цивилизация» и «культура» первоначально выступали как синонимы, но постепенно между двумя терминами стало устанавливаться различие. Термин «цивилизация» относился к целым народам и странам в их развитом состоянии, во внешнем порядке,  «культура» - к форме и степени внутренней духовности, в которой выражаются высшие достижения общества..

Представление об  неком объективном совершенствовании человечества в процессе линейного исторического развития легло в основу стадиальной концепции цивилизации. Она начала формироваться в эпоху Просвещения в XVIII в. и основывалась на представлении, что человечество развивается от простого к сложному, он низшего к высшему, от неразумного к разумному  с последовательным нарастанием, например, морального  совершенства  общества, чнловеческой свободы.

 Основой прогресса человечества считался  как прогресс человеческого разума. Наиболее выразительно представлял просветительскую концепцию линейного прогресса французский философ Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794) в своем сочинении «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». По мнению Кондорсе, человечество прошло уже восемь ступеней прогресса, находится на девятой и в будущем вступит в десятую. Тогда смягчится неравенство, расширятся условия для развития личности, образуется республика, в которой будут руководить ученые.

Идею цивилизации как общей судьбы человечества сформулировал французский историк Франсуа Гизо (1787-1874). Он утверждал, что историю человечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Он не сомневался в том, что цивилизации необходимо изучать и анализировать и, прежде всего, это касалось развития общественной жизни, разнообразия социально-политических систем. Гизо выделял в цивилизации две составляющие: интеллектуальный и социальный уровень развития. По его мнению, только прогресс и развитие цивилизации дают человеку истинную свободу.

Параллельно со стадиальной теорией цивилизации развивается более умеренная теории локальных цивилизаций. Этот процесс связан с ростом знаний европейских ученых о других культурах, например, индийской, китайской, яванской. И т.д.

Немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) в сочинении «Идеи к философии истории человечества» утверждал, что формирование человеческого, «гуманности»  в человеке основано на конкретных традициях своего народа, своих предков. Через родителей и учителей усваиваются и передаются верования, идеалы и нравственные нормы. Эта совокупность духовных ценностей, душа народа, отражает многообразие культур различных народов. Он писал, что духом китайской культуры является развитие утонченной учтивости и морали, индуистского терпения, небесной чистоты и святости. У финикийцев преобладал дух мореплавания и торговли, у римлян – дух патриотизма и героической доблести. Гердер полагал, что многообразие культур не отрицает единство мировой истории, древо которой взращивается согласно Божественному плану, Божественному предопределению.

В этой работе Гердер, в частности, писал, что основная цель человечества,  цель земного существования человека - воспитание гуманности. Он рассматривал каждый народ с точки зрения его вклада в это общее дело. Среди других европейских народов философ особо выделял славян, которые, по его представлениям, являлись прообразом подлинной человечности. Гердеру принадлежат слова о необычайной доброте, миролюбии и смирности славян. «Несмотря на совершенные ими подвиги, славяне не были никогда народом воинственным, искателями приключений, как немцы». Древние славяне, по его словам, не завоевывали, а осваивали территории: «Повсюду славяне оседали на землях, оставленных другими народами, - торговцы, земледельцы и пастухи, они обрабатывали землю и пользовались ею; тем самым после всех опустошений, что предшествовали их поселению, после всех походов и нашествий, их спокойное, бесшумное существование было благодатным для земель, на которых они селились».

Для Гердера славяне «были милосердны, гостеприимны до расточительства, любили сельскую свободу, но были послушны и покорны, враги разбоя и грабежей. Коль скоро они не стремились к господству над целым светом, не имели воинственных аследственных государей и готовы были лучше платить налог, только чтобы землю их оставили в покое, то многие народы, а больше всего немцы, совершили в отношении их великий грех».

Очевидно, что теория локальных цивилизаций предполагает признания равноправия различных цивилизаций. В 1869 г. В своей книге «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский настаивал на таком равноправии, настаивая, к тому же на том, что Европа – естественный враг м славянства и России.  

Локальные цивилизации могут совпадать с границами отдельного острова (о.Пасхи), государства (Франция), региона (Европа).

Локальной цивилизацией можно считать любую целостную устойчивую социальную группу – студенчество, армию, мафию.

 

Методы изучения цивилизаций

Цивилизация, как целостное явление,  во всех ее вышеуказанных значениях, а также отдельные элементы цивилизации, являются сферой приложения самых различных методов научного иследования.

1.Наблюдение - это фиксация того или иного факта, элемента цивилизации, выделение его из всех остальных. Чтобы что-то узнать о цивилизации, нужно ее вначале увидеть, оставновить на ней своей внимание. Так шумерская цивилизация до XIX века не была известна науке и только обращение внимания исследователей на некоторые тексты на непонятном языке позволило открыть огромный пласт циивлизационного наследия шумеров. Научное наблюдение цивилизвций предполагает стандартные процедуры, единицы и шкалы измерения.

2. Описание – это создание знаковой модели объектов с помощью искусственных (математика) или естественных яхыков. Описание позволяет фиксировать, обрабатывать, хранить, передавать, использовать информацию о цивилизациях. Например, это единственное описание цивилизации-государствыа Атлантида у Платона.

3.Эксперимент – это целенаправленное создание такой ситуации, когда цивилизация не может не проявить своих истинных свойств, возможностей, внутренних качеств. Ситуация эксперимента может возникать и случайно, когда цивилизация в целом или ее отдельные субъекты попадают в экстремальную ситуацию, например, войну.

4.Понимание – это особый метод, применяя который ученый пытается вжиться в самые глубинные психологические, культурные, ценностные  уровни организации изучаемой цивилизации, стать практически ее частью.

5.Диалектика – это исследование цивилизации как сложного, противоречивого, целоствного, исторически развивающегося объекта.

6.Феноменологический метод - это метод фиксации самых различных феноменов цивилизации без попыток их интерпретации и оценок, имеющих внешние для этой цивилизации основания. Данный метод предполагает нащупывание, выявление логики развития самих феноменов – например, институтов брака, наследования, религиозных систем.

7.Герменевтический метод - это аналиц цивилизации как некоторого текста, имеющего скрытый внутренний смысл или даже множество смыслов на разных уровнях исследования и погимания. Исторически герменевтика развивается как практика выявления скрытых смыслов религиозных текстов. Правильное применени этого метода вскрывает в обзекте смыслы, скрытые и от объекта и от субъекта познания.

8.Анализ - выявление отдельных элементов цивилизации, например, ее наиболее уяхвимых точек, национальных, религиозных.

10.Синтез - создание целостного образа цивилизации, что позволяет более полно понимать ее отдельные элементы, явления, этапы.

11.Диахронический — требует познания и описания  явлений (напр. детский труд), событий в хронологической последовательности.

12.Синхронистический — исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе.

13.Сравнительный — область гуманитарных исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких цивилизаций, культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния для установления их своеобразия и сходства.

14.Археологический — изучение материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность ученым делать объективные и обоснованные артефактами выводы об специфике различных аспектов и этапов развития  цивилизации.

15.Биографический —изучение цивилизаций через биографии людей, объектов и явлений.

16.Семиотический — метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

17.Психологический — подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности цивилизации, индивидуальных качеств, на бессознательные психические процессы.

Каждый метод дает определенное знание о цивилизации и открывает в ней и в знании о ней новые противоречия и проблемы.

 

Структура цивилизации.

1.Природная среда. В ней рождаются базовые вызовы, ответом на которые и является жизнь цивилизации.

2.Ментальное ядро («дух народа») – это система морально-психологических стереотипов, норм, гешьтальтов,  ценностей, которые  фундируют конкретные проявления цивилизации.  обеспечивает эффективность и устойчивость цивилизации. Ментально крепкие нации имеют прочные ментальные скрепы, которые скрепляют нацию. Нацию сплачивают вокруг ментальных (базовых) ценностей. Ментальные ценности – это границы, это стены, которые формируют  ментальную территорию, обозначают границы должного и недолжного. Основа ментального ядра – базовые табу.

Менталитет культуры – глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, а потому при всей своей исторической изменчивости наиболее стабильные структуры культуры, которые определяют сходство различных этапов национальной истории. Особенности менталитета: отражает специфику той или иной культуры, ее отличие от других, это исторически обусловленное явление, которое формируется под воздействием множества факторов, укреплен в бессознательных структурах человеческой психики, не контролируется сознанием, передается как неявное знание.

3.Цивилизационная  картина мира – в  различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире и его границвх и структуре. В этой картине есть и общее, например. ад всегда внизу, рай – на небе.

По своему содержанию культурная картина мира - совокупность эмоционально окрашенных и рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и оценки. Культурная картина мира складывается из частных картин — обыденной, научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и др.

Базовые элементы культурной картины мира – образы пространства (конечное-бесконечное) и времени (историческое или циклическое), а также движения, изменения, качеств, количеств, причин, следствий, случайности, необходимости, просто событий (образ смерти). Эти образы тесно связаны с социальными категориями (труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость и др.)

4.Культурные практики (труд, война, образование, семья) – это производство материальных и духовных ценностей, которые обеспечивают участие или соучастие людей в жизни и деятельности.

 

Функции цивилизации

1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к "преображению жизни".

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Цивилизация представляет собой сложную смысловую, знаково-информационную  систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме цивилизации общество не располагает никаким иным объективным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно цивилизацию считают социальной памятью человечества.

Однако цивилизация - это не некий "склад", "хранилище" запасов социального опыта, а средство объективной оценки, жесткого отбора и активной передачи лучших "образцов", имеющих действительно непреходящее значение. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв в цивилизационной  преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Цивилизация концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она приобретает способность приобретать, накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений цивилизация так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция цивилизации поддерживается такими нормативными системами как наука (напр. экология), мораль, право.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе цивилизации Цивилизация – тотальная система знаков и значений.  Представляя собой определенную знаковую систему, цивилизация предполагает знание, владение ею (цивилизованность). Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями цивилизации не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства формирования целостиной цивилизации. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние цивилизации. Цивилизация как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

7.Адаптивная функция. Цивилизация помогает человеку приспособиться к своему телу, мыщлению, эмоциям, другим людям, социальным институтам, смерти, Богу, ничто, природе.

 

Первобытная цивилизация.

 

О первобытности как целостной цивилизации, существовавшей 40-6 тыс. лет назад, можно говорить потому, что в этот период создавались, находились, рождались базовые материальные и духовные основы человеческой цивилизации как целого. Разумеется, человечество в этот период разбито на локальные группы, но очевидно, что между ними происходит достаточно интенсивный обмен и артефактами и знаниями и людьми. Даже между неандертальцами и кроманьонцами.

В материальном отношении этот период основан на использовании огня, каменных и костяных орудий, самых простых технологических операций и приемов.  

Общество имеет самую простую структуру. В духовном и социальном плане оно опирается на несколькол основных правил, идей, институтов.

Это прежде всего табу-запреты.

1.Запрет убийства своего.

2.Запрет каннибализма, поедания своего.

3.Эндогамия - запрет браков вне группы.

4.Экзогамия – зарет браков внутри группы.

Это тотемизм – наличие у группы социального идентификатора-тотема, который оброзначает принадлежность к группе.

Это анимизм – одухотворение природы, ее отдельных элементов – река, камень.

Это магия – симпатическая и гомеопатическая.

Для первобытного общества характерен т.н. синкретизм, те., переплетение всех вышеуказанных аспектов духовной и материальной жизни человека. Огонь не просто готовит пищу, он еще и живой и табу. У человека есть не просто тотем, человек реально считает себя человеком-медведем, человеком-зайцем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.98 (0.048 с.)