Цивилизации Древнего Востока: Древняя Индия и Древний Китай 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цивилизации Древнего Востока: Древняя Индия и Древний Китай



Древняя Индия. Становление цивилизации происходило медленно по причине изоляции страны от остального мира. Характерные черты:

- изначальное деление на варны, позже - касты.

- ранней формой религии в Древней Индии был политеизм с идеей кармы и метемпсихоза (переселения душ).

- традиционализм (до сих пор) - ключевое слово цивилизации Древней Индии, преобладал во всех сферах жизни, в литературе и искусстве.

- поздно появилась алфавитная письменность, и в первую очередь были записаны произведения устного народного творчества песни и гимны Веды, эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна.

- развитие духовных практик (ахимса)

 

Древний Китай. Одна из древнейших мировых цивилизаций, Китай — единственная на земле страна, где преемственность государства и культуры сохраняется на протяжении четырех тысячелетий. Жители этого государства были убеждены в том, что они обитают в центре Земли и на самой возвышенной ее части, поднятой к небу. Ирригация существовала уже в государстве Инь (Шан, около 1500 год до нашей эры), где сложилась первая иероглифическая система письменности. Завоевавшая Инь династия Чжоу (XI-III века до нашей эры) достигла громадного технологического перевеса над всеми соседними племенами. Когда ее после долгого периода раздробленности свергла династия Цинь (III столетие до нашей эры), то была в общих чертах создана система общественных отношений, продержавшаяся до революции 1911 года, несмотря на смену династий. К этому времени сложились две основные философско-религиозные системы: даосизм и конфуцианство. Человек и его творения, согласно китайским философским учениям, воспринимались, как малая частица природы. Это отразилось и на архитектуре Китая — стремлении искусно располагать здания на фоне природы, в наиболее живописных и продуманных для них местах.

 

Предпосылки и культурный смысл «осевого прорыва» (К. Ясперс). Специфика «осевых культур» Востока и Запада. Важнейшие достижения «осевых культур» Древней Индии и Древнего Китая.

Понятие "осевое время" было впервые введено Ясперсом для обозначения периода (примерно с I тысячелетия до н.э.), когда произошли коренные изменения во взглядах человека на самого себя и на окружающий его мир. В Греции, Палестине, Индии и Китае произошел «самый, – по определению К. Ясперса, – резкий поворот в истории» – прорыв к духовным глубинам, обеспечивший формирование непреходящих идей и верований Ясперс указывает, что «осевой прорыв» - время рождения мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию.

Способ “соприкосновения” знания и веры определяет характер той или иной осевой культуры. Этот критерий позволяет четко различить восточные (Индии и Китая) и западные (Греции и Палестины) культуры.

“Востоку” присуща органичная взаимосвязанность знания и веры, философствования и религиозности, “зрения” и “слуха”, “техники жизни” и ее конечных смыслов Они непрерывно подпитывают друг друга, обеспечивая предельную жизнестойкость культур Индии и Китая. Выдержав испытание временем, они и ныне не утратили осевой ментальности. Кардинальное же их различие состоит в том, что если в первом случае доминирует иррациональное, мистическое (мировой духовный эфир, “Прана”, “Рита”, “Карма”), то во втором – рациональное, предметно-зримое (круговорот телесного Универсума, “Путь”, “Небо”, “Дао”) начало.

На “Западе” сложилась принципиально иная ситуация. Здесь возобладала тенденция к сведению одного “полярного” начала к другому: в Палестине – знания к вере, в Греции – веры к знанию. В первом случае утверждается культура “слуха”, в границах которой “техника жизни” тотально связывается истинами откровения, а во втором – культура “зрения», в границах которой смысл жизни сводится без остатка к рационально обустроенной “технике жизни”. Устремленность к монополярности воплотилась в двух масштабных открытиях: классически завершенной версии монотеизма, полагающей духовный Абсолют в качестве сверхличности, “Бога” и “теоретической установки”, интеллектуальных инструментов познавательного углубления в телесный мир.

Древнеиндийская цивилизация совершила духовный прорыв в IV в. до н.э. появилась мировая религия буддизм, в котором человек приобретал ценность., незавимую от его происхождения и социального статуса.

В Китае сложились две основные философско-религиозные системы: даосизм и конфуцианство.

 

Контрольные вопросы.

 1.Когда в научны оборот входит понятие цивилизации?

2.Какие трактовки фенеомена цивилизации существовали в гуманитарных науках?

3.Что такое локальная цивилизация?

4.Как связаны цивилизация и культура?

5.Каковы методы изучения цивилизаций?

6.Какая функция цмивилизации может считаться самой важной?

7.Что таоке «пони мание» как метож изучения цивилизаций?

8.Что является основой цивилизации как системы?

8.Что таоке тотем?

9.Что такое табу?

10.Что такое Дао?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.01 с.)