Понятия
| Признаки
|
1.Научно-технические факторы отбора содержания профессионального образования
| 1. Сведения об области профессиональной деятельности, об объектах деятельности, видах деятельности
|
2. Технико-технологические факторы отбора содержания профессионального образования
| 2. Сведения об экономике отрасли, хозяйства, предприятия (планировании, выпуске продукции и производстве услуг, хозрасчете, нормировании труда)
Сведения о научной организации труда в отрасли, хозяйстве, предприятии
Сведения из трудового законодательства, сведения о выполнении экономических расчетов (норм выработки, плана)
|
3. Производственно-экономические факторы отбора содержания профессионального образования
| 3.Сведения из естественнонаучных и технических законов, принципов, лежащих в основе применяемой техники и технологии производства в данной отрасли
Сведения о состоянии и перспективах научно-технического прогресса в данной отрасли
Сведения об ЭВМ и АСУ, применяемых в отрасли
Сведения о расчетно-аналитической базе, о выполнении расчетов и анализа с помощью схем, графиков, расчетных устройств
|
| 4.Сведения о конструкции и типах машин и механизмов в данной отрасли, их устройстве и принципе действия
Сведения о применяемых сырье и материалах, их получении, свойствах, способах переработки
Сведения о технологических процессах в отрасли
Сведения о проектировании в отрасли
Сведения об управлении и обслуживании техники и осуществления технологии
Сведения о БЖД
|
Ответ:
Задание 4. (УУ1, ЗЛ., ЗКР: 3б)
Установите соответствие
1.Профессиональный модуль
| 1) это специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования и комплекс учебно-методических документов, определяющих содержание и организацию образовательного процесса.
|
2.Междисциплинарный курс
| 2) система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности, и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы
|
3.Учебная дисциплина
| 3) часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.
|
| 4) система знаний и умений, отражающая специфику отдельноговида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля
|
Ответ:
Задание 5. (УУ1, ЗЛ., ЗКР: 3б)
Установите соответствие
1.Методический анализ учебных материалов
| 1) подлежащие обязательному изучению объекты, предметы, процессы, связи, признаки, введенные в учебный процесс в виде понятий, категорий, принципов, алгоритмов
|
2. Учебные элементы
| 2) способ выявления и наглядного представления связей или соотношений между учебными элементами
|
3. Граф учебной информации
| 3) мыследеятельность преподавателя по выявлению понятийного состава, структуры и логике учебного материала и выполнению его методической переработки с учетом специфики формируемых технических понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащегося.
|
4. Спецификация учебных элементов
| 4) граф, ребра которого представлены в виде векторов, указывающих логическую связь между понятиями и последовательность введения их в учебный процесс
|
| 5) табличная форма представления структурно-логического анализа; содержит порядковый номер УЭ, названия УЭ (понятий, алгоритмов, способов), уровень усвоения УЭ, вид УЭ (новое понятие или опорное)
|
Ответ:
Задание 6. (УУ1, ЗЛ., ЗКР: 3б)
Установите соответствие
1.Классификация учебных материалов по группам технических знаний
| 1.Описательные, доказательные, прикладные
|
2.Классификация учебных материалов по характеру содержания
| 2. Текстовые, табличные, видео
|
3.Классификация учебных материалов по логике раскрытия смысла
| 3.Основные и вспомогательные
|
4.Классификация учебных материалов по форме представления
| 4.От общего к частному и от частного к общему
|
| 5.Сведения о технике, о технологии, сырье материалах, управлении
|
Ответ:
Задание 7. (УУ1, ЗЛ., ЗКР: 3б)
Установите соответствие
1.Рабочий учебный план учебного заведения по подготовке профессии
| 1. Официальный документ, отражающий объем и содержание обучения
|
2.Содержание обучения
| 2. Трудоемкость учебных дисциплин, профессиональных модулей в часах (общее количество часов, их распределение по годам и полугодиям, семестрам); недельная нагрузка в часах, приходящаяся на обучающихся по каждой дисциплине, профессиональному модулю
|
3.Объем обучения
| 3. Отвечает на вопрос «что подлежит усвоению?» и представляет перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов, обязательных для изучения по данной профессии, специальности
|
4.Календарный график учебного процесса
| 4. Часть учебного плана подготовки профессии (специальности), документ, который показывает длительность учебных полугодий экзаменационных сессий, каникул, виды практик и их длительность, данные о распределении часов на различные виды обучения
|
5.Учебный план подготовки профессии
| 5. Документ конкретного УНПО, составленный на основе Областного базисного учебного плана, разрабатываемого с учетом специфики подготовки выпускников для региона, отрасли, специализации, уточняющий календарную структуру и этапы учебного процесса в учебных заведениях региона
|
6. Основная профессиональная образовательная программа подготовки профессии (специальности)
| 6. Специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования и комплекс учебно-методических документов, определяющих содержание и организацию образовательного процесса
|
Задание 8. (УУ1, ЗЛ., ЗКР: 3б)
Установите соответствие между формами предъявления учебной информации по дисциплине учащимся и их признаками
Формы
| Существенные признаки
|
А)Опорные конспекты
| А) Вид документации, применяемый для организации продуктивной работы учащихся при выполнении комплексных работ, типичных для профессии; содержат наименование работ, технические требования, порядок и режимы выполнения работ, необходимое оборудование и инструменты
|
Б) Рабочие тетради
| Б) Система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих наглядную конструкцию, заменяющую систему значений, идей и понятий как взаимосвязанных элементов; форма свернутой, закодированной информации; состоит из рисунков, ключевых слов, схем с указанием логических связей
|
В)Инструкционно-технологические карты
| В) Вид учебно-практических пособий, имеющих особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета; содержит задачи и вопросы по каждой теме курса и используется для закрепления и контроля знаний в учебных заведениях и домашних условиях
|
Г) Учебные задачи
| Г) Дидактические материалы; памятки для учащихся, отражающие порядок выполнения действий в определенной последовательности
|
Д)Учебные алгоритмы
| Д) Задание, предполагающее поиск новых знаний, способов мышления и деятельности; содержит предписание к деятельности и указание на объект, относительно которого дано предписание
|
Ответ:
Задание 9. (УУ1, ЗЛ., ЗКР.:3б)
Восстановите логическую последовательность в структуре учебной программы по профессиональному модулю (учебной дисциплине), проектируемой в модели ФГОС по профессии НПО, специальности СПО нового поколения.
1. Условия реализации программы дисциплины, (профессионального модуля)
2. Результаты освоения дисциплины, (профессионального модуля)
3. Лист «Содержание»
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины, (профессионального модуля)
5. Сведения о разработчиках программы
6. Паспорт программы
7. Сведения об утверждении программы
8. Титульный лист программы
9. Структура и содержание дисциплины (профессионального модуля)
Ответ:
Задание 10. (УУ1, ЗЛ., ЗКР: 2б)
Верно ли, что паспорт учебной программы по дисциплине (профессиональному модулю) описывает область применения программы; основные профессиональные компетенции, формируемые при изучении дисциплины (профессионального модуля); требования к результатам усвоения дисциплины (профессионального модуля) и рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины (профессионального модуля).
Ответ:
Да, верно
Нет, неверно
Задания на проверку II - III уровней усвоения модуля
Задание 11. (УУ2., ЗЛ., ЗКР.: 3б)
Какие термины скрываются за данными перечнями?
Перечень А
| Перечень Б
|
А.
· структурное единство содержания НПО на уровне его формирования
· единство содержания с процессом обучения
· научность
· системность
· полнота
· доступность
| Б.
· соответствие содержания НПО отрасли, объектам и видам профессиональной деятельности, профессиональным компетенциям
· соответствие содержания НПО современному уровню развития научных достижений в отрасли
· соответствие содержания НПО уровню развития техники и технологии в отрасли
· единство унификации содержания образования на федеральном уровне и его дифференциации на региональном
· единство содержания НПО и предстоящей трудовой деятельности (реализация всестороннего охвата трудовых процессов и операций содержанием НПО)
· интегрированный характер содержания
· реализации межпредметных связей
· учет требований ЕТКС при определении тарификации работ на разряд
· совершенствование содержания в соответствии с изменяющимися стандартами по профессии
· модульное построение содержания
|
Ответ А:
Ответ Б:
Задание 12. (УУ3., ЗЛ., ЗКР.: 4б.)
Отнесите факты нарушения принципов построения содержания профессионального образования и обучения к самим принципам
1. Преподаватель выдает ошибочные сведения.
2. Преподаватель демонстрирует устаревшие представления.
3. Преподаватель не раскрывает тему по предмету в полном объеме.
4. Преподаватель не обеспечивает прохождение учащимися программы в полном объеме.
5. Дидактические единицы междисциплинарного характера в программе дисциплины не представлены.
Ответ 1:
Ответ 2:
Ответ 3:
Ответ 4:
Ответ 5:
Задание 13. (УУ2., ЗЛ., ЗКР.: 4б.)
Заполните таблицу
Основания классификации понятий
| Виды понятий по времени формирования и по уровню усвоения
|
По времени формирования понятий
| 1.
2.
|
По уровню усвоения понятий
| 1.
2.
3.
4.
5.
|
Задание 14. (УУ2., ЗЛ., ЗКР.: 4б.)
Заполните таблицу
«Макро» уровень содержания профессионального образования
| «Микро» уровень содержания профессионального образования
|
1.
2.
| 2.
3.
4.
|
Задание 15. (УУ2., ЗЛ., ЗКР.:4б.)
Восстановите иерархию учебных элементов
1. Узловые учебные элементы
2. Учебные элементы
3. Обобщенный учебный элемент
4. Основные учебные элементы
Ответ:
Задание 16. (УУ2., ЗЛ., ЗКР.:3б.)
Исключите имеющиеся ошибки в представленных связях. Восстановите соответствие.
Иерархия учебных элементов
| Характеристика учебных элементов
|
А. Тема занятия
| А. Основной учебный элемент
|
Б. Вопросы изучения темы
| Б. Обобщенный учебный элемент
|
В. Изучаемые объекты и процессы
| В. Учебные элементы
|
Г. Свойства объектов, признаки процессов
| Г. Узловые учебные элементы
|
Ответ:
Задание 17. (УУ4., ЗЛ., ЗКР.:5б.)
Из какой структуры складывается общая сумма учебных элементов по теме занятия?
Ответ:
Задание 18. (УУ2., ЗЛ., ЗКР.:4б.)
Заполните таблицу на основе анализа документов, регулирующих учебный процесс по дисциплине, профессиональному модулю.
Таблица
Тема по программе модуля (дисциплины)
| Дидактическая единица в рамках темы по программе
| Тема занятия (из дидактической единицы)
| План изучения темы занятия
|
|
|
|
|
Задание 19. (УУ3., ЗЛ., ЗКР.:5б.)
Заполните таблицу на основе анализа соответствующего документа.
Таблица
Методические особенности дисциплины «Компьютерные сети»
«Основы компьютерных сетей»
| Методические особенности дисциплины
|
1. Наименование дисциплины
|
|
2. Предназначение дисциплины
|
|
3. Роль дисциплины в процессе подготовки профессии НПО (специальности СПО)
|
|
4. Место дисциплины среди других предметов
|
|
5. Цель, объект и предмет изучения дисциплины
|
|
6. Структура курса (ведущие разделы, темы)
|
|
7. Формы и методы преподавания дисциплины
|
|
8. График освоения дисциплины
|
|
9. Формы и методы контроля знаний и умений учащихся по дисциплине
|
|
10. Критерии оценки учебных достижений учащимися дисциплины
|
|
12.Требования к материально-техническому оснащению дисциплины: перечень
|
|
15. Программное обеспечение ПК, необходимое для изучения дисциплины
|
|
Задание 20. (УУ2., ЗЛ., ЗКР.:3б.)
Что скрывается за данными перечнями?
Перечень А
| Перечень Б
|
1. Определение места и роли учебной дисциплины в процессе подготовки учащихся, определение целей изучения дисциплины через анализ требований к выпускникам, которые должны быть обеспечены за счет изучения данной дисциплины.
2. Обоснование необходимости включения дисциплины в рабочий учебный план подготовки специальности
3. Определение структуры курса, объема, сроков изучения, продолжительности изучения на основе анализа документов, регулирующих содержание дисциплины.
4. Определение объекта и предмета изучения по дисциплине (значение изучаемого объекта для профессиональной деятельности специалиста).
5. Постановка целей изучения, отбор, систематизация и фиксирование содержания под цели изучения предмета.
6. Планирование лабораторных, практических и самостоятельных работ (их объема и содержания на основе учета требований к выпускникам)
7. Выбор форм организации обучения по каждой теме.
8. Подготовка самой программы, ее оформление.
9. Экспертиза программы.
10. Утверждение рабочей учебной программы как документа
|
1. Педагог ПО самостоятельно разрабатывает программу
2. Оформляет ее в соответствии с требованиями к структуре и содержанию
3. Обновляет программу по необходимости.
4. Реализует программу в совместной деятельности с учащимися
5. Добивается прохождения учащимися всех тем по программе и выполнения в полном объеме контрольных мероприятий
6. Проектирует учебно-методическое обеспечение по программе
|
Ответ А:
Ответ Б:
Задание 21. (УУ3., ЗЛ., ЗКР.:5б.)
Используя программу конкретной дисциплины (профессионального модуля), заполните таблицу письменно.
Таблица
Наименование учебной программы
| Темы, отражающие технологическое оборудование (не менее 3-х)
| Темы, отражающие технологический процесс
(не менее 3-х тем)
| Темы, отражающие требования техники безопасности
|
| 1.
2.
3.
| 1.
2.
3.
| 1.
2.
3.
|
Задание 22. (УУ2., ЗЛ., ЗКР.:4б.)
Заполните таблицу, ответив на вопрос: «Какие компоненты научного знания скрываются за данными определениями»?
Таблица
Структурные компоненты научного знания
|
Определения
|
| Краткая формулировка свойств объекта, формулировка значения термина
|
| Слово общая мысль об объекте познания, фиксирующая признаки и свойства отображаемого в ней объекта; выражается в языковой форме в виде отдельных слов и словосочетаний; содержание его отражает совокупность существенных признаков
|
| Слово или словосочетание, обозначающее понятие, применяемое в науке, технике, технологии, искусстве
|
| Общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные и закономерные связи реальной действительности и познания
|
| Основное, исходное положение какой-либо теории или учения; руководящая идея, основное правило деятельности; взгляд, определяющий норму поведения, деятельности, мышления; основа действия оборудования (прибора, механизма)
|
| Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности; включает исходные основания (фундаментальные понятия, категории, принципы, законы, уравнения), абстрактные модели, правила выводов и способы доказательств, совокупность законов и утверждений
|
| Форма эмпирического знания, отражающего реальное событие
|
Задание 23. (УУ2., ЗЛ., ЗКР.:5б.)
Какие из представленных существенных признаков отражают содержание обучения? Подчеркните в таблице существенные признаки, которые относятся к содержанию обучения непосредственно.
Таблица