Признаки правового государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки правового государства



Теория и практика правового государства определяет следующие признаки правового государства:

1. Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями политической партии. В этом плане возникает вопрос о качестве самого закона. В подлинно-демократическом, правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, справедливым, прогрессивным, закреплять и защищать неотъемлемые права человека.

В целом, правовое государство ассоциируется с такой ориентацией государственной и общественной жизни, которая характеризуется господством права и верховенством закона, призванных обеспечить признание и гарантию прав и свобод всех граждан во всех сферах жизни, со стороны граждан – уважение законов и институтов существующей системы.

2. Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его само же нарушать. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами.

     В правовом государстве законы имеют одинаковую силу для всех без исключения членов общества. Законодатель также подзаконен, как и отдельный гражданин. Подзаконность государственной власти дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Именно при таком подходе свободу можно рассматривать, как право каждого индивида делать то, что позволяют законы, независимо от их социального, политического или иного статуса. Защита отдельного человека от власти и произвола соответствует защите всех. Поэтому личное право невозможно без гарантии в политическом праве, уравновешивающем всех друг перед другом. Как писал К. Ясперс «… даже величайшие заслуги перед государством не являются основанием неприкосновенности власти индивидуума. Человек остается человеком, и даже лучший из людей может стать опасным, если его власть не сдерживается определенными ограничениями»[93].

3. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц – свод прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека 1948г., Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и политических правах 1966г.

4. Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов.

    Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, государственного контроля, для реализации вышеперечисленных форм контроля и надзора.

5. Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, а государство несет ответственность за достойные условия жизнедеятельности. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантия индивидуальной свободы.

6. Важнейшим признаком и основополагающим принципом правового государства является принцип разделения властей, согласно которому различные органы и учреждения государственной власти специализируются в осуществлении властных полномочий. В классическом варианте разделения власти целостный механизм государственной власти представлен институтами законодательной (парламент или представительный орган местного самоуправления), исполнительной (правительство и исполнительные органы на местах) и судебной (органы правосудия и надзора) ветвей власти. При этом предполагается, что парламент принимает законы, соответствующие требованиям права и никаких исполнительных функций не осуществляет. Исполнительная власть призвана оперативно осуществлять управление обществом в строгом соответствии с принятыми законами. Судебная власть защищает права, обеспечивает соблюдение законности в деятельности всех субъектов права.

Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей не означает, однако, их независимости друг от друга. В структуре механизма государственной власти первичный, верховенствующий характер имеет законодательная власть. Устанавливаемые ею правовые нормы являются основой деятельности институтов других ветвей власти. Исполнительная власть, хотя и действует в рамках своих полномочий самостоятельно, носит по своей сути вторичный, производный характер. Все ее действия и акты соответствующих органов основываются на законе и направлены на исполнение закона. Закон является основой функционирования и судебной власти. Однако в осуществлении правосудия суд действует независимо от законодательной и исполнительной властей и подчиняется только закону. Одновременно суд призван выполнять функции арбитра в спорах других ветвей власти о праве. В этой связи существенное значение в системе судебной власти имеет институт конституционно-правового контроля за правомерностью актов и действий всех ветвей при защите права от всех возможных форм его нормативного нарушения.

Основной смысл принципа разделения властей состоит в создании организационно-правовых условий, исключающих монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя, обеспечивающих соответствие всей системы публичной власти требованиям права.

Правовому государству должно соответствовать правовое общество и наоборот. В правовом государстве и правовом обществе государство служит своим гражданам. Но нет прав без обязанностей. Поэтому в правовом государстве и правовом обществе гражданин равнообязан с государством: как государство обязано охранять права и законные интересы своих граждан, обеспечивать их социальную защищенность, честь и здоровье, так и гражданин обязан соблюдать законы государства даже в тех случаях, когда он с ними почему-либо не согласен.

 

Литература

Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. // Полис. 2000. № 3. С. 104-116.

Пуляев В.Т. Движение к гражданскому обществу: российский вариант. // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 3-18.

Коган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы. // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 6. С. 47-61.

Авцинова Г.И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления. // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90-104.

Серебряков С.Л. Цивилизационные основы формирования гражданского общества в России. // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 97-105.

Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретиче-ские истоки. // Социально-политический журнал. 1997. № 4. С. 92-105.

Варывдин В.А. Гражданское общество. // Социально-по-литический журнал. 1992. № 8. С. 22-31.

 

Контрольные вопросы

1. Сделайте анализ развития идеи о гражданском обществе от античного периода до наших дней.

2. Что из себя представляет гражданское общество в современном понимании?

3. Какие взаимоотношения складываются между государством и гражданским обществом в современной России?

4. Что является структурными элементами гражданского общества в экономической, социальной и духовной сферах?

5. Какое государство можно отнести к правовому?

6. Перечислите основные признаки правового государства.

 

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.226 (0.008 с.)