Сущность, формы и типы государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, формы и типы государства



 

В современном понимании государство представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную целостность. От других политических форм его отличает формальность, наличие определенных правил, регулирующих его жизнедеятельность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Вследствие этого, государство во многом обеспечивает целостность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы, и существенно влияет на течение всех политических процессов. Государство выступает и как некая сила, концентрированно выражающая и символизирующая общество в целом. Именно оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности – защиту, безопасность, охрану среды и др.

Государство является важной политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного порядка. В этом плане роль государства в различных политических системах неодинакова. Она варьируется от мягких, демократических, опосредованных форм воздействия до тоталитарного стремления подмять под себя все общество, стать единственной и безраздельно господствующей силой. В то же время необходимо заметить, что организация экономической, социальной, культурной и иной общественной деятельности обеспечивается и различными негосударственными институтами, однако эта их роль и эффективность во многом зависят от отношения к ним государства.

Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и личности и характеризуется понятием гражданства. Наличие гражданства имеет для человека принципиальное значение, т.к. определяет политический и социальный статус, права и свободы, а во многом и материальное и моральное благополучие. Государство также определяет положение в обществе целых социальных групп (сословий), их права, льготы и т.п.

Государство обладает таким свойством, как принудительность. Принадлежность к тому или иному государству меньше зависит от человека, но больше от государства и объективных обстоятельств, в которых находится личность. Государство располагает исключительным правом на навязывание своей воли с помощью аппарата насилия – армии, служб охраны общественного порядка и безопасности. Неэффективное использование государством легитимного насилия, его слабость в охране порядка и личной безопасности граждан приводят к распространению убеждений об использовании насилия частными лицами. Естественно, это подрывает государственную монополию на насилие и создает условия для неконтролируемого распространения насильственных действий.

Государство располагает рядом исключительных прав, присущих только ему. Ему принадлежит право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер. Впрочем, эта деятельность не закрыта и для других политических сил, т.к. законодательной инициативой, правда, в более ограниченных границах, обладают и другие политические институты, и даже частные лица. Другим исключительным правом государства является право на взимание налогов, имеющее для населения всеобщую обязательность. Различные взносы и иные сборы отличаются от налогов большей добровольностью и нерегулярностью. Налоги – это кровь, живительная влага, питающая государство, о взимании которых оно заботится неусыпно. Поэтому налоговая служба является важнейшим элементом любого государства, а сами налоги выступают как индикатор взаимоотношений между государством и обществом. Однако повышение налогов или увеличение частоты их взимания достаточно часто приводило к мятежам или движениям протеста.

Существеннейшим признаком государства признается территория. Органическая теория государства выводит его основу из земли. Так, на развитие Российского государства повлияли такие политические факторы, как равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных географических границ, наличие практически неисчерпаемых ресурсов, сочетание лесов и степей и пр. Все эти обстоятельства влияли на структуру хозяйства, на образ жизни, на расселение населения и социальные отношения в обществе, определяли специфику российской государственности. Для государства принципиальное значение имеют границы, являющиеся не только географической, но и политической категорией. И каждое государство, в особенности при своем возникновении и в процессе формирования, стремится установить границы вдоль выгодных естественных рубежей. При этом важное социально-политическое значение имеет совпадение границ территории государства с этническими границами. Их несовпадение, помноженное на агрессивный характер государства, порождали и порождают территориальные претензии, являются существенным источником конфликтов. Данная концепция породила формирование целой науки, называемой геополитикой и имеющей важнейшее значение для современной Российской Федерации.

Государство как определенная политическая структура обладает чрезвычайно сложным строением. Традиционно выделяются три ветви государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, имеющие в различных странах разное оформление и названия. Возможен и иной подход к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия государственных решений, и государственной бюрократии, играющей вспомогательную, служебную роль. Дифференциации государственных структур и их специализация решающим образом определяются функциями, которые выполняются государством. Если государство берет на себя роль силы, регулирующей экономику, то это автоматически порождает соответствующие органы. Овладение государством социальными функциями вызывает развитие государственных служб социального страхования, бирж по трудоустройству и т.п.

Особенности функционирования государства, сфера его компетенции, содержание деятельности и общая направленность развития во многом зависят от характера устройства государственной власти. Поэтому рассмотрим конкретные вопросы, касающиеся форм и способов организации государственной власти.

Строение любого государства характеризуется, прежде всего, через формы его управления и территориально-государственного устройства. В них находит воплощение организация власти в центре и на местах, структура государственных органов и тип взаимоотношений между ними, а также возможности, которыми располагают граждане.

Формы правления государства определяются по способу организации государственной власти и ее формальному источнику. С античных времен известны две основные формы правления – монархия и республика.

Монархия (от греч. monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства-монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя. Глава государства не несет юридической ответственности за свои действия.

Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Дух этой формы правления ярко выражен в знаменитой фразе Людовика XIV «Государство – это я». Неограниченная монархия типична для рабовладельческого и феодального общества. В настоящее время она практически не встречаются, за исключением нескольких стран (Саудовской Аравии, Катара, Омана и ОАЭ).

Отличительной особенностью конституционной монархии является ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархию. При дуалистической монархии (Иордания, Таиланд, Непал, Марокко) власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (то есть в силу конституционных норм), и фактически (из-за слабости, неразвитости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия. Так, при дуалистической монархии правительство несет формальную двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Монарх имеет право назначения в нижнюю палату парламента, право роспуска парламента и право вето.

При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограниченна в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Тем самым «монарх царствует, но не правит». Сегодня конституционная парламентская монархия имеет место в Великобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и других странах.

Другая форма правления – республика, при которой все высшие органы государственной власти избираются или формируются общенациональными представительными учреждениями. Республиканская форма правления возникла как альтернатива монархической; при ней источником власти является народ, граждане страны, а высшие органы власти имеют выборный характер.

Большинство современных государств имеет республиканскую форму правления. В настоящее время выделяются три основные разновидности такой формы правления: президентская, парламентская и смешанная (полупрезидентская).

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента, либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава партии, победившей на президентских выборах. В результате чего возможно несовпадение партийного состава правительства и парламентского большинства.

Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы.

Классический пример президентской республики – Соединенные Штаты Америки, где и была впервые введена эта форма правления. В странах Западной Европы президентская республика не получила распространения, но она преобладает в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и другие). Здесь также, как и в ряде стран Азии и Африки с длительными, авторитарными традициями, эта форма правления нередко предстает в виде «суперпрезидентской республики».

Для парламентской республики характерны наличие одной системы выборов, принцип верховенства законодательного органа (парламента), которая формирует правительство, назначает премьер-министра (главу правительства), издает законы, принимает бюджет и т.д. При этом правительство, как правило, формируется на партийной основе и носит партийный характер. В тоже время парламент действует под жестким контролем правительства, которое имеет право роспуска парламента, что создает возможность взаимного контроля в деятельности законодательных и исполнительных органов власти. Должность главы государства (президента) в парламентской республике носит во многом формальный характер и чаще всего ограничивается представительскими функциями. К парламентской республике относится Италия, Германия, Индия, Турция, Израиль и др.

Смешанная или «полупрезидентская республика» - это форма правления, которая стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики, и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии, Польше, России и ряде других стран.  

Формы государственного устройства выражают национально-территориальную организацию государства, взаимоотношения между целым и частями, между центральными и региональными органами власти и управления. Обычно выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную. В литературе можно встретить также указание на конфедеративную форму национально-территориального устройства государства, однако, чаще всего, она рассматривается как временный, переходный вариант существования государственных объединений.

Унитарное государство выступает как политически однородная организация, состоящая из административно-террито-риальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Унитарность предполагает полное единство территорий, единые конституцию и гражданство, централизацию государственного аппарата. При этом достаточно высокая степень централизации не лишает местные органы власти известной самостоятельности (самоуправления). Однако властноуправленческие структуры на местах в условиях унитарного государства руководствуются нормативными актами центральных органов власти, а их самостоятельная нормотворческая деятельность носит подчиненный характер. Унитарными в настоящее время являются большинство государств мира.

Федерация отличается от унитарного государства тем, что входящие в нее государственные образования (штаты, провинции, кантоны, республики и т.п.) обладают определенной самостоятельностью и имеют собственное административно-терри-ториальное деление. Достаточно единодушно выделяют следующие критерии, которым должна отвечать любая федерация: исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики; отсутствие права сецессии – одностороннего выхода из союза у входящих в него государств; использование власти центральным правительством без прямого одобрения государств–членов Федерации; отсутствие у правительства права на одностороннее изменение границ государств-членов; изменение союзной Конституции только с согласия членов Федерации; наличие двухпалатного парламента с равным представительством каждого из государств-членов, по крайней мере, в одной из палат; наличие двойной системы – судебной, правовой, гражданской и др.; разделение власти и полномочий союзного государства и государств-членов.

Существуют и довольно своеобразные, рыхлые объединения государств. Во-первых, это конфедерации, в которые объединяются независимые государства для координации какого-либо вида государственной деятельности – военной, внешнеполитической и др. Эти объединения крайне нестабильны. Они либо распадаются после решения поставленных задач, либо развиваются в федерацию, чему пример – США, Швейцария и др. Во-вторых, существуют и объединения государств, центром которых являются бывшие метрополии. Вокруг них группируются бывшие колонии. Это, прежде всего, Британское содружество наций и Франкофония, основывающиеся на общности языка, элементов культуры, наличии некоего наднационального аппарата. Преимущественная сфера сотрудничества государств, входящих в эти объединения, - культура, наряду с которой все большее значение приобретают политика и экономика. В послевоенный период появились и новые объединения государств, например Европейское Экономическое содружество, в котором создано не только общее экономическое пространство, но и надгосударственные органы, координируется политика.

Устойчивость политической жизни, ее непрерывность и преемственность определяют разделение государств на стабильные и неустойчивые. Последние отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов. С этой точки зрения особой нестабильностью отличается государственная жизнь латиноамериканского континента. За 150 лет независимого существования латиноамериканских республик в них было совершено 535 государственных переворотов.

Государства могут быть типологизированы и по выполняемым ими функциям, имеющим преимущественное, приоритетное значение в их деятельности. Так, можно выделить военное или полицейское государство, характеризуемое гипертрофированным развитием и значительной частью структур государственного насилия – армии, военно-промышленного комплекса, органов охраны порядка и безопасности. Основное назначение правового государства усматривается в развитии структур, обеспечивающих защиту прав всех членов общества, их подчинение праву как высшей силе, а также гарантирующих равноправие всех граждан, как рядовых, так и правителей перед законом. Социальное государство сосредотачивается на проведении активной социальной политики, содействующей смягчению и предупреждению социальных конфликтов.

Советское государство с самого начала создавалось в оппозиции к теории правового государства. Эта теория, невзирая на глубокие традиции ее разработки в русской политической мысли, была опровергнута и объявлена буржуазной. Была утверждена идея диктатуры пролетариата как надзаконной власти, использующей закон для решения своих задач. В полном соответствии с идеей разрушения старой государственной машины были ликвидированы старые государственные органы, формировавшиеся в течение длительного времени. Российское законодательство, складывающееся столетиями, было отвергнуто и буквально с нуля началось создание нового законодательства.

Вместе с тем, советское государство изначально создавалось как социальное, сразу же поставив в повестку дня создание финансируемых государством и бесплатных для граждан систем здравоохранения, образования и культуры. Во второй половине ХХ в. эта линия без всякого преувеличения, можно сказать, стала ведущей тенденцией в развитии различных государств мира. Однако на развитии нашего государства как социального самым негативным образом сказалось его монопольное положение в сфере распределения ресурсов, отсутствие негосударственных социальных структур, способных не только дополнять государственные, но и конкурировать с ними. Социальные функции советского государства, если судить по прежним и нынешним затратам на эти цели, выглядят довольно скромно. Исходя из сказанного, необходимо признать, что Российскому государству еще предстоит стать как социальным, так и правовым, используя соответствующий опыт различных государств мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.013 с.)