Органы государственной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы государственной власти



Российской Федерации

Высшим органом представительной и законодательной власти Российской Федерации является парламент – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней – Государственной Думы и верхней – Совета Федерации. Она осуществляет законодательные функции, рассматривает и решает важнейшие государственные вопросы, участвует в формировании других высших государственных органов (правительства, судебных органов и т.п.).

Из 450 депутатов Государственной Думы половина (225 депутатов) избирается на основе партийных списков (по пропорциональной избирательной системе), а другая половина – по одномандатным избирательным округам (по мажоритарной избирательной системе относительного большинства). Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран любой гражданин, достигший 21 года. Главными её полномочиями являются принятие федеральных законов, участие в формировании и контроль за деятельностью Правительства РФ. Помимо этого, в ее компетенцию, согласно Конституции РФ, входят: назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, ратификация или денонсация международных договоров РФ; вопросы войны и мира.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случае троекратного отклонения представленных ей кандидатур Председателя Правительства РФ или повторного в течение трех месяцев выражения ею недоверия Правительству РФ. В случае ее роспуска Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее, чем через четыре месяца с момента роспуска.

В Совет Федерации входят по два представителя от 89 субъектов РФ (по одному от законодательного и исполнительного органа власти), назначаемых исполнительным и законодательным органами этих субъектов.

Совет Федерации участвует в законодательной деятельности путем рассмотрения (с последующим одобрением или отклонением) федеральных законов, принятых Государственной Думой, а также путем совместного с ней принятия федеральных конституционных законов. К сфере ведения Совета Федерации также относятся: утверждение изменений границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения; решение о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на четыре года.

Президент наделен правом формирования Правительства: он назначает (с согласия Государственной Думы) Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, руководителей комитетов и ведомств, руководит деятельностью Правительства, может председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства.

Президент активно участвует в законодательном процессе: законы, принятые Федеральным Собранием, либо одобряются, либо возвращаются в двухнедельный срок в парламент с возражениями для повторного обсуждения и голосования. В случае отклонения закона Президентом и при повторном одобрении двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы закон подлежит подписанию Президентом (в течение 7 дней).

Глава государства обладает правом законодательной инициативы. Помимо Президента, таким правом наделено значительное количество субъектов политической системы: Совет Федерации и его члены, депутаты Государственной Думы, Правительство, представительные органы власти субъектов Федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд и Арбитражный Суд. В особых случаях глава государства может обратиться непосредственно к народу или объявить о референдуме по отдельным вопросам законодательной деятельности и таким образом решить вопросы, минуя рассмотрение их в парламенте. Президент и сам издает большое количество нормативных актов (указов, реорганизационных актов, распоряжений и др.).

Президент возглавляет Совет Безопасности России. Глава государства утверждает военную доктрину, обладает правом объявления чрезвычайного положения и использования вооруженных сил за пределами территории страны по решению Совета Федерации или с последующим его уведомлением.

Весьма обширны внешнеполитические полномочия главы государства. Он является высшим представителем страны в сфере внешних отношений и осуществляет руководство внешней политикой. Выезжая с официальными визитами за границу, он пользуется правом на особо торжественный прием, ему предоставляется целый ряд привилегий. Он считается представителем своей страны по праву и не нуждается для этого в специальных полномочиях. Президенту предоставляется право ведения международных переговоров и заключения международных договоров и соглашений (они вступают в силу после ратификации парламентом). Он также назначает и отзывает дипломатических представителей государств, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

Система федеральных органов исполнительной власти включает Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы: министерства, государственные комитеты, федеральные службы, межведомственные комиссии, советы и др. Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и другие.

По Конституции РФ, система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного права.

Судебная ветвь власти представлена системой судов: Конституционный Суд, Арбитражный суд, Верховный Суд и соответствующими судами субъектов федерации. В пределах своих полномочий они независимы от законодательных и исполнительных органов власти и подчиняются только конституции и законам.

Разделение власти по вертикали предполагает существование представительных и законодательных органов субъектов Федерации, обладающих правом законодательной инициативы и представительных органов местного самоуправления. По своему характеру это органы парламентского типа. Это, помимо профессионального состава (работы депутатов на постоянной основе) и постоянного характера работы, означает, что собрание представителей (дума, муниципальный комитет, городское собрание и др.) должно быть свободно от воздействия на них вышестоящих органов власти.

Представительные органы в пределах своей компетенции обсуждают и принимают решения по вопросам развития данного территориального сообщества, осуществляют контроль за работой местных органов исполнительной власти и судов соответствующей ступени.

Органы местной исполнительной власти определяются населением самостоятельно для решения вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Главы местной администрации (мэр, губернатор) должны избираться населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения. Кроме собственной компетенции, органы местного самоуправления могут выполнять некоторые государственные функции, под исполнение которых должны передаваться необходимые материальные и финансовые ресурсы. Передача функций должна носить договорной характер между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Таким образом, в Российской Федерации существует довольно разветвленная многоуровневая система органов представительной, законодательной и исполнительной власти. Дальнейшее развитие демократии, (усиление местного самоуправления, расширение прав и возможностей граждан) предполагает последующую децентрализацию государственного управления и последующее смещение управленческих функций с федерального на региональный и местный уровни.

 

Литература

 

Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы. // Социально-политический журнал. – 1994 – № 1-2. С. 68-81.

Бутенко В.П. Государство – его вчерашние и сегодняшние трактовки. // Государство и право. – 1993. – № 7.

Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе. // Государство и право. – 1993 – № 6.

Медушевский А.Н. Общество и государство в русском историческом процессе.//Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. – 1993.– №1.

Веденеев Ю.А. Теория и практика переходных процессов в развитии российской государственности. // Государство и право. – 1995. – № 1.

Кочетков А.П. О реформе федеральных органов власти Российской Федерации.// Вестник МГУ, Серия 12, Политические науки. – 2001. - № 5, с. 55-64.

Ленин В.И. О государстве. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 69, 73.

Зубов А.Б. Унитаризм и федерализм. (К вопросу о будущей организации государственного пространства России) // Полис. – 2000. – № 5. С. 32-64.

Современная русская идея и государство. – М., 1995.

Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание, формы.// Государство и право 1997. - №1.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему государство является наиболее важным политическим институтом?

2. Сопоставьте основные концепции происхождения государства.

3. Что отражает понятие «форма государственного устройства»?

4. Чем федерация отличается от унитарного государства?

5. Каковы принципы взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти в президентских, парламентских и президентско-парламентских республиках?

6. Назовите черты сходства и различия между парламентской республикой и парламентской монархией.

7. Охарактеризуйте форму правления в Российской Федерации.

8. Дайте характеристику основных функций государства.

9. Перечислите основные органы государственной власти РФ.

10. Какой порядок формирования Федерального Собрания предусмотрен Конституцией РФ?

 

 

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

 


Функции государства

 

Консолидация общества на основе общих интересов граждан   Обеспечение единства, суверенитета и безопасности общества

Необходимое регулирование экономики, хозяйственной деятельности общества   Установление, совершенствование и реализация обязательных для всех законов

Защита и укрепление существующих политических, экономических, социальных систем и духовных ценностей Духовно-идеологическая, воспитательная деятельность, формирование политического сознания граждан
Обеспечение общественного порядка, поддержание дисциплины граждан Регулирование социальных отношений, обеспечение социальной защищенности граждан

Защита государственных интересов на международной арене Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями
Обеспечение обороны страны; либо военная, политическая, экономическая экспансия   Участие в решении глобальных проблем человечества, в интеграционных процессах и миротворческих акциях

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.204 (0.018 с.)