Объем пассажирских перевозок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объем пассажирских перевозок



  2017 г., чел. 2018 г., чел. ± % к 2017 г.
С-Петербург – Хельсинки («Аллегро») 479 468 481 785 0,5%
Москва – Хельсинки («Лев Толстой» и доп. поезда) 68 160 68 836 1%
Всего (в двустороннем сообщении Россия – Финляндия)     547 628 550 621 0,5%

Источник: VR Group, март 2019 г.

По данным «ВР-Груп», между Россией и Финляндией железнодорожным транспортом в 2018 году было перевезено 547 628 пассажиров (+0,5% по сравнению с 2017 г.) и 16,5 млн. тонн грузов (+3,6%). В разрезе номенклатуры перевозимых грузов основную долю занимали: руда железная, лесные грузы, удобрения, нефть и нефтепродукты.

С момента запуска международного скоростного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки (с 12 декабря 2010 года) поездами «Аллегро» перевезено 3,28 млн. человек. Повышению привлекательности поездов «Аллегро» для пассажиров способствовали гибкие тарифы и маркетинговые инициативы, а также увеличение срока продажи проездных документов. С 4 октября 2018 года купить билет на «Аллегро» стало можно за 90 суток до отправления поезда вместо 60 суток, как было ранее. В 2018 г. производилась модернизация составов поездов. В дни повышенного спроса назначались сдвоенные поезда.

В настоящее время на участке ежедневно работают 4 пары поездов, время в пути (456 км) составляет 3 ч. 27 мин. В целях повышения привлекательности «Аллегро» идет работа над сокращением времени в пути следования, вводится ряд маркетинговых инициатив: гибкие тарифы на билеты, дополнительные сервисы, включая назначение специальных сдвоенных поездов в дни повышенного спроса на перевозку, например, в период новогодних и рождественских праздников. Так, на время проведения матчей чемпионата мира по футболу FIFA 4, 11 и 15 июля 2018 г. в целях обеспечения перевозки болельщиков ОАО «РЖД» были назначены дополнительные поезда «Аллегро», которые перевезли более 23 тыс. болельщиков, что составляет 11% от всех иностранцев, прибывших с Fan ID. Один рейс вмещал 660 пассажиров.

В связи с резким ростом пассажиропотока в ходе заседаний Рабочей группы по транспорту МПК по инициативе российской стороны рассматривается вопрос сокращения времени в пути поезда «Лев Толстой». Финская сторона представила свои предложения для реализации данной задачи: повышение технических характеристик подвижного состава, включая обновление тормозной системы вагонов, с последующим увеличением скорости движения поезда по территории Финляндии до 140 км/ч.

С 2016 года Россия и Финляндия изучают возможности осуществления перевозок грузов по безбумажной технологии в направлении из Финляндии в Россию. В дальнейшем планируется расширять географию проекта и номенклатуру перевозимых грузов. Следует отметить, что технология перевозки грузов в международном сообщении по электронным документам с участием таможенных органов будет использоваться в качестве базовой при тиражировании в европейских странах.

Авиационный транспорт

Финляндия располагает 22 аэропортами, через которые осуществляется регулярное пассажирское и грузовое авиационное сообщение.

Наиболее загруженным в Финляндии является столичный аэропорт «Хельсинки-Вантаа». По данным государственной компании Finavia (www.finavia.fi), управляющей большинством финских аэропортов и навигационной системой станы, за последние 10 лет количество международных рейсов из Хельсинки увеличилось более чем на 75%, что позволило аэропорту стать одним из ключевых центров управления воздушным движением в Европе.

Всего у компании Finavia 21 аэропорт в Финляндии. Благодаря такой обширной сети скандинавский перевозчик обеспечивает удобное воздушное сообщение со многими странами мира (порядка 135 направлений). В 2018 году через аэропорты Finavia было перевезено 25 млн. пассажиров (+10,1% к 2017 году, когда было 22,7 млн.).

Торговый оборот компании Finavia в 2018 г. составил 377,3 млн. евро (+1,0%, в 2017 г. – 373,6 млн.), инвестиции составили 239,5 млн. евро (181,8 в 2017 г.), операционная прибыль – 61,4 млн. евро (60,0 в 2017 г.). В компании в 2018 г. насчитывалось 2 186 сотрудников (2 172 – в 2017 г.).

Аэропорт «Хельсинки-Вантаа» является важным транзитным узлом Северной Европы, особенно для пассажиров из Азии. В рамках масштабной инвестиционной программы по развитию Аэропорта Хельсинки, в 2016 году началось строительство дополнительных площадей для пассажиров и багажа
(25 тыс. кв. м), современного пункта предполетного досмотра для транзитных пассажиров, магазинов и ресторанов, а также внедрение новых услуг. Проектированием нового облика аэропорта в виде арт-объекта с использованием дерева и стекла, занимается архитектурное бюро PES-Arkkitehdit. К 2021 г. аэропорт будет полностью модернизирован. Ожидается, что к тому времени аэропорт будет принимать в год до 20 миллионов пассажиров.

В 2019 г. в соответствии с графиком работ при Терминале 2, предназначенном для дальних полетов, будут открыты центральный холл с новыми помещениями для контроля безопасности, новые выходы на посадку в западном крыле, а также расширены помещения для таможенного контроля и
7 новых выходов на посадку в Терминале 1. Государственное предприятие Finnavia вложило в развитие аэропорта около 900 млн. евро. Главная цель инвестиций — закрепить статус Helsinki-Vantaa в качестве транспортного узла и наиболее удобного «перевалочного пункта» между Европой и Азией. Кроме того, Аэропорт является крупным работодателем: здесь заняты более 15 тыс. сотрудников.

Finnair Oyj (https://company.finnair.com/en) - национальный авиаперевозчик Финляндии, крупнейшая авиакомпания страны. Контрольным пакетом акций компании владеет государство с долей 55,81%. «Финнэйр» выполняет регулярные и чартерные авиаперевозки пассажиров и грузов (международные и внутренние).

Выручка авиакомпании Finnair в 2018 году увеличилась на 10,4%, до 2,834 млрд. евро, из нее доход от пассажирских перевозок составил 2,244 млрд. евро (+11,1% к 2017 году), доход от грузовых перевозок составил 206 млн. евро (+4,8%), доход от сопутствующих услуг – 222 млн. (+8,2%), социальные и административные расходы – 160 млн. (+11,2%). Сравнительная операционная прибыль снизилась со 170 до 169 млн. евро.

Объём перевозок на российском рынке Finnair увеличил на 27%. В 2019 году развитие российских направлений продолжится: 31 марта запущены дополнительные рейсы, в результате чего общее количество перелетов в Санкт-Петербург выросло до 27 в неделю, в Москву — до 28. В 2018 году поток авиапассажиров между Петербургом и Хельсинки увеличился на 43%.

В прошлом году самолеты компании «Финнэйр» перевезли около 13,3 млн. пассажиров (+11,6% к 2017 г.) в более, чем 100 направлений в Европе, 20 в Азии и 8 в Северной Америке. Коэффициент загрузки рейсов составил 81%. В 2018 году появились новые рейсы в города: Нанкин, Штутгарт, Лиссабон, Лион, Минск. Среди самых популярных направлений Финляндии лидируют Лапландия (Рованиеми, Ивало, Рованиеми, Киттиля и Куусамо).

В распоряжении компании находится 7 моделей самолетов. Финская компания является первой авиакомпанией в Европе, получившей в свой парк самолет Airbus A350 XWB. В настоящее время в парке концерна для перелетов на дальнемагистральных линиях находятся 14 самолетов типа А350, до 2022 гг. планируется приобрести еще 5 подобных машин.

По состоянию на декабрь 2018 года средний возраст воздушного парка «Финнэйр» составляет 9,6 лет. Всего в эксплуатации компании находится 57 воздушных судна, из которых 20 широкофюзеляжных и 37 узкофюзеляжных. 27 являются собственностью «Финнэйр», 22 – в лизинге, 8 - в аренде. Воздушный флот находится под управлением «Finnair Aircraft Finance Oy», дочерней компании «Финнэйр». Кроме того, компания «Nordic Regional Airlines» (Norra) по контракту с «Финнэйр» ведет управление парком из 24 лайнеров, занятых в авиаперевозках компании.

«Финнэйр» является членом авиационного альянса «Oneworld». Маршрутная сеть охватывает около 90 направлений в Европе, Азии и Северной Америке. Кроме авиаперевозок «Финнэйр» предоставляет услуги туристических операторов, включая аренду автомобилей и бронирование гостиничных номеров.

Благодаря высокому уровню безопасности полетов, обновленному комплексу услуг и высокому качеству обслуживания Finnair уже девятый год подряд признана лучшей авиакомпанией среди стран Северной Европы на основании масштабного опроса пассажиров, который проводился консалтинговой компанией Skytrax.

Сотрудничество в области воздушного сообщения между Россией и Финляндией осуществляется в соответствии с положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о воздушном сообщении от 8 декабря 1993 года. В соответствии с Приложением к данному Соглашению, а также последующими договоренностями Авиационных властей авиакомпании сторон выполняют полеты по следующим маршрутам:


Таблица 34

1) Для авиакомпаний России:

Пункты отправления Промежуточные пункты Пункты в Финляндии Пункты за пределами
Пункты в Российской Федерации Промежуточные пункты* Хельсинки, Оулу, Лаппеенранта, Турку, Куопио, Рованиеми, Тампере, Йоэнсуу, Ивало, Куусамо, Киттиля Пункты в Европе, Центральной и Северной Америке

2) Для авиакомпаний Финляндии:

Пункты отправления Промежуточные пункты Пункты в Российской Федерации Пункты за пределами
Пункты в Финляндии Промежуточные пункты* Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Петрозаводск, Сочи, Архангельск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Самара, Псков Пункты за пределами*

*пункты по согласованию

Источник: Минтранс России, март 2019 г.

 

С российской стороны регулярные рейсы выполняют авиакомпания «Аэрофлот» по маршруту Москва – Хельсинки с частотой 21 рейс в неделю; до марта 2019 года - авиакомпания «Победа» выполняла полеты Москва – Хельсинки с частотой 7 рейсов в неделю; грузовая авиакомпания «Авиастар ТУ» по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки с частотой 4 рейса в неделю. Дополнительно, допуск по маршруту Москва – Хельсинки предоставлен авиакомпании «Ред Вингс», однако фактически полеты по указанному маршруту пока не осуществляются.

С финской стороны регулярные рейсы выполняет авиакомпания Finnair по маршруту по маршруту Хельсинки – Санкт-Петербург – 20 рейсов в неделю, Хельсинки – Екатеринбург с частотой 4 рейса в неделю; по маршруту Хельсинки – Казань – с частотой 3 рейса в неделю; по маршруту Хельсинки – Самара – с частотой 3 рейса в неделю. Также Авиакомпания Nordic Regional Airlines выполняет рейсы по маршруту Хельсинки – Москва с частотой 21 рейс в неделю.

По данным, представленным ПАО «Транспортная клиринговая палата», российскими назначенными авиакомпаниями регулярными рейсами перевезено: за 2017 год. – 135 тыс. 899 пассажиров и 691,299 тонн грузов; за январь – октябрь 2018 г. – 145 тыс. 849 пассажиров и 482 тонны грузов (пассажиропоток увеличился на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., грузопоток снизился на 2 %).

Помимо этого, нерегулярными (чартерными) рейсами российскими авиакомпаниями из пунктов на территории Российской Федерации в Финляндскую Республику и обратно перевезено: за 2017 г. – 5 тыс. 209 пассажиров и 975,65 тонн грузов; за январь – октябрь 2018 г. – 4 тыс. 141 пассажир и 322 тонны грузов (пассажиропоток увеличился на 8 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., грузопоток снизился в 2,5 раза).

Морской и водный транспорт

Для функционирования морского и водного транспорта Финляндия располагает разветвленной системой фарватеров, каналов и шлюзов, оснащённых современными навигационными и предохранительными устройствами и обслуживаемых навигационными, лоцманскими службами, ледовой проводкой, сетью терминалов и портов. По информации Государственного управления путей сообщения, общая протяжённость водных фарватеров Финляндии составляет порядка 16 300 км, из них на внутренние водные пути приходится – 8 000 км, прибрежные фарватеры – немногим менее 8 300 км.

Финляндия – морская европейская страна, количество портов на территории которой превышает 50. Общая численность портовых
городов – 23. Порты находятся большей частью в ведении муниципалитетов. Полностью автоматизированные современные порты Финляндии специализируются на разных видах грузов и считаются одними из самых безопасных и быстрых в мире. Крупнейшими по грузопотоку портами Финляндии являются порты городов Хельсинки, Котка-Хамина, Раума, Наантали, Оулу, Мариехамн.

Важной составляющей частью транспортной и логистический инфраструктуры Финляндии является сеть государственных водных каналов. Стратегически важным и самым крупным каналом является Сайменский канал. Кроме него в Финляндии действует 31 государственный водный канал.

Сайменский канал соединяет самую крупную и наиболее судоходную озерную систему Финляндии с Финским заливом. Канал дает возможность проводки судов из портов внутренних вод Восточной Финляндии в порты европейского побережья, а также во внутренние порты стран Центральной и Восточной Европы. Основная часть грузопотока по каналу приходится на лес, стройматериалы, удобрения, целлюлозу, бумагу, уголь и пиломатериалы.

20 апреля 2016 г. был подписан и вступил в силу Протокол к двустороннему российско-финляндскому Договору об аренде Финляндской Республикой части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал.  

Судоходный канал соединяет озеро Сайма в Юго-Восточной части Финляндии и Выборгский залив в России. Открыт в 1856 году, реконструирован в 1963-1968 годах. Общая протяжённость канала с морским фарватером - 57,3 км, из них Финляндии принадлежат 23,3 км, России - 34 км

Управление гидротехническими сооружениями и поддержание канала в судоходном состоянии осуществляются финляндской стороной, поддержание в судоходном состоянии подходного фарватера — российской. Максимальная проектная пропускная способность канала за навигационный период составляет 11,5 тыс. судов в оба направления, максимальный грузооборот оценивается в 4,6 млн. тонн. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по согласованию сторон в зависимости от ледовых условий. Движение осуществляется круглосуточно.

Финляндия арендует 19,6 км российской части канала и прилегающую территорию. Первый договор аренды сроком на 50 лет был заключен
27 сентября 1962 года в Москве. Сайменский канал является для Юго-Восточной Финляндии ключевой транспортной артерией, способствующей экономическому росту этого региона. За 50 лет после реконструкции было перевезено 59 млн. тонн грузов. 27 мая 2010 года главы правительств России Владимир Путин и Финляндии Матти Ванханен подписали новый договор аренды российской части Сайменского канала, который вступил в силу 17 февраля 2012 года. Срок аренды - до 2063 года.

Российско-финляндские отношения в области водного транспорта регулируются Соглашением между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики о морском судоходстве от 1974 года. В рамках данного Соглашения осуществляет работу российско-финляндская Смешанная комиссия по морскому судоходству, 39-ое заседание которой состоялось в г. Хельсинки 14 марта 2019 года.

Также действуют:

­ Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтийского моря нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных ситуациях от 1985 года;

­ Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасании от 1993 года;

­ Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал от 2010 года;

­ Соглашение между Правительством российской Федерацией и Правительством Финляндской Республикой о сотрудничестве и взаимодействии по ледокольной проводке судов в Балтийском море от 15 сентября 2014 года, вступившее в силу с 9 декабря 2015 г. Стоит отметить, что в период ледокольных проводок 2016–2018 гг. ни финские, ни российские ледоколы в интересах сторон не привлекались.


Таблица 35

Сведения о перевозках грузов между портами России и Финляндии
морскими судами за 2017 – 2018 гг.

 

 

Годы

Экспорт

(тыс. тонн)

Импорт

(тыс. тонн)

 

Всего

в том числе:

 

Всего

в том числе:

на судах под российским флагом на судах под иностранным флагом на судах под российским флагом на судах под иностранным флагом
2017 г. 13 479,6 25,0 13 454,6 86,1 4,4 81,7
2018 г. 14 265,2 15,7 14 249,5 67,8 - 67,8

Источник: Минтранс России, март 2019 г.

 

Общий объем перевозок грузов морскими судами в 2018 г. составил
14 333,0 тыс. тонн (в 2017 г. - 13 565,7 тыс. тонн).

Номенклатура перевезенного в 2018 году груза: нефть наливом (10285,0 тыс. тонн), нефтепродукты наливом (965,5 тыс. тонн), уголь каменный (2363,7 тыс. тонн), лесные грузы (95,0 тыс. тонн), химические и минеральные удобрения (294,7 тыс. тонн), металлы (17,6 тыс. тонн), металлоизделия (39,4 тыс. тонн), промышленное сырье (11,1 тыс. тонн), комбикорма (103,4 тыс. тонн), пищевые продукты наливом (2,3 тыс. тонн), металлолом (15,3 тыс. тонн), химические грузы (2,2 тыс. тонн) зерно и продукты перемола (6,5 тыс. тонн), и прочие сухогрузы (131,3 тыс. тонн).

 

Таблица 36

Сведения о перевозках грузов в порты (из портов) Финляндии российскими судами смешанного типа «река-море»за 2017 – 2018 гг.

 

Годы

в порты Финляндии

(тыс. тонн)

из портов Финляндии

(тыс. тонн)

из России из других стран Итого в Россию в другие страны Итого
2017 г. 168,1 4,7 172,8 0,6 24,9 25,5
2018 г. 166,9 3,7 170,6 - 17,8 17,8

Источник: Минтранс России, март 2019 г.

 

Объем перевозок грузов между судами смешанного «река-море» плавания между российскими и финляндскими портами за 2018 г. – 188,4 тыс. тонн
(в 2017 г. - 198,3 тыс. тонн).

В 2018 году между портами России и Финляндии осуществляли свою работу 14 морских судоходных линий, из них 5 автопаромных и 9 контейнерных линий.

В настоящее время ведется обсуждение проекта развития регулярного скоростного водного сообщения между городами Котка и Санкт-Петербург в рамках соглашения о сотрудничестве между АО «ПП СПб МФ», Портом Хамина-Котка и финской компанией Cursor Oy, а также разрабатываются необходимые условия для установления международных скоростных водных пассажирских перевозок через терминал Kotka Kantasatama.

Кроме того, крупнейший экспортный порт Финляндии Хамина-Котка расширяет свою портовую территорию в прибрежной зоне Котки — Муссало, на территории порта будет построена новая площадка с зоной погрузки-разгрузки и новыми причалами, предназначенными в основном для продукции леспрома. Необходимость расширения территории объясняется запуском и реализацией в порту новых крупных проектов, требующих улучшения портовой инфраструктуры, гарантирующей логистическое обеспечение и своевременное выполнение сроков. Так, например, в Муссало производится нанесение утяжеляющего бетонного покрытия на трубы, предназначенные для строительства газопровода «Северный поток – 2» по дну Балтийского моря. Кроме того, в порту Хамина-Котка готовится проект, в рамках которого через порт будут транспортироваться крупные нефтедобывающие модули, которые по речным путям России будут доставляться на нефтяное месторождение в Казахстан. Общая площадь расширения порта составит порядка 20 гектаров. После расширения порт Муссало будет занимать около 600 гектаров. Работы по расширению должны завершиться в 2019 году.

Порт Хельсинки – один из крупнейших портов Финляндии, крупнейший пассажирский порт в стране и третий по величине на Балтике. Через Хельсинки проходит порядка 77% пассажирских перевозок в Финляндии. В 2018 году порт Хельсинки стал гаванью №1 в Европе по пассажиропотоку, и лидером по грузовым перевозкам в Финляндии. 

В прошлом году порт Хельсинки принял и отправил рекордное количество грузов и удержал звание самого посещаемого международного порта в Европе. Объём перевалки грузов в 2018 году составил 14,7 млн. тонн, превысив показатели 2017-го на 3,3%. Из общего объёма перевозок импорт составил 5,6 млн. тонн (+1,3%), экспорт — 6,4 млн. тонн (+0,9%). Особенно вырос грузооборот в направлении Таллина (4,2 млн. тонн, +5,5%).

Рекорд 2017 года по пассажиропотоку побить не удалось — показатель сократился на 1,8%, до 12,08 млн. человек, причём 11,56 млн. были пассажирами регулярных паромных рейсов. 77% всех паромных пассажиров (8,8 млн.) путешествовали между Хельсинки и Таллином (-1,8% к 2017 г.). Ещё 2,3 млн. туристов воспользовались морским переходом на линии Хельсинки — Стокгольм. Популярность маршрута была довольно стабильной в течение многих лет, но в 2018-м наблюдался спад туристического интереса, - 2,1%. Рекордных показателей удалось достичь по круизным пассажирам. За год Хельсинки на круизных лайнерах посетили 520 тысяч человек, что на 8,5% больше предыдущего года. Число судозаходов увеличилось на 19, до 285.

Пассажиропоток россиян на паромах крупнейшего финского судоходного концерна «Викинг Лайн» (www.vikingline.fi) за три квартала 2018 года вырос на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Это наибольший прирост за всё время работы компании с российским сегментом. Наибольшую динамику спрос показал на пике сезона, обеспечив рост в 37% в период летнего сезона. Россияне по количеству занимают четвёртое место после финнов, шведов и эстонцев. За россиянами следуют туристы из Китая, Японии и Германии. Популярность круизов не соответствует наземному турпотоку. С января по сентябрь трафик из России в Финляндию в сравнении с рекордным 2013 годом снизился на 30%, по сравнению с 2017 годом - на 1,4%. В компании Viking Line также отметили, что паромные кафе увеличили выручку от обслуживания россиян в три раза.

Отдельно в компании выделяют маршрут Хельсинки – Таллин. В 2017 году были продлены до Таллина маршруты паромов Mariella и Gabriella, обычно курсирующих между Стокгольмом и Хельсинки. Всего паромная компания Viking Line оперирует флотом из 7 круизных паромов, курсирующих по 5 маршрутам.

 


Циркулярная экономика

 

В 2016 году Правительство Финляндии приняло Стратегическую программу действий, одним из ключевых проектов которой было обозначено внедрение принципов циркулярной экономики[10], замещающей традиционную линейную модель производства «Take-make-dispose» (бери-используй-выбрасывай) возобновляемой, которую можно обозначить как «3R» – Reduсe, Reuse and Recycle – сокращение (оптимизация), повторное использование, переработка.

При помощи решений циркулярной экономики планируется оптимизировать процессы в области управления отходами, внедрить повсеместную переработку и вторичное использование материалов, повысить самообеспечиваемость ресурсами, модернизировать производственную деятельность, особенно в части вредного химического и горнодобывающего производства. Данный тип экономики также способствует ускоренному достижению принятых на себя обязательств по борьбе с изменениями климата и повышает экологический статус Балтийского моря.

Осенью 2016 года фонд инноваций Sitra и Министерство занятости и экономики Финляндии опубликовали дорожную карту «Leading the cycle - Road map to circular economy», в которой были обозначены основные цели, перечислены возможности страны, а также отобраны пилотные проекты для различных отраслей промышленности. По оценке Sitra, циркулярная экономика создаст потенциал для экономического роста страны в размере 1,5-2,5 млрд. евро, в то время как инвестиционные возможности для мирового рынка оцениваются более чем в 800 млрд. евро.

В конце 2016 была принята Энергетическая и климатическая стратегия Финляндии. В ней были обозначены следующие задачи: отказ от использования угля к 2030 г.[11], использование не менее 10% биотоплива в машиностроении и центральном отоплении, достижение 30%-го уровня биотоплива в транспортном энергобалансе страны, доведение количества электромобилей до 250 тысяч, а также автомобилей, работающих на газе, до 50 тысяч к 2050 году.

В феврале 2019 г. агентство Business Finland запустило программу Bio and Сircular Finland / «Био и циркулярная Финляндия», которая рассчитана на 2019-2022 гг. с финансированием порядка 300 млн. евро. Программа нацелена на поддержку как малого и среднего, так и крупного бизнеса в вопросах проведения исследований и разработок, внедрения новых продуктов, интернационализации, а также получения финансирования. Запланировано создание и продвижение экосистемы циркулярной экономики (circular economy ecosystem), которая смогла бы объединить всех стейкхолдеров и привести к появлению в стране компетенций мирового уровня.

Фокусными направлениями программы являются:

- выработка решений, основанных на принципах биоэкономики (новые материалы и продукты, замена ископаемого невозобновляемого сырья, устойчивые решения);

- организация производства в соответствии с принципами циркулярной экономики (экодизайн, вторичное производство, оптимизация процессов);

- создание новых бизнес-моделей (концепция «продукт как услуга», системные решения, экономика совместного потребления / шеринг-экономика);

- внедрение промышленного симбиоза;

- разработка и внедрение цифровых решениий (шеринг-платформы, платформы циркулярной экономики).

Данные решения планируется применять в химической, лесной, строительной промышленности, в металлообработке, а также в сфере услуг.

15 марта 2019 г. была опубликована обновленная дорожная карта «Roadmap for circular economy 2.0» подготовленная фондом Sitra, в которой основной акцент делается на обновлении национальной промышленной базы, бережном отношении к невозобновляемым ресурсам и достижении углеродо-нейтральности промышленности.

В Финляндии широко развита сеть промышленных эко-парков, где посредством государственно-частного партнерства разрабатываются прикладные решения циркулярной экономики для промышлености, ведется исследовательская работа (в основном при содействии Центра технических исследований VTT), а также осуществляется деятельность по анализу и подготовке изменений в действующее законодательство. В настоящее время реализуются следующие проекты:

- Центр циркулярной экономики / Circular Economy Centre на базе промышленного парка цифровых технологий Кеми-Торнио (Kemi-Tornio Digipolis), созданный в 2017 г. Проект реализуется при содействии фонда Sitra, Лапландского университета прикладных наук и Администрации города Кеми. Финансируется частично за счет общеевропейской программы Horizon 2020;

- Кластер био-циркулярной экономики ECO3 в районе эко-промышленного парка в регионе Пирканмаа, вокруг городов Нокиа и Тампере. В настоящее время кластер насчитывает 21 партнерскую организацию из различных отраслей, которые проводят исследования в области лесной, химической, энергетической и пищевой промышленности, а также по созданию новых материалов и разработке экодизайна. На сегодняшний день ECO3 уже получила множество международных премий по циркулярной экономике, а кластерная модель была представлена Европейской экономической комиссии ООН (UNECE);

- Центр Circular Economy Village в г. Риихимяки, который был создан на базе перерабатывающего завода компании Fortum. Предполагается разработка технологий полной переработки пластика и запуск производства биогаза совместно с Gasum.

Помимо проектов в формате ГЧП финские предприятия в последние годы активно внедряют принципы циркулярной экономики в собственное производство и занимаются проведением исследований, нацеленных на повышение эффективности деятельности и внедрением «чистых» и «зеленых» технологий.

Так, нефтеперерабатывающая компания Neste использует низкокачественные отходы с высоким содержанием жира и растительного для производства биотоплива. Осенью 2018 года, Neste и шведский производитель мебели IKEA договорились о совместной разработке полипропиленового пластика (ПП) на основе биосырья. Neste также изучает возможности внедрения сжиженных пластиковых отходов в качестве сырья для топлива и планирует начать промышленные испытания данной технологии в 2019 году.

Крупнейший производитель биогаза в странах Северной Европы Gasum запустил завод по производству биогаза из отходов пищевой промышленности и других индустрий в г. Риихимяки. Биогаз используют компании The Helsinki Distilling Company при производстве алкогольных напитков и компания Marimekko - при печати на ткани.

Лесопромышленный концерн Stora Enso разработал материал DuraSense – смесь древесных волокон, полимеров и других добавок. Он обладает основными свойствами пластика и может быть использовать повторно до семи раз. Производство биокомпозитов уже началось на заводе в шведском муниципалитете Хюльте. После инвестирования 12 млн. евро в производство компания стала крупнейшим в Европе изготовителем биокомпозитных материалов.

Metsä Group создала новую инновационную компанию Metsä Spring, которая занимается разработкой и внедрением технологий замкнутого цикла. Первым проектом компании стала разработка нового способа производства текстильных волокон, для чего в настоящее время ведется строительство демонстрационного завода производительностью более 500 тонн штапельного волокна в год. Ввод в эксплуатацию ожидается в конце 2019 г. Производство будет запущено на базе введенного в эксплуатацию летом 2018 г. целлюлозного комбината компании Ээнекоски. Партнером Metsä Group выступает японская Itochu Corporation.

UPM Raflatac, ведущий мировой поставщик экологически безопасных этикеток, запустил линейку инновационных пленочных материалов для этикетирования средств бытовой химии - прозрачную пленку Vanish™ PCR с 90-процентным содержанием переработанного сырья в лицевом материале. Кроме того, компания присоединилась к глобальному договору фонда Ellen MacArthur Foundation, ключевой организации в области циркулярной экономики, «Новая экономика пластика».

UPM Biofore начала производствовозобновляемого дизеля UPM BioVerno, при использовании которого, по сравнению с обычным дизелем, выбрасывается в атмосферу на 80% меньше углекислого газа. В процессе также образуется возобновляемый лигроин, который можно использовать либо как биокомпонент для бензина, либо как сырье для производства пластика на био-основе.

Кроме того, принципы циркулярной экономики реализуются на предприятии UPM в г. Каукас: основанный на древесине двусернистокислый натрий, остаток от производства возобновляемого дизеля из отходов, используется в качестве реагента-восстановителя при варке целлюлозы.

Компания Lassila & Tikanoja разработала приложение WasteMaster (Hävikkimestari), чтобы помочь финским сетевым ресторанам отслеживать их пищевые отходы. Анализируя данные в приложении, рестораны могут существенно сократить количество пищевых отходов с помощью тщательного планирования.

Sulapac производит биоразлагаемые упаковочные материалы для косметики и ювелирных изделий из древесины и натуральных связующих компонентов, которые не содержат микропластика.

Amerplast разработала ESSI, первую в Финляндии сумку, произведенную из отходов потребительской пластиковой упаковки, которая повсеместно используется в финских продовольственных магазинах. В производимой сумке до 95 процентов состава — перерабатываемые материалы. Сейчас ESSI занимает около 35 процентов рынка пластиковых сумок в Финляндии.

В Финляндии реализуются несколько совместных проектов Центра технических исследований VTT с сетевыми ритейлерами и благотворительными организациями в рамках инициативы the Relooping Fashion. Так, компания Seppälä установила пункты сбора использованного текстиля для его дальнейшей сортировки и переработки; всего удалось собрать 2700 кг материала. Одновременно ведется разработка линии одежды из переработанной ткани.

Финский дизайн-бренд Marimekko начал сотрудничество со стартапом Spinnova, еще одним партнером VTT, для разработки древесного текстиля без использования химических растворителей.

Даже при производстве продуктов питания можно использовать возобновляемые инновации. Компания Solar Foods создала новый вид белка, получаемый из воздуха, и получила финансирование на его дальнейшее исследование и разработку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.073 с.)