Глава 9. Человек в контексте бытия: изменяющаяся реальность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Человек в контексте бытия: изменяющаяся реальность



• Онтологический аспект — изучение бытия

• Изменения реальности — новые вызовы

• Изменения временны́х характеристик

• Изменения пространственных характеристик

• Изменение способов взаимодействия человека с миром

и его жизненных стратегий

 

Глава 10. Жизненный путь

• Жизненный путь: обыденные представления

• Проблематика жизненного пути в западной социологии

• Изучение жизненного пути в зарубежной

психологической науке

• Проблема жизненного пути в отечественной психологии

• Жизненный путь: экзистенциальный подход

Глава 11. Жизненные сценарии

• Понятие жизненного сценария

• Нормативный жизненный сценарий

• ХХ век: смена жизненных моделей

• Индивидуализация жизненного сценария

• Экзистенциальный подход

Глава 12. Жизненное пространство

• Курт Левин: принципы научной психологии

• Теория поля

• Концепт жизненного пространства

• Изменения жизненного пространства в процессе развития

• Экзистенциальное значение концепта жизненного

пространства К. Левина


 

 


Глава 13. Жизненные ситуации

• Понятие жизненной ситуации

• Понимание ситуации: соединение объективного

и субъективного

• Объяснительные модели взаимодействия человека

с ситуацией

• Критические жизненные ситуации

• Преодоление критических жизненных ситуаций

• Кризисы человека: экзистенциальное понимание

Глава 14. Жизненный выбор: человек выбирающий

• Тема выбора в психологии

• Проблема выбора в экзистенциальной психологии

• Особенности экзистенциального выбора

• Как принимаются важные жизненные решения

• Качество жизненных решений

Эмпирические иллюстрации: готовность к изменениям

Личностные факторы выбора

• Человек выбирающий

Глава 15. Что мы выбираем: стиль жизни

• Качество жизни

• Психологическое благополучие

• Стиль жизни


 

 

Третья часть посвящена онтологическим аспектам существования человека. Вторая часть нашего изло- жения отражала проблематику «классической» экзи- стенциальной психологии — переживание человеком проб лем своего существования. Третья часть расширя- ет обсуждение экзистенциальных проблем до включе- ния в их пространство тематики того, как человек стро- ит свое существование в этом мире. Подобно тому, как философские проблемы бытия человека — конечности жизни, одиночества, свободы, ответственности, смыс- ла жизни — в ХХ веке приобретают статус психологи- ческих, существование человека становится индиви- дуальным вызовом, задачей, которую решает каждый из нас. Это связано в том числе и с кардинальными из- менениями современной реальности, разнообразие,

сложность и многозначность которой постоянно ставят нас перед необходимостью выбора и делают нас твор- цами своей собственной жизни.


 

 


ЧЕЛОВЕК

В КОНТЕКСТЕ БЫТИЯ:

ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Одна из основных философских тем — онтология бытия человека — ста- новится предметом внимания психологической науки в последние де- сятилетия. Интерес к данной тематике объединяет несколько подходов в психологии, среди которых выделяется психология человеческого бы- тия. Своеобразие экзистенциального подхода проявляется в акценте на персонификации человеком бытия — исследовании того, как человек вы- страивает свои отношения с этим миром. Изменения реальности — одна

из наиболее обсуждаемых тем в современной социальной и гуманитарной науке. Анализ литературы позволяет выделить ряд временны́х (изменение темпа жизни, временнóй перспективы и др.) и пространственных (расши- рение жизненного пространства, увеличение социальной вариативности и др.) изменений. Главной характеристикой современной реальности ста- новится неопределенность, которая принципиально изменяет отношения человека с окружающим миром, представляя собой практический вызов способности человека жить в создаваемых ею условиях.


 

 

9.1
Онтологический аспект — изучение бытия

Обращение психологии к проблемам бытия человека стало одной из при- мечательных особенностей развития психологии XXI века, что означает не просто расширение ее проблемного поля, но влечет за собой существенные изменения и в самой психологической науке.

Проблематика бытия всегда относилась к главным темам философии.

Философы издавна пытались дать представление о всеобщем процес- се, который объемлет человеческое существование. Они стремились выразить взаимосвязь различных форм мироздания. В известном контексте понятие бытия связано с понятиями универсума, космоса, вселенной, природы, жизни. Бытие, стало быть, это самое общее поня- тие о существовании. Бытие есть всё, что есть. Противоположностью бытия можно считать небытие. <…> Однако бытие не сводится к этой пестроте перечисленных явлений. Оно выражает глубинное метафи- зическое содержание [Гуревич, 2009, с. 11–12].

 

Нельзя сказать, что онтологическая тематика была совершенно чужда психологической науке. В разное время и в разных ракурсах онтология бы- тия человека становилась предметом внимания и теоретизирования в раз- личных зонах психологической науки: «В поле зрения психологов появля- ются последовательно усложняющиеся системные конструкты, конституи- рующие витальную онтологию человека, — транссубъективное простран- ство (Д. Н. Узнадзе), жизненное пространство (К. Левин), смысловое поле (Л. С. Выготский), жизненный мир (Л. Бинсвангер, Ф. Е. Василюк), много- мерный мир (А. Н. Леонтьев), многомерное пространство жизни (В. Е. Клоч- ко)» [Психология субъекта…, 2010, с. 159]. Нельзя не упомянуть и главу

«Онтология человеческой жизни» в последней книге С. Л. Рубинштейна

«Человек и мир» [Рубинштейн, 2003], в которой намечаются принципиаль- ные линии изучения психологии человеческого бытия. Один из базовых те- зисов Рубинштейна состоит в утверждении неразрывной соотнесенности человека с миром и преобразующей роли его деятельности по отношению


 

к бытию: «Человек включен в бытие своими действиями, преобразующими наличное бытие» [Рубинштейн, 2003, с. 357].

Однако традиционно психология всегда была ориентирована на изуче- ние отдельных психических феноменов или характеристик человека. Лишь в последние десятилетия в связи с интенсивным формированием новых об- ластей психологии осознаётся необходимость преодоления ограничений, которые связаны с «проблемой игнорирования в психологии онтологических оснований человеческой жизни, когда нивелируются проблемы простран- ственно-временной развертки бытия, включая проблемы предметности, реальности и действительности мира» [Клочко, 2008, с. 47].

Сегодня обращение психологии к проблемам бытия человека — это уже не просто еще одно расширение ее проблемного поля, но настоятель- ная потребность психологической науки и психологической практики.

В предыдущем разделе мы говорили о переходе традиционных философ- ских проблем в психологический план, когда, например, тема свободы или смысла жизни из предмета философских дискуссий становится проблемой каждого из нас, требующей нашего персонального, индивидуального реше- ния. Подобно этому бытие человека, которое никогда не было проблемой для человека, в условиях новой реальности, лишенной опор в виде задан- ных жизненных моделей и нормативных образцов, становится задачей для индивидуального решения.

Различные психологические подходы в разной степени учитывают он- тологическую составляющую психологии человека. Для экзистенциальной философии категория «бытие» является базовой, то же фундаментальное значение она приобретает и в экзистенциальной психологии с ее обращен- ностью к существованию, экзистенции человека.

«Классическая» экзистенциальная психология, проблемы которой опи- сывались в предыдущем разделе, обращена к феноменологии существова- ния человека — к тому, как мы переживаем проблемы своего бытия. Но всё более активно в психологии заявляет себя и онтологическая тематика — как мы строим свое бытие.

Онтологический аспект экзистенциально-психологического подхода связан с превращением всеобщего и универсального бытия в индивидуаль- ный жизненный мир человека.

Человек существует в мире и в единении с окружающим миром, пре- вращая его в свой мир. Традиционно первоначальное освоение и присво- ение человеком окружающего мира описывается в психологии через про- цессы социализации. В дальнейшем, по достижении человеком зрелости, предполагающей завершенность социализации, отношения человека с ми- ром рассматриваются через принятие или отвержение норм, ценностей, жизненных моделей социального сообщества и интеграцию человека в со- циум. Процесс взросления человека переходит в процесс становления его индивидуальности.


 

В экзистенциальной психологии процесс становления экзистенциаль- ной индивидуальности понимается как трансформация всеобщего бытия, универсума в персональное бытие, собственный жизненный мир человека.

Персонификация человеком бытия проявляется в уже описанном ин- дивидуальном проживании экзистенциальных проблем и построении соб- ственного жизненного мира. Понятие жизненного мира имеет философские основания, психологически оно конкретизируется в понятиях жизненного пути, жизненного пространства, жизненной ситуации человека.

Персонификация бытия априорна: человек обречен на индивидуальное проживание своей жизни и выстраивание своих отношений с миром, что по- тенциально делает каждого из нас субъектом собственной жизни. Мера этой субъектности, однако, определяется самим человеком в широком диапазоне от обезличенного, типического существования до предельно индивидуаль- ного, «персонально пригнанного» способа своего бытия в этом мире.

В. В. Знаков, говоря о смещении «интересов большой части психологов с когнитивной парадигмы на экзистенциальную», обозначает это как «пе- реход от изучения отдельных психических процессов и явлений к анализу целостных ситуаций человеческого бытия» [Знаков, 2005, с. 122].

Переход к принципиально иным единицам описания и анализа психо- логической реальности является особенностью экзистенциального подхо- да. Как уже отмечалось, Р. Мэй подчеркивает, что для экзистенциалистов

«важны не отдельные психологические реакции, а скорее психологическое бытие человека существующего, который осуществляет свой опыт», а пси- хологическая терминология в экзистенциальных подходах используется

«в онтологическом смысле» [Мэй, 2004, с. 56].

Человеческое бытие — предмет исследования ряда наук. Особенностью собственно психологического исследования бытия является его понимание и описание через психологию человека как субъекта бытия. Это представ- ление активно завоевывает свое место в психологической науке, не пере- крываясь ранее разработанными понятиями, например жизненного пути человека.

Характерная особенность человеческого бытия состоит в том, что его нельзя рассматривать как индивидуальный жизненный путь личности, оно в большей степени соответствует рубинштейновскому «миру»: это совокупность психологических реальностей, возникающих внутри раз-

ных ситуаций в точках пересечения взаимодействий индивидуальных и групповых субъектов [Знаков, 2010, с. 106].

 

В. В. Знаков выделяет следующие особенности человеческого бытия.

Опираясь на введенное С. Л. Рубинштейном понятие «мир», он утверждает, что человеческое бытие должно описываться как нетожде- ственное индивидуальному жизненному пути, «это такое единичное, в ко- тором потенциально воплощено общечеловеческое». Еще один отличи-


 

 

Павел Филонов. Человек в мире. 1925

 

тельный признак человеческого бытия — многомерность мира человека, которая понимается как наличие «разных уровней действительности, соот- несенных со способами существования людей». Третья характеристика че- ловеческого бытия — его ценностно-смысловая экзистенциальная направ- ленность, означающая, что человеку свойственно ценностное отношение

к своему бытию [Знаков, 2016, с. 14].

Проблематика человека как субъекта жизни является своеобразной точкой пересечения для разных направлений. Это психология человече- ского бытия, относительно новая, но интенсивно развивающаяся область отечественной науки, интегрирующая основные принципы и достижения субъектного подхода и ставящая перед собой задачу перехода «от гносео- логического анализа познания субъектом мира к онтологическому исследо- ванию его существования в мире» [Знаков, 2008, с. 70]. Это онтопсихология, в центре внимания которой исследование индивидуальности человека как субъекта бытия [Гришина, 2010]. Наконец, это собственно экзистенциаль- ная психология, оперирующая категориями бытия человека, бытия-в-мире. Объединяющим для всех этих областей является то, что человек изучается


в контексте бытия и жизненных отношений, что делает предметом внима- ния и переживание человеком проблем своего бытия, и изучение контекста реальных, практических отношений субъекта с миром.

9.2
Очевидно, что этот ракурс — контекст человеческого бытия — стано- вится объединяющим центром ряда проблемных полей. Совпадение инте- ресов разных направлений психологии подтверждает значимость данной феноменологии для дальнейшего развития психологической науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.023 с.)