Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 9. Человек в контексте бытия: изменяющаяся реальность
• Онтологический аспект — изучение бытия • Изменения реальности — новые вызовы • Изменения временны́х характеристик • Изменения пространственных характеристик • Изменение способов взаимодействия человека с миром и его жизненных стратегий
Глава 10. Жизненный путь • Жизненный путь: обыденные представления • Проблематика жизненного пути в западной социологии • Изучение жизненного пути в зарубежной психологической науке • Проблема жизненного пути в отечественной психологии • Жизненный путь: экзистенциальный подход Глава 11. Жизненные сценарии • Понятие жизненного сценария • Нормативный жизненный сценарий • ХХ век: смена жизненных моделей • Индивидуализация жизненного сценария • Экзистенциальный подход Глава 12. Жизненное пространство • Курт Левин: принципы научной психологии • Теория поля • Концепт жизненного пространства • Изменения жизненного пространства в процессе развития • Экзистенциальное значение концепта жизненного пространства К. Левина
Глава 13. Жизненные ситуации • Понятие жизненной ситуации • Понимание ситуации: соединение объективного и субъективного • Объяснительные модели взаимодействия человека с ситуацией • Критические жизненные ситуации • Преодоление критических жизненных ситуаций • Кризисы человека: экзистенциальное понимание Глава 14. Жизненный выбор: человек выбирающий • Тема выбора в психологии • Проблема выбора в экзистенциальной психологии • Особенности экзистенциального выбора • Как принимаются важные жизненные решения • Качество жизненных решений Эмпирические иллюстрации: готовность к изменениям Личностные факторы выбора • Человек выбирающий Глава 15. Что мы выбираем: стиль жизни • Качество жизни • Психологическое благополучие • Стиль жизни
Третья часть посвящена онтологическим аспектам существования человека. Вторая часть нашего изло- жения отражала проблематику «классической» экзи- стенциальной психологии — переживание человеком проб лем своего существования. Третья часть расширя- ет обсуждение экзистенциальных проблем до включе- ния в их пространство тематики того, как человек стро- ит свое существование в этом мире. Подобно тому, как философские проблемы бытия человека — конечности жизни, одиночества, свободы, ответственности, смыс- ла жизни — в ХХ веке приобретают статус психологи- ческих, существование человека становится индиви- дуальным вызовом, задачей, которую решает каждый из нас. Это связано в том числе и с кардинальными из- менениями современной реальности, разнообразие,
сложность и многозначность которой постоянно ставят нас перед необходимостью выбора и делают нас твор- цами своей собственной жизни.
ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ БЫТИЯ: ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ РЕАЛЬНОСТЬ Одна из основных философских тем — онтология бытия человека — ста- новится предметом внимания психологической науки в последние де- сятилетия. Интерес к данной тематике объединяет несколько подходов в психологии, среди которых выделяется психология человеческого бы- тия. Своеобразие экзистенциального подхода проявляется в акценте на персонификации человеком бытия — исследовании того, как человек вы- страивает свои отношения с этим миром. Изменения реальности — одна из наиболее обсуждаемых тем в современной социальной и гуманитарной науке. Анализ литературы позволяет выделить ряд временны́х (изменение темпа жизни, временнóй перспективы и др.) и пространственных (расши- рение жизненного пространства, увеличение социальной вариативности и др.) изменений. Главной характеристикой современной реальности ста- новится неопределенность, которая принципиально изменяет отношения человека с окружающим миром, представляя собой практический вызов способности человека жить в создаваемых ею условиях.
Обращение психологии к проблемам бытия человека стало одной из при- мечательных особенностей развития психологии XXI века, что означает не просто расширение ее проблемного поля, но влечет за собой существенные изменения и в самой психологической науке. Проблематика бытия всегда относилась к главным темам философии. Философы издавна пытались дать представление о всеобщем процес- се, который объемлет человеческое существование. Они стремились выразить взаимосвязь различных форм мироздания. В известном контексте понятие бытия связано с понятиями универсума, космоса, вселенной, природы, жизни. Бытие, стало быть, это самое общее поня- тие о существовании. Бытие есть всё, что есть. Противоположностью бытия можно считать небытие. <…> Однако бытие не сводится к этой пестроте перечисленных явлений. Оно выражает глубинное метафи- зическое содержание [Гуревич, 2009, с. 11–12].
Нельзя сказать, что онтологическая тематика была совершенно чужда психологической науке. В разное время и в разных ракурсах онтология бы- тия человека становилась предметом внимания и теоретизирования в раз- личных зонах психологической науки: «В поле зрения психологов появля- ются последовательно усложняющиеся системные конструкты, конституи- рующие витальную онтологию человека, — транссубъективное простран- ство (Д. Н. Узнадзе), жизненное пространство (К. Левин), смысловое поле (Л. С. Выготский), жизненный мир (Л. Бинсвангер, Ф. Е. Василюк), много- мерный мир (А. Н. Леонтьев), многомерное пространство жизни (В. Е. Клоч- ко)» [Психология субъекта…, 2010, с. 159]. Нельзя не упомянуть и главу «Онтология человеческой жизни» в последней книге С. Л. Рубинштейна «Человек и мир» [Рубинштейн, 2003], в которой намечаются принципиаль- ные линии изучения психологии человеческого бытия. Один из базовых те- зисов Рубинштейна состоит в утверждении неразрывной соотнесенности человека с миром и преобразующей роли его деятельности по отношению
к бытию: «Человек включен в бытие своими действиями, преобразующими наличное бытие» [Рубинштейн, 2003, с. 357]. Однако традиционно психология всегда была ориентирована на изуче- ние отдельных психических феноменов или характеристик человека. Лишь в последние десятилетия в связи с интенсивным формированием новых об- ластей психологии осознаётся необходимость преодоления ограничений, которые связаны с «проблемой игнорирования в психологии онтологических оснований человеческой жизни, когда нивелируются проблемы простран- ственно-временной развертки бытия, включая проблемы предметности, реальности и действительности мира» [Клочко, 2008, с. 47]. Сегодня обращение психологии к проблемам бытия человека — это уже не просто еще одно расширение ее проблемного поля, но настоятель- ная потребность психологической науки и психологической практики. В предыдущем разделе мы говорили о переходе традиционных философ- ских проблем в психологический план, когда, например, тема свободы или смысла жизни из предмета философских дискуссий становится проблемой каждого из нас, требующей нашего персонального, индивидуального реше- ния. Подобно этому бытие человека, которое никогда не было проблемой для человека, в условиях новой реальности, лишенной опор в виде задан- ных жизненных моделей и нормативных образцов, становится задачей для индивидуального решения. Различные психологические подходы в разной степени учитывают он- тологическую составляющую психологии человека. Для экзистенциальной философии категория «бытие» является базовой, то же фундаментальное значение она приобретает и в экзистенциальной психологии с ее обращен- ностью к существованию, экзистенции человека.
«Классическая» экзистенциальная психология, проблемы которой опи- сывались в предыдущем разделе, обращена к феноменологии существова- ния человека — к тому, как мы переживаем проблемы своего бытия. Но всё более активно в психологии заявляет себя и онтологическая тематика — как мы строим свое бытие. Онтологический аспект экзистенциально-психологического подхода связан с превращением всеобщего и универсального бытия в индивидуаль- ный жизненный мир человека. Человек существует в мире и в единении с окружающим миром, пре- вращая его в свой мир. Традиционно первоначальное освоение и присво- ение человеком окружающего мира описывается в психологии через про- цессы социализации. В дальнейшем, по достижении человеком зрелости, предполагающей завершенность социализации, отношения человека с ми- ром рассматриваются через принятие или отвержение норм, ценностей, жизненных моделей социального сообщества и интеграцию человека в со- циум. Процесс взросления человека переходит в процесс становления его индивидуальности.
В экзистенциальной психологии процесс становления экзистенциаль- ной индивидуальности понимается как трансформация всеобщего бытия, универсума в персональное бытие, собственный жизненный мир человека. Персонификация человеком бытия проявляется в уже описанном ин- дивидуальном проживании экзистенциальных проблем и построении соб- ственного жизненного мира. Понятие жизненного мира имеет философские основания, психологически оно конкретизируется в понятиях жизненного пути, жизненного пространства, жизненной ситуации человека. Персонификация бытия априорна: человек обречен на индивидуальное проживание своей жизни и выстраивание своих отношений с миром, что по- тенциально делает каждого из нас субъектом собственной жизни. Мера этой субъектности, однако, определяется самим человеком в широком диапазоне от обезличенного, типического существования до предельно индивидуаль- ного, «персонально пригнанного» способа своего бытия в этом мире. В. В. Знаков, говоря о смещении «интересов большой части психологов с когнитивной парадигмы на экзистенциальную», обозначает это как «пе- реход от изучения отдельных психических процессов и явлений к анализу целостных ситуаций человеческого бытия» [Знаков, 2005, с. 122]. Переход к принципиально иным единицам описания и анализа психо- логической реальности является особенностью экзистенциального подхо- да. Как уже отмечалось, Р. Мэй подчеркивает, что для экзистенциалистов
«важны не отдельные психологические реакции, а скорее психологическое бытие человека существующего, который осуществляет свой опыт», а пси- хологическая терминология в экзистенциальных подходах используется «в онтологическом смысле» [Мэй, 2004, с. 56]. Человеческое бытие — предмет исследования ряда наук. Особенностью собственно психологического исследования бытия является его понимание и описание через психологию человека как субъекта бытия. Это представ- ление активно завоевывает свое место в психологической науке, не пере- крываясь ранее разработанными понятиями, например жизненного пути человека. Характерная особенность человеческого бытия состоит в том, что его нельзя рассматривать как индивидуальный жизненный путь личности, оно в большей степени соответствует рубинштейновскому «миру»: это совокупность психологических реальностей, возникающих внутри раз- ных ситуаций в точках пересечения взаимодействий индивидуальных и групповых субъектов [Знаков, 2010, с. 106].
В. В. Знаков выделяет следующие особенности человеческого бытия. Опираясь на введенное С. Л. Рубинштейном понятие «мир», он утверждает, что человеческое бытие должно описываться как нетожде- ственное индивидуальному жизненному пути, «это такое единичное, в ко- тором потенциально воплощено общечеловеческое». Еще один отличи-
Павел Филонов. Человек в мире. 1925
тельный признак человеческого бытия — многомерность мира человека, которая понимается как наличие «разных уровней действительности, соот- несенных со способами существования людей». Третья характеристика че- ловеческого бытия — его ценностно-смысловая экзистенциальная направ- ленность, означающая, что человеку свойственно ценностное отношение к своему бытию [Знаков, 2016, с. 14]. Проблематика человека как субъекта жизни является своеобразной точкой пересечения для разных направлений. Это психология человече- ского бытия, относительно новая, но интенсивно развивающаяся область отечественной науки, интегрирующая основные принципы и достижения субъектного подхода и ставящая перед собой задачу перехода «от гносео- логического анализа познания субъектом мира к онтологическому исследо- ванию его существования в мире» [Знаков, 2008, с. 70]. Это онтопсихология, в центре внимания которой исследование индивидуальности человека как субъекта бытия [Гришина, 2010]. Наконец, это собственно экзистенциаль- ная психология, оперирующая категориями бытия человека, бытия-в-мире. Объединяющим для всех этих областей является то, что человек изучается в контексте бытия и жизненных отношений, что делает предметом внима- ния и переживание человеком проблем своего бытия, и изучение контекста реальных, практических отношений субъекта с миром.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.023 с.) |