Для реализации фундаментальных экзистенциальных мотиваций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для реализации фундаментальных экзистенциальных мотиваций



ФМ,

Основное условие экзистенции

Предпосылки для реализации

в аспекте постоянства в аспекте развития в аспекте содержания
1Соо тнесение с миром Защищенность Пространство Опора
2Соо тнесение с жизнью Соотнесенность Время Близость
3Соо тнесение с самим собой Заинтересованное внимание Справедливое отношение Признание ценности
4Соо тнесение со смыслом Структурная взаимосвязь Поле деятельности Ценность в будущем

[Лэнгле, Уколова, Шумский, 2014, с. 125]

 

Таким образом, концепция фундаментальных экзистенциальных моти- ваций А. Лэнгле методологически основана на онтологии (учении о бытии), аксиологии (учении о ценностях), этике (обосновании права быть собой) и праксиологии (учении о смысле человеческой деятельности).

 

Осуществить экзистенцию означает найти внутреннее согласие

(сказать «Да») по отношению к четырем сферам бытия: Дамиру

Дажизни

Дабытию самим собой

Дасмыслу

[ Лэнгле, Уколова, Шумский, 2014, с. 123]


8.3
Экзистенциальная модель взаимодействия человека с миром

Важнейшей задачей, с которой сталкиваются исследователи, пытающиеся описывать взаимодействие человека с окружающим миром, является поиск адекватного языка такого описания. В традиционных подходах среда суще- ствования человека — будь то широкий контекст или его непосредственная жизненная ситуация — описывалась в характеристиках самой среды, неза- висимой от индивида. Такие описания создавали своего рода разрыв между человеком и миром его жизни, не отражали реально имеющий место диа- лог между ними. Этот разрыв преодолевается с помощью категории «пере- живание», которая позволяет связать воедино человека и окружающий его мир. По Выготскому, «переживание есть единица, в которой в неразложи- мом виде представлена, с одной стороны, среда, то, что переживается, — пе- реживание всего относится к чему-то находящемуся вне человека, — с дру- гой стороны, представлено то, как я переживаю это, т. е. все особенности личности и все особенности среды представлены в переживании… В пере- живании мы всегда имеем дело с неразложимым единством особенностей личности и особенностей ситуации, которая представлена в переживании» [Выготский, 2001, с. 75–76].

В качестве базовой матрицы соединения контекста с его вызовами и их переживанием человеком мы полагаем возможным использование экзи- стенциальной модели.

Экзистенциальный подход описывает существование человека в мире через его конфронтацию с данностями бытия. Эти данности отражают объ- ективные реалии нашего существования, но существуют они для нас только благодаря тому субъективному значению, которое они для нас приобретают.

Напомним уже приводившуюся типологию Дж. Бьюдженталя, описы- вающего пять данностей, или условий бытия, при этом «каждое такое усло- вие приносит с собой неизбежное обстоятельство, именуемое “конфронта- цией”, с которым каждый из нас должен что-то делать». Конфронтация тем самым представляет некий вызов, на который человек должен дать ответ. Бьюдженталь выделяет следующие данности и соответствующие им кон- фронтации: (1) «укорененность» человека в изменяющемся мире порож- дает вызов изменения; (2) «конечность» бытия человека порождает ситуа- цию неопределенности; (3) «способность действовать или не действовать» влечет за собой ответственность; (4) «возможность выбора» рождает не- обходимость отказываться от части имеющихся возможностей; (5) «отдель- ность-но-связанность» отражает факт нашей одновременной связи с дру- гими людьми и отделенности от них, которому соответствует такое неиз- бежное условие нашего существования, как «причастность» [Бьюдженталь, 2001, с. 227].


 

Отталкиваясь от выделенных экзистенциальной психологией данно- стей бытия (несмотря на некоторые различия в используемых разными ав- торами понятиях, в целом их представления о фундаментальных данностях бытия довольно близки), мы можем конкретизировать их вызовы следую- щим образом.

Наша неразрывная связь с миром, «укорененность» в нем, существова- ние в изменяющемся мире ставит нас перед необходимостью изменяться, порождая вызов, во-первых, нашей способности и готовности осознавать и принимать происходящие изменения и необходимость наших собствен- ных изменений, во-вторых, нашей способности изменяться, в-третьих, на- шей готовности изменяться.

Конечность нашего существования, осознание неизбежного ухода

из этого мира с одновременным незнанием отпущенного нам срока жизни порождает ситуацию неопределенности. Эта неопределенность затрагивает все аспекты нашего существования: успею ли я сделать всё, что хотелось бы? Смогу ли я увидеть результат своего труда? Не тщетны ли будут мои усилия в этом быстро меняющемся мире? Вызов неопределенности — это вызов нашей способности и готовности принимать ее, уметь справляться

с нею и видеть в ней не угрозы, а возможности.

Следующая данность нашего существования — это наша способность действовать и не действовать. Человек выбирает меру своей активно- сти — действуя, совершая поступки, принимая решения, отказываясь от каких-то возможностей и т. д., и это вызов его ответственности, тому, что он делает и чего он не делает в этом мире. Вызов ответственности требует прежде всего ее осознавания человеком (при этом, подчеркнем, ответствен- ности не только за то, что он делает, но и за то, чего он не делает), готов- ности принимать эту ответственность и осознанно действовать в соответ- ствии с ней.

Еще одна данность существования человека — это возможность выбо- ра. Одним из базовых постулатов экзистенциальной психологии является утверждение, что человек существует в мире возможностей, что он выби-

рает свое бытие. Экзистенциальный человек — это человек выбирающий. Вызов мира возможностей — это вызов нашей свободе, нашему осознанию имеющихся возможностей, принятию их и готовности и способности осу- ществлять выборы, придающие смыслы нашему существованию.

Наконец, неизбежная связанность человека с миром людей порождает вызов к его способности сохранять эту связь, поддерживать живой диалог с миром, оберегая в то же время свою автономию и индивидуальность. Этот вызов заставляет нас определять, уточнять и пересматривать меру своей включенности в мир людей.

Каждая из базовых данностей ставит перед нами задачи осознавать вы- зовы жизни, быть готовыми принимать их и действовать в соответствии

с ними. Экзистенциальные психологи не случайно говорят: не ты задаешь


 

вопросы жизни, но жизнь задает их тебе. С точки зрения экзистенциальной психологии проблемы человека начинаются тогда, когда он не готов осоз- навать вызовы жизни и тем или иным образом уходит от этого осознания, когда он не готов принимать эти вызовы и жить с ними.

Неспособность к принятию изменений порождает попытки «остано- вить время», «настоять на неизменности», апелляции к прошлому опыту. Неспособность к принятию неопределенности — попытки уменьшить не- определенность или противостоять ей за счет использования привычных паттернов действий, введения происходящего в рамки привычного, в том числе за счет опоры на привычные процедуры и отношения. Отказываясь от возможности действовать и выбирать, человек избирает бездействие, пассивные формы поведения, уход от ответственности, уход от выбора, проявляет неспособность к выбору, отвечающему подлинным интересам личности, неготовность принять неизбежность отказа от чего-то. Невоз- можность сформировать отношения, позволяющие ощущать свою связан- ность с другими и одновременно сохранять собственную автономность, приводит к деструктивным формам отношений, зависимости, использова- нию отношений с людьми в качестве опор для поддержания неизменности, привычности, определенности контекста, разделения ответственности.

Таким образом, на основе базовых данностей человеческого существо- вания мы можем строить описание поведения человека в контексте вызовов изменений, неопределенности, ответственности, свободы выбора, меры

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

экзистенциальный

АВТОНОМНОСТЬ

опыт

Рис. 4. Экзистенциальная модель взаимодействия человека с миром


 

 

Рене Магритт. Декалькомания. 1966

 

8.4
включенности в мир отношений. (Нетрудно увидеть, что именно эти осо- бенности — изменения, неопределенность, свобода выбора и т. д. — часто упоминаются в качестве наиболее характерных для современной реально- сти, что лишний раз подчеркивает универсальность экзистенциалов как категорий описания бытия.) Эта личностная модель экзистенциального контекста существования человека образует базовую экзистенциальную матрицу, лежащую в основании способов поведения человека в более част- ных контекстах (организационном, семейном и др.). «Живой тканью» этой пятивекторной матрицы является экзистенциальный опыт, который под- тверждает, уточняет или побуждает к пересмотру наших ответов на вызо- вы, а ее ядром — экзистенциальная идентичность человека (рис. 4).

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.011 с.)