Экзистенциальная идентичность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзистенциальная идентичность



В процессе становления личности в результате взаимодействия человека с окружающим миром происходит формирование его идентичности.

Неизменной точкой отсчета для всех, кто пишет о проблеме идентич- ности, являются работы Э. Эриксона, который рассматривал идентичность как чувство личной тождественности и тем самым заложил основы лич- ностного подхода к идентичности. В последующие десятилетия, однако, по- нятие идентичности в основном разрабатывается в его социальном значе- нии и определяется через идентификацию человека с социальными группа- ми, в частности в теории социальной идентичности А. Тэшфела. Возможно,


 

 

Проскура (Н. М. Проскурнин). Автопортрет в трех лицах. 1930-е

 

этот преобладающий интерес к социальной идентичности связан с тем, что именно здесь кроется главный вызов современного мира к идентичности человека: задаваемая извне определенность позиции человека в системе со- циальных отношений сменяется необходимостью самоопределения в кон- тексте социального взаимодействия и отношений с другими людьми.

Фактически эти две линии описания — личностная и социальная иден- тичность — являются основными. И хотя понятие идентичности концеп- туализируется как конструкт, относящийся к личности в целом, использу- ются и более узкие понятия идентичности (профессиональная, гендерная, этническая идентичность и т. д.).

Современная реальность с ее вызовами к идентичности человека ини- циирует новый взлет интереса к этому понятию.

В классическом представлении Эриксона выделяются основные уровни идентичности: индивидный, личностный и социальный, каждый из которых входит в структуру идентичности, но имеет свое собственное содержание.

В рамках экзистенциального подхода целесообразно дополнить их по- нятием экзистенциальной идентичности. За десятилетия, прошедшие со времени появления работ Э. Эриксона, экзистенциальные проблемы стали частью жизненной реальности человека, перейдя из плоскости «философ- ских» проблем в разряд задач, требующих индивидуального решения. Их


 

решение как поиск личных, индивидуальных ответов на вопросы о мере своей свободы и ответственности в этом мире, о жизненных целях и смыс- лах собственного существования и составляет основу движения человека к обретению экзистенциальной идентичности. Напомним, что А. Маслоу считал, что именно в экзистенциальной психологии особое значение при- дается понятию идентичности. И хотя понятие экзистенциальной идентич- ности иногда можно встретить в работах по экзистенциальной психологии, такими упоминаниями оно и ограничивается, не получая развития.

Экзистенциальный подход рассматривает развитие человека и его жиз- ненный путь как процесс постоянного становления через осуществляемые вы- боры. Этот подход созвучен тем исследованиям идентичности, которые пони- мают ее именно как результат процесса выборов, осуществляемых человеком.

Напомним одну из аксиом экзистенциального подхода: человек рожда-

ется индивидом, но ему лишь предстоит стать экзистенциальной индиви- дуальностью. Этот процесс осуществляется через систему выборов, само- определение, подтверждение своего бытия, а его результатом и становится обретение экзистенциальной идентичности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.006 с.)