Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциальная идентичность — осознание себя и своего суще - ствования в контексте бытия , ощущение собственной причастности к бытию .
Личностная и социальная идентичности соответственно связаны с лич- ностным и социальным пространством существования человека, экзистен- циальная идентичность — с бытийным пространством. Экзистенциальная идентичность трансцендентна, относится к аспектам бытия, выходящим за пределы «вещного» мира, к его «подлинной жизни», которая «совершается как бы в точке… несовпадения человека с самим собой, в точке выхода за пределы всего того, что он есть как вещное бытие» [Бахтин, 1972, с. 101]. Экзистенциальная идентичность — это идентичность зрелого чело- века, которая отвечает определенному уровню его развития. Личностная и социальная идентичности вписаны в программу развития человека и его жизнедеятельности в социальном мире, экзистенциальная идентичность обретается в результате выхода человека на метауровень своего существова- ния. Если понимать экзистенциальную идентичность как идентичность бо- лее высокого уровня становления человека, то погруженность человека в пе- реживаемые проблемы личностной или социальной идентичности может становиться препятствием для обретения идентичности экзистен циальной. Важнейшей характеристикой экзистенциальной идентичности являет- ся то, что это ответ человека на вызовы «изнутри». Индивидная, личност- ная идентичность тесно связана с процессами развития и социализации,
социальная идентичность — с вызовами «извне», необходимостью поиска своего места в меняющейся социальной реальности. Экзистенциальная идентичность не связана с какими-то конкретными задачами или вызова- ми, но инициируется метапотребностями человека. Экзистенциальная идентичность, относящаяся к фундаментальным измерениям, описывающим отношения человека с миром, становится основа- нием, определяющим его существование на разных уровнях его жизнедеятель- ности, базовую прагматику его жизни. В одном из проведенных под нашим руководством исследований изучались лица с разным уровнем «экзистенци- альной исполненности». Понятие «экзистенциальной исполненности» фак- тически отражает качество жизни, как оно понимается в экзистенциальном подходе. Степень выраженности «экзистенциальной исполненности» связана с субъективной оценкой самим человеком его жизненной ситуации: «Много ли осмысленного в моей жизни, как часто я живу с внутренним согласием, соответствуют ли моей сущности мои решения и поступки, могу ли я вно- сить хорошее, как я его понимаю, в жизнь?» [Кривцова, Лэнгле, Орглер, 2009, с. 141]. Результаты исследования показали, что лица с более высоким уровнем
«экзистенциальной исполненности» связывали свое счастье и благополучие с активной включенностью в мир жизни; те же, кто описывал свое понима- ние счастья через комфорт, спокойствие, а также отсутствие каких-либо обя- зательств, имели более низкий уровень «экзистенциальной исполненности».
Экзистенциальный опыт Экзистенциальная идентичность формируется на основе экзистенциально- го опыта человека, переживания экзистенциальных ситуаций и осущест- вления экзистенциальных выборов. Если формирование идентичности, по Эриксону, связано с организацией жизненного опыта в индивидуальное Я, то становление экзистенциальной идентичности связано с организацией экзистенциального опыта.
Понятие опыта и, в частности, экзистенциального опыта широко ис- пользуется философией. Более того, по мнению специалистов, сегодня «экзистенциальный опыт субъекта становится базовым предметом фило- софии в целом, не ограничиваясь собственно экзистенциальной филосо- фией», что отражает понимание фундаментальной природы персонального опыта личности в ее отношении к миру и себе. Несмотря на появляющиеся работы, заслуживающие внимания своей глубиной и обстоятельностью, приходится признать, что понятие экзистенциального опыта с трудом под- дается теоретической концептуализации, что заставляет авторов прибегать к художественным образам или метафорическим описаниям.
Понятие опыта не ново и для психологии, но только в современной нау- ке оно приобретает «жизненное» звучание, и наряду с уже относительно устоявшимися понятиями, такими как субъективный или когнитивный опыт, появляется понятие экзистенциального опыта. Как отмечает В. В. Знаков, в работах которого экзистенциальному опы- ту уделяется особое внимание, «экзистенциальный опыт направляет весь ход жизни человека, осуществляет ценностно-смысловую регуляцию. В эк- зистенциальном опыте сконцентрировано общее знание субъекта о челове- ческой природе, фундаментальной прагматике жизни» [Знаков, 2014, с. 24]. Этот опыт, подчеркивает Знаков, является важной составляющей экзистен- циального интеллекта, связанной со способностью человека размышлять o фундаментальных проблемах бытия. Экзистенциальный опыт формируется в результате проживания чело- веком экзистенциальных ситуаций и экзистенциальных проблем. Их изу- чение позволяет приблизиться к пониманию той роли, которую этот опыт играет в жизнедеятельности человека. Общее понимание роли экзистенциального опыта как ценностно-смыс- лового регулятора жизнедеятельности человека может быть конкретизиро- вано следующим образом. Опыт проживания экзистенциальных проблем становится источни- ком личностных изменений. О значении опыта проживания экзистенциальных ситуаций и экзи- стенциальных проблем как источника личностных изменений немало на- писано в экзистенциально-психологической литературе, и уже приводи- лись данные, касающиеся позитивных следствий экзистенциального опыта критических жизненных ситуаций. В рамках проводившихся нами исследований фиксировалась дина- мика изменений показателей ценностно-смысловой сферы у студентов на протяжении нескольких лет обучения. Также ими в произвольной форме описывались события, происходившие в течение этого времени в их жизни: они включали события социального характера, изменения в межличност- ных отношениях, в жизни близких людей и т. д. В ряде случаев студенты упоминали события экзистенциального характера, такие как переживание
одиночества, первый опыт свободы, проживание нового опыта и др. Оказа- лось, что именно у студентов, включавших в событийный ряд своей жизни наряду с другими и события экзистенциального содержания, наблюдались особенно сильные изменения показателей ценностно-смысловой сферы и личностной зрелости. У них отмечался существенный рост потребно- сти в социальной компетентности, автономности и независимости и др. В целом зафиксированные изменения отражали тенденцию «взросления», процесса становления зрелой личности: именно экзистенциальный опыт переживания событий жизни оказал влияние на усиление данной тенден-
ции. Таким образом, взросление человека выводит его на уровень прожива- ния экзистенциальной проблематики, а обретаемый им экзистенциальный опыт становится источником его личностных изменений. Я был охвачен беспокойством, одновременно ужасающим и уми- лительным, вызванным чувством присутствия мира, или Всего, и меня в этом мире. На самом деле я не был способен сформулировать свой опыт, но после этих ощущений чувствовал, что он мог соответствовать таким вопросам, как: «Что я есть такое?», «Почему я здесь?», «Что такое этот мир, в котором я нахожусь?». Я испытывал странное чувство удив- ления и умиления от того, что был тут. В то же самое время у меня было чувство погруженности в мир, ощущение, что я его составная часть, что этот мир простирается от самого малого стебелька травы до самых звезд. Это мир интенсивно присутствовал во мне… Я стал считать себя философом именно с того времени, если под философией понимать осознание существования, бытия в мире. <…> Я начал воспринимать мир по-новому. Небо, облака, звезды, «вечера мира», как я говорил самому себе, манили меня. Прислонившись спи- ной к подоконнику, я смотрел на ночное небо, и у меня было впечатле- ние, что я погружаюсь в звездную огромность. Этот опыт доминировал всю мою жизнь. …Начиная с этого времени я очень сильно ощущал радикальную противоположность, существующую между повседнев- ной жизнью, проживаемой полубессознательно, когда нами руководят автоматические рефлексы и привычки и мы не осознаём свое суще- ствование вообще и свое существование в мире, с одной стороны, и ис- ключительными состояниями, в которых мы живем интенсивно и осоз- наём свое бытие в мире, с другой [Адо, 2005, с. 25–26].
Экзистенциальный опыт «вершинных переживаний» дает человеку ощущение высших смыслов своего существования. Экзистенциальный, трансцендентный опыт получил отражение в пси- хологической феноменологии в описании опыта «предельных», или «вер- шинных» переживаний, peak-experience. Он более всего известен по рабо- там А. Маслоу, хотя еще у Э. Гуссерля встречается понятие жизненного пе- реживания, относимое им к переживаниям, характеризуемым «наполнен- ностью смыслом», когда человек, превосходя свою субъективность, входит в мир жизни и становится его частью. А. Маслоу рассматривал пик-пережи- вания как некий «предельный опыт», опыт познания окружающего мира, доступный на высоких уровнях самоактуализации человека.
Собранные нами описания переживания этого опыта людьми разного возраста, жизненного опыта, рода деятельности и культурной принадлеж- ности позволили выделить его универсальные характеристики. (1) Разрушение привычных характеристик ощущения себя в про- странстве и времени. Обыденное сознание четко отделяет Я от не-Я, всего того, что находится за пределами, очерченными границами нашей теле- сности. В «пиковом опыте» эта пространственная граница разрушается, и возникает ощущение своего слияния с миром, прямого контакта с ним. Например, мужчина средних лет рассказывал о том дне, когда он выхо- дил в море, управляя своей яхтой. Это — привычное для него и любимое им занятие, но «в тот день произошло что-то необычное»: «Не знаю по- чему. Но просто в какой-то момент мне стало казаться, что это движе- ние, ветер, брызги, море, солнце и я как будто одно целое. И я, и это море, и небо — единое целое». В рассказе другого человека говорилось: «У меня было чувство, что я сливаюсь с этим миром и никого больше нет, только я и этот мир». Время как будто покидает эти мгновения. В описаниях «пикового опы- та» указания на время, продолжительность опыта практически всегда от- сутствуют. В единичных случаях встречается описание типа: «Я не знаю, сколько это продлилось — сколько времени прошло, минуты или, может быть, секунды». Если задать вопрос о длительности этого состояния, то он явно вызывает у человека замешательство, указывающее на то, что этот воп рос даже не приходил ему в голову, а попытки уточнить продолжитель- ность данного опыта оказываются безуспешными — человек искренне за- трудняется в оценке времени. (2) Интенсивность опыта, проявляющаяся в том, что он помнится дол- гое время, часто спустя годы, а то и десятилетия. Человек рассказывает об этих ситуациях с сильным эмоциональным чувством, заново переживая мгновения, яркие образы которых остались в его памяти («У меня как будто всё перед глазами», «Я так всё помню, как будто это было вчера»). (3) Переживаемый опыт описывается как уникальный, необычный, который трудно с чем-нибудь сравнить и выразить словами. Чаще других упоминается ощущение прекрасного и чувство какого-то глубокого смыс- ла происходящего. Если считать, вслед за А. Маслоу, экстатические чувства, переживаемые человеком в эти мгновения, опытом познания, то это пре- жде всего понимание «высшего порядка», «открывание» для себя высших смыслов существования. Значение опыта предельных переживаний — в ощущаемом контак- те человека с Бытием, дающем ему мгновенное и мощное чувство смысла его существования, понимание «высшего порядка», «открывание» для себя высших смыслов существования, выражение чувства причастности чело- века бытию. Пик-переживания — это моменты нашей идентичности с бы- тием, подчеркивающие высший, подлинный смысл нашего существования.
Натан Альтман.Часовщик.1914
Экзистенциальный опыт становится основанием, определяющим ак- тивность человека на разных уровнях жизнедеятельности.
Экзистенциальный опыт человека, концентрирующий его фундамен- тальное знание о мире, конкретизируется в том числе в базовых импли- цитных теориях, отражающих наиболее общие представления человека об окружающем мире, которые и становятся основой ценностно-смысловой регуляции его поведения. Предметом исследования (выполненного М. Аллахвердовым под на- шим руководством) была имплицитная теория доверия; при этом доверие понимается как общепсихологический феномен (в значении, предложен- ном еще Э. Эриксоном, — как базовое доверие к миру) и как одно из фунда- ментальных измерений, описывающих отношение человека к миру. В про- веденных экспериментах было показано, что уровень доверия человека к миру обнаруживает себя при решении когнитивных задач разной степени сложности: от относительно простых (сенсомоторного типа) до решения задач, возникающих во взаимодействии с партнерами. Таким образом, по- казатели «доверия к миру», характеризующие имплицитную теорию дове- рия, сформированную человеком на основе его опыта, обнаруживают связь
с особенностями его поведения в самых разных ситуациях, задавая фунда- ментальный стиль его отношений с миром.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.018 с.) |