Нормативный жизненный сценарий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативный жизненный сценарий



Нормативный жизненный сценарий строится на разделяемых в культу- ре представлениях относительно порядка и времени жизненных событий в прототипическом жизненном цикле, который включает совокупность обязательных событий, отвечающих представлениям своего времени.

Человек существует в определенном пространстве и времени, в рам- ках определенной культуры, которая, предъявляя свои требования и за- давая свои образцы, оказывает несомненное влияние на его жизненный сценарий.

Исследования в области жизненных сценариев показывают, что, неза- висимо от культуры, пола и возраста, жизненные сценарии людей включа- ют одни и те же обязательные события. Результаты исследований, проводи- мых в разных культурах по одной и той же схеме, подтверждают это. Одна из часто используемых схем исследования довольно проста: респондента просят описать, какие семь типичных событий происходят в жизни челове- ка, например произойдут на протяжении жизни семилетнего ребенка одно- го пола с отвечающим.


 

 

В ответах на вопрос о типичных событиях, которые произойдут в жиз- ни ребенка, непременно встретятся указания на начало учебы, начало тру- довой деятельности, создание семьи, появление детей и т. д. Могут разли- чаться формы обучения и его продолжительность, время начала самосто- ятельной жизни и создания семьи и т. д., но сами эти события отражают универсалии социальной жизни людей. Показано, что представления о ти- пичном сценарии не испытывают на себе влияния гендерного фактора или возрастных различий (в пределах взрослого возраста).

Нормативный сценарий — это своего рода эталонный, идеальный об- разец того, как всё должно происходить «по правилам». В этот сценарий обычно не включаются негативные события. Например, исследования в об- ласти автобиографической памяти показали, что «в историях прошлого отмечается больше сценарных и типичных событий (например, “свадьба”), меньшей частотностью обладают несценарные, но типичные события (на- пример, “развод”), и наиболее редко воспроизводятся несценарные, нети- пичные события (например, “полет на дельтаплане”)» [Алюшева, 2015].

Типичный культурный жизненный сценарий передается от поколения к поколению в виде задаваемых культурой моделей жизни и паттернов вза- имодействия, которые усваиваются в ходе развития.

Тема нормативных образцов и развития жизни человека в истории час- то оказывается в поле зрения ученых, пытающихся описать кардинальные изменения человеческого общества через призму индивидуальной жизни человека.

Современный мир является результатом фундаментальных изменений в жизни человеческого сообщества, которые в том числе касаются и транс- ляции принятых в культуре моделей жизни и образцов поведения. На эту тему написано много книг и выполнено немало исследований. В качестве


 

 

примера остановимся на классической теории М. Мид, вероятно, одной из первых в данной области, и, для сравнения, на одной из последних, — теории поколений У. Штраусса и Н. Хоуи.

Из многочисленных проблем, сформулированных в работах американ- ского антрополога М. Мид, тема культурной преемственности и передачи опыта между поколениями, пожалуй, является наиболее известной. Она предлагает выделить три типа культур в зависимости от преобладающего типа обмена знаниями и опытом.

Наиболее традиционный тип обмена — передача опыта от старших по- колений к младшим — характерен для так называемых постфигуративных культур. Это время медленных и постепенных изменений, фактически мало ощутимых на протяжении жизни одного человека и даже одного поколе- ния. Жизнь строится по законам дедов; как пишет Мид, «прошлое взрос- лых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими — это схема будущего для их детей» [Мид, 1988, с. 322]. Традиции, сложившийся мир ценностей, социальные каноны являются основными регуляторами индивидуальной жизни, фактически исключая тем самым экзистенциаль- ный выбор и личные возможности построения своей судьбы.

 

Ответы на вопросы: “Кто я? Какова суть моей жизни как представителя моей культуры? Как я должен говорить, двигаться, есть, спать, любить, зарабатывать себе на жизнь, встречать смерть?” — считаются предре- шенными [Мид, 1988, с. 325].

 

Люди того времени жили, по выражению Мид, с «чувством тождества между известным прошлым и ожидаемым будущим», а сохранности такого типа культур способствовали два главных условия: «отсутствие сомнений и отсутствие осознанности».


 

Постфигуративные культуры сменяются кофигуративными, для ко- торых характерна преобладающая ориентация на модель жизни совре- менников. Опыт прежних поколений не отвечает реальности, темпы исто- рических изменений нарастают, и жить «по законам дедов» невозможно. Время и социокультурная ситуация становятся столь ощутимо другими, что не только образцы прошлого, но уже даже и сравнение с ними бес- смысленно.

Однако еще сохраняются и продолжают действовать механизмы ре- трансляции культуры от старших к младшим. Сохраняется и традицион- ный тип общества, в котором судьба человека во многом предопределяется социокультурной ситуацией его появления на свет, «стратой», к которой принадлежит его семья: в обществе существует жестко стратифицирован- ная структура, место в иерархии которой определяет основные способы бытия человека: его род деятельности, образ жизни, повседневные занятия и т. д. Перемещение человека из слоя в слой было затруднено как формаль- ными препятствиями, так и психологическими барьерами; причем это ка- салось как движения «вверх», так и движения «вниз». Существовало мно- жество запретов, не допускавших этих переходов, которые усиливались неодобрением и неприятием людей «не нашего круга». М. Мид подчерки- вает, что «молодой человек, завоевывающий иное положение в обществе, отличное от его родителей… должен открыто и осознанно разорвать с по- стфигуративными моделями, олицетворяемыми его родителями и дедами, и искать новые модели для своего поведения» [Там же, с. 348].

Третий тип появляющихся культур — это так называемые префигу- ративные культуры, когда темпы исторических изменений столь высоки, что скорее младшие поколения становятся для старших источником но- вого знания, необходимого для ориентации в современной им культуре,

в новой реальности, так отличающейся от прежнего, привычного им мира. Характерным для этого нового времени становится не только разрушение традиционного общества с его жесткими правилами, установленными для разных социальных слоев и страт, не только уменьшение силы обычая или культурной нормы, но и — прежде всего — кардинальная замена внешних общественных, групповых регуляторов жизни человека его внутренним, индивидуальным выбором. Внешняя предопределенность судьбы человека сменяется необходимостью собственного принятия жизненно важных ре- шений и ответственностью за них.

Современные психологи для обозначения процесса передачи культур- ного опыта используют понятие культурной трансмиссии. Выделяются три ее типа: вертикальная, означающая передачу опыта от родителей к детям; горизонтальная, относящаяся к освоению социального опыта в общении со сверстниками; «непрямая», когда социализация идет через специальные социальные институты (школы, вузы) и опыт взаимодействия с окружаю- щими взрослыми [Стефаненко, 2014].


 

 

Фото И. Киселева

 

 

Кардинальные изменения современного мира, описываемые метафо- рой «текучей реальности», не отменяют социального влияния на жизнен- ные сценарии людей диктуемых обществом жизненных моделей, моды, рас- пространяющейся на стиль жизни и поведение.

У. Штраусс и Н. Хоуи — авторы созданной в 90-х годах прошлого века и ставшей довольно популярной теории поколений. Изучая четырехсот- летнюю историю американской цивилизации, они рассматривали ее через особенности ментальности 18 поколений, составлявших ее историю, и ти- пов людей — представителей этих поколений. Результатом стало выделение четырех типов поколений, сменявших друг друга в определенной последо- вательности, и этот повторяющийся порядок авторы назвали «поколенче- ским циклом». По мнению Штраусса и Хоуи, этот цикл лежит в основе всей истории и позволяет не только объяснять, но и предсказывать происходя- щее. Они назвали эти четыре типа поколений «идеалисты», «реакционеры»,

«гражданственные» и «приспосабливающиеся».

Критическими точками в истории является то, что авторы называют

«социальным моментом» — это период, длящийся, по их мнению, пример- но десятилетие, когда люди осознают, что исторические события радикаль- но изменяют их социальное окружение. Различаются два типа «социальных моментов»: гражданские кризисы, когда общество фокусируется на пересмо- тре и переупорядочивании внешнего мира институтов и публичного пове- дения, и духовное пробуждение, когда общество фокусируется на внут реннем мире ценностей и приватного поведения. Причем эти социальные моменты возникают не случайно, а в определенной регулярной последовательности,


 

 

Доминантное, сосредоточенное на внутреннем мире поколение идеалистов вырастает после гражданского кризиса в условиях наполненной удовольствия- ми юности; по мере взросления в этом поколении наступает духовное пробуж- дение; в среднем возрасте его представители исповедуют довольно жесткие моральные принципы; в старших возрастах проявляют себя непрактично, что ведет к следующему гражданскому кризису.

Рецессивное реактивное поколение вырастает в юности во время духовно- го пробуждения как опекаемое и критикуемое; вступает в период зрелости как отчужденное и рискованное; его представители вырастают в прагматических лидеров среднего возраста; в старости становятся уважаемыми (но не слишком влиятельными) стариками, склонными к уединению.

Доминантное, ориентированное на внешний мир гражданственное поко - ление, опекаемое в юности, подрастает после периода духовного пробуждения; взрослеет в условиях наступающего гражданского кризиса; в период расцвета зрелости превращается в героическое и успешное сообщество взрослых; сохра- няет имидж влиятельных представителей среднего возраста во время строи- тельства социальных институтов; в старших возрастах остается занятым и ата- кованным следующим духовным пробуждением.

Рецессивное поколение приспособленцев подрастает как гиперопекаемое и подавляемое в юности во время гражданского кризиса; вырастает в не лю- бящих риск, конформных взрослых; создает нерешительных лидеров среднего возраста в период духовного возрождения; в старости отличается чувствитель- ностью, сохраняет влияние (но меньше уважения).

[Strauss, Howe, 1991]

 

во времени они отделены друг от друга 40–45 годами и всегда перемежают- ся (гражданские кризисы сменяются духовным пробуждением, а духовное пробуждение сменяется гражданским кризисом и т. д.).

Соответственно, если одно поколение переживает период возрастной зрелости в определенный социальный момент, то следующее за ним в тот же момент находится в периоде юности, третье поколение переживает зре- лость в другой социальный момент, в котором четвертое поколение нахо- дится в юношеском возрасте. Штраусс и Хоуи называют первое и третье поколения доминантными, а второе и четвертое — рецессивными. Таким образом, в период «социальных моментов» доминантные поколения на- ходятся в периоде зрелости или старшем возрасте, а рецессивные поколе- ния — в возрасте юности или среднем возрасте.

Далее эта динамика соотносится с четырьмя выделенными типа- ми поколений и соответственно описываются личности, относящиеся к определенным поколениям. Принадлежность к определенному поко-

лению придает личности черты этого поколения в силу общего возраста, общих убеждений и образцов поведения и осознаваемой принадлежности к этому поколению. Огромное значение при этом имеют условия, в кото- рых человек жил и воспитывался до 12–14 лет, поскольку именно в этом возрасте ребенок некритически воспринимает предлагаемые ему образцы поведения, взгляды, убеждения, ценности, которые и становятся основой


 

его жизненной позиции, мировоззрения, в конечном счете жизненного сценария.

Хотя теория Штраусса и Хоуи и приобрела популярность, она уязвима для критики и представляет интерес не столько рассуждениями авторов, сколько самой попыткой методологии соотнесения биографии поколения с историей общества, а жизни отдельного человека — с биографией его поколения.

11.3
Невозможно отрицать влияние на жизнь человека исторических усло- вий, событий, которые приходятся на время его жизни, равно как и принад- лежности к культуре определенного поколения. Изменения в условиях жиз- ни человека принципиально изменяют психологическое бытие человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.019 с.)