Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативный жизненный сценарий
Нормативный жизненный сценарий строится на разделяемых в культу- ре представлениях относительно порядка и времени жизненных событий в прототипическом жизненном цикле, который включает совокупность обязательных событий, отвечающих представлениям своего времени. Человек существует в определенном пространстве и времени, в рам- ках определенной культуры, которая, предъявляя свои требования и за- давая свои образцы, оказывает несомненное влияние на его жизненный сценарий. Исследования в области жизненных сценариев показывают, что, неза- висимо от культуры, пола и возраста, жизненные сценарии людей включа- ют одни и те же обязательные события. Результаты исследований, проводи- мых в разных культурах по одной и той же схеме, подтверждают это. Одна из часто используемых схем исследования довольно проста: респондента просят описать, какие семь типичных событий происходят в жизни челове- ка, например произойдут на протяжении жизни семилетнего ребенка одно- го пола с отвечающим.
В ответах на вопрос о типичных событиях, которые произойдут в жиз- ни ребенка, непременно встретятся указания на начало учебы, начало тру- довой деятельности, создание семьи, появление детей и т. д. Могут разли- чаться формы обучения и его продолжительность, время начала самосто- ятельной жизни и создания семьи и т. д., но сами эти события отражают универсалии социальной жизни людей. Показано, что представления о ти- пичном сценарии не испытывают на себе влияния гендерного фактора или возрастных различий (в пределах взрослого возраста). Нормативный сценарий — это своего рода эталонный, идеальный об- разец того, как всё должно происходить «по правилам». В этот сценарий обычно не включаются негативные события. Например, исследования в об- ласти автобиографической памяти показали, что «в историях прошлого отмечается больше сценарных и типичных событий (например, “свадьба”), меньшей частотностью обладают несценарные, но типичные события (на- пример, “развод”), и наиболее редко воспроизводятся несценарные, нети- пичные события (например, “полет на дельтаплане”)» [Алюшева, 2015]. Типичный культурный жизненный сценарий передается от поколения к поколению в виде задаваемых культурой моделей жизни и паттернов вза- имодействия, которые усваиваются в ходе развития.
Тема нормативных образцов и развития жизни человека в истории час- то оказывается в поле зрения ученых, пытающихся описать кардинальные изменения человеческого общества через призму индивидуальной жизни человека. Современный мир является результатом фундаментальных изменений в жизни человеческого сообщества, которые в том числе касаются и транс- ляции принятых в культуре моделей жизни и образцов поведения. На эту тему написано много книг и выполнено немало исследований. В качестве
примера остановимся на классической теории М. Мид, вероятно, одной из первых в данной области, и, для сравнения, на одной из последних, — теории поколений У. Штраусса и Н. Хоуи. Из многочисленных проблем, сформулированных в работах американ- ского антрополога М. Мид, тема культурной преемственности и передачи опыта между поколениями, пожалуй, является наиболее известной. Она предлагает выделить три типа культур в зависимости от преобладающего типа обмена знаниями и опытом. Наиболее традиционный тип обмена — передача опыта от старших по- колений к младшим — характерен для так называемых постфигуративных культур. Это время медленных и постепенных изменений, фактически мало ощутимых на протяжении жизни одного человека и даже одного поколе- ния. Жизнь строится по законам дедов; как пишет Мид, «прошлое взрос- лых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими — это схема будущего для их детей» [Мид, 1988, с. 322]. Традиции, сложившийся мир ценностей, социальные каноны являются основными регуляторами индивидуальной жизни, фактически исключая тем самым экзистенциаль- ный выбор и личные возможности построения своей судьбы.
Ответы на вопросы: “Кто я? Какова суть моей жизни как представителя моей культуры? Как я должен говорить, двигаться, есть, спать, любить, зарабатывать себе на жизнь, встречать смерть?” — считаются предре- шенными [Мид, 1988, с. 325].
Люди того времени жили, по выражению Мид, с «чувством тождества между известным прошлым и ожидаемым будущим», а сохранности такого типа культур способствовали два главных условия: «отсутствие сомнений и отсутствие осознанности».
Постфигуративные культуры сменяются кофигуративными, для ко- торых характерна преобладающая ориентация на модель жизни совре- менников. Опыт прежних поколений не отвечает реальности, темпы исто- рических изменений нарастают, и жить «по законам дедов» невозможно. Время и социокультурная ситуация становятся столь ощутимо другими, что не только образцы прошлого, но уже даже и сравнение с ними бес- смысленно. Однако еще сохраняются и продолжают действовать механизмы ре- трансляции культуры от старших к младшим. Сохраняется и традицион- ный тип общества, в котором судьба человека во многом предопределяется социокультурной ситуацией его появления на свет, «стратой», к которой принадлежит его семья: в обществе существует жестко стратифицирован- ная структура, место в иерархии которой определяет основные способы бытия человека: его род деятельности, образ жизни, повседневные занятия и т. д. Перемещение человека из слоя в слой было затруднено как формаль- ными препятствиями, так и психологическими барьерами; причем это ка- салось как движения «вверх», так и движения «вниз». Существовало мно- жество запретов, не допускавших этих переходов, которые усиливались неодобрением и неприятием людей «не нашего круга». М. Мид подчерки- вает, что «молодой человек, завоевывающий иное положение в обществе, отличное от его родителей… должен открыто и осознанно разорвать с по- стфигуративными моделями, олицетворяемыми его родителями и дедами, и искать новые модели для своего поведения» [Там же, с. 348]. Третий тип появляющихся культур — это так называемые префигу- ративные культуры, когда темпы исторических изменений столь высоки, что скорее младшие поколения становятся для старших источником но- вого знания, необходимого для ориентации в современной им культуре, в новой реальности, так отличающейся от прежнего, привычного им мира. Характерным для этого нового времени становится не только разрушение традиционного общества с его жесткими правилами, установленными для разных социальных слоев и страт, не только уменьшение силы обычая или культурной нормы, но и — прежде всего — кардинальная замена внешних общественных, групповых регуляторов жизни человека его внутренним, индивидуальным выбором. Внешняя предопределенность судьбы человека сменяется необходимостью собственного принятия жизненно важных ре- шений и ответственностью за них. Современные психологи для обозначения процесса передачи культур- ного опыта используют понятие культурной трансмиссии. Выделяются три ее типа: вертикальная, означающая передачу опыта от родителей к детям; горизонтальная, относящаяся к освоению социального опыта в общении со сверстниками; «непрямая», когда социализация идет через специальные социальные институты (школы, вузы) и опыт взаимодействия с окружаю- щими взрослыми [Стефаненко, 2014].
Фото И. Киселева
Кардинальные изменения современного мира, описываемые метафо- рой «текучей реальности», не отменяют социального влияния на жизнен- ные сценарии людей диктуемых обществом жизненных моделей, моды, рас- пространяющейся на стиль жизни и поведение.
У. Штраусс и Н. Хоуи — авторы созданной в 90-х годах прошлого века и ставшей довольно популярной теории поколений. Изучая четырехсот- летнюю историю американской цивилизации, они рассматривали ее через особенности ментальности 18 поколений, составлявших ее историю, и ти- пов людей — представителей этих поколений. Результатом стало выделение четырех типов поколений, сменявших друг друга в определенной последо- вательности, и этот повторяющийся порядок авторы назвали «поколенче- ским циклом». По мнению Штраусса и Хоуи, этот цикл лежит в основе всей истории и позволяет не только объяснять, но и предсказывать происходя- щее. Они назвали эти четыре типа поколений «идеалисты», «реакционеры», «гражданственные» и «приспосабливающиеся». Критическими точками в истории является то, что авторы называют «социальным моментом» — это период, длящийся, по их мнению, пример- но десятилетие, когда люди осознают, что исторические события радикаль- но изменяют их социальное окружение. Различаются два типа «социальных моментов»: гражданские кризисы, когда общество фокусируется на пересмо- тре и переупорядочивании внешнего мира институтов и публичного пове- дения, и духовное пробуждение, когда общество фокусируется на внут реннем мире ценностей и приватного поведения. Причем эти социальные моменты возникают не случайно, а в определенной регулярной последовательности,
Доминантное, сосредоточенное на внутреннем мире поколение идеалистов вырастает после гражданского кризиса в условиях наполненной удовольствия- ми юности; по мере взросления в этом поколении наступает духовное пробуж- дение; в среднем возрасте его представители исповедуют довольно жесткие моральные принципы; в старших возрастах проявляют себя непрактично, что ведет к следующему гражданскому кризису. Рецессивное реактивное поколение вырастает в юности во время духовно- го пробуждения как опекаемое и критикуемое; вступает в период зрелости как отчужденное и рискованное; его представители вырастают в прагматических лидеров среднего возраста; в старости становятся уважаемыми (но не слишком влиятельными) стариками, склонными к уединению. Доминантное, ориентированное на внешний мир гражданственное поко - ление, опекаемое в юности, подрастает после периода духовного пробуждения; взрослеет в условиях наступающего гражданского кризиса; в период расцвета зрелости превращается в героическое и успешное сообщество взрослых; сохра- няет имидж влиятельных представителей среднего возраста во время строи- тельства социальных институтов; в старших возрастах остается занятым и ата- кованным следующим духовным пробуждением.
Рецессивное поколение приспособленцев подрастает как гиперопекаемое и подавляемое в юности во время гражданского кризиса; вырастает в не лю- бящих риск, конформных взрослых; создает нерешительных лидеров среднего возраста в период духовного возрождения; в старости отличается чувствитель- ностью, сохраняет влияние (но меньше уважения). [Strauss, Howe, 1991]
во времени они отделены друг от друга 40–45 годами и всегда перемежают- ся (гражданские кризисы сменяются духовным пробуждением, а духовное пробуждение сменяется гражданским кризисом и т. д.). Соответственно, если одно поколение переживает период возрастной зрелости в определенный социальный момент, то следующее за ним в тот же момент находится в периоде юности, третье поколение переживает зре- лость в другой социальный момент, в котором четвертое поколение нахо- дится в юношеском возрасте. Штраусс и Хоуи называют первое и третье поколения доминантными, а второе и четвертое — рецессивными. Таким образом, в период «социальных моментов» доминантные поколения на- ходятся в периоде зрелости или старшем возрасте, а рецессивные поколе- ния — в возрасте юности или среднем возрасте. Далее эта динамика соотносится с четырьмя выделенными типа- ми поколений и соответственно описываются личности, относящиеся к определенным поколениям. Принадлежность к определенному поко- лению придает личности черты этого поколения в силу общего возраста, общих убеждений и образцов поведения и осознаваемой принадлежности к этому поколению. Огромное значение при этом имеют условия, в кото- рых человек жил и воспитывался до 12–14 лет, поскольку именно в этом возрасте ребенок некритически воспринимает предлагаемые ему образцы поведения, взгляды, убеждения, ценности, которые и становятся основой
его жизненной позиции, мировоззрения, в конечном счете жизненного сценария. Хотя теория Штраусса и Хоуи и приобрела популярность, она уязвима для критики и представляет интерес не столько рассуждениями авторов, сколько самой попыткой методологии соотнесения биографии поколения с историей общества, а жизни отдельного человека — с биографией его поколения.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.019 с.) |