В экзистенциальном отношении жизненный путь — это становле - ние человека экзистенциальной индивидуальностью , субъектом жизни . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В экзистенциальном отношении жизненный путь — это становле - ние человека экзистенциальной индивидуальностью , субъектом жизни .



Идея единичности, уникальности человека и выбора им своего бытия в мире как подхода к анализу жизненного пути берет начало еще в рабо- тах С. Кьеркегора. Всё творчество Кьеркегора наполнено мучительными размышлениями о проблемах существования человека в мире и процессах становления его индивидуальности. Человек выбирает свое бытие, и его выбор связан с тремя сферами экзистенции: эстетической, этической и ре- лигиозной. Наиболее развернутое их описание дано Кьеркегором в двух работах — «Или-или» и «Стадии жизненного пути». Эти сферы экзистен- ции (которые в разных работах, посвященных творчеству Кьеркегора,


 

называются «стадиями», «типами бытия» и даже «поведенческими уста- новками») фактически описывают разные модусы бытия, способы жизни человека. Эстетический способ существования отражает ориентацию че- ловека на гедонистическое удовлетворение своих желаний. Этический ос- нован на понятиях добра и зла, ответственности человека, его моральных обязанностях. Религиозный связан с высшими смыслами и ценностями бытия.

Обе упомянутые книги написаны в форме историй, мораль которых должна помочь читателю задуматься о собственной жизни. Для каждой стадии имеется свой образец или типаж, выражающий эту мораль наилуч- шим образом: Дон Жуан — для эстетической стадии, Сократ — для этиче- ской и Авраам для религиозной стадии. Эстетическая — это сфера непо- средственного, немедленного, этическая — сфера требований (и поскольку эти требования бесконечны, то человек может всё время чувствовать себя несостоятельным), религиозная — сфера выполнения, но не в смысле до- стижения целей, а скорее исполненности, собственной реализованности. Т. Флинн сравнивает Кьеркегора с гидом по художественной галерее, пред- лагающим нам на пути нашего движения к развитию индивидуальности познакомиться с литературными и историческими персонажами [Flynn, 2006, p. 27].

Концепция Кьеркегора содержит важную для экзистенциального под- хода идею выбора своего жизненного пути, возможности наполнения сво- ей жизни разным содержанием.

В качестве еще одной иллюстрации приведем типичную для экзистен- циального подхода позицию К. Ясперса, который рассматривает жизнен- ный путь человека и его судьбу как движение к подлинному человеческому бытию. Однако выход за пределы повседневного существования, налично- го бытия сопряжен с немалыми трудностями. «По мнению К. Ясперса, вый- ти за пределы предметного бытия-в-мире человеку непросто. Оно схвачено огромной “силой притяжения”, которая возвращает индивида в привычное житейское русло. Но чаще всего человек и не стремится выйти за рамки привычного круга. Его пугают возможные потрясения, и он дистанцирует- ся от возможностей преодоления самого себя. Опасность обнаруживается в том, что человек становится заложником гордыни, будто он есть уже то, чем мог бы быть. Разрыв данного круга, по Ясперсу, является “делом нашей свободы”» [Гуревич, 2009, с. 51].

По Ясперсу, существуют два типа развития человека. При первом «че- ловек живет как сознание социального бытия»: подчиняется необходимо- сти, идет за толпой, теряет свою индивидуальность, растворяясь в чувстве

«мы», выполняет деятельность без личностной включенности. Второй тип развития — поиск в себе источника изначальной силы — свободы само- бытия. К подлинному самобытию человек приходит в результате неудов- летворенности своим социальным бытием и последующего выхода за его


 

пределы. Жизненная ситуация при этом не элиминируется — человек лишь поднимается над ней в своем сознании и деятельности [Кузьмина, 2007, c. 77–78].

Идея выделения альтернатив в жизненном пути человека, основанных, как правило, на противопоставлении свободного выбора, подлинности су- ществования, стремления человека быть самим собой следованию социаль- ным целям, нормативным образцам, принятым идеалам повторяется в ра- ботах разных авторах.

Возможно, одна из наиболее известных работ, посвященных данной теме — это имевшее в свое время немалый резонанс произведение Э. Фром- ма «Иметь или быть» (1976). Сам Фромм в предисловии к своей книге го- ворит о своеобразной традиционности данной темы, ссылаясь на названия двух книг своих предшественников (Г. Марселя «Быть и иметь» и Б. Штее- лина «Обладание и бытие»). Это не умаляет значения работы Фромма, тон- ко почувствовавшего и сумевшего отразить в своей книге дух времени, бла- годаря чему противопоставление «иметь» и «быть» стало рассматриваться как одна из базовых оппозиций современного общества.

Работе Фромма без малого 40 лет, и время ее написания пришлось на период расцвета общества потребления и его ценностей, ставших главным объектом анализа и критики исследователя.

Основное ее содержание — анализ двух базовых способов существова- ния, которые Фромм называет «обладание» и «бытие». Отмечая их фунда- ментальные различия, он пишет о том, как ценностные установки человека определяют тип его существования, ориентацию характера и повседнев- ный стиль жизни. Работу Фромма нельзя назвать чисто психологической: она имеет и исторические, и социологические аспекты. В контексте обсуж- даемой нами темы жизненного пути человека, пожалуй, именно широта описания — от связи с социальным контекстом до повседневных привычек человека, с литературными и историческими иллюстрациями — представ- ляет особый интерес.

Упомянутые работы, а также работы других авторов, затрагивающие проблемы существования человека, его жизненного пути, создают основу формирования экзистенциального подхода к анализу жизненного пути.

В целом анализ подходов к исследованию жизненного пути в гумани- тарных науках и психологии демонстрирует растущий интерес к данной проблеме и ее фундаментальное значение, признанное разными научны- ми направлениями. Вместе с тем активное освоение тематики жизненного пути в науке исчисляется лишь несколькими последними десятилетиями, а в отечественной психологии фактически начинается лишь в XXI веке, несмотря на то что задачи изучения жизненного пути были сформули- рованы еще Б. Г. Ананьевым и С. Л. Рубинштейном. Само понятие жиз-


 

ненного пути является скорее собирательным и нуждается в конкре- тизации.

Несомненным своеобразием обладает экзистенциальный подход к по- ниманию и изучению жизненного пути.

 

В рамках экзистенциального подхода важны не социализация и возрастные закономерности развития, не освоение социальных ролей и становление человека как субъекта разных деятельностей, но выстраивание жизненного сценария, его критические точки, жизненные выборы, повороты жизненного пути, словом, всё то, что отражает авторство человека по отношению к собственной жизни.

В соответствии с экзистенциальным подходом человек выбира -

ет свое бытие, что переносит акцент в изучении жизненного пути на выстраивание человеком своей жизни, на жизнетворчество, осу - ществляемые им жизненные выборы и ответственность за автор - ство собственной жизни.

РЕЗЮМЕ

1. Жизненный путь человека является междисциплинарным объектом исследования, объединяющим интересы социологов, культурологов,

психологов.

2. Активное изучение жизненного пути в социологии начинается с 70-х годов ХХ века. Особую популярность приобрел жизненно-событий-

ный подход, анализирующий «расписание жизни». Жизненный путь в современной социологии понимается как результат стремления ин- дивида реализовать один из вариантов своего жизнеустройства.

3. В мировой психологической науке начало изучения жизненного пути связано с именами Ш. Бюлер и Э. Эриксона. Бюлер описала базовые

тенденции жизненного пути и выделила 5 возрастных фаз. Эриксон яв- ляется автором популярной концепции жизненного пути, включающе- го 8 стадий. В более позднее время известность получают лонгитюдные исследования Г. Томэ. В современной психологии наиболее развитыми подходами в изучении жизненного пути являются возрастно-психоло- гический, событийный и нарративный подход.

4. В отечественной психологии разработка идей в области жизненного пути связана с именами Б. Г. Ананьева и С. Л. Рубинштейна. Ананьев

рассматривает жизненный путь как последовательность жизнен- ных событий, формирование личности и субъекта в социально-и- сторическом контексте. Концепция Рубинштейна обосновывает со- бытийный подход к анализу жизненного пути и формулирует идею человека как субъекта жизни. Последующее развитие исследования


 

жизненного пути получают в идеях каузометрического подхода (Кро-

ник, Головаха).

5. Экзистенциальный подход к изучению жизненного пути рассматрива- ет его как процесс становления человека экзистенциальной индивиду-

альностью, субъектом жизни, как выстраивание человеком своей жиз- ни, основывается на авторстве человека по отношению к собственной жизни и на его жизнетворчестве.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Опишите особенности социологического подхода в изучении жиз- ненного пути и его отличия от психологических подходов.

2. Что означает «эпигенетическая диаграмма», принцип которой ис- пользован в концепции жизненного пути Э. Эриксона?

3. Перечислите основные подходы в исследовании жизненного пути в современной психологии.

4. Чем отличаются подходы Ананьева и Рубинштейна к изучению жиз- ненного пути?

5. Сформулируйте сущность экзистенциального подхода к изучению жизненного пути человека.

 

Задание для самостоятельной работы

1. В течение нескольких минут напишите 10–15 ассоциаций к понятию

«жизненный путь». Проанализируйте свои ассоциации. Какой вывод можно сделать на основе ассоциаций, приводимых человеком?

2. Возрастная психология использует два принципа исследования: метод поперечных срезов и лонгитюдный метод. В современной психологии высказываются сомнения относительно релевантности метода попе- речных срезов. Почему?

3. Современным принципом исследовательской методологии является изучение «изменяющегося индивида в изменяющемся мире». Обоснуй- те его необходимость.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, мето- дические и прикладные проблемы. Гродно, 2012.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Время пути: исследования и размышления / под ред. Р. А. Ахмерова и др. Киев, 2008.

Бочавер А. А. Исследование жизненного пути человека в современной зарубежной психологии // Психологический журнал. 2008. № 5. С. 54–62.

Блоссфельд Ж.-П., Хьюнинк И. Исследование жизненных путей в социальных нау- ках: темы, концепции, методы и проблемы // Журнал социологии и социаль- ной антропологии. 2006. Т. 9, № 1. С. 14–44.

Гришина Н. В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. 2007. № 5.

С. 81–88.


 


 

 

 


ЖИЗНЕННЫЕ СЦЕНАРИИ

Понятие жизненного сценария является конкретизацией понятия «жизнен- ный путь». Нормативный жизненный сценарий представляет собой при- нятое в культуре «расписание жизни», основанное на трансляции жизнен- ных моделей и культурного опыта. Индивидуальный жизненный сценарий включает как нормативные компоненты, так и индивидуальные жизненные события, составляющие биографию конкретного человека. Характерными тенденциями современности становятся усиление вариативности жизнен- ных сценариев, их индивидуализация, проявляющаяся во все большей дестандартизации жизненных моделей у более поздних поколений, в дви- жении от детерминации к самодетерминации, в становлении человека как субъекта жизни. Экзистенциальный аспект индивидуализации жизненных сценариев проявляется в осознавании человеком собственного авторства по отношению к жизни.


 

 

11.1
Понятие жизненного сценария

Понятие жизненного пути, как уже отмечалось, пришло в научную литера- туру из обыденной речи, в которой, как и в искусстве, жизнь часто ассоци- ируется с дорогой, путешествием. Метафора пути не случайна и отражает динамические аспекты жизненного процесса. Однако в проводимых иссле- дованиях всё чаще используются более конкретные понятия, позволяющие операционализировать общее понятие жизненного пути в эмпирических характеристиках.

Одним из этих понятий является жизненный сценарий.

В психоаналитической литературе понятие сценария использовал

Э. Бёрн для обозначения жизненного плана, который формируется в ран- нем детстве и становится бессознательной жизненной программой, реали- зуемой человеком. Жизненный сценарий имеет два уровня. Культурный сценарий определяется средой жизни человека, овладение им необходимо для обеспечения соответствия поведения человека нормам социальной жизни. Этот уровень жизненного сценария становится основой для инди- видуального сценария, отражающего конкретные обстоятельства жизни человека, его психологические и личностные особенности.

В современной гуманитарной литературе утвердилось понимание, пришедшее из культурологии и антропологии, где жизненные сценарии определяются как культурно разделяемые представления относительно по- рядка и времени («расписания») жизненных событий в прототипическом жизненном цикле. В этом значении понятие жизненного сценария всё чаще используется в современной психологии, хотя оно и не имеет четко опре- деленного содержания. Целесообразно различать несколько следующих понятий.

 

Нормативный жизненный сценарий как совокупность обяза - тельных событий, отвечающих представлениям своего времени

(в этом значении его содержание близко понятию культурного сце - нария, используемому в социальных науках: социологии, антропо - логии и др.).


Индивидуальный, или персональный жизненный сценарий, вклю - чающий как нормативные компоненты, так и индивидуальные жиз - ненные события, составляющие биографию конкретного человека.

Личная (жизненная) история уникальная история отдельного человека, как правило, описываемая самим человеком. В психоло - гии чаще употребляется понятие «личная история».

Жизненные модели — это сценарии, реализуемые в конкретных сферах, основными из которых являются профессиональная и се - мейная.

11.2
Совокупность этих понятий раскрывает различные аспекты тематики жизненного пути человека. На ранних этапах жизнь человека в наиболь- шей степени подчинена нормативным требованиям, его индивидуальный жизненный сценарий только начинает формироваться. Прохождение «обя- зательной» части жизненного сценария (получение среднего общего об- разования и окончание школы) ставит субъекта перед первым значимым жизненным выбором. Персональный, или индивидуальный, сценарий яв- ляется результатом жизнетворчества самого человека. Жизненные выборы определяют жизненные модели, которые могут быть результатом как само- стоятельного жизненного выбора, так и воспроизводства моделей, приня- тых в обществе и транслируемых «по вертикали», через семью, и «по го- ризонтали», в общении со сверстниками. Изменения жизненного сценария являются следствием сделанных человеком жизненных выборов. Выборы, осуществляемые в критических точках жизненного сценария, становятся его переломными моментами

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.046 с.)